"Роль игры в жизни ребенка"

Трушина Софья Николаевна

 

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.  Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_zhizni_rebenka.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль игры в жизни ребенка».

Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов. Игра детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.  Игра есть практика развития. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются потому, что играют.

Игра для ребенка -  дошкольника это:  

  1. Один из основных факторов развития.
  2. Способ ознакомления с различными видами деятельности.
  3. Щадящая форма обучения жизненно важным умениям.
  4. Способ приобщения к миру культуры.
  5. Способ мягкого корректирования поведения.
  6. Деликатное диагностирование уровня развития способностей.
  7. Способ психолого-педагогической помощи в решении проблем.
  8. Наиболее простой способ установления дружеских отношений.

В игре ребенок обучается:

  1. Эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.
  2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.
  3. Осознать свое реальное место среди других людей.
  4. Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и движений. Задача  взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.
  5. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.
  6. Свободно выражать свои чувства. Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.
  7. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.    

Определение детской игры Б. П. Никитина:  

Игра – основной вид деятельности ребёнка. В игре развиваются различные стороны его личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

Игровые методы обучения нацелены на то, чтобы научить детей осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию.

Роль игры в жизни ребенка.

Для нормального развития здорового ребенка необходимо много двигаться, заниматься, играть. Игра помогает ему познавать окружающее пространство, развивать внимание, сосредоточенность, фантазию, логическое мышление. Поэтому родителям важно помнить, что для детей игра – не только забава, а важное и серьезное дело. Постоянно требуя от ребенка тишины и идеального порядка в квартире, вы обрекаете его на безделье, скуку, капризы, а главное – затормаживаете  его общее развитие. Ребенок не знающий, чем себя занять становится либо большим шалуном, либо вялым, малоподвижным, неловким в движениях. В итоге ему будет трудно привить устойчивые интересы, что позднее отразится на его обучении в школе. Помните: нужно уважать занятия вашего ребенка, даже если он еще совсем малыш. Отвлечь его очень легко, поэтому если он чем – то занят, не стоит прерывать это занятие ради того, чтобы накормить ребенка минута в минуту или отправить на прогулку. Постарайтесь проявить терпение и предоставьте ему немного времени, чтобы закончить свою игру. Вмешиваться в занятия малыша нужно лишь в некоторых случаях, например, если ребенок испытывает какие – либо затруднения, скажем, не знает, как обращаться с новой игрушкой. Но оставлять играть ребенка одного, предоставив ему массу игрушек, так, же не верно, играть надо совместно, правильно играть к примеру с юлой, или матрешкой он не научиться. Вместе играя вы развиваете ребенка, только в совместной деятельности ребенок развивается, а не когда он предоставлен сам себе, имея массу игрушек.  Но так, же не стоит быть слишком активным в игре, не давая ребенку играть, а лишь давать ему наблюдать. Иначе ребенок становиться неуверенным в себе, живущим с мыслью что: «хорошо умеют делать, что то взрослые, а ему ни когда не справиться». Детский уголок не должен напоминать игрушечный магазин, игрушки должны быть разнообразными, но не в изобилии. Все хорошо – в меру.

Роли взрослого в детской игре.

  1. Источник ресурсов (пространства, времени, средств).
  2. Организатор предметной игровой среды.
  3. Пассивный наблюдатель.
  4. Активный наблюдатель.
  5. Помощник в затруднительных ситуациях.
  6. Партнёр по общению в ходе игры.
  7. Партнёр по игре.
  8. Инициатор игры.
  9. Руководитель игры.
  10. «Проектировщик» игры.

Главное в детской игре – добиться того, чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, т.е. был увлечен по – настоящему. Только в этом случае игра пойдет ему на пользу. Важно, чтобы он не бросался от одной игрушки к другой, не переключался на несколько задач, а доводил свою игру до конца. Ребенок должен быть хозяином в своем игрушечном мире, следить за порядком, хранить и беречь свои игрушки, а в случае поломки стараться починить их. Ребенок ломает игрушки потому, что устает от однообразия и пресыщения.        

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.