"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Федорова Юлия Юрьевна

Выступление психолога на родительском собрании

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptaciya_pyatiklassnikov-_tekst_k_vystupl.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"

Почти все дети переживают период перехода в среднюю школу.

За летние каникулы они повзрослели, изменилось их восприятие и отношение к учебе. Некоторых родителей эти перемены беспокоят и для того, чтобы вы могли легче найти взаимопонимание со своими детьми надо учитывать особенности этого возраста.  

Кратко хочу ознакомить вас с возрастными особенностями 5 классников.

1Этот период в жизни детей отличается повышенной утомляемостью.

2Дети очень эмоциональны и воспринимают  остро любые изменения, особенно их волнует вопрос о «соотношении сил» в классе. Другими словами у ребенка появляется возможность по -новому себя показать в классе. Играть новые роли, проявлять свои лидерские способности.

А вот необоснованные запреты они демонстративно игнорируют.

4. Дети тяжело переживают свои  неудачи, положение «худшего в чем-либо».

5.Очень восприимчивы к промахам учителей,

6.Требуют от всех соответствия слова к делу.

7. В этом возрасте дети  очень любознательные, и хорошо, если ребенок занимается активно спортом или интересным  занятием, а ни чем-либо другим. А бывает, что детям интереснее собираться компаниями и пробовать сигареты и алкоголь.  Ведь они считают себя уже взрослыми, хотя ответственность за свои поступки еще не несут.

У детей в возрасте 12-13 лет повышается авторитет сверстников, их мнение им порой важнее, чем кого-то из взрослых.

 Как школа,  так и родители  хотят, чтобы  ученики пятого класса старались учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;

  1. умели правильно распределять и планировать свое время.
  2. умели общаться с одноклассниками, имели свое мнение  и учитывали мнение других.
  3. умели дружить, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
  4. имели постоянные обязанности дома, помогали родителям;
  5. умели предвидеть последствия своих действий.

Но далеко не все пятиклассники способны соответствовать этим требованиям. Ведь раньше на детей возлагалось  больше ответственности и было меньше соблазнов ( компьютерные игры и телепередачи), а сейчас психологический возраст детей у многих не соответствует паспортному. Им тяжело соответствовать, а требования  растут, и обучающие программы становятся шире…

 Хотела бы, спросить у родителей, знают ли они:

  1.  Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
  2. Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  3. Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
  4. Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

Сравнительная таблица

4 класс

5 класс

1

8 – 9 предметов

12 – 14

предметов

2

22 – 26

часа

27 – 34

часов

3

4

учителя

10

учителей

4

1 - 2

часа

2 -2,5

часа

В связи с этим у ребят возникают трудности: надо привыкнуть к каждому учителю.

  1.  К новому расписанию;
  2. Появилось много новых кабинетов;
  3. новый классный руководитель;
  4. возрос темп работы и объем работ в классе и д/з задают больше
  5. Дети чувствуют ослабление или отсутствие контроля;
  1. Становиться более заметно, что дети еще не умеют самостоятельно работать;

Признаки дезадаптации, плохой адаптации, если вы не наблюдаете за своим ребенком того, что я перечислю, значит адаптация проходит успешно: Итак,

  1. Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  2. Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  4. Нежелания выполнять домашние задания.
  5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  6. Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  7. Беспокойный сон.
  8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.
  9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Если вы насчитали  больше 5 признаков,  прошу остаться после собрания и подойти ко мне.

Сначала учебного года наблюдаю за ребятами, провела анкетирование «открытое письмо родителям» на выявление эмоционального благополучия учащихся в школе.

 В среднем по всем 5 классам, результаты хорошие.

На вопрос: В 5 классе учиться стало труднее, чем в 4?  только трое учеников ответили положительно.

На вопрос: Какое у вас настроение, когда вы в школе? Все ответили, что хорошее.

На вопрос о классном руководителе и учителях, которые ведут у них уроки -  ни один из учеников не написал, что стесняется  или боится подойти спросить что-либо. В основном все писали, что все учителя хорошие.

 Классные  руководители на  собрании  раздадут эти письма и вы сможете ознакомиться лично с теми результатами, которые получили, для того чтобы вы могли оказать посильную помощь вашему ребенку. Я планирую в октябре провести еще  анкетирование и диагностику на уровень тревожности детей. Учащимся, которые находятся в неблагоприятном эмоциональном положении,  будет предложено посещение тренинговые занятий на снятие тревожности.

 А сейчас рекомендации: Чем вы как родитель можете помочь своему ребенку?

  1. Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  2. Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  3. Если в семье произошли, какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
  4. Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
  5. Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  6. Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
  7. Приучайте его к самостоятельности постепенно.
  1. Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
  2. Помогите ему найти дело по душе.

Уважаемые родители,  проявляйте больше терпения к детям, дарите им больше любви и внимания. Оно им необходимо особенно в этом возрасте.

Желаю вам успехов.