Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда
Совместная работа педагога-психолога и учителя-логопеда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_logoped_psiholog_prezentaciya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе
02.10.2012
Слайд 1
Контингент общеобразовательных школ за последние годы претерпел значительные изменения. С каждым годом среди учащихся, поступающих в начальные классы увеличивается число детей с различными отклонениями в развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. Некоторые из отклонений могут быть преодолены в условиях общеобразовательной школы. При этом основная роль в коррекции и развитии аналитико-синтетической деятельности детей с особыми образовательными нуждами в условиях ОУ принадлежит логопеду и психологу. Логопедическая помощь оказывается на ЛП (логопедический пункт) основной задачей работы которого является профилактика и коррекция дефектов устной и письменной речи у детей и формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку.
Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Слайд 2
Частичное расстройство письма (дисграфия) и чтения (дислексия) обусловлены совокупностью дисфункций: недостаточной сформированностью устной речи, ручной умелости, телесной схемы, чувства ритма, нарушениями внимания, памяти, восприятия и мышления, а также аффективными расстройствами.
Слайд 3
Целью совместной работы логопеда и психолога является выявление в ходе обследования учащихся 1-ых классов детей с особыми образовательными нуждами, разработка технологий коррекции и развития полноценной речевой деятельности в совокупности с развитием высших психических функций.
Задачи:
1. Создание среды психологической поддержки детям с нарушениями речи.
2. Коррекция речи, развитие познавательной сферы младшего школьника нарушением речи.
3. Адаптация и интеграция ребёнка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников.
Слайд 4
Комплексный подход логопеда и психолога включает в себя следующие направления:
1. Организации работы с детьми.
2. Формы и методы работы с педагогами.
3. Работа с родителями.
Слайд 5
Основные этапы взаимодействия психолога и логопеда с детьми:
1. Диагностический этап.
2. Коррекционно–развивающий этап.
3. Аналитический этап.
Слайд 6
На диагностическом этапе проводятся следующие мероприятия:
- определение уровня речевого и психического развития;
- организация совместной коррекционной работы как целостного подхода развития психики и речи ребенка.
Слайд 7
Второй этап - коррекционно-развивающий. Включает в себя индивидуальные подгрупповые и групповые занятия у логопеда и психолога.
Слайд 8
Используемые технологии в работе:
- групповые
-индивидуальные
-личностно-ориентированные
-сказкотерапия
Пример интегрированного занятия.
Тень Игра: развитие наблюдательности, памяти и внутренней свободы и раскованности. Звучит спокойная музыка. Дети разбиваются на пары. Один ребенок – «путник», другой «тень». Последний старается скопировать движения «путника», который ходит, делает неожиданные повороты и приседания, нагибается, кивает головой. Потом игроки меняются ролями
Аукцион. Цель игры: развитие умения радоваться успехам других. Дети сидят на стульях. Ведущий задает тему для игры: «Я знаю много названий… одежды, посуды…» дети продолжают цепочку слов названной классификации. Нельзя повторяться. Выигрывает тот, кто дал последний ответ.
Рука к руке. Цель игры: создание положительного эмоционального фона. Водящий произносит фразу, например: «Рука к руке!», и все участники игры, в том числе и он сам, должны найти себе пару и соприкоснуться со своим партнером руками. Тот, кто не успел найти себе свободного партнера, становится водящим.
Слайд 9
Третье направление - аналитическое. Аналитическая деятельность позволяет отследить эффективность коррекционно-развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога, т.е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.
Слайд 10
Схема. Коррекционно-развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов, поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно-развивающей работы с ними, так же изучить, проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.
Слайд 11
Представленный комплексный подход взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога позволяет:
1. Учитывать не только речевые, но и индивидуально-типологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
2. Четко сформулировать объективное заключение;
3. Наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу;
4. Способствовать росту компетентности воспитателей и родителей в области коррекционной педагогики.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога в условиях ОУ позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в школьной среде, успешно развиваться и обучаться.
Презентацию подготовили
Логопед Богданова М.В.
Педагог-психолог Сухорукова В.В.