Методические рекомендации и темы контрольных работ по предмету МДК 02.02 «Возрастная педагогика и психология, семьеведение» (для специальности «Социальная работа»)
Представлены методические рекомендации и темы контрольных работ по предмету МДК 02.02 "Возрастная педагогика и психология,семьеведение"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.r._dlya_sr-0411zaochnoe_semevedenie.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Дальневосточный государственный гуманитарно-технический колледж»
(КГБОУ СПО «ДВГГТК»)
Методические рекомендации
и темы контрольных работ
по предмету МДК 02.02 «Возрастная педагогика и психология, семьеведение»
(для специальности «Социальная работа»)
Преп. Косова И.В.
Владивосток 2012
Рекомендации по выполнению контрольной работы.
Контрольная работа – это своеобразный письменный зачет. Она состоит из ответов на ряд вопросов и решений задач и проблемных ситуаций.
Ввиду того, что данный курс состоит из двух блоков, в контрольной работе необходимо осветить два вопроса из разных частей. Номера вопросов должны совпадать. Так, если в первом блоке вы выбираете вопрос под номером 10, то во втором блоке вы освещаете вопрос под тем же номером.
Выполнять контрольные работы рекомендуется письменно или в печатном варианте. Объем контрольной работы около 15-25 страниц. Шрифт- 12, Times New Roman, интервал в 1,5. Рисунки, графики, чертежи, таблицы нумеруются. Они должны иметь наименования и оформляться в соответствии с общими правилами.
Перед выполнением каждой очередной контрольной работы студенту выдается Руководство (инструкция) по ее выполнению и список учебно-методической литературы.
Студент выполняет контрольную работу самостоятельно. Рекомендуется соблюдать общие правила оформления. На обложке контрольной работы вверху пишутся фамилия, имя, отчество исполнителя (фамилия – заглавными буквами) и номер зачетной книжки. В средней части обложки обозначается номер контрольной работы. В нижней части проставляются год, месяц и место выполнения работы.
Титульный лист оформляется как и обложка, дополнительно приводится лишь оглавление после обозначения номера контрольной работы.
Каждая контрольная работа должна иметь введение, основную часть и заключение. Список используемой литературы размещается после заключения.
Введение к контрольной работе. В нем следует обозначить цель, которую поставил перед собой студент при выполнении контрольной работы. Это прежде всего своеобразное введение в психологическую проблему, где студент описывает свое видение стоящих перед собой задач по овладению умениями и навыками будущей профессиональной деятельности специалиста по связям с общественностью.
Основная часть состоит из теоретической части и, если того требует тема, психологического практикума. Каждый из разделов должен быть четко обозначен и иметь наименование. То же самое относится к заданиям к каждому разделу.
Заключение. После выполнения всех трех разделов пишется заключение, в котором автор подводит итог проведенной работы, кратко формулирует степень достижения целей и задач, которые он ставил перед собой, дает самооценку уровня сформированности у себя тех или иных профессионально важных качеств специалиста по связям с общественностью.
Список литературы должен соответствовать ГОСТ 7.1–84 (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления). Список должен содержать не менее 5-10 источников, в том числе учебные пособия, периодическую литературу, энциклопедические издания, словари и пр.
Контрольные работы по предмету МДК 02.02 «Возрастная педагогика и психология, семьеведение» преп. Косова И.В.
Блок 1 «Возрастная психология»
- Возрастная психология как отрасль психологической науки. Разделы возрастной психологии. Их разработанность и значение.
- Связь возрастной психологии с другими отраслями науки. Теоретические и практические задачи возрастной психологии.
- История становления возрастной психологии. Возникновение педологии, ее критика и значение для возрастной психологии.
- Методы возрастной психологии.
- Движущие силы психического развития. Взаимосвязь обучения и развития.
- Понятие психологического возраста. Основные структурные компоненты возраста.
- Возрастные кризисы в психическом развитии человека.
- Проблема периодизации в трудах отечественных психологов.
- Развитие психики на первом году жизни. Значение безусловных рефлексов в развитии ребенка.
- Кризис новорожденности. Роль матери в восстановлении физического и эмоционального комфорта ребенка.
- Проблема психической депривации.
- Понятие кризиса первого года жизни. Психическое развитие в раннем детстве. Основные закономерности и стадии развития предметных действий в раннем детстве.
- Ранние формы развития восприятия, основные закономерности наглядно – действенного мышления.
- Особенности эмоционального развития ребенка. Психологическое содержание кризиса трехлетнего возраста.
- Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Сущность и развитие игры.
- Продуктивные формы деятельности (конструирование, рисование и др.) и их роль в развитии дошкольника.
- Развитие личности в дошкольном возрасте. Особенности межличностных отношений со сверстниками.
- Личностные, интеллектуальные, эмоционально – волевые предпосылки готовности к школьному обучению. Понятие о «кризисе семи лет».
- Учебная деятельность как ведущая в младшем школьном возрасте. Развитие мотивов учебной деятельности.
- Познавательное и личностное развитие младшего школьника. Особенности общения со сверстниками.
- Психологические трудности младшего школьника. Проблема психогенной школьной дезадаптации.
- Физиологические изменения в подростковом возрасте.
- Общение со сверстниками как ведущая деятельность в подростковом возрасте.
- Подростковый кризис.
- Развитие познавательных процессов в подростковом возрасте
- Развитие личности подростка. «Я - концепция» как центральное новообразование подросткового возраста.
- Психическое развитие в ранней юности.
- Проблемы индивидуального развития взрослого человека. Психологические особенности периода молодости (поздней юности).
- Период взрослости. Кризис 30-летнего возраста. Трудовая деятельность как ведущая в этот период.
- Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Развитие психических функций.
- Половозрастные изменения в период зрелости как причина стрессовых состояний. «Кризис середины жизни» его психологическое содержание.
- Психология людей пожилого и старческого возраста. Общие закономерности и теории старения, виды старения в геронтологии.
Блок 2 «Семьеведение»
- Понятие, предмет, методы и принципы семьеведения.
- Сущность понятий «семья», «брак», «домохозяйство».
- Происхождение и сущность семьи.
- Предпосылки создания семьи.
- Эволюция брачно-семейных отношений.
- Тенденции современного развития семьи и брака.
- Понятие функций семьи, специфические и неспецифические функции. Функции домохозяйства.
- Реализация функций современной российской семьей.
- Типология семьи (Т.А. Гурко, Дж. Мэрдок, демографическая типология).
- Типологические особенности современной российской семьи.
- Понятие жизненного цикла семьи и подходы к его рассмотрению. Этапы жизненного цикла.
- Понятие многодетности и критерии ее определения. Репродуктивные установки и мотивы.
- Основные проблемы многодетных семей.
- Социальная работа с многодетными семьями.
- Понятие молодой семьи и ее основные проблемы.
- Планирование семьи и подготовка молодежи к браку.
- Социальная помощь молодой семье.
- Определение инвалидности, структура и причины детской инвалидности.
- Проблемы семьи с ребенком-инвалидом.
- Права, льготы и социальные гарантии, предоставляемые детям-инвалидам и семьям, в которых они воспитываются.
- Причины возникновения неполных семей и их социальная защита.
- Определение государственной семейной политики. Механизмы ее реализации.
- Приоритеты, цели, основные направления и формы государственной семейной политики.
- Принципы семейной политики и ее технология.
- Структура управления государственной семейной политикой.
- Разработка федеральных и региональных программ и проектов по реализации семейной политики.
- Пособия и выплаты семье на детей.
- Компенсационные выплаты взрослым членам семьи, пособия, пенсии.
- Виды и типы учреждений оказывающих социальную помощь семье.
- Структура и субъекты социальных служб.
- Основные технологии работы социальных служб.
- Система органов и служб социальной помощи семье и детям в Приморском крае.
Литература
Блок 1
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. – М., 1982. – Т.1.
- Басов М.Я. Избранные психологические произведения. – М., 1975.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М.,1968.
- Выготский Л.С. Проблема возраста Собр. Соч.: В 6т. - М., 1983. – Т.4.
- Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М., 2009.
- Исаев Д. Н. Психосоматические расстройства у детей. – СПб., 2008.
- Каган В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации Вопр. Психологии. – 1984. -№4.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1972.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 2006.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тревола, 2008. – 352с.2.
- Шилова Е.А. Психологическая типология школьников с отставаниями в учении и отклонениями в поведении. – М., 1995.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М .: Педагогика 2006.
Блок 2
- Антонов А.И. Социология семьи / А.И. Антонов, В.М. Медведков. М., 2006.
- Борисов В.А. Деградация института современной семьи // В.А. Борисов. Семья в России. 1995. № 1–2.
- Берн Шон. Гендерная психология. – СПб., Издательский дом «НЕВА», 2008.–320 с.
- Васильева Э.К. Семья и ее функции / Э.К. Васильева. М., 1975.
- Голод С.И. Моногамная семья: кризис или эволюция? / С.И. Голод. Психология семья. Хрестоматия. М., С. 245–258.
- Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. Спб., 2008.
- Джемс М. Корни брака / Психология семья. Хрестоматия / М. Джемс. М., С. 35–64.
- Зацепин А.И. Брак и семья / А.И. Зацепин. Психология семьи. Хрестоматия. М.: Бахрах, С. 3–32.
- Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: Учебное пособие – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004. – 216 с.
- Технологии социальной работы с детьми и подростками. / Под ред. В.Н. Келасьева. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. – 264 с.
- Черняк Е.М. Социология семьи: Учебное пособие. – М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. – 238 с.