Инновационные формы и технологии коррекционной и реабилитационной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности.
представлены практические рекомендации организации взаимодействия с воспитанниками имеющими проблемы поведения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Е. Н. Соломенцева
Липецкая область,
Елецкий район,
с. Ериловка
Инновационные формы и технологии
коррекционной и реабилитационной работы с детьми,
имеющими особые образовательные потребности.
«Инновация» - что это такое? С инновационными методами я знакома не понаслышке. Работая психологом в коррекционной школе VIII вида всегда старалась находить различные формы работы с детьми, которые были бы им доступны, интересны, способствовали разностороннему развитию личности.
У меня сложилось мнение, что инновационные технологии не должны быть односторонними, предлагающими развитие только умственных способностей детей. Инноватика должна включать процесс выработки уверенности маленького человека в себе, в своих силах. Инновации в образовании, на мой взгляд, это использование новых, повышающих эффективность способов, средств передачи информации, проверке её адекватности, повышения интереса учащихся к новому материалу, контроля за усвоением информации.
Необходимо ставить ребёнка на равный уровень с собой и окружающим его миром. Я думаю, что инновации в образовании, в первую очередь, должны быть направлены на создание личности, настроенной на успех в любой области приложения своих возможностей.
Несколько лет, веду профориентационную работу с выпускниками по программе «Я выбираю профессию» основная цель, которой заключается в постепенном формировании у обучающихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному осознанию своего места в обществе. Инновационность занятий с выпускниками заключается в организации работы с детьми в форме самостоятельного проектирования рассматриваемого материала, который в дальнейшем структуируется и моделируется. Цикл занятий лишен чрезмерной теоретической нагрузки. Он, скорее, рассматривается как практикум. На каждом занятии планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация, плюс к этому готовится компьютерная презентация профессии. Компьютерные презентации о профессиях очень интересны детям, доступны, понятны, в короткие сроки решаются такие задачи как пополнение словарного запаса, расширение кругозора, предполагают последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков.
По результатам наблюдений за обучающимися 9 класса школы VIII вида в различных ситуациях, а также в процессе бесед с родителями, наблюдаются ряд причин, факторов препятствующих выбору будущей профессии обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья: наследственно-характерологические; резидуально-органические; социально-бытовые; ситуационные; психические; социальные. Эти факторы учитываются при составлении профориентационной программы и при организации занятий с воспитанниками.
Во время занятий учащиеся могут:
- изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
-получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
-получить информацию о правилах выбора профессии;
-определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.
К концу учебного года у учащихся должны сформироваться следующие умения и навыки:
- чувство единства, умение действовать согласованно;
- представление о своей будущей профессии;
- самопознание с выбором будущей профессии;
-психологическая готовность к трудовой деятельности;
- готовность к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
- нравственно-моральные качества.
Программа «Я выбираю профессию» предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта, помогает избежать формирования у выпускников школы-интерната таких личностных качеств, как материальное и моральное иждивенчество. Наблюдения показывают, что после окончания школы 76% выпускников интерната продолжают обучение в ПУ, где отмечается хороший уровень их воспитанности, социальной адаптации.
Количество «трудных» детей или детей с особенностями поведения и развития – гиперактивных, агрессивных, тревожных, замкнутых растёт день ото дня. Почему это происходит? Здесь присутствуют факторы пренатальной паталогии – неблагоприятная экология, низкий социальный уровень жизни, хронические болезни, вредные привычки, нервно-психические потрясения матери во время беременности, но в большей степени это следствия неправильного воспитания в школе, в детском саду и дома. В результате дети, их родители, воспитатели и учителя находятся в состоянии постоянного стресса, что отражается на успеваемости детей, поведении их на уроках и воспитательских занятиях и т.д. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Среди современных методов коррекции и реабилитации социальной дезадаптации подростков особое место в моей работе занимает арт-терапия, что в переводе означает «лечение». Несколько лет назад, посетив обучающий семинар на тему АРТ-терапии для педагогов-психологов в городе Липецке, приобрела программу «Арт-терапевтические методы коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков», разработанной педагогом-психологом областного центра ППСП Стебеневой Н.В. Изучив материал и проработав методики и техники в групповой и индивидуальной работе с детьми поняла, что, применяя методы арт-терапии, можно решать задачи, направленные на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Арттерапия не имеет ограничесний и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике в социальной работе и бизнесе. Для некоторых – это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе, как о творческой личности. Выделяют собственно арттерапию, музыкотерапию, танце-двигательную терапию, драматерапию, сказкотерапию, библиотерапию, маскотерапию, игротерапию, цветотерапию, фототерапию и т.д.[1] Специалисты-практики понимают, что количество методов равно количеству специалистов, так как каждый вносит в технологию и интерпретацию что-то новое, приобретенное в опыте. Арт-терапевтическую работу c воспитанниками строю в разных направлениях. С подростками, нуждающимися в коррекции поведения, формировании навыков конструктивного общения организовываю занятия средствами изотерапии и музыкотерапии. Для других детей, нуждающиеся в раскрытии творческих способностей, личностных и эстетических качеств разработала программу занятий с применением фотографии в контексте арт-терапии (фото-арт-терапия») под названием «Взгляд». При организации групповых занятий с элементами изотерапии по программе «Я» применяю элементы ритуала в начале и при окончании занятия. Учитывая конкретность мышления, слабую концентрацию внимания воспитанников с задержкой психического развития, даю задания доступно, кратко и понятно. В составе группы не должно доминировать количество детей с повышенной расторможенностью и психовозбудимостью, что зачастую приводит к конфликтам между детьми. Что интересно, занятия проходят не всегда по запланированному плану, зачастую приходится отходить от темы и вести занятия в зависимости от ситуации.
Какие трудности возникают в первые дни занятий? Почти все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют проблемы общения и поведения. Бедность активного словаря, слабое воображение и узкий кругозор способствуют затруднениям при выполнении заданий типа: «Скажи добрые слова соседу», «Опиши своё настроение» и т.д. Налицо проблемы при выполнении групповых рисунков или творческих работ (ругаются, могут специально испортить работу, порвать рисунок, обидеться и уйти). Поэтому первые занятия носят обучающий и адаптирующий характер. Впоследствии изучив типовые задания, например: «Моё настроение», «Я в будущем» и т.д. проявляют творчество и воображение, изъявляют желание вторично выполнять задание, дабы получить хороший результат, ориентируясь на качество. Я заметила, что использование музыкального оформления в течение какого-либо этапа занятия должно быть дозированным. Необходимо учитывать психоэмоциональное настроение воспитанников и характерологические особенности членов группы. Бывают моменты, что фоновое музыкальное сопровождение способствует психовозбудимости детей: начинают громко разговаривать, не слышат педагога, не могут «войти» в настроение мелодии. Наблюдения показывают, что, по окончании цикла занятий дети приобретают навыки адекватного поведения и общения, обогащаются творчески, получают новые навыки и познают свои способности.
Не всегда правильный подход воспитателей и учителей к «особым» детям, отсутствие у них навыков бесконфликтного общения с такими детьми ведёт к нарушению учебно-воспитательного процесса, снижению качества работы педагогов, что влечёт за собой негативные последствия не только для «трудных, но и для всех детей в целом. Бывает, что взрослые, не справляясь с поведением детей, обращаются к медицинским специалистам, дабы снять ответственность с себя, объявив виновником происходящего не родителей и педагогов, а заболевание ребёнка. Думаю, что целью использования инновационной деятельности является качественное изменение личности ученика по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрениям в педагогическую деятельность практик предполагающих снятие педагогического кризиса. Использование инновационных технологий направлено на развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирует творческое нешаблонное мышление, развивает детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей.
Занятия по программе «Взгляд» занимает особое место в коррекционной и реабилитационной работе с детьми. Основная цель проекта - эффективная адаптация и реабилитация детей с особенностями поведения и развития к жизни в семье, школе, обеспечение гармоничного и бесконфликтного взаимодействия «трудных» детей с их родителями, воспитателями, учителями и другими детьми. Фотография помогает установить с ними контакт и активизировать их речевые навыки, может рассматриваться как способ контроля за внешними объектами и ситуациями, и даёт подросткам ощущение собственной силы и значимости. Даёт почувствовать себя художником и в лучшую сторону изменить своё представление о себе и о своих возможностях. Фотографирование ребёнка может способствовать повышению его самооценки и удовлетворять его потребность во внимании и заботе, позволяет подростку почувствовать свою самостоятельность и проявить инициативу. Варианты лечебно-коррекционного, здоровьесберегающего и развивающего применения фотографии можно классифицировать с учётом состава участников, занятия могут быть индивидуальными и групповыми. При занятиях в группе техники и упражнения могут быть рассчитаны на индивидуальную, парную, микрогрупповую или общегрупповую работу. Одни варианты применения фотографии могут быть связаны с использованием готовых снимков, другие – с их созданием в ходе занятия или между занятий. В любом случае работа может протекать спонтанно и предполагать неограниченную свободу действий либо требовать чёткой постановки задач и применения конкретных техник, игр, упражнений. Аналогично, при создании фотографий в ходе занятий дети могут сами выбирать тему, например «Прекрасное и безобразное», «Любимые уголки школы», «Мир детей», «Детская фантазия безгранична» и др. С целью решения коррекционных и реабилитирующих задач бывает очень полезно проводить съёмку в той среде, которая выступает в качестве значимого внешнего ресурса. Например, съёмка на природе сама по себе обеспечивает сенсорную стимуляцию, вызывает положительные эмоции и эстетические переживания. Или же съёмка может проводиться в такой среде, которая чревата социальной конфронтацией и появлением сложных чувств, что в определённых случаях может быть полезна, помогая детям, например, осознать природу своего социального поведения и установок.[2] В конце сентября с группой детей мы сделали фоторепортаж, где показали результаты небрежного отношения человека к природе (фотографировали результаты летнего пожара). В работе с детьми обязательно учитываются их интересы и способности. Например, некоторые ребята проявляют интерес к созданию фотоколлажа или ассамбляжа, плаката или иллюстрированной фотографиями «книжки». Применение техник телесно-ориентированной и танцедвигательной терапии, когда съёмка производится во время движения участников группы (дискотеки, концерты, спортивные соревнования и т.д.), даёт возможность увидеть и осознать особенности телесной экспрессии, наблюдать и познавать мир эмоций человека. Большой интерес девочки проявляют к фотографированию в сочетании с элементами драматерапевтического подхода и предполагать ролевое перевоплощение, использование костюмов, грима и т.д. Возможна постановочная фотография, в том числе портретный жанр (например, фотографирование участниками друг друга). Деятельность участников занятий может быть достаточно эффективной и в том случае, если она будет построена на основе общих тем («Новый год в школе», «Времена года», «Мир цветов» и т.д.). Очень трогательно наблюдать, когда ребята стараются найти интересные моменты в сюжете, предмете, деятельности, любуются снимками, рассказывая при этом, как они старались сфотографировать тот или иной объект, какие усилия им пришлось приложить, чтобы получился хороший кадр. Здесь налицо решаются задачи развития личностных качеств, эстетических переживаний, познавательных способностей. Описанные направления работы с детьми, позволяют каждому ребёнку оставаться самим собой, не испытывать неловкости, обиды от сравнения с другими участниками группы, продвигаться в развитии сообразно своей природе.
Самую большую помощь мы оказываем человеку тогда, когда искренне «вслушиваемся» и проявляем уважение к его способности найти свой собственный ответ. Важно заметить, что инновационные технологии в работе с детьми позволяют самостоятельно проектировать подачу материала, строить структуру занятий не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги, а с элементами парадоксальности, деструктивности, когда делаешь «что-то не так».
Литература.
1. Стебенева Н.В. Программа «АРТ-терапевтические методы коррекции нарушений коммуникативной и эмоционально-волевой сферы социально-дезадаптированных подростков». - г.Липецк, 2001г.
2. Копытин А.И. Фототерапия. – Изд-во Когито-Центр, 2006 г.
3.Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: Изд-во Владос, 2004 г.
4. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми.- СПб.: Изд-во Речь, 2000 г.