"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Выступление психолога на родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptaciya_pyatiklassnikov-_tekst_k_vystupl.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
"Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Почти все дети переживают период перехода в среднюю школу.
За летние каникулы они повзрослели, изменилось их восприятие и отношение к учебе. Некоторых родителей эти перемены беспокоят и для того, чтобы вы могли легче найти взаимопонимание со своими детьми надо учитывать особенности этого возраста.
Кратко хочу ознакомить вас с возрастными особенностями 5 классников.
1Этот период в жизни детей отличается повышенной утомляемостью.
2Дети очень эмоциональны и воспринимают остро любые изменения, особенно их волнует вопрос о «соотношении сил» в классе. Другими словами у ребенка появляется возможность по -новому себя показать в классе. Играть новые роли, проявлять свои лидерские способности.
А вот необоснованные запреты они демонстративно игнорируют.
4. Дети тяжело переживают свои неудачи, положение «худшего в чем-либо».
5.Очень восприимчивы к промахам учителей,
6.Требуют от всех соответствия слова к делу.
7. В этом возрасте дети очень любознательные, и хорошо, если ребенок занимается активно спортом или интересным занятием, а ни чем-либо другим. А бывает, что детям интереснее собираться компаниями и пробовать сигареты и алкоголь. Ведь они считают себя уже взрослыми, хотя ответственность за свои поступки еще не несут.
У детей в возрасте 12-13 лет повышается авторитет сверстников, их мнение им порой важнее, чем кого-то из взрослых.
Как школа, так и родители хотят, чтобы ученики пятого класса старались учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
- умели правильно распределять и планировать свое время.
- умели общаться с одноклассниками, имели свое мнение и учитывали мнение других.
- умели дружить, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
- имели постоянные обязанности дома, помогали родителям;
- умели предвидеть последствия своих действий.
Но далеко не все пятиклассники способны соответствовать этим требованиям. Ведь раньше на детей возлагалось больше ответственности и было меньше соблазнов ( компьютерные игры и телепередачи), а сейчас психологический возраст детей у многих не соответствует паспортному. Им тяжело соответствовать, а требования растут, и обучающие программы становятся шире…
Хотела бы, спросить у родителей, знают ли они:
- Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
- Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
- Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
- Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?
Сравнительная таблица
4 класс | 5 класс | |
1 | 8 – 9 предметов | 12 – 14 предметов |
2 | 22 – 26 часа | 27 – 34 часов |
3 | 4 учителя | 10 учителей |
4 | 1 - 2 часа | 2 -2,5 часа |
В связи с этим у ребят возникают трудности: надо привыкнуть к каждому учителю.
- К новому расписанию;
- Появилось много новых кабинетов;
- новый классный руководитель;
- возрос темп работы и объем работ в классе и д/з задают больше
- Дети чувствуют ослабление или отсутствие контроля;
- Становиться более заметно, что дети еще не умеют самостоятельно работать;
Признаки дезадаптации, плохой адаптации, если вы не наблюдаете за своим ребенком того, что я перечислю, значит адаптация проходит успешно: Итак,
- Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- Нежелания выполнять домашние задания.
- Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- Беспокойный сон.
- Трудности утреннего пробуждения, вялость.
- Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Если вы насчитали больше 5 признаков, прошу остаться после собрания и подойти ко мне.
Сначала учебного года наблюдаю за ребятами, провела анкетирование «открытое письмо родителям» на выявление эмоционального благополучия учащихся в школе.
В среднем по всем 5 классам, результаты хорошие.
На вопрос: В 5 классе учиться стало труднее, чем в 4? только трое учеников ответили положительно.
На вопрос: Какое у вас настроение, когда вы в школе? Все ответили, что хорошее.
На вопрос о классном руководителе и учителях, которые ведут у них уроки - ни один из учеников не написал, что стесняется или боится подойти спросить что-либо. В основном все писали, что все учителя хорошие.
Классные руководители на собрании раздадут эти письма и вы сможете ознакомиться лично с теми результатами, которые получили, для того чтобы вы могли оказать посильную помощь вашему ребенку. Я планирую в октябре провести еще анкетирование и диагностику на уровень тревожности детей. Учащимся, которые находятся в неблагоприятном эмоциональном положении, будет предложено посещение тренинговые занятий на снятие тревожности.
А сейчас рекомендации: Чем вы как родитель можете помочь своему ребенку?
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
- Если в семье произошли, какие-то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и т.д.) сообщите об этом классному руководителю.
- Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
- Приучайте его к самостоятельности постепенно.
- Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
- Помогите ему найти дело по душе.
Уважаемые родители, проявляйте больше терпения к детям, дарите им больше любви и внимания. Оно им необходимо особенно в этом возрасте.
Желаю вам успехов.