Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда

Сухорукова Виктория Витальевна

Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_logoped_psiholog_prezentaciya.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе

02.10.2012

Слайд 1

Контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из отклонений могут быть преодолены в условиях общеобразовательной школы. При этом основная роль в коррекции и развитии аналитико-синтетической деятельности детей с особыми образовательными нуждами в  условиях ОУ принадлежит логопеду  и психологу. Логопедическая помощь оказывается на ЛП (логопедический пункт) основной задачей работы которого является профилактика и коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.

Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.

Слайд 2

Частичное расстройство письма (дисграфия) и чтения (дислексия) обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, телесной схемы, чувства ритма, нарушениями внимания, памяти, восприятия и мышления, а также аффективными расстройствами.

Слайд 3

Целью совместной работы логопеда и психолога является выявление в ходе обследования учащихся 1-ых классов детей с особыми образовательными нуждами, разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.

Задачи:

1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.

2. Коррекция речи, развитие познавательной сферы  младшего школьника нарушением речи.

3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое   нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.

Слайд 4

Комплексный подход логопеда и психолога включает в себя следующие направления:

1. Организации работы с детьми.

2. Формы и методы работы с педагогами.

3. Работа с родителями.

Слайд 5

Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми:

1. Диагностический этап.

2. Коррекционно–развивающий этап.

3. Аналитический этап.

Слайд 6

На диагностическом этапе проводятся следующие мероприятия:

- определение уровня речевого и психического развития;

- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.

Слайд 7

Второй этап - коррекционно-развивающий. Включает в себя индивидуальные подгрупповые и групповые занятия у логопеда и психолога.

Слайд 8

Используемые технологии в работе:

- групповые

-индивидуальные
-личностно-ориентированные
-сказкотерапия

Пример интегрированного занятия.

Тень Игра: развитие наблюдательности, памяти и внутренней свободы и раскованности. Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «путник», другой «тень». Последний старается скопировать движения «путника», который ходит, делает неожиданные повороты и приседания, нагибается, кивает головой. Потом игроки меняются ролями

Аукцион. Цель игры: развитие умения радоваться успехам других. Дети сидят на стульях. Ведущий задает тему для игры: «Я знаю много названий… одежды, посуды…» дети продолжают цепочку слов названной классификации. Нельзя повторяться. Выигрывает тот, кто дал последний ответ.

Рука к руке. Цель игры: создание положительного эмоционального фона. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!», и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе свободного партнера, становится водящим.

Слайд 9

Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

Слайд 10

Схема. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.

Слайд 11

Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет:

1. Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;

2. Четко сформулировать объективное заключение;

3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;

4. Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.

Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях ОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.

Презентацию подготовили

Логопед Богданова М.В.

Педагог-психолог Сухорукова В.В.