Социализация. Живой урок.
Простой и эффективный способ моделирования позитивного общения и поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод коррекции поведения детей – живой урок.
Остро, актуально стоит вопрос о развитии способности жить в обществе у воспитанников детского дома. Наши педагоги прилагают немалые усилия, чтобы обучить детей, подростков взаимодействовать с членами общества и устанавливать с ними связи для реализации своих жизненных планов. Этой цели служат общеизвестные формы и методы:
-посещение кружков и секций,
-поездки на соревнования,
- выставки и распродажа творческих работ,
-проживание в летний период в лагерях и др.
Эти и многие другие мероприятия педагоги детского дома широко и активно используют в работе. Однако существует необходимость дополнительной индивидуальной работы в данном направлении, которая обеспечивала бы не только эффективное закрепление нравственного поведения в обществе, но и значительно обогащала бы его. Именно поэтому с 2008 года провожу живой урок.
Живой урок – практический индивидуальный урок действий и поступков, а также способов общения и отношений для воспитанников вне детского дома.
Содержанием урока становятся ситуации, востребованные жизнью:
1.знакомство с новыми людьми,
2.покупка продуктов и товаров,
3.приготовление блюд,
4.уборка помещения,
5.поход за ребенком в детский сад,
6.оказание помощи пожилому человеку и др.
Вначале определенную ситуацию предлагаю и создаю. Но при ее проживании возникают спонтанно новые ситуации, которые расширяют возможности проявления социального «я». Моя роль заключается в том, чтобы поддержать позитивные проявления ребенка, в случае необходимости - направить и подсказать.
Здесь важно все: видеть глаза людей, слышать их голос, понимать смысл сказанного, уметь правильно реагировать на слова и поступки других, уметь быстро обдумывать и использовать подходящие способы общения и поведения.
Стремлюсь, не подавляя и не обрывая инициативу воспитанника, способствовать его самостоятельному позитивному проживанию ситуации, ее разрешению. Это может быть мое собственное спокойствие, которое передаю ребенку взглядом и мягким прикосновением, заблаговременное проговаривание действий, похвала по существу, своевременный уход в сторону и т. д.
Находясь в доверительном отношении взрослого, воспитанник чувствует и ведет себя уверенно. Его выбор согласуется с правилами и нормами общества, тем самым обеспечивает чувство самодостаточности и полноценности социальной жизни. Это в будущем послужит положительным опытом при образовании новых социальных связей, необходимых для нахождения своего места в социуме.
Что касается напряжения в ситуациях, то оно бывает крайне редким. В случаях напряжения продуктивны конкретные ненавязчивые подсказки. В любом случае ситуация рассматривается при завершении и из нее извлекается урок.
Этот урок в том, что получилось, благодаря чему, как следовало поступить, чего не стоило делать.
.