Применение групповых технологий в деятельности школьного психолога.
В своей деятельности я применяю различные технологии: здоровьесберегающие, групповые, информационные.
Особое внимание уделяю групповым технологиям. К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу.
Систематически работаю над изучением теоретических и практических основ групповых технологий. Основу моей методической копилки по данным технологиям составляет следующая методическая литература: В.Л.Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей и подготовительных группах»; О.Н.Саранская «Психологический тренинг для дошкольников. «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!!!»»; Л.А.Никифорова «Вкус и запах радости. Цикл групповых занятий по развитию эмоциональной сферы»; И.В.Ганичева «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»; А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»; И.С.Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками».
Психологу МДОУ приходится работать с большим количеством детей, например, в нашем саду более 200 воспитанников. Поэтому групповые технологии позволяют мне вовлечь во взаимодействие большое количество детей, увидеть ощутимый результат.
Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных групп, а так же педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no_5.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
- Применение групповых технологий в деятельности школьного психолога
В своей деятельности я применяю различные технологии: здоровьесберегающие, групповые, информационные.
Особое внимание уделяю групповым технологиям. К групповым технологиям относят, прежде всего, групповую и межгрупповую работу.
Систематически работаю над изучением теоретических и практических основ групповых технологий. Основу моей методической копилки по данным технологиям составляет следующая методическая литература: В.Л.Шарохина «Коррекционно-развивающие занятия в младшей, средней, старшей и подготовительных группах»; О.Н.Саранская «Психологический тренинг для дошкольников. «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!!!»»; Л.А.Никифорова «Вкус и запах радости. Цикл групповых занятий по развитию эмоциональной сферы»; И.В.Ганичева «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»; А.С.Роньжина «Занятия психолога с детьми 2 – 4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению»; И.С.Погудкина «Работа психолога с проблемными дошкольниками».
Психологу МДОУ приходится работать с большим количеством детей, например, в нашем саду более 200 воспитанников. Поэтому групповые технологии позволяют мне вовлечь во взаимодействие большое количество детей, увидеть ощутимый результат.
Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных групп, а так же педагогов и родителей.
Цель применения групповой работы:
- обучение детей навыкам эффективного сотрудничества при взаимодействии в учебно-воспитательном процессе;
- формирование жизненно необходимых навыков и компетенций;
- актуализация процессов самораскрытия, самоисследования и самопознания.
Групповая деятельность призвана служить фактором личностного развития индивидуальности каждого участника группы. Воздействие психолога носит опосредованный характер: «через группу - на личность».
Формы групповой работы:
- групповая диагностика
- развивающие и коррекционно-развивающие занятия
- тренинги
- психологические игры
- мастер-классы для взрослых.
Методы групповой работы:
- Игротерапия
- Сказкотерапия
- Цветотерапия
Приемы групповой работы: игровые упражнения, ролевые и настольные игры, мозговой штурм, моделирование, дискуссия, диалог и т.д.
Особенности организации групповой работы в больших и малых группах.
Коренная проблема организации групповой работы заключается в том, чтобы каждый из детей выступал в ходе совместной работы как самостоятельный субъект, т.е. чтобы группа не подавляла индивидуальность каждого участника и была едина в общей своей активности, чтобы характеристики группы были наиболее благоприятны для развития личности. Поэтому нельзя не принимать во внимание существующего противоречия между интересами отдельного члена группы и интересами самой группы. Данное противоречие не ликвидируется, не снимается, – оно разрешается при обращении к такому явлению, как «совокупный субъект» («коллективный субъект», «полисубъект»). Поэтому основной задачей психолога должно стать преобразование группы как некоторой совокупности людей в группу как единый деятельный организм - в совокупный субъект.
Совокупный субъект – это деятельная группа, состоящая из трех и более человек, осознающая цель совместной деятельности, побуждаемая к деятельности социально ценностным мотивом, каждый участник которой обретает для себя в этой деятельности личностный смысл и потому берет на себя ответственность за произведенное дело.
Сопряжение двух линий: одной - групповая деятельность, другой - индивидуальная деятельность, протекает в процессе преобразования группы в совокупный субъект. Противоречие разрешается в пространстве именно данного вопроса: удается психологу такое преобразование или нет. В случае неудачи мы получим веер негативных образований, обусловленных тем, что-либо группа подавляет личность ребенка и препятствует ее развитию, либо личность ребенка выпадает из группы.
Индивидуальность только и может себя выявить в сопоставлении с другими, обнаружить свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становятся очевидными и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Но утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого.
Обучение детей навыкам групповой работы я начинаю уже с ясельного возраста и заканчиваю подготовительной группой.
Организация групповой работы с дошкольниками.
1. Способы формирования групп.
- По желанию. Этот способ приемлем при создании небольших групп. Например, при работе в паре, в тройках. Обычно дошкольники создают пару с тем, кого они уже хорошо знают, так как бывают дети из одного садика, с одной улицы. Но тогда не достигается при групповой работе нужного эффекта.
- По усмотрению ведущего (по принципу: первый, второй - два круга; выбор в качестве поощрения).
- Способ «жребия», условно произвольный. Данный способ хорошо зарекомендовал себя в ходе организации групповой деятельности. Жребий может быть вербальным (считалки) или предметным (всевозможные жетоны). В качестве предметных жетонов я использую ракушки, камушки, цветные кружки, медальоны (прием «Волшебный мешочек»).
2. Доступная инструкция, распределение ролей.
Детям необходимо предложить доступную инструкцию, помогающую каждому, достойно выполнить свою роль в достижении общего результата. Инструкция должна содержать общую часть (по групповой работе) и конкретную (по данной методике).
Общая часть. Знак «Я и МЫ» (О.Н.Саранская «Психологический тренинг для дошкольников «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ!!!»»)
Перед выполнением групповой или межгрупповой работы обсуждется с детьми правила совместной работы. Целью которой является: помочь детям понять, что успех и не успех группы зависит от каждого из них, от их взаимопонимания и взаимовыручки.
- Ребята, прежде чем приступить к работе, давайте вспомним, что означает этот знак?
- Надо совместно обсудить полученное задание.
- Надо говорить по очереди, не перебивать друг друга, внимательно слушать.
- Надо распределить обязанности в группе.
- Надо договариваться друг с другом.
- Надо уметь уступать друг другу.
- Надо помогать друг другу в работе (если у одного что-то не получается, другой должен помочь)
- Надо оценить результат работы (настроение детей, сплоченность группы, качество выполнения заданий и т.д.)
- Молодцы, вспомнили, что означает знак «Я и МЫ». А теперь давайте посмотрим, как эти правила вам помогут в работе.
Конкретная часть по методике должна учитывать все нюансы (например, кто будет убирать рабочее место, кто будет представлять работу от группы и т.д.)
Объем групповой работы надо планировать так, чтобы в деятельность были вовлечены все участники группы. От объема работы непосредственно зависит количество участников. Оптимальное количество участников в группе до 10 человек.
Дети самостоятельно распределяют свои роли в деятельности, психолог лишь может оказать помощь или посоветовать в случае затруднений.
3. Рефлексия.
Решающим условием практической работы в группе является наличие определенного социально-психологического климата - сильнейшего фактора успешности деятельности. Мы с детьми садимся в круг. Дети вспоминают предыдущее занятие, и рассказывают, что нового они узнали, какие чувства они испытывали друг к другу в начале занятия и в конце. Рассказывают о своём вкладе в группу начиная со слов: «Я даю группе…».
Социально-психологический климат бывает благоприятным для развития личности или неблагоприятным. Критерием оценки характера климата в группе выступает положительное влияние на самочувствие каждого отдельного члена группы. Обычно дети отмечают, что их «плохое настроение» в ходе работы изменилось и стало лучше, что «болела голова», но «теперь не болит», что «не хотелось работать», а по окончании группового дела «полон желания работать дальше».
Психолог корректирует, создает, укрепляет, повышает климат группы. При ошибках – понижает, ухудшает, разрушает климат группы.
Успех порождает чувство удовлетворенности деятельностью и желание ее повторения. Успех повышает самооценку и достоинство личности растущего ребенка. Успех укрепляет социальные отношения, а значит, содействует социализации личности. Наконец, успех повышает социально-психологический климат группы. В конце концов, успех становится сильнейшим средством личностного развития человека.
Группа в организованной деятельности вступает во взаимодействие с миром, познает этот мир, оценивает этот мир и влияет на этот мир, переконструируя окружающие обстоятельства. Таким образом, групповая работа с детьми оснащает каждого ребенка способностью взаимодействовать с миром, будучи субъектом.