Профилактика суицидального поведения учащихся в образовательном учреждении

Выступление на семинаре для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_suicidalnogo_povedeniya_uchashchihsya_v_ou.docx50.37 КБ

Предварительный просмотр:

Цель работы: формирование психологической готовности участников семинара к работе с подростками 12 – 15 лет группы суицидального риска.

Задачи:

  1. Сориентировать участников на изучение психолого-педагогических, клинико-психологических теоретических, педагогических основ, необходимых для работы по профилактике суицидов.
  2. Рассмотреть задачи администрации, классного руководителя, школьного психолога, педагога-предметника, социального педагога по профилактике суицидальных попыток.
  3. Изучить и проанализировать практико-теоретические основы, имеющие рекомендательный характер, по работе с подростками группы суицидального риска.
  4. Проанализировать известные случаи суицидальных попыток; ответить на вопрос: что может сделать школа для предотвращения трагедии?
  5. Предложить воспитательные, учебные мероприятия для профилактики суицида в подростковой среде.

Необходимый материал: терминология основных понятий суицида для педагогов, родителей; рекомендации и памятка по выявлению подростков группы суицидального риска, частные случаи истинных и демонстративных суицидальных попыток, презентация по теме.

Рекомендуемая литература:

  1. Арнольд О. Дар редчайший, дар бесценный//Vita. – 1999, №3 – с. 22-24.
  2. Волкова А.Н. Психолого-педгогическая поддержка детей суицидентов//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1998, №2 – с. 36-43.
  3. Вроно Е. Что толкает в петлю//Деловой мир. – 1994 (30.05 – 06.06) – с. 30.
  4. Дарк О. Право на смерть//Независимая газета. – 1999 (3 сентября) – с. 16.
  5. Лебедев В.И. Личность в экстремальных условиях. – М., 1987.
  6. Мелихова А. Мышь черная, белая… или профилактика суицида//Учительская газета. – 1999, №28/29 – с. 18.
  7. Научные и организационные проблемы в суицидологии. – М., 1983.
  8. Павлов И.П. Самоубийство – великая печаль русской жизни//Медицинская газета, 1999 (28 мая) – с. 15.
  9. Снайдер Р. Практическая психология для подростков. – М., 1995.
  10. Трегубов Л., Вагин Ю. Эстетика самоубийства. – М., 1993.

слайд «Для веселия планета наша мало оборудована,

                                             Надо вырвать радость у грядущих дней,

                                В этой жизни умереть не трудно.

                                         Сделать жизнь значительно трудней».

В. Маяковский. «Сергею Есенину»

           слайд Зигмунд Фрейд в свое время ввел понятие «инстинкт смерти» - стремление к саморазрушению, очевидно, заложенное в нем от природы – если все живое вокруг изо всех сил борется за существование, то отдельные человеческие индивиды, наоборот, вкладывают недюжинную энергию в то, чтобы полностью испортить себе жизнь, а иногда и расстаться с нею. Поистине человек – странное создание: только он способен на самоуничтожение, лишь ему присуще загадочное влечение к смерти – никакому другому живому существу это не свойственно.

           слайд Россия занимает первое место в мире по числу детских и подростковых суицидов. Ежегодно около  1000 000  человек в мире погибают из-за суицидов, от 10 до 20 миллионов — совершают попытки. По данным Всемирной организации здравоохранения, суицид является третьей причиной смертности подростков после несчастных случаев и убийств.

                 слайд 15-летний подросток решился на роковой шаг после того, как родители запретили ему играть в любимую компьютерную игру. Девятиклассник Алеша Старчиков сбросился с крыши девятиэтажного дома, когда взрослые запретили ему играть в любимую стрелялку. Сидя на самом краю крыши, мальчик говорил спасателям, что его лишили последней отдушины и жить дальше нет смысла.

       Вечером 27 сентября 2011 года в ванной комнате своей квартиры, в городе Тюмени был обнаружен повесившимся 18-летний молодой человек. Как выяснилось, он был представителем субкультуры «эмо». По предварительной версии, трагедия произошла так как накануне самоубийства он получил на свой адрес в социальной сети «ВКонтакте» сообщение от своих знакомых том, что его лучший друг скончался, покончив с собой.

Не сумев пережить потери друга, молодой человек то же покончил жизнь самоубийством через повешение. Несмотря на все предпринятые меры работникам «скорой помощи» спасти молодого человека не удалось. 

               слайд  Подросток принял смертельную дозу лекарства, а потом заклеил себе рот скотчем. Мальчик жил в хорошей семье, учился в гимназии. В квартире Никиты осмотрели его компьютер. Тут-то все и встало на свои места: он уже несколько месяцев был зарегистрирован в одном из виртуальных клубов самоубийств - это сайты, на которых люди обсуждают различные способы ухода из жизни. Тот способ суицида, который выбрал Никита, подробно описан на многих их них.

       Северную столицу России потрясло самоубийство двух влюбленных молодых людей: 15-летней школьницы и 19-летнего студента. Их тела были найдены в виселице на окраине города.

Выяснилось, что родители молодых людей были не в восторге от отношений своих отпрысков, и запрещали им встречаться.

Смертельные случаи в Удмуртии, Тверской, Тюменской, Мурманской, Московской областях привели следователей в Интернет. Там в соцсети есть группа "Хочу умереть и ищу друга- самоубийцу". Так, в городе Железнодорожном родители школьницы увидели, куда заходит дочь, и отец отключил Сеть. Девочка после этого вскрыла себе вены и погибла.

        слайд Суицид – акт самоубийства, совершаемый человеком в состоянии сильного душевного расстройства либо под влиянием психического заболевания. Это осознанный акт устранения из жизни под воздействием острых психотравмирующих ситуаций, при которых собственная жизнь как высшая ценность теряет для данного человека смысл.

      слайд  Однако наличие психотравмирующей ситуации – недостаточное условие для проявления суицида. Вторая составляющая – личностные особенности суицидента. Многие авторы обнаруживают ряд особенностей личности, не позволяющей ей адекватно реагировать на жизненные проблемы и тем самым предрасполагающих к суициду. К ним часто относят: напряжение потребностей и желаний, неумение найти способы их удовлетворения, отказ от поиска выхода из сложных ситуаций, низкий уровень самоконтроля, неумение ослабить нервно-психическое напряжение, эмоциональная нестабильность, импульсивность, повышенная внушаемость, бескомпромиссность и отсутствие жизненного опыта.

        слайд Суицидальное поведение подростков является патологическим и в данном возрасте отличается многообразием. Как правило, первые суицидальные попытки встречаются у детей старше 13 лет. В доподростковом возрасте дети еще во многом очень зависимы от близких взрослых, прежде всего от родителей, и у них только начинается процесс внутренней идентификации (самоопределения), поэтому мысли о том, что можно совершать агрессивные действия по отношению к самому себе, не приходят им в голову.

        слайд  Подростковый суицид имеет 2 характерные особенности. Во-первых, отсутствие реального желания и четко обозначенного мотива совершения самоубийства. Психотерапевтическая практика показывает, что подростки не могут четко обозначить причину, по которой они решили совершить самоубийство (обычно причина суицида воспринимается подростками как тяготящая его проблема, разрешить которую не представляется возможным).               Обычно их объяснение суицидального намерения ограничивается лаконичной фразой «Просто надоело жить». Во-вторых, отсутствие умения вербализировать свои чувства, поделиться своими переживаниями, подробно рассказать. Невысказанные негативные чувства, не нашедшие пути выхода, аккумулируются в уже болезненной душе подростка, что только усиливает его депрессивное состояние.

слайд ВОЗ рекомендует основную причину детских самоубийств искать в семье. Демонстрация намерения совершить самоубийство – это «крик о помощи», последний способ ребёнка привлечь внимание к себе, своей беде и вызвать сочувствие окружающих. Чаще всего суицидальные поступки подростки совершают в дневное или вечернее время (80%), когда поблизости есть те, кто может их остановить. Самоубийства подростков часто связаны с проблемами в межличностных отношениях. В этих случаях обида на близкого человека переносится на самого себя, таким образом, внешняя агрессия, направленная на обидчика, трансформируется во внутреннюю агрессию на себя, чтобы заставить другого почувствовать вину.

слайд Проблема подросткового суицида во многом связана с искаженным и незрелым представлением ребенка о смерти. В подростковом возрасте у большинства детей формируется миф об их бессмертии, отсюда любовь подрастающего поколения к небезобидным шалостям: катанию на лифтах, различным играм на строительной площадке. Щ Свидетельством того, что смерть для ребенка становится чем-то завораживающим, служит тот факт, что большое количество девочек-подростков хотят походить на героинь культовых саг и сериалов, которые по сюжету, в жизни не обладая никакими способностями и ничем не отличаясь от обычного подростка, «перерождаясь», обретают массу привлекательного для девочек. К сожалению, подростки не задумываются о том, в реальности это невозможно воплотить в жизнь… Своеобразное бесстрашие объясняется тем, что у подростков еще не сформирована ориентация на будущее, прежде всего на отдаленное будущее. В силу этого и смерть саму по себе подросток воспринимает как нечто не относящееся к нему. Смерть представляется в виде желанного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, также она видится средством наказать обидчиков. Подросток, совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, в действительности хочет наладить отношения с окружающими.

слайд Общей причиной суицида является социально-психологическая дезадаптация, возникающая под влиянием острых психотравмирующих ситуаций, нарушения взаимодействия личности с ее ближайшим окружением. Однако для подростков это чаще всего не тотальные нарушения, а нарушения общения с близкими, с семьей.

слайд В большинстве случаев попытки суицида можно предугадать и  предотвратить, т.к. еще до совершения самоубийства подросток может привлечь к себе внимание или выразить свой протест через уход из дома, совершение асоциального поступка (хулиганство, воровство, употребление алкоголя). Косвенно большинство детей, покушавшихся на самоубийство, предупреждали ближайшее окружение о своем намерении покончить с жизнью. Так или иначе, поведением или высказываниями подростков выдает свое суицидальное желание, поэтому, если вовремя обнаружить признаки надвигающейся катастрофы, её можно предотвратить.

слайд. Различают внешние и внутренние суицидальные проявления.

Внутренние суицидальные проявления включают в себя:

    * суицидальные мысли; фантазии на тему смерти («заснуть и не проснуться», «если бы со мной что-нибудь случилось, и я бы умер»);

    * суицидальные замыслы: продумывание способов самоубийства, выбор его средств и времени;

    * суицидальные намерения: к замыслу присоединяется волевой компонент, человек настраивает себя на действие.

К внешним формам суицидного поведения относятся:

    * суицидальные попытки – целенаправленные акты поведения, направленные на лишение себя жизни, не закончившиеся смертью;

    * завершенный суицид: действия заканчиваются гибелью человека.

слайд Значительная часть подростков, покушавшихся на самоубийство, переживали депрессию. Депрессия в этом возрасте может быть вызвана многими причинами:

- негативным отношением к своему телу (телосложению) в период полового созревания;

- приобретенной в этот период способностью критически воспринимать любую информацию, самостоятельно выносить свои суждения, не опираясь на мнение взрослых, и, как следствие всего этого, возможной фиксацией на негативных оценках жизни;

- одиночеством, низкой популярностью среди сверстников;

- трудностями в обучении, низкой школьной успеваемостью.

Как уже упоминалось выше, причины, подталкивающие подростков к совершению самоубийства, во многом для них самих остаются непонятными. И все же можно выделить определенные группы факторов риска совершения в этом возрасте суцида. слайд

Социально-демографические факторы

  1.  Пол — мужской (уровень суицидов у юношей в три-четыре раза выше, чем у девушек, в то время как у женщин уровень суицидальных попыток примерно в три раза выше).
  2. Возраст — подростки и молодые люди 13-24 лет.
  3. Семейная ситуация (непонимание со стороны родителей, безразличное отношение друг к другу и т. п.). видео 
  4. Неблагополучные семьи, где родители крайне недоброжелательно относятся к своим детям, притом не замечая, как далеко заходит их рукоприкладство или унижение ребенка
  5. Материальные проблемы семьи, часто связанные с утратой одного из родителей. Подростки часто воспринимают конфликты в семье, потерю родителя, экономические неурядицы как собственную вину, у них возникает ощущение эмоциональной и социальной изоляции, чувство беспомощности и отчаяния. Они уверены, что не могут ничего сделать, у них нет будущего.

Медико-психологические факторы:

1.        Психическая патология:

- депрессия, особенно затяжной депрессивный эпизод в недавнем прошлом;

- алкогольная зависимость;

- зависимость от других психоактивных веществ;

- расстройство личности;

- циклоидная, сенситивная, эпилептоидная, истероидная акцентуации характера.

  1. Соматическая патология — тяжелое хроническое прогрессирующее заболевание:
  1. врожденные и приобретенные уродства;
  2. потеря физиологических функций (зрения, слуха, способности двигаться, утрата половой функции);
  3.  ВИЧ-инфекция.

Биографические факторы

- Гомосексуальная ориентация (подростки обоего пола).

- Суицидальные мысли, намерения, попытки в прошлом, «туннельное поведение»

- Суицидальное поведение родственников, близких, друзей, других значимых лиц (музыкальные кумиры и т. д.).

Проблемы интимно-сексуальной сферы

Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера также могут спровоцировать самоубийство подростка. Чаще всего в ситуации разлада отношений с возлюбленным (-ой) к самоубийству прибегают те подростки, которые ощущают отвержение со стороны родителей, но при этом эмоционально зависимы от их внимания, уважения, чуткости.

Школьные проблемы

Возникающие в школе проблемы с успеваемостью, в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка, его отчужденности от привычных для данного возраста дел. Особую роль здесь играет референтная группа ребенка (ближайший круг сверстников), чьи оценки приобретают огромное значение при формировании его представлений о самом себе. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом, сочетающимся с выраженной сензитивностью и уязвимостью к различным пересудам, критике со стороны сверстников.

Что касается ранней диагностики суицидального поведения, то о намерении подростка совершить самоубийство могут свидетельствовать ряд признаков, которые  условно можно разделить на две группы: словесные и поведенческие

слайд Словесные признаки

слайд Поведенческие признаки

слайд ЛОЖЬ И ПРАВДА О СУИЦИДЕ

В общественном сознании существует ошибочное представление о самоубийстве. Необходимо придерживаться научных фактов, а не этих ложных суждений.

1. Ложное суждение: говоря о желании покончить с жизнью, человек просто пытается привлечь к себе внимание.

Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, испытывают сильную душевную боль. Они стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства и не избегайте возможности обсудить возникшие трудности.

2. Ложное суждение: человек совершает самоубийство без предупреждения.

Исследования показали, что человек дает много предупреждающих знаков и «ключей» к разгадке его плана. Приблизительно 8 из 10 задумавших самоубийство намекают окружающим на это.

3. Ложное суждение: склонность к самоубийству наследуется.

Склонность к самоубийству не передается генетически.

4. Ложное суждение: самоубийства происходят только на верхних уровнях общества - среди политиков, писателей, артистов и т.п.

Известно, что суицид совершают люди всех социальных групп. Количество самоубийств на всех уровнях общества одинаково.

5. Ложное суждение: все суицидальные личности страдают психическими расстройствами.

Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Человек, задумавший самоубийство, чувствует безнадежность и беспомощность, не видит выхода из возникших трудностей, из болезненного эмоционального состояния. Это совсем не значит, что он страдает каким-то психическим расстройством.

6. Ложное суждение: разговор о самоубийстве может усилить желание человека уйти из жизни.

Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не поговорить на эту тему, то невозможно будет определить, является ли опасность суицида реальной. Часто откровенная, душевная беседа является первым шагом в предупреждении самоубийства.

7. Ложное суждение: если человек совершил суицидальную попытку, значит он всегда будет суицидальной личностью, и в дальнейшем это обязательно повторится.

Суицидальный кризис обычно носит временный характер, не длится всю жизнь. Если человек получает помощь (психологическую и другую), то он, вероятнее всего, сможет решить возникшие проблемы и избавиться от мыслей о самоубийстве.

8. Ложное суждение: люди, задумавшие самоубийство, просто не хотят жить.

Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой душевной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Ложное суждение: мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины.

Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины. Однако мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные способы, оставляющие мало возможностей для их спасения.

10. Ложное суждение: все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными, непродуманными и свидетельствуют об отсутствии плана.

Не всегда так происходит. Большинство пытающихся уйти из жизни предварительно обдумывают свои действия. Они часто намекают о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

11. Ложное суждение; человек может покончить с собой под воздействием обстоятельств даже в хорошем расположении духа.

В хорошем настроении с жизнью не расстаются, зато депрессивное состояние, как правило, рождает мысли о самоубийстве.

12. Ложное суждение: не существует значимой связи между суицидом и наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом.

Зависимость от алкоголя, наркотиков, токсических веществ является фактором риска суици-да. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может привести к импульсивному поведению, так как все эти вещества искажают восприятие действительности и значительно снижают способность критически мыслить.

слайд Необходимо учитывать 7 важных сведений о подростковом суициде.

слайд Если замечена склонность школьника к самоубийству, воспользуйтесь следующими рекомендациями, которые помогут изменить ситуацию:

- Установите доверительные взаимоотношения с подростком

- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.

- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка, узнайте его конкретный план совершения самоубийства. Ситуация будет более острой, если ребенок имеет ясное представление о том, каким бы способом он хотел покончить с собой.

- Не спорьте. Сталкиваясь с суицидальной угрозой, друзья и родственники часто отвечают: «Подумай, ведь ты живешь гораздо лучше других людей; тебе бы следовало благодарить судьбу». Этот ответ сразу блокирует дальнейшее обсуждение; такие замечания вызывают у несчастного и без того подростка еще большую подавленность. Он хочет, чтобы его поняли, а не переубеждали.

- Задавайте вопросы.

- Уважайте ребёнка, его мнение. Он личность. Стереотипы взрослых людей могут не совпадать с мнением ребенка

- Постарайтесь акцентировать внимание ребенка позитивных моментах жизни. Попросите подростка, чтобы он припомнил эмоционально приятные события, связанные с чем-то очень важным для него: увлечение спортом, общение с друзьями, воплощение мечты, гордостью за него родителей. Спросите подростка, что ощущали бы близкие люди, узнав о его смерти. Такая попытка проговорить чувства окружающих значимых людей может принести ощутимый эффект.

- Придайте уверенности ребенку, объясните ему, что вместе вы обязательно справитесь со своими проблемами.

- Обратитесь за помощью к специалистам. При суицидальной угрозе не следует недооценивать помощь психиатров и клинических психологов. Специалисты способны понять сокровенные чувства, потребности и ожидания человека.

Планируя воспитательные мероприятия, необходимо учитывать все направления профилактической работы:

- формирование ценностного отношения детей и подростков к жизненной позиции.

- формирование личной ответственности за свое поведение и развитие самоэффективности.

- обучение родителей созданию в семье психологической атмосферы, исключающей суицидальное поведение, способами заполнения досуга.

        слайд Физическое, психологическое, педагогическое развитие каждого ученика должно отслеживаться с момента его поступления в школу. Зачастую суицидальные попытки имеют наследственную природу, поэтому классный руководитель, медработник, психолог, социальный педагог должны изучить личное дело ученика, постараться найти ответы на все вопросы по представленной схеме; регулярно вести картотеку группы подростков суицидально риска. Помощь педагога в заблаговременном выявлении таких детей может выразиться в том, что, часто общаясь с ребенком, он может увидеть признаки проблемного состояния: напряжение, апатию, агрессивность и т.п. Педагог может обратить внимание школьного врача, родителей, администрации школы на этого подростка. Старшему подростку он может предложить разъяснительную беседу, в которой пояснит, что видит его состояние и советует обратиться к психологу, психотерапевту, так как оно требует работы специалиста.

Даже такая роль педагога приносит свои плоды. Важно лишь педагогу вложить в такую работу немного искреннего сочувствия и душевного тепла. Осуществляя психопрофилактику суицида, мы должны знать, что в каждом возрастном периоде у детей появляются психологические новообразования, сензитивные к психологическому воздействию. В связи с этим необходимо осуществлять непрерывную психопрофилактику, с самого первого класса, учитывая основные виды деятельности учащихся во все школьные психологические периоды:

Класс

Основные виды деятельности с учащимися

На что обратить внимание

1 – 4

Становление и развитие самооценки учащихся.

В 9 лет, как правило, проявляется интерес к смерти.

Естественно, если в этом возрасте самооценка слегка
завышена.
Рискованные поступки могут совершаться из-за интереса к смерти.

5

Адаптация к среднему звену
Активизация интереса к коллективной деятельности.

Коррекция детской застенчивости; развитие эмоциональной сферы ребенка

6

Активизация интереса к эмоционально-волевой сфере человеческой жизни

Развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;
Рефлексия понятий «герой, героизм, патриот»

7

Резкое падение самооценки; повышение агрессивности, тревожности, ранимости, неадекватности реагирования в общении

Развитие навыков общения,
Формирование навыков саморегуляции, реализация потребности в эмоциональной поддержке со стороны взрослых (семьи, педагогов)

8

Незначительно снижение тревожности и агрессивности сочетается с нестабильной самооценкой;
Активизация сферы профессиональных интересов

Развитие навыков общения; формирование навыков саморегуляции; первичное исследование сферы профессиональных интересов

9

Активизация сферы профессиональных интересов; рост потребностей в психологических знаниях о себе; поиск целей и смысла жизни; просыпается конфликт «отцов и детей»

Психологическая, педагогическая подготовка учащихся к профильному выбору;
Обучение построению жизненных перспектив и планов с учетом психологических знаний о себе

    слайд  Жизнь и здоровье ребенка – самая большая ценность в жизни. В наших силах понять и принять детей такими, какие они есть, помочь решить им проблемы, являющимися для них очень важным фактором, способствующим как ухудшению психологического состояния, так и полному избавлению от возникших трудностей.

слайд       Р. Гамзатов «Берегите детей»

Ничего нет печальней июня того,

Что сгорел, как дрова в очаге…

Не забуду, как руку отца моего

Я сжимал на прощанье в руке.

Перед тем, как навеки закрылись глаза,

Что полны были смертной тоски,

Он привстал на мгновенье и тихо сказал

Напоследок: «Детей береги!».

Восходящее солнце и в небе звезда,

И могучий поток и ручей,

Повторяли, как эхо, за ним сквозь года

Каждый день: «Берегите детей!».

Когда мамы не стало, я был далеко,

В круговерти событий и дел.

Но стоит у меня до сих пор в горле ком,

Что проститься я с ней не успел.

И когда я склоняюсь над скорбной плитой,

Слезы горя смахнув со щеки,

Мне как будто бы чудится голос родной:

«Мой сыночек, детей береги!».

В грохотании грома я слышу его,

В суматохе стремительных дней…

Для меня нет важней завещанья того –

Тихих слов: «Берегите детей!».

Написал бы их на колыбелях земных,

Их на ножнах бы я начертал…

Чтоб с зари до заката читали вы их,

Отложив смертоносный кинжал.

Много песен на свете, но только одна,

Повторяется в жизни моей.

Не смолкает на горском пандуре струна

Каждый час: «Берегите детей!».

Видел я, как орел, беззащитных птенцов

Учит крылья свои расправлять,

Если б он научил нерадивых отцов

Так с потомством своим поступать.

Этот мир, как открытая рана в груди,

Не зажить никогда уже ей.

Но твержу я, как будто молитву в пути

Каждый миг: «Берегите детей!».

Всех, творящих намазы, прошу об одном –

Прихожан всех на свете церквей:

«Позабудьте про распри, храните свой дом

И своих беззащитных детей!»

От болезней, от мести, от страшной войны,

От пустых сумасбродных идей.

И кричать мы всем миром сегодня должны

Лишь одно: «Берегите детей!»

«Многое из того, что нам, взрослым, кажется пустяком, для ребенка – глобальная проблема. Обязанность любого воспитателя, будь то педагог или родитель, - не допустить у ребёнка мысли о том, что выхода из

сложившейся ситуации нет».


 

Комментарии

Данный материал может быть использован педагогами-психологами на семинарах для педагогического коллектива в рамках работы по профилактике суицидального поведения учащихся