«Особенности организации групповых форм работы психолога с родителями»
работа с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rayonnom_obedinenii_pedagogov.docx | 29.83 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности организации групповых форм работы психолога с родителями» |
Практическая работа психолога с родителями реализуется через коллективные (групповые) и индивидуальные формы взаимодействия.
К коллективным формам относятся:
- работа с родителями в группе,
- работа с родителями в парах,
- родительское собрание,
- родительский комитет,
- встречи за "круглым столом",
- тематические психологические консультации и т. д.
К индивидуальным формам относятся:
- индивидуальное консультирование,
- беседа,
- инструктаж и др.
ГРУППОВАЯ РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Групповая работа в образовательном учреждении используется при проведении заседаний методических объединений, на психолого-педагогических семинарах, при работе творческих (проектных) групп, на педагогических советах, при организации различного рода деловых совещаний, для организации обучения и обмена опытом, в работе с родителями.
Метод групповой работы определяют как совместную деятельность людей, которые, работая в группах над решением определенных задач, выбирают направления своей деятельности, средства ее достижения и устанавливают нормы взаимодействия (Л. Я. Лейманн). Проблемы групповой психологии - проблемы взаимодействия людей в рамках небольших объединений - принадлежат к наиболее интенсивно разрабатываемым проблемам в социальной психологии.
Размер группы оказывает влияние на поведение ее членов. Оптимальное количество участников группы:7±2. Существуют некоторые принципы при формировании групп:
- чем больше группа, тем более вероятно встретить в ней привлекательных для себя людей, тем больше возможность получить помощь в случае необходимости;
- чем больше группа, тем более формализованным становится общение между ее членами, возрастает значение лидера, что может привести к усилению иерархии внутри группы, неравенству позиций отдельных ее участников.
Групповая работа с родителями реализует несколько функций:
- коммуникативную - функцию создания и сплочения родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
- личностно-ориентированную - направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, снятие ограничений и раскрытие ресурсов родителей;
- содержательную - направленную на решение проблем;
- инструментальную - позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
- умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.
Группа, в которую входят родители, для которых характерны такие психологические особенности, как властность, демонстративность, ориентация на подавление, может не заметить продуктивных идей, высказываемых недостаточно авторитетными ее членами. Психолог должен культивировать обстановку, в которой будет происходить совместная работа над проблемой, а не принятие единоличных решений.
Группа оказывает самостоятельное воздействие на каждого ее члена, по отношению к которому она может выступать в разных ипостасях - как фон, как организатор контактов и как основной инструмент воздействия на личность.
На эффективность групповой работы влияют характер, значимость проблемы и восприятие ее сложности глазами участников группы. Важен и состав группы: в частности, наличие в группе участников, имеющих затяжной личностный конфликт, может привести к снижению эффекта.
Среди факторов, определяющих эффективность групповой работы, можно выделить такие:
- степень инициативы, самостоятельности и ответственности за результаты общей работы каждого члена группы,
- степень взаимопонимания, взаимоподдержки,
- готовность к продуктивному сотрудничеству,
- совместимость,
- удовлетворенность проделанной работой и т. д.
В работе с родителями можно использовать различные методы: лекцию, дискуссию, исследование, психологический тренинг, психологические игры, тесты.
ЛЕКЦИЯ
Лекция как метод работы с родителями достаточно популярна. Лекция - это знакомая форма трансляции, она позволяет предоставлять большой объем информации, эффективна в начале работы и в большой аудитории.
С помощью иллюстраций, интересных примеров психолог направляет усилия родителей на постановку проблемы.
Условия творческой активности во время лекции: личностно-ориентированный подход. Например, вы приходите прочитать лекцию на тему: "Влияние семьи на формирование личности ребенка". Вы входите в аудиторию и видите, что родители настроились "это" как-то пережить. И здесь вы раздаете листочки и просите ответить на вопрос: "Каково ваше личное мнение по поводу трудностей совре менной семьи?". Годится ответ на любом уровне: на уровне абстрактно-логических дефиниций, н уровне представления, на уровне образа, без подписи, с подписью, как угодно. Хотите пошутить - шутите. Цель данного приема: сосредоточить внимание на вопросе, который будет излагаться, вывести из состояния пассивно-ленивого слушания, выявить типичные стереотипы. Готовность сотрудничать можно усилить, если перевести лекцию в диалог (определите проблемы в своих знаниях и т. д.). Следующую встречу вы начнете с того, что расскажете родителям о них самих. Заканчивать работу желательно рефлексией ("что нового вы узнали, что будете использовать на практике, о чем подумаете и т.д.").
ДИСКУССИЯ
Групповая дискуссия - совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, попытка продвинуться к поиску истины, что позволяет прояснить (возможно, изменить) мнение, позиции, установки и ценности родителей. Групповая дискуссия может быть использована в целях предоставления возможности увидеть проблему с разных сторон.
ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСКУССИИ
"Круглый стол" - беседа, в которой участвует небольшая группа родителей и во время которой происходит обмен мнениями между ними и остальными (например, обсуждение вопросов родительским комитетом).
"Форум" - обсуждение, в ходе которого группа вступает с аудиторией в обмен мнениями. По проблемам, например, причин плохой дисциплины в классе.
"Симпозиум" - более формализованное, по сравнению с предыдущим, обсуждение, в ходе которого родители и психолог выступают с сообщениями, представляющими свои точки зрения, а затем отвечают на вопросы аудитории. Любой из родителей может заявить тему и выступить со своим видением ситуации или проблемы.
"Дебаты" - обсуждение, построенное на ситуации: "докладчик - оппонент".
МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ
Получение, знаний на исследовательской основе противостоит распространенной в практике работе с родителями - манере констатирующего изложения материала - и является наиболее эффективным. Реальные проблемы, недоразумения, конфликты, требующие совместного разрешения ("в класс пришел новичок, дети его отвергают"; "как поднять авторитет класса" и др.) решаются на основе применения следующих схем организации исследования во время занятий с родителями.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Тренинг может быть направлен на тренировку и развитие нужных качеств (умение общаться, слушать, развитие эмпатии и пр.)- Он представляет совокупность активных методов практической психологии, которые используются с целью формирования навыков самопознания и саморазвития.
Специфическими чертами тренинга являются:
- нацеленность на психологическую помощь;
- создание атмосферы доверия и творческой свободы; объективная оценка чувств и эмоций участников относительно себя и дру друга;
- развитие и открытие новых качеств свое личности;
- реализация творческого потенциала и до тижение оптимального уровня жизнеде тельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ
Игра - модель социального взаимодействия средство усвоения социальных установок. Игра расширяет сознание, развивает творческие способное ти, талант к общению. Большое значение имеет как сам процесс игры, так и осмысление происходящего после игры. Для организации игры со взрослыми важным является их отношение друг к другу, самой игре, культурная ситуация в целом.
ДИАГНОСТИКА
Учитывая структуру мотивов человека, его интерес к своим психологическим особенностям, иозможностям своей личности, в качестве инструмента воздействия на систему мотивов и установок в процессе сотрудничества с родителями можно использовать тесты. Во время работы, чтобы сохранить конфиденциальность и душевное спокойствие, каждый обрабатывает тест о себе самостоятельно по предложенной инструкции. Никто посторонний результатов теста не видит. Предполагается, что извлекаемая из результатов теста информация станет предметом размышлений и переживаний, побуждая к самоанализу.
Тест - это прежде всего инструмент диалога. Результаты могут привести к смене установок относительно собственных способностей и возможностей и замене стратегий поведения. Избранная методика, тест или опросник могут использоваться как средство непрямого внушения. С этой целью вопросы и утверждения опросников предъявляются на слух и до проведения сложных тестов сначала предлагаются простые, вводные тесты, которые резко снижают психологическую защиту. В качестве таких тестов в начале занятия на родительском собрании можно использовать методику самооценки по шкалам: самочувствие, активность, настроение и др.
Психологический практикум.
Всем участникам предлагается упражнение “Снежинка”.
Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? Участники отвечают, что не нашли.
А почему? Как вы думаете?
Варианты поступают самые разные и постепенно, по мере их поступления, аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая.
Этот вывод - начало разговора о том, что дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.