Методические рекомендации и темы контрольных работ по предмету «Основы педагогики и психологии» (для специальности «Социальная работа»)
Представлены методические рекомендации и темы контрольных работ для специальности "Социальная работа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r._dlya_sr-0411_osnovy_pedagogiki_i_psihologii.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»
(КГБОУ СПО «ДВГГТК»)
Методические рекомендации
и темы контрольных работ
по предмету «Основы педагогики и психологии»
(для специальности «Социальная работа»)
Преп. Косова И.В.
Владивосток 2012
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Контрольная работа – это своеобразный письменный зачет. Она состоит из ответов на ряд вопросов и решений задач и проблемных ситуаций.
Ввиду того, что данный курс состоит из двух блоков, в контрольной работе необходимо осветить два вопроса из разных частей. Номера вопросов должны совпадать. Так, если в первом блоке вы выбираете вопрос под номером 10, то во втором блоке вы освещаете вопрос под тем же номером.
Выполнять контрольные работы рекомендуется письменно или в печатном варианте. Объем контрольной работы около 15-25 страниц. Шрифт- 12, Times New Roman, интервал в 1,5. Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. Они должны иметь наименования и оформляться в соответствии с общими правилами.
Перед выполнением каждой очередной контрольной работы студенту выдается Руководство (инструкция) по ее выполнению и список учебно-методической литературы.
Студент выполняет контрольную работу самостоятельно. Рекомендуется соблюдать общие правила оформления. На обложке контрольной работы вверху пишутся фамилия, имя, отчество исполнителя (фамилия – заглавными буквами) и номер зачетной книжки. В средней части обложки обозначается номер контрольной работы. В нижней части проставляются год, месяц и место выполнения работы.
Титульный лист оформляется как и обложка, дополнительно приводится лишь оглавление после обозначения номера контрольной работы.
Каждая контрольная работа должна иметь введение, основную часть и заключение. Список используемой литературы размещается после заключения.
Введение к контрольной работе. В нем следует обозначить цель, которую поставил перед собой студент при выполнении контрольной работы. Это прежде всего своеобразное введение в психологическую проблему, где студент описывает свое видение стоящих перед собой задач по овладению умениями и навыками будущей профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.
Основная часть состоит из теоретической части и, если того требует тема, психологического практикума. Каждый из разделов должен быть четко обозначен и иметь наименование. То же самое относится к заданиям к каждому разделу.
Заключение. После выполнения всех трех разделов пишется заключение, в котором автор подводит итог проведенной работы, кратко формулирует степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя тех или иных профессионально важных качеств специалиста по связям с общественностью.
Список литературы должен соответствовать ГОСТ 7.1–84 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления). Список должен содержать не менее 5-10 источников, в том числе учебные пособия, периодическую литературу, энциклопедические издания, словари и пр.
ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел 1. Психология.
1.История развития психологического знания и основные направления в психологии.
2. Отрасли современной психологии.
3. Психоанализ: история и современность.
4. Общее строение нервной системы человека. Понятие организм, мозг, психика.
5. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики.
6. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура сознания.
7. Понятие и виды бессознательного.
8. Развитие самосознания и «Я-концепции».
9. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).
10. Воля как характеристика сознания. Структура волевого действия. Значение волевых процессов в жизнедеятельности человека.
11. Эмоции. Виды эмоциональных состояний.
12. Чувства, их роль в жизнедеятельности человека. Физиологические основы чувств.
13. Настроение, страсть как виды эмоциональных состояний.
14. Основные состояния сознания и их нарушения.
15. Определение деятельности, её основные характеристики.
16. Отличие деятельности человека от активности животных.
17. Основные познавательные процессы, присущие человеку, их виды и характеристика.
18. Механизмы и значение стресса в жизни человека.
19. Понятие об информационном стрессе и пути выхода из него.
20. Понятие об ощущениях. Виды ощущений. Значение ощущений в жизни человека.
21. Восприятие, его виды и свойства.
22. Определение внимания. Свойства внимания, его функции и виды.
23. Понятие памяти. Основные виды памяти и их особенности. Значение памяти в жизнедеятельности людей.
24. Определение и основные виды воображения.
25. Понятие мышления. Виды мышления.
26. Теории творческого мышления.
27. Речь и её функции. Формы речи. Значение речи в жизни человека, его психологии и поведении.
28. Общее представление о личности. Структура личности. Краткая характеристика основных качеств личности.
29. Индивид, индивидуальность, личность, субъект: соотношение объёма и содержания данных понятий.
30. Социальная среда и формирование личности. Человек как субъект деятельности.
31. Темперамент. Виды темперамента и их характеристика. Роль темперамента в деятельности.
32. Определение характера. Социальный и индивидуальный характер. Акцентуации характера. Влияние характерологических особенностей на жизнедеятельность человека.
33. Способности как проявление индивидуального в психике. Понятие о способностях, их классификация.
34. Психологические типы личности.
35. Интеллект как оценка общих способностей. Оценка интеллекта. Креативность: творческие способности.
36. Понятие общения. Структура, функции, виды и средства общения.
37. Вербальные и невербальные средства коммуникации.
38. Деловое общение: деловые дискуссии, беседы, переговоры, деловые совещания, их психологические особенности.
39. Теории взаимодействия. Межличностные отношения. Возникновение конфликта в процессе взаимодействия. Способы разрешения конфликта.
40. Средства, методы психологического воздействия.
41. Социально-психологический климат коллектива.
42. Защитные механизмы личности.
43. Профилактика конфликтов в рабочем коллективе.
44. Стратегии и тактики поведения в конфликте.
45. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.
Раздел 2. Педагогика.
1. История развития педагогического знания и основные направления в педагогике.
2. Связь педагогической науки с другими науками. Основные задачи педагогической науки, их сущность.
3.Основные методы педагогических исследований, их характеристика.
4. Основные понятия дидактики. Процесс обучения.
5. Понятие и сущность процесса обучения, его задачи.
6. Функции обучения и их характеристика.
7. Понятие и сущность метода и приёма обучения. Особенности традиционного обучения.
8. Форма обучения, её разновидности.
9. Классификация методов обучения и их роль в активизации познавательной деятельности человека.
10. Классификация методов на основе выделения источников передачи содержания. Сущность и содержание словесных методов, наглядных и практических методов обучения.
11. Классификация методов на основе учёта структуры личности. Методы формирования сознания, поведения, чувств.
12. Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых (по И.Я.Лернер и М.Н.Скаткину).
13. Основные характеристики учебной деятельности. Виды учебной деятельности.
14. Самостоятельная учебная деятельность и её виды.
15. Недостатки традиционного обучения.
16. Понятие средств обучения и их классификация.
17. Понятие проблемного обучения . Основоположники возникновения проблемного обучения. Основные задачи проблемного обучения.
18. Основные условия успешности проблемного обучения.
19. Методы проблемного обучения: проблемное изложение, частично-поисковая деятельность, самостоятельно-исследовательская деятельность.
20.Особенности развивающего обучения.
21. Понятие "активные методы обучения" и их характеристика.
22. Кейс-технология как активный метод обучения.
23. Понятие и значение деловой игры и её виды.
24.Лекция как активный метод обучения (лекция-беседа или диалог с аудиторией, лекция-дискуссия, лекция с применением техники обратной связи, лекция с применением элементов «мозговой атаки» и др.)
25. Сущность процесса воспитания и его особенности.
26. Воспитание как формирование и развитие личности.
27. Принципы воспитания и их характеристика.
28. Понятие и сущность методов воспитания, их классификация и эффективность.
29. Убеждение как метод воспитания и развития личности, его роль в повседневной деятельности человека.
30. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность.
31. Самовоспитание. Методы самовоспитания.
32. Сущность нравственного воспитания и его роль в процессе формирования моральных качеств личности.
33. Трудовое воспитание и профессиональная ориентация учащихся.
34. Сущность и содержание эстетического воспитания, его роль во всестороннем развитии личности.
35. Система средств воспитания, их роль в процессе обучения и воспитания.
36. Взаимосвязь методов воспитания и обучения.
37. Задачи семейного воспитания.
38. Ложные родительские установки.
39. Свобода и вседозволенность в воспитании.
40. Образование как общечеловеческая ценность.
41. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс.
42. Образовательная система России.
43. Формы организации учебной деятельности в вузе.
44. Роль самообразования в развитии личности.
45. Андрагогика как наука об обучении взрослых людей.
Литература
Основная литература
1. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2004. – 480 с.
2. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2008. – 592 с.
3. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. Кн. 1: Общие основы психологии. 688с. Кн. 2: Психология образования.- 608с.
4. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. – М.: Юрайт- Издат, 2004. – 484 с.
5. Педагогика. Уч. пособ. для студентов пед. вузов и пед. колледжей/ Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
6. Педагогика профессионального образования: Учеб. пособие / Е.П. Белозерцев и др.; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Изд. центр «Академия», 2009. – 368 с.
7. Петровский А.В. Введение в психологию.- М., 1995.
8. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии.- В 2-х т.- Ростов- н/Д: Феникс, 1996.- 416с.
9. Психология. Учебник для экономических вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003. – 672 с.
10. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2009. – 432 с.
11. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 592 с.
Дополнительная литература
12.Агеев В.С. Психология межгрупповых отношений.- М., 1999.
13. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 339 с.
14. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 560 с.
15.Безрукова В.С. Педагогика: Учеб.пособие.- Екатеринбург: Деловая книга, 1996.
16. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Эксмо, 2004. – 1136 с.
17. Выготский Л.С.Собр. соч.: В 6т.- Т.1.- М.: Педагогика, 1982.
18.Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.- М., 1996.
19. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Речь, 2003. – 655 с.
20. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: Юнити, 2004. – 415 с.
21.Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. ВУЗов.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.- 432с.
22. Дружинин В.Н. Психология XXI века. – М.: ПЕР СЭ, 2003. – 863 с.
23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.- СПб, 1999.
24.Колесников В.Н. Лекции по психологии индивидуальности.- М.: Институт психологии, 1996.
25. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 940 с.
26. Кроль В.М. Психология и педагогика для технических вузов. – М.: Высшая школа, 2004. – 325 с.
27. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций. – М.: Омега-Л, 2004. – 336 с.
28.Кузнецов В.И. Принципы активной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.
29.Кулачина И.Ю. Возрастная психология.- М., 1991.
30. Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
31.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М., 1975.
32.Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций.- М.: Прометей, 1996.
33. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. – СПб. Питер, 2005. – 794 с.
34. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учебное пособие / Под ред. С.Д. Смирнова. – М.: «Академия», 2001. – 342 с.
35. Педагогика. Уч. пособ. для студ. пед. ин-тов./ Под ред. Ю.К.Бабанского.- М.: Просвещение, 1983.
36.Поваляева М.А. Психология и этика делового общения.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
37.Психология и педагогика/ Сост. и отв. ред. А.А.Радугин.- М.: Центр, 1996.
38.Психология и педагогика: Учеб. пособие/ Отв. ред В.М.Николаенко.- М.: ИНФРА-М; Новосибирск, 2000.
39. Психология и педагогика. Учебное пособие / Под ред. А.А. Бодалева, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева, В.А. Сластенина – М.: Изд. Института Психотерапии, 2002. – 585 с.
40.Психология: Словарь/ Под общ. ред. А.В.Петровского.- М., 1990.
41. Психология. Учебник для гуманитарных вузов / Под общ. ред. В.Н. Дружинина – СПб.: Питер, 2003. – 656 с.
42.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций.- М.: Владос, 1995.
43. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация: Уроки социальной психологии. – М.: Аспект Пресс, 2000. – 429 с.
44.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб, 1999.
45. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. – СПб.: Питер, 2004. – 248 с.
46. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие – М.: Народное образование, 2003. – 240 с.
47. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 304 с.
48. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология и педагогика для технических вузов. 2-е изд., перераб. – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 512 с.
49. Теории личности: познание человека. / С. Клонингер – СПб.: Питер, 2004. – 720 с.
50.Торндайк Э. и др. Психология обучения взрослых.- М.- Л., 1931.
51. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.
52. Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 864 с.
53.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособ.- М.: Высшая школа, 1990.
54. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). 3-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 608 с.
55.Хрестоматия по истории психологии./ Под ред. Гальперина П.Я., Ждан А.Н.- М.: Изд-во МГУ, 1980.
56. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. – СПб.: Питер, 2004. – 224 с.