"Индивидуальные особенности и личность".
Формирование личности ребенка – особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnye_osobennosti_i_lichnost.docx | 17.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальные особенности и личность.
Формирование личности ребенка – особая область надежд и тревог родителей. Личность, в широком смысле этого слова, включает в себя индивидуальные психические свойства, традиционно объединяемые в несколько групп. Основные из них: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.
Темперамент.
Темперамент образует свойства поведения человека, обусловленные физиологическими особенностями высшей нервной деятельности. Эти свойства передаются генами, которые малыш может унаследовать от родственников из двух – трех предыдущих поколений.
Основные свойства темперамента:
1. Активность – это интенсивность психической и двигательной деятельности. Активность может быть высокой, средней, низкой. В соответствии с этим людей делят на высокоактивных, умеренно активных и медлительных.
2. Преобладающее отношение к новому проявляется в характере реакций человека при встрече с незнакомыми явлениями, ситуациями, предметами, людьми, пищей и т.д. Это отношение может быть положительным (улыбка, интерес, любопытство), отрицательным (тревога, страх, избегание), безразличным.
3. Преобладающее настроение – повышенное, хорошее, сниженное.
4.Эмоциональная возбудимость (чувствительность) – может быть высокой, средней и низкой. Соответственно этому людей называют возбудимыми, уравновешенными или малоэмоциональными.
5. Гибкость отражает способность человека быстро переключаться, приспосабливаться, т.е. менять цель, точку зрения, настроение, поведение и т.д. Поэтому людей можно разделить на гибких, умеренно гибких и негибких.
6. Внимательность – отражает способность сосредотачиваться на чем – либо, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Внимательность бывает высокой, средней и низкой.
Хотя темперамент с возрастом заметно меняется, многие свойства, проявившиеся у ребенка до 1 -3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.
Способности.
Существуют две противоположные точки зрения на способности ребенка и возможности их развития. Согласно одной их них, любого ребенка можно научить чему угодно, согласно другой, обучаемость полностью зависит от наследственности. Истина, скорее всего, находится посередине. Наблюдая за ребенком, можно заметить – что у него получается с особой легкостью и что вызывает большие трудности. Часто родители 1,5 – 3 летних детей говорят: «Она с первого раза запоминает стихи», «Он прирожденный спортсмен» и т.д.
Характер.
Характер объединяет устойчивые способы поведения человека, приобретенные в процессе взаимодействия со средой. Таким образом, в отличие от темперамента характер является продуктов воспитания и личного опыта.
Формирование характера начинается уже в раннем возрасте и продолжается практически всю жизнь. Наибольшее влияние на характер оказывает семья. Манера взаимоотношений в семье является для ребенка первым образцом культуры общения. Образ жизни родителей во многом определяет интересы и ценности ребенка, его отношение к самому себе и окружающим.
Особое значение имеет стиль воспитания. Командный стиль воспитания способствует формированию таких качеств, как замкнутость, робость, тревожность, отсутствие инициативы. Чрезмерно мягкий или непоследовательный стиль может привести к тому, что ребенок вырастет неуверенным в себе, плохо контролирующим свои поступки. Стиль, основанный на уважении, последовательности и справедливости укрепляет такие черты, как независимость, уверенность в себе, упорство, целеустремленность, легкость в общении со сверстниками.
Осознание себя.
Одной из ключевых сторон формирования личности ребенка является развитие осознания себя. Выделение себя как отдельного существа является многоступенчатым и многолетним процессом, ранние этапы которого приведены ниже.
0 – 3 месяца
Проявляет интерес к другим людям. Изучает других (рассматривает, прислушивается).
3 – 8 месяцев
Отличает себя от других. Изучает себя (рассматривает себя и свое отражение в зеркале, ощупывает себя). Продолжает изучать других. Приобретает первый опыт общения. Узнает других. Различает «своих» и «чужих».
10 – 12 месяцев
Узнает себя. Узнает себя в зеркале. Поворачивается к тому, кто его позвал.
1,5 – 2 года
Обобщение знаний о себе и возникновение понятия о себе. Ослабление привязанности к взрослому. Постепенно объединяются знания о строении своего тела (показывает части своего тела по просьбе), своего имени, своих возможностей. Пытается все делать самостоятельно. Уменьшается зависимость от матери (или того, кто его воспитывает). Может удаляться от матери в незнакомой ситуации.
2 – 2,5 года
Возникновение понятия «Я». Следующим шагом на пути к самоосознанию является употребление ребенком местоимений «Я» и «МОЙ», знание своего пола, своих вещей.
Интересы.
Другая важная сторона развития личности – сфера интересов. Считается, что поведение человека зависит от его желаний и целей, которые формируются на основе интересов .
Интересы ребенка во многом зависят от его способностей. Однако значительное влияние на их формирование оказывают родители, демонстрируя свои предпочтения в повседневной жизни, поощряя определенные виды игр и занятий своего малыша.
Ценности.
По мере накопления ребенком индивидуального опыта предметы, события, люди, слова и другие составляющие окружающего мира приобретают для него различную ценность. В группе «ценное» оказывается все желаемое и приятное, в группе «отвергаемое» - все неприятное и нежелаемое, в группе «неопределенное» все, что не вызывает никакого интереса или эмоций.
Важно отметить, что формирование ценностей не всегда происходит однозначно. Нередко одни и те же объекты или люди в разных ситуациях могут вызывать у малыша разные чувства и, следовательно, оцениваться им по – разному, что приводит к внутренним конфликтам и может быть причиной его противоречивого поведения.
Семинар для родителей детей, находящихся на сопровождении в ЦИПР
Тема: «Индивидуальные особенности и личность».
Индивидуальность человека определяется его внешним видом, манерой общения, способностями, знаниями, интересами, привычками, здоровьем и многими другими признаками. Дети различаются между собой не менее, чем взрослые, причем с первых месяцев жизни.
Цель: ознакомить родителей с индивидуальными психическими свойствами личности, а именно: темперамент, способности, характер, осознание себя, интересы, ценности.
Основные вопросы для обсуждения:
- Что такое темперамент.
- Что такое способности.
- Что такое характер.
- Что значит осознание себя.
- Что такое интересы.
- Что такое ценности.