Программа для 9-ых классов Профориентационная работа
На основании приказа Министерства образования Московской области к БУПУ №2604 от 07.06.2012. часы учебного предмета «Технология» в 9-ых классах переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки учащихся.
Данный курс не входит в федеральный государственный стандарт, является дополнительным предметом в соответствии с особенностями образовательных программ Гимназии: Введение данного курса потребовал запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), и особенности контингента обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа для 9-ых классов по Профориентационной работе | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГИМНАЗИЯ ИМЕНИ ПОДОЛЬСКИХ КУРСАНТОВ»
г.о.Климовск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Гимназия
имени Подольских курсантов»
__________Н.А.Квашенникова
пр.№___от «__»_______2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ
9-е классы
Составитель: Сухорукова Виктория Витальевна,
педагог-психолог
2012 г.
Пояснительная записка к программе «Технология»
На основании приказа Министерства образования Московской области к БУПУ №2604 от 07.06.2012. часы учебного предмета «Технология» в 9-ых классах переданы в компонент образовательного учреждения для организации предпрофильной подготовки учащихся.
Данный курс не входит в федеральный государственный стандарт, является дополнительным предметом в соответствии с особенностями образовательных программ Гимназии: Введение данного курса потребовал запрос обучающихся и их родителей (законных представителей), и особенности контингента обучающихся.
Исходя из этого, для разработки данной рабочей программы, были использованы следующие материалы:
1.Программа старшего научного сотрудника Центра практической психологии образования Академии социального управления (Москва), преподавателя Института практической психологии личности при МГУ, консультанта психологического центра «Генезис» Г. В. Резапкиной «Я и моя профессия», (Программа профессионального самоопределения для подростков М, 2010). (Филолог, преподаватель, психолог. С 1991 занимается проблемами профессионального и личностного самоопределения, оценкой профессиональной компетенции, совершенствованием форм и методов образования.)
2.Методические разработки:
- Резапкина Г.В.«Матрица выбора профессии», «Профиль», «Эрудит», Опросник «Вегетативная лабильность», Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г.Резапкиной;
классификация профессий Е.А. Климова;
«Формула профессии» (модификация методики Н.С. Пряжникова);
«Определение типа будущей профессии» (методика Е.А. Климова);
«Определение профессионального типа личности» (авторская модификация методики Д. Холланда);
Тест «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация);
«Определение мотивации» (методика Головахи).
В учебном плане МБОУ «Гимназия им.Подольских курсантов» на изучение курса отводится 35часов (1 час в неделю).
Изучение курса направлено на достижение целей:
- Актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся.
- Оказание помощи учащимся в приобретении теоретического опыта работы по конкретной профессии и на основании этого определить путь дальнейшего профессионального обучения.
Для достижении поставленных необходимо решение следующих задач:
- Повысить уровень психологической компетентности учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Развивать рефлексивные умения, умения самопознания и самооценки учащихся.
- Расширить знания о мире профессий, о новых формах организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров, взаимодействия человека и профессии.
- Формировать осознанное профнамерение на пути продолжения образования.
- Познакомить со способами получения профессионального образования и препятствиями, которые могут осложнить задачу.
- Обозначить основные пути к достижению успеха в профессиональной деятельности, которые могут быть реализованы уже в юношеском возрасте.
- Сформировать важнейшие социальные навыки, способствующие успешной адаптации в обществе,
- Формировать бережное отношение к своему физическому и психическому здоровью
Достижение целей осуществляется в процессе формирования и развития ценностно-смысловой, общекультурной, учебно-познавательной, коммуникативной, социально-трудовой компетенции личностного самосовершенствования.
Структура курса. Курс является практико - ориентированном, построенным на тренинговых упражнениях. Формируются представления о личности, особенностях характера, понятия о здоровом образе жизни, ориентируют учащегося в мире профессии, формируют профессиональное самоопределение.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем обществе и образовании. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный, эпизодический характер, а должна проводиться в системе. Занятия ведутся в рамках модели «Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения», уделяется большое внимание развитию коммуникативной рефлексивной, презентационной компетенции, умениям и навыкам работы в сотрудничестве.
Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения.
Требования к знаниям и умениям учащегося.
Учащиеся должны знать: значение профессионального самоопределения; понятие личного профессионального плана понятие о профессии, специальности, специализации, квалификации; характеристику труда: содержание, характер, процесс и условия труда; классификацию профессий, формулу профессии; подтипы профессий в сфере «человек - человек», «человек - техника», «человек - знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ»; основные характеристики содержания деятельности профессий данных подтипов; требования, предъявляемые к работающему в указанных сферах.
Учащиеся должны уметь: определять предмет и задачи курса; составлять личный профессиональный план; определять свои возможности: особенности памяти, внимания, воображения; определять типы темперамента, нервной системы; сравнивать имеющиеся у них представления о мире профессий с полученной на уроках информацией; определять свое отношение к содержанию деятельности в рамках определенного типа профессии; анализировать информацию о профессиях.
В процессе обучения по данной программе используются следующие методы: словесный, наглядный, практический, проблемный. Процесс обучения осуществляется в форме: лекции, лекции с элементами беседы, практикума, круглого стола, семинара, психотренинга. На уроках используется индивидуальная и групповая форма работы. Контроль осуществляется путём проведения самостоятельных работ, тестирования, подготовки рефератов, написание творческих работ. Итоговый контроль предусматривается в форме урока-конференции.
План занятий по программе «Технология»
I четверть. Что я знаю о своих возможностях (8ч)
1 урок. Самооценка и уровень притязаний. Определение самооценки.
2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента.
3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
4 урок. Что такое стресс.
5 урок. Определение типа мышления.
6 урок. Внимание и память.
7 урок. Уровень внутренней свободы.
8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
II четверть. Что я знаю о профессиях (8ч)
9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.
10 урок. Формула профессии. Профессия, специальность, должность
11 урок. Определение типа будущей профессии
12 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.
13 урок. Определение профессионального типа личности.
14 урок. Профессионально важные качества.
15 урок. Профессия и здоровье.
16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».
III четверть. Способности и профессиональная пригодность (8ч)
17 урок. Способности общие и специальные. Практические способности.
18 урок. Способности к интеллектуальным видам деятельности.
19 урок. Способности к профессиям социального типа.
20 урок. Способности к офисным видам видам деятельности
21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.
22 урок. Эстетические способности.
23 урок. Уровни профессиональной пригодности.
24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».
IV четверть. Планирование профессиональной карьеры (9ч+2ч резерв)
25 урок. Мотивы и потребности.
26 урок. Ошибки в выборе профессии.
27 урок. Современный рынок труда.
28 урок. Пути получения профессии.
29 урок. Навыки самопрезентации.
30 урок. Стратегия выбора профессии.
31 урок. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».
32 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».
33 урок Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».
34 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия»-Резервный урок
35 урок. Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия»-Резервный урок
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Первая четверть. Что я знаю о своих возможностях | |||
1 | Самооценка и уровень притязаний. Определение самооценки. | 04.09 9 «Б» 05.09 9 «Г» 06.09 9 «В» 07.09 9 «А» | |
2 | Темперамент и профессия. Определение темперамента. | 11.09 9 «Б» 12.09 9 «Г» 13.09 9 «В» 14.09 9 «А» | |
3 | Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций. | 18.09 9 «Б» 19.09 9 «Г» 20.09 9 «В» 21.09 9 «А» | |
4 | Стресс и тревожность. | 25.09 9 «Б» 26.09 9 «Г» 27.09 9 «В» 28.09 9 «А» | |
5 | Определение типа мышления. | 02.10 9 «Б» 03.10 9 «Г» 04.10 9 «В» 05.10 9 «А» | |
6 | Внимание и память. | 09.10 9 «Б» 10.10 9 «Г» 11.10 9 «В» 12.10 9 «А» | |
7 | Уровень внутренней свободы. | 16.10 9 «Б» 17.10 9 «Г» 18.10 9 «В» 19.10 9 «А» | |
8 | Обобщающий. | 23.10 9 «Б» 24.10 9 «Г» 25.10 9 «В» 26.10 9 «А» | |
Вторая четверть. Что я знаю о мире профессий. | |||
9 | Классификация профессий. Признаки профессии | 13.11 «Б» 07.11 «Г» 08.11 «В» 09.11 «А» | |
10 | Определение типа будущей профессии. | 20.11 «Б» 14.11 «Г» 15.11 «В» 16.11 «А» | |
11 | Профессия, специальность, должность. Формула профессии. | 27.11 «Б» 21.11 «Г» 22.11 «В» 23.11 «А» | |
12 | Интересы и склонности в выборе профессии. | 04.12 «Б» 28.11 «Г» 29.11 «В» 30.11 «А» | |
13 | Определение профессионального типа личности. | 11.12 «Б» 05.12 «Г» 06.12 «В» 07.12 «А» | |
14 | Профессионально важные качества. | 18.12 «Б» 12.12 «Г» 13.12 «В» 14.12 «А» | |
15 | Профессия и здоровье. | 25.12 «Б» 19.12 «Г» 20.12 «В» 21.12 «А» | |
16 | Обобщающий. | 15.01 «Б» 26.12 «Г» 27.12 «В» 28.12 «А» | |
Третья четверть. Способности и профессиональная пригодность. | |||
17 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. | 22.01 «Б» 09.01 «Г» 10.01 «В» 11.01 «А» | |
18 | Способности к интеллектуальным видам деятельности. | 29.01 «Б» 16.01 «Г» 17.01 «В» 18.01 «А» | |
19 | Способности к профессиям социального типа. | 05.02 «Б» 23.01 «Г» 24.01 «В» 25.01 «А» | |
20 | Способности к офисным видам деятельности. | 12.02 «Б» 30.01 «Г» 31.01 «В» 01.02 «А» | |
21 | Способности к предпринимательской деятельности. | 12.02 «Б» 06.02 «Г» 07.02 «В» 08.02 «А» | |
22 | Артистические способности. | 19.02 «Б» 13.02 «Г» 14.02 «В» 15.02 «А» | |
23 | Уровни профессиональной пригодности. | 26.02 «Б» 20.02 «Г» 21.02 «В» 22.02 «А» | |
24 | Обобщающий. | 05.03 «Б» 27.02 «Г» 28.02 «В» 01.03 «А» | |
Планирование профессиональной карьеры. | |||
25 | Мотивы и потребности. | 12.03 «Б» 06.03 «Г» 07.03 «В» 08.03 «А» | |
26 | Ошибки в выборе профессии. | 19.03 «Б» 13.03 «Г» 14.03 «В» 15.03 «А» | |
27 | Современный рынок труда. | 02.04 «Б» 20.03 «Г» 21.03 «В» 22.03 «А» | |
Четвертая четверть. | |||
28 | Пути получения профессии. | 09.04 «Б» 03.04 «Г» 04.04 «В» 05.04 «А» | |
29 | Навыки самопрезентации. | 16.04 «Б» 10.04 «Г» 11.04 «В» 12.04 «А» | |
30 | Стратегия выбора профессии. | 23.04 «Б» 17.04 «Г» 18.04 «В» 19.04 «А» | |
31 | Обобщающий. | 30.04 «Б» 24.04 «Г» 25.04 «В» 26.04 «А» | |
32 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 07.05 «Б» 01.05 «Г» 02.05 «В» 03.05 «А» | |
33 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 14.05 «Б» 08.05 «Г» 09.05 «В» 10.05 «А» | |
34 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 21.05 «Б» 15.05 «Г» 16.05 «В» 17.05 «А» | |
35 | Защита проекта «Моя будущая профессия» | 22.05 «Г» 23.05 «В» 24.05 «А» | |
Перечень учебно-методического обеспечения
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» / Под ред. Н.В.Афанасьевой. – СПб.: Речь, 2009. – 366 с.
- Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М.: ЧеРо, 2010. – 776 с., ил. – (Серия: Хрестоматия по психологии).
- Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление / Под ред. А.С.Батуева. – СПб.: Речь, 2009. – 144 с.
- Писарева С.А. Образовательная среда профильного обучения: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П.Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2009. – 96 с.
- Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М.: Генезис, 2010. – 124 с. (Серия «Психолог в школе»).
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: «Бахрах», 2011 г.
- Немов Р.С. Психология. Учеб.для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн.3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2011. – 512 с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 661, (1) с.: ил. – (Психологический факультет).
- Психологическая диагностика: Учебник для вузов / Под ред. М.К.Акимовой, К.М.Гуревича. – СПб.: Питер, 2010. – 652 с.: ил.
- Барретт Дж. Тесты. Проверьте свои возможности/ Джим Барретт, Джеф Вильямс; пер. с англ. Г.Г.Кривошеиной. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 206, (2)с.
- Шапарь В.Б. Практическая психология: тесты, методики, диагностика / В.Б.Шапарь. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 661, (1) с.: ил. – (Психологический факультет).
Литература для учащихся.
- М.А. Бендюков, И.Л. Соломин Твой компас на рынке труда. Санкт – Петербург, 2010г.
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО (ГМО)
От «__» __________2012 г. №___
СОГЛАСОВАНО.
Педсоветом
От «__»___________2012г.№___