Социализация. Условно-вербальные ситуации.
Предварительный просмотр:
Условно-вербальные ситуации – метод обучения детей, востребованному в социуме поведению.
Условно-вербальные ситуации создаются в процессе обучения детей позитивным способам общения и поведения, и представляют собой различные ситуации проблемного характера.
Цель:
Способствовать формированию нравственного сознания и нравственного поведения.
Задачи:
1. Пробудить эмоциональную отзывчивость. Провести эмоциональную децентрацию.
2. Поставить перед выбором линии поведения - откликнуться на проблемы других или предпочесть личные интересы.
3. Активизировать готовность искать решение.
4. Дать возможность прогнозировать развитие событий с позиции имеющихся социальных ориентаций.
5. Показать причинно-следственные связи возникших событий.
6. Обогатить представления о способах разрешения проблем, о выборе правильной тактики поведения.
Конструкция ситуаций.
Звено «Погружение»
Ввести в ситуацию:
а) Представь, что ты ...
б) Вот что произошло с ...
Звено «Эмоции»
Вызвать состояние переживания и сопереживания:
а) Какие чувства испытываются?
б) Какое настроение?
Звено «Активный поиск»
Направить на поиск необходимых способов выхода из ситуации и способов поведения:
а) Как помочь?
б) Что можно сделать?
в) Как поступить, чтобы разрешить проблему?
Звено «Связи»
Помочь установить причинно-следственные связи:
а) Почему ты так думаешь?
б) Почему это произошло?
в) Почему он так поступил?
Звено «Вариант»
Открыть способ решения проблемы героем как один из востребованных в обществе вариантов.
Ситуация «Пузырь с водой и лопата».
История Филиппа:
- Мой сосед был озлобленным, даже подлым человеком. Однажды он швырнул в меня лопатой за то, что я прошёл по его газону. На следующий день я кинул в него пузырь с водой.
Он вызвал полицейского, который составил на меня протокол по всем правилам.
Как-то весной я прогуливался неподалёку от дома моих родителей и увидел, как наш сосед сгребает на своём дворе листья... Я занервничал, когда он стал подходить ко мне.
Почему Филипп занервничал?
Варианты:
- они были врагами
- сосед был вспыльчивым
- Филипп боялся соседа
Что произошло, когда сосед подошёл к Филиппу?
Варианты:
- они опять поссорились
- сосед поздоровался с Филиппом
Что произошло на самом деле?
Филипп рассказывает:
- Я 20 лет не разговаривал с этим соседом. Но он подошёл ко мне и протянул руку. Мы говорили о крокусах и других вестниках весны. 20 лет назад его съедала злоба, теперь он был сама доброта.
Почему этот человек изменился?
Варианты:
- на соседа повлиял кто-то из людей своей добротой
- сосед обрел счастье
- сосед не хотел быть одиноким
Что произошло на самом деле?
Филипп рассказывает:
- Я поговорил с отцом. Он сказал, что этот человек изменился после того, как умерла его мать, и он остался совсем один. До него дошло, что вместо того, чтобы швырять лопатой в детей, он должен приглашать их к себе на веранду и угощать молоком с печеньем.
Что кроме трагических событий может изменить человека? Это собственное желание быть лучше.
Стоит ли ждать зрелого возраста, чтобы измениться? Чем хорошо поменяться как можно раньше?
Варианты:
- будешь иметь друзей
- сохранишь своё здоровье
- не подвергнешь себя административной и уголовной ответственности
Урок: Не тяни время, чтобы измениться
Ситуация «Автомобиль».
Представь, что у тебя есть автомобиль... Ты можешь представить его марку и внешний вид. Ты едешь на своём автомобиле в парк и вот, чтобы его припарковать, даёшь задний ход. Вдруг, нечаянно, ты задеваешь чей-то автомобиль...
Твои чувства?
Варианты:
- досада
- раздражение
- волнение
Твои мысли?
Варианты:
- не повезло
- как плохо
Твои действия?
Варианты:
- уехать
- ждать хозяина, разрешить ситуацию
А теперь посмотрим, что произошло, когда задели автомобиль Лоры.
Лора рассказывает:
- Тот, кто помял мой автомобиль, оставил записку, где рядом с номером телефона было написано: «Мы будем ждать вас». Очевидно, это означало, что люди, причинившие ущерб, хотели встретиться.
Что почувствовал бы ты на месте Лоры?
Варианты:
- удивление
- радость
- благодарность
Лора рассказывает:
- В ответ на мою благодарность мужчина, оставивший записку, сказал: «Мы всегда с женой так делаем».
Лора говорит:
- Жизнь этих людей была воплощением честности и порядка.
Почему эти люди так поступали?
Варианты:
- они были ответственными
- это давало им спокойствие
- не подвергали себя административной и уголовной ответственности
Твой выбор?
Урок: Отвечай за свои ошибки.
Ситуация «Шприц».
Дети играют в песочнице и находят шприц...
Их чувства?
Варианты:
- радость
- любопытство
Их мысли? (отсутствие)
Их действия?
Варианты:
- выбросили за песочницу
- закопали в песок
- стали играть - делать уколы «понарошку» куклам и друг другу
Твои чувства, если бы ты увидел это, проходя мимо?
Варианты:
- спокойствие
- волнение
- страх
- любопытство
Твои мысли?
Варианты:
- откуда шприц?
- шприц оставили другие дети, его дал кто-то из родителей специально для игры
- шприц оставили люди, употребляющие наркотики
Твои действия?
Варианты:
- пройти мимо (пусть за детьми следят их родители)
- спросить детей, откуда у них шприц
- забрать и выбросить шприц в мусорный бак
Следует ли выбросить шприц? Почему?
Варианты:
- дети могут сказать неправду
- дети могут получить инфекцию
Что ты скажешь детям, если подойдёшь к ним?
Варианты:
- откуда шприц?
- отдайте мне, я выброшу
- Здравствуйте, дети. Я вижу, у вас шприц. Он опасен, вы можете заразиться болезнью. Дайте его мне, я выброшу в мусорный бак (говорить спокойно, твёрдо, шприц взять, обернув бумагой или целлофаном).
Урок: Заботься о младших.
Ситуация «Приступ».
Представь, ты идёшь в гости. Твой путь лежит через парк. Проходя мимо одной из скамеек, ты замечаешь пожилого человека, вид которого вызывает беспокойство... Голова опущена, глаза закрыты. Мужчина стонет и держит руку на груди в области сердца...
Твои чувства?
Варианты:
- спокойствие
- волнение
- страх
Твои мысли?
Варианты:
- что делать?
- это сердечный приступ
Твои действия?
Варианты:
- убежать из парка
- позвать людей
- вызвать «Скорую помощь» по телефону (если есть)
Юноша и девушка, гулявшие по парку, вызвали «Скорую помощь». А как поступишь ты?
Урок: Помогай оказавшимся в беде.
Ситуация «Сигарета».
Представь, ты идёшь вечером мимо детского сада. В одной из беседок ты замечаешь ребят своего возраста, которые склоняют мальчика помладше закурить. До тебя доносится голос: «Это хорошая сигарета. Кури, тебе понравится».
Твои чувства?
Варианты:
- удивление
- беспокойство
- равнодушие
- страх
Твои мысли?
Варианты:
- как быть?
- уйти?
- вмешаться?
- они меня побьют, если я вмешаюсь
Твои действия?
Варианты:
- уходишь
- зовешь сторожа
- подходишь и предлагаешь «жертве» уйти с тобой
- говоришь громко: «Я вызову милицию!»
Какие действия правильные? Почему?
Вмешаться, так ты ...
- избавляешь «жертву» от прессинга
- создаешь репутацию неравнодушного смелого человека
- даешь понять другим, что они поступают неправильно.
А вот как поступил Андрей, когда увидел, что подростки заставляют курить соседского мальчишку.
Он зашёл в сад. Обратился к сторожу и попросил поддержать, если подростки бросятся на него. Вышел к курильщикам и сказал: «Вы поступаете подло. Курение вредит здоровью. Я забираю мальчика». Подростки стали обзывать Андрея. В это время вышел сторож, и они разбежались. Андрей отвел мальчика домой и сообщил о случившемся его родителям.
Урок: Не кури сам и спасай от курения того, кого можешь.
Ситуация «Часы».
Представь: лето... парк... ты садишься на скамейку отдохнуть. И вот ты замечаешь рядом с собой коробочку, в которую упакованы новые наручные часы хорошего качества.
Твои чувства?
Варианты:
- удивление
- недоумение
- любопытство
- радость
Твои мысли?
Варианты:
- кто оставил?
- как быть?
- взять?
Твои действия?
Варианты:
- взять себе (не я, так кто-нибудь возьмет)
- оставить на месте, человек вернётся, заберёт
- оставить записку «Кто оставил часы, обратитесь по адресу...»
А теперь представь: магазин... витрина с наручными часами. Одни из них тебе приглянулись. Ты о таких мечтал. Тебе очень хочется их купить, но у тебя не хватает средств. Ты решаешь накопить денег. Ты зарабатываешь деньги честным трудом (разносишь газеты, убираешь мусор, участвуешь в ремонте школы). И вот часы куплены. Ты счастлив! В хорошем настроении ты идёшь в парк. Там, присев на скамейку, ты разглядываешь коробочку и не решаешься надеть часы. Они так тебе дороги, что чрезмерная бережливость не позволяет тебе это сделать сразу. Ты кладёшь коробочку в карман и не замечаешь, как через некоторое время она выскальзывает и выпадает из него. Задумавшись, представляя себя с новыми часами на руке, ты идёшь домой.
Твои чувства, когда обнаружишь потерю?
Варианты:
- волнение
- досада
- боль
- горе
Твоя реакция?
Варианты:
- спокойствие
- слёзы
Твои мысли?
Варианты:
- бежать обратно в парк
- спрашивать у прохожих
- часы потеряны, их кто-то нашёл
- как пережить потерю?
Твои действия?
Варианты:
- бежать обратно в парк
- спрашивать у прохожих
У тебя сильное желание найти часы!
Какая ситуация сложнее: найти или потерять? Почему?
Варианты:
- найти: это вопрос совести - как поступить
- потерять: трудно пережить потерю
- обе сложны
На месте потерявшего чего ты ожидаешь от того, кто нашёл? Как следовало бы поступить на месте нашедшего?
Взять часы, оставить записку с указанием своёго адреса, вернуть хозяину.
Урок: Не присваивай чужое.