Аутогенная модификация.
Предварительный просмотр:
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЛАДИКАВКАЗСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
Методика проведения
практического занятия по дисциплине
«Управленческая психология»
Тема «Конфликты и стрессы»
«Отработка навыков выхода из состояния фрустрации».
«Аутогенная модификация»
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии
оргтехнических и товароведных
дисциплин
Протокол № 5
От «14» 12 2008 г.
Председатель Э.А.Кубалова
Практическое занятие «Отработка навыков выхода из состояния фрустрации или Аутогенная модификация» предлагает провести после изучения темы «Эмоциональный климат- процесс обслуживания и его коррекция. Особенности труда работников торговли.»
Это занятие имеет своей целью научить студентов четко определять задачи, которые мешают выполнению поставленных задач, разрабатывать и создавать комплексный позитивный образ, нейтрализующий состояние, мешающие выполнению задач.
Для проведения практического занятия предлагается следующий план:
1. Организация группы -1-2 мин.
2. Проверка знаний студентов - 15 - 20 мин
Вопросы для фронтального опроса:
- Понятие и типы психологических состояний.
- Стрессы, их определение.
- Дистрессы, их определения, причины возникновения.
- Аффектные состояния, их отличия от других типов в эмоциональных состояниях.
- Настроения, их влияние на восприятия ситуации и поведение продавца и покупателей.
- Понятие (психологического состояния) психоматического состояния.
- Понятие аутогенной тренировки, ее значение и регулирование эмоционального состояния.
- Кабинеты релаксации ( комнат психологической разгрузки ) в профилактике переутомления и нервной напряженности.
- Типы переживаний фрустрации.
- Факторы, определяющие "эмоциональный климат" процесса обслуживания.
3. Вводная инструкция преподавателя по обработке практического
занятия:
а) значение (практического занятия) аутогенной модификации для снятия психологического напряжения у менеджера (коммерсанта, продавца, бухгалтера, юриста).
б) порядок обработки практического занятия.
Руководство к работе прилагается.
4.Самостоятельная работа студентов.
В процессе самостоятельной работы преподаватель проводит текущий инструктаж.
5.Подведение итогов работы
6.Задание на дом
- Составить три задачи, которые следует решить применяя аутогенную модификацию.
- Повторить тему по конспекту и по книге: Леви В. «Аутогенная тренировка» ст.3 - 7
Психологический словарь.
Руководство к практическому занятию по теме: «Отработка навыков выхода из состояния фрустрации. Аутогенная модификация» (изменение своего состояния и поведения в аутогенном состоянии).
- Составить список задач, которые Вы хотите решить с помощью аутогенной тренировки и распределить их по степени сложности для Вас. Начинать следует с самой легкой.
- Описать картину состояния, которое мешает достижению поставленной цели. Обратить внимание на его эмоциональный, мыслительный и телесный компоненты.
Например: успешной сдаче экзаменов мешает робость, сопровождаемая
напряжением (эмоциональный), ощущение холода вдоль
позвоночника (телесный), мыслями (мысленный) типа:
«Ну все! Не сдам!»
3. Создать комплексный позитивный образ, противоположный вышеописанному.
В данном случае образ может быть таким: спокойствие, тепло вдоль позвоночника и мысль: «Я уверен в себе» или короче «Уверен».
Формулы самовнушения должны удовлетворять следующим требованиям:
1. Краткость. Мы не мыслим длинными, развернутыми предложениями, поэтому короткая фраза будет лучше запечетливаться нашим сознанием.
Например: формула «Спокоен» лучше, чем «Я спокоен и уверен в себе в любых ситуациях».
- Позитивность. Формула должна утверждать, а не отрицать. Например, формула: «Я не боюсь экзаменов» может усилить боязнь. Следует применять формулу: «Уверен», «Все помню», «Все будет хорошо» и т.д.
- Индивидуальность. Формула составляется только для Вас, она не должна удовлетворять всех.
4. Составить таблицу. В первом ее столбце разместить стоящие перед Вами задачи, начиная с самых простых и кончая самыми сложным.
Во втором столбце поместить комплексный, позитивный образ для каждой ситуации.
№№ пп | Задача | Мешающее состояние | Комплексный позитивный образ |
1 | Перестать курить | Тянущее ощущение «под ложечкой», тревога, мысль «Покурю последний раз». | Спокойствие, тепло в солнечном сплетении, формула: «Я могу». |
Преподаватель Семёнова Е. Г.