Олимпиада как средство выявления одарённых детей

Каткова Наталья Викторовна

статья "Олимпиада как средство выявления одарённых дететй"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Олимпиада как средство  выявления одарённых детей

Каткова Наталья Викторовна

Педагог-психолог МКОУ Семёновкая сош

     Важнейшим средством развития личностных особенностей ребенка возраста является проведение предметных олимпиад. Олимпиада развивает у школьников интерес к предмету, знакомит с нетрадиционными заданиями и вопросами, пробуждает желание работать с дополнительной литературой, формирует навыки самостоятельной работы, помогает раскрыть творческий потенциал.

Проведение олимпиад помогает учителю показать ученикам значимость изучаемых предметов в школе, обогащает качество обучения, позволяет спланировать индивидуальную работу с талантливыми учениками и показать родителям перспективы развития их ребенка.

Любой участник олимпиады желает добиться лучших результатов. Ученики активно работают в различных  кружках, принимают участие в занятиях по интересам, посещают стимулирующие и поддерживающие занятия. Они с удовольствием решают задачи, выполняют различные упражнения, читают рекомендованную литературу и т.д. Олимпиады подводят итог всей внеклассной работы по изучаемым предметам и дают возможность сравнивать качество подготовки и развития учащихся.

Именно олимпиады позволяют ученику познать и проявить себя, дают возможность самоутвердиться. Даже самые незначительные достижения порождают в ученике веру в свои возможности.

Кроме того, олимпиады способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся, так как некоторые ученики не выделяются на уроках: они старательно изучают программный материал, не выходя за его рамки. Но во время олимпиады такие ученики зачастую проявляют свои способности при решении нестандартных заданий.

  Одаренные дети отличаются друг от друга степенью одаренности, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребенка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации учебного процесса.

Понимание сути одаренности  исключительно важно.

На развитие одаренности и ее своеобразие влияет много факторов. К основным факторам (Мюнхенская многофакторная модель одаренности) относятся:

  1. личностные характеристики;
  2. характеристики окружения;
  3. мотивация достижения;
  4. ожидание успеха;
  5. готовность к напряжению;
  6. стремление к знаниям;
  7. критические события жизни;
  8. способность к преодолеванию стресса;
  9. ролевые ожидания по отношению к высокой одаренности;
  10. успешный и неуспешный опыт;
  11. образование родителей;
  12. микроклимат в семье, в классе, на уроке.

Согласно модели одаренных детей отличают:

  1. высокоинтеллектуальные способности;
  2. креативность (оригинальность, гибкость, продуктивность мышления);
  3. быстрое усвоение и выдающаяся память;
  4. интеллектуальное любопытство и стремление к знаниям;
  5. высокая личностная ответственность;
  6. убежденность в собственной эффективности и самостоятельность суждений;
  7. позитивная система представлений ребенка о самом себе, связанная с адекватной самооценкой.

Поэтому олимпиада может стать эффективным средством  выявления одарённых школьников за счёт правильного подбора заданий.

Для этого нужно, чтобы задания в олимпиадном комплекте не носили  исключительно репродуктивный характер. Вопросов конвергентного типа (проверяющих конкретные знания и допускающих единственно верный ответ), должно быть минимальное количество (их «стоимость» не должна превышать 1/3 максимального количества баллов). Основу комплекта интеллектуально-творческой олимпиады  составляют задания дивергентного типа (имеющие множество вариантов решений, или не имеющие однозначного решения).

При отборе заданий нужно учитывать стратегии построения содержания образования:

1.Стратегия усложнения, предполагающая переход ученика от программных задач по предмету к задачам повышенной трудности, а затем – к творческим, нестандартным задачам, что должно служить стержнем развития интеллектуальных, творческих сил ребенка.

2. Стратегия специального обучения, имеющая целью обучение ребенка формализованным      приемам,      способам      продуктивной интеллектуальной деятельности.

3. Стратегия формирования индивидуального стиля интеллектуально-творческой деятельности через рефлексию собственных мыслительных стратегий и их последующее совершенствование.

4. Стратегия свободного выбора содержания образования (в условиях обогащенной образовательной среды), полагающая собственный выбор ребенка главным гарантом созидательной, творческой деятельности и развития соответствующего типа личности.

К заданиям необходимо прилагать  и дополнительные материалы, направленные  на интеллектуальное развитие, а также на поддержку и стимулирование детского творчества, 

Работа с одаренными детьми требует много времени, внимания и душеного тепла. Но самое главное, конечно, создание условий для максимально возможного развития творческих способностей одаренных детей в сочетании с практическими навыками, интенсивным накоплением социального опыта и формированием уверенности в своих силах.

И в заключение хочется сказать, что олимпиада, как одна из форм выявления одаренных детей,  должна не пугать и отталкивать своей сложностью, а привлекать и стимулировать их к дальнейшему развитию своего творческого потенциала.