Методические рекомендации и темы контрольных работ по предмету «Основы педагогики и психологии» (для специальности «Социальная работа»)

Косова Ирина Валерьевна

Представлены методические рекомендации и темы контрольных работ для специальности "Социальная работа"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon k.r._dlya_sr-0411_osnovy_pedagogiki_i_psihologii.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»

(КГБОУ СПО «ДВГГТК»)

Методические рекомендации

и темы контрольных работ

по предмету «Основы педагогики и психологии»

(для специальности «Социальная работа»)

Преп. Косова И.В.

Владивосток 2012

Рекомендации по выполнению контрольной работы.

Контрольная работа – это своеобразный письменный зачет. Она состоит из ответов на ряд вопросов и решений задач и проблемных ситуаций.

 Ввиду того, что данный курс состоит из двух блоков, в контрольной работе  необходимо осветить два вопроса из разных частей. Номера вопросов должны совпадать. Так, если в первом блоке вы выбираете вопрос под номером 10, то во втором блоке вы освещаете вопрос под тем же номером.

Выполнять контрольные работы рекомендуется письменно или в печатном варианте. Объем контрольной работы около 15-25 страниц. Шрифт- 12, Times New Roman, интервал в 1,5. Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. Они должны иметь наименования и оформляться в соответствии с общими правилами.

Перед выполнением каждой очередной контрольной работы студенту выдается Руководство (инструкция) по ее выполнению и список учебно-методической литературы.

Студент выполняет контрольную работу самостоятельно. Рекомендуется соблюдать общие правила оформления. На обложке контрольной работы вверху пишутся фамилия, имя, отчество исполнителя (фамилия – заглавными буквами) и номер зачетной книжки. В средней части обложки обозначается номер контрольной работы. В нижней части проставляются год, месяц и место выполнения работы.

Титульный лист оформляется как и обложка, дополнительно приводится лишь оглавление после обозначения номера контрольной работы.

Каждая контрольная работа должна иметь введение, основную часть и заключение. Список используемой литературы размещается после заключения.

Введение к контрольной работе. В нем следует обозначить цель, которую поставил перед собой студент при выполнении контрольной работы. Это прежде всего своеобразное введение в психологическую проблему, где студент описывает свое видение стоящих перед собой задач по овладению умениями и навыками будущей профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.

Основная часть состоит из теоретической части и, если того требует тема, психологического практикума. Каждый из разделов должен быть четко обозначен и иметь наименование. То же самое относится к заданиям к каждому разделу.

Заключение. После выполнения всех трех разделов пишется заключение, в котором автор подводит итог проведенной работы, кратко формулирует степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя тех или иных профессионально важных качеств специалиста по связям с общественностью.

Список литературы должен соответствовать ГОСТ 7.1–84 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления). Список должен содержать не менее 5-10 источников, в том числе учебные пособия, периодическую литературу, энциклопедические издания, словари и пр.

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Раздел 1. Психология.

1.История развития психологического знания и основные направления в психологии.

2. Отрасли современной психологии.

3. Психоанализ: история и современность.

4. Общее строение нервной системы человека. Понятие организм, мозг, психика.

5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики.

6. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.

7. Понятие и виды бессознательного.

8. Развитие самосознания и «Я-концепции».

9. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).

10. Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека.

11. Эмоции. Виды эмоциональных состояний.

12. Чувства, их роль в жизнедеятельности человека. Физиологические основы чувств.

13. Настроение, страсть как виды эмоциональных состояний.

14. Основные состояния сознания и их нарушения.

15. Определение деятельности, её основные характеристики.

16. Отличие деятельности человека от активности животных.

17. Основные познавательные процессы, присущие человеку, их виды и характеристика.

18. Механизмы и значение стресса в жизни человека.

19. Понятие об информационном стрессе и пути выхода из него.

20. Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека.

21. Восприятие, его виды и свойства.

22. Определение внимания. Свойства внимания, его функции и виды.

23. Понятие памяти. Основные виды памяти и их особенности. Значение памяти в жизнедеятельности людей.

24. Определение и основные виды воображения.

25. Понятие мышления. Виды мышления.

26. Теории творческого мышления.

27. Речь и её функции. Формы речи.  Значение речи в жизни человека, его психологии и поведении.

28. Общее представление о личности. Структура личности. Краткая характеристика основных качеств личности.

29. Индивид, индивидуальность, личность, субъект: соотношение объёма и содержания данных понятий.

30. Социальная среда и формирование личности. Человек как субъект деятельности.

31. Темперамент. Виды темперамента и их характеристика. Роль темперамента в деятельности.

32. Определение характера. Социальный и индивидуальный характер. Акцентуации характера. Влияние характерологических особенностей на жизнедеятельность человека.

33. Способности как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация.

34. Психологические типы личности.

35. Интеллект как оценка общих способностей. Оценка интеллекта. Креативность: творческие способности.

36. Понятие общения. Структура, функции, виды и средства общения.

37. Вербальные и невербальные средства коммуникации.

38. Деловое общение: деловые дискуссии, беседы, переговоры, деловые совещания, их психологические особенности.

39. Теории взаимодействия. Межличностные отношения. Возникновение конфликта в процессе взаимодействия. Способы разрешения конфликта.

40. Средства, методы психологического воздействия.

41. Социально-психологический климат коллектива.

42. Защитные механизмы личности.

43. Профилактика конфликтов в рабочем коллективе.

44. Стратегии и тактики поведения в конфликте.

45. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

Раздел 2. Педагогика.

1. История развития педагогического знания и основные направления в педагогике.

2. Связь педагогической науки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность.

3.Основные методы педагогических исследований, их характеристика.

4. Основные понятия дидактики. Процесс обучения.

5. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи.

6. Функции обучения и их характеристика.

7. Понятие и сущность метода и приёма обучения. Особенности традиционного обучения.

8. Форма обучения, её разновидности.

9. Классификация методов обучения и их роль в активизации познавательной деятельности человека.

10. Классификация методов на основе выделения источников передачи содержания. Сущность и содержание словесных методов, наглядных и практических методов обучения.

11. Классификация методов на основе учёта структуры личности. Методы формирования сознания, поведения, чувств.

12. Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых (по И.Я.Лернер и М.Н.Скаткину).

13. Основные характеристики учебной деятельности. Виды учебной деятельности.

14. Самостоятельная учебная деятельность и её виды.

15. Недостатки традиционного обучения.

16. Понятие средств обучения и их классификация.

17. Понятие проблемного обучения . Основоположники возникновения проблемного обучения. Основные задачи проблемного обучения.

18. Основные условия успешности проблемного обучения.

19. Методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, самостоятельно-исследовательская деятельность.

20.Особенности развивающего обучения.

21. Понятие "активные методы обучения" и их характеристика.

22. Кейс-технология как активный метод обучения.

23. Понятие и значение деловой игры и её виды.

24.Лекция как активный метод обучения (лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением техники обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки» и др.)

25. Сущность процесса воспитания и его особенности.

26. Воспитание как формирование и развитие личности.

27. Принципы воспитания и их характеристика.

28. Понятие и сущность методов воспитания, их классификация и эффективность.

29. Убеждение как метод воспитания и развития личности, его роль в повседневной деятельности человека.

30. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность.

31. Самовоспитание. Методы самовоспитания.

32. Сущность нравственного воспитания и его роль в процессе формирования моральных качеств личности.

33. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся.

34. Сущность и содержание эстетического воспитания, его роль во всестороннем развитии личности.

35. Система средств воспитания, их роль в процессе обучения и воспитания.

36. Взаимосвязь методов воспитания и обучения.

37. Задачи семейного воспитания.

38. Ложные родительские установки.

39. Свобода и вседозволенность в воспитании.

40. Образование как общечеловеческая ценность.

41. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.

42. Образовательная система России.

43. Формы организации учебной деятельности в вузе.

44. Роль самообразования в развитии личности.

45. Андрагогика как наука об обучении взрослых людей.

Литература

Основная литература

1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.

2. Маклаков А.Г. Общая психология.  СПб.: Питер, 2008. – 592 с.

3. Немов  Р.С. Психология:  Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3           кн.-  М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Кн. 1: Общие основы психологии. 688с. Кн. 2: Психология образования.- 608с.

4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б.  Психология: Учебник.  М.: Юрайт- Издат, 2004.  484 с.

5. Педагогика. Уч. пособ. для студентов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

            6. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 368 с.

7. Петровский А.В. Введение в психологию.- М., 1995.

8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- В 2-х т.- Ростов- н/Д: Феникс, 1996.- 416с.

            9. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003. – 672 с.

          10. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.

11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592 с.

Дополнительная литература

12.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.- М., 1999.

            13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 339 с.

14. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560 с.

15.Безрукова В.С. Педагогика: Учеб.пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996.

16. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2004. – 1136 с.

17. Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6т.- Т.1.- М.: Педагогика, 1982.

18.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1996.

19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.

20. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юнити, 2004. – 415 с.

21.Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. ВУЗов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.

22. Дружинин В.Н. Психология XXI века. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.

23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб, 1999.

24.Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности.- М.: Институт психологии, 1996.

25. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.

26. Кроль В.М. Психология и педагогика для технических вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.

27. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004. – 336 с.

28.Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.

29.Кулачина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1991.

30. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.

31.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.

32.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.- М.: Прометей, 1996.

33. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. – СПб. Питер, 2005. – 794 с.

34. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.Д. Смирнова.  М.: «Академия», 2001. – 342 с.

35. Педагогика. Уч. пособ. для студ. пед. ин-тов./ Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.

36.Поваляева М.А. Психология и этика делового общения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.

37.Психология и педагогика/ Сост. и отв. ред. А.А.Радугин.- М.: Центр, 1996.

38.Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Отв. ред В.М.Николаенко.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 2000.

39. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина – М.: Изд. Института Психотерапии, 2002. – 585 с.

40.Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского.- М., 1990.

41. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.

42.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций.- М.: Владос, 1995.

43. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии.  М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.

44.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб, 1999.

45. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 248 с.

46. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 2003. – 240 с.

47. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 304 с.

48. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. 2-е изд., перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.

49. Теории личности: познание человека. / С. Клонингер – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.

50.Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых.- М.- Л., 1931.

51. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

52. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с.

53.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ.- М.: Высшая школа, 1990.

54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 608 с.

55.Хрестоматия по истории психологии./ Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н.- М.: Изд-во МГУ, 1980.

56. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.