Метафора в работе с педагогическим коллективом.
Статья отражает особенности работы с педагогическим коллктивом. Предлагает метафору, как способ расширения поведенческого репертуара у педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка» № 171
Статья
«Метафора в работе с педагогическим коллективом»
подготовила
педагог – психолог
Наумова Марина Евгеньевна
г. Кемерово
2013г.
«Метафора в работе с педагогическим коллективом»
Изменяя метафоры, изменяем жизнь!
С древних времен люди использовали метафоры, иносказания, притчи для объяснения эмоционального состояния человека, морали, этических норм, демонстрации новых форм поведения. В современном мире с его алгоритмизацией, чрезмерным стремлением к логическому объяснению происходящего, метафора становится «хрустальным» мостиком к бессознательным, глубинным ресурсам человеческого сознания. Метафоричность в высказываниях позволяет в мягкой, нетравматичной форме предложить педагогам новые модели поведения, которые могут послужить примером для интериоризации. Языковые метафоры позволяют разобраться в своих чувствах и соответственно их выразить.
Метафора – красивый, изящный и тонкий инструмент для работы с психикой. В формулировке американского психолога Джулиана Джейнса метафора – это первичный опыт, служащий двоякой цели: (1) для описания переживаний, которые впоследствии (2) могут заложить в сознании новые модели, расширяющие границы субъективного опыта. Кроме того, метафора обладает ценнейшим для психологов качеством – способностью блокировать сопротивление. «В том – то и сила метафоры, что её действие, как вино, в первые минуты восприятия туманит взор разума и блокирует нашу привычную склонность к критической аналитике » (П.С.Таранов) (Пезешкиан Н.)
Грамотно составленные (подобранные) метафоры мягко не «в лоб» актуализируют заданные автором мысли, чувства и настроения. Новые смыслы, которые хранятся в глубинах метафоры, помогают человеку преодолеть собственные стереотипы, посмотреть на ситуацию по - новому. Метафоры способствуют актуализации внутренних ресурсов человека, облегчают преодоление стрессов.
Прямолинейность логического мышления часто не помогает нам в преодолении трудностей, зачастую, наоборот ещё больше запутывая решение проблемы. Метафорические истории позволяют выйти за пределы индивидуального видения, они аппелируют к воображению и мечтательности взрослого человека, обращаясь к внутреннему ребёнку. Они делают общение более мягким и эмоциональным.
Особая ценность метафор в работе с педагогами в том, что они не вызывают сопротивления сознания, снимая излишнюю конфронтацию и решая некоторые сложности в принятии проблемы. Метафоричность в общение с педагогами позволяет пробуждать мысли и чувства взрослого, демонстрировать новые модели поведения, актуализировать внутреннего ребенка.
Далее предлагаются некоторые метафорические истории, которые можно использовать на практике в работе с педагогами.
***
«Слон в темноте»
« В одно село, где никогда не видели слона, приехал цирк. Любопытные жители села, которые прослышали об удивительном животном, послали в стойло слона несколько человек, чтобы те посмотрели и затем описали его. В стойле было темно, и селяне были вынуждены «ощупать» (осмотреть) слона руками.
« О, он похож на большой веер» - сказал один из вернувшихся собравшемуся народу. Он ощупал ухо слона.
« Что ты говоришь, это животное как большой столб» - заспорил с ним другой, которому «досталась» нога слона.
« Что вы плетете! – разозлился третий. – Сон похож на ремень!» Он, очевидно, изучил хвост слона.
А четвертый, который ощупал хобот, сказал: « Нет, он похож на гибкую и сильную трубу».
Ясно, что эти люди опирались на собственную реальность, собственный опыт. Каждый по – своему прав. Но они не учитывают восприятия друг друга, категоричны и склонны к интерпретациям.
***
«Урок бабочки»
Однажды в коконе появилась маленькая щель, случайно проходивший мимо человек долгие часы стоял и наблюдал, как через эту маленькую щель пытается выйти бабочка. Прошло много времени, бабочка как будто оставила свои усилия, а щель оставалась такой же маленькой. Казалось, бабочка сделала все что могла, и что ни на что другое у нее не было больше сил.
Тогда человек решил помочь бабочке, он взял перочинный ножик и разрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались.
Человек продолжал наблюдать, думая, что вот-вот крылья бабочки расправятся и окрепнут и она улетит. Ничего не случилось!
Остаток жизни бабочка волочила по земле свое слабое тельце, свои нерасправленные крылья. Она так и не смогла летать.
А все потому, что человек, желая ей помочь, не понимал того, что усилие, чтобы выйти через узкую щель кокона, необходимо бабочке, чтобы жидкость из тела перешла в крылья и чтобы бабочка смогла летать. Жизнь заставляла бабочку с трудом покидать эту оболочку, чтобы она могла расти и развиваться.
Иногда именно усилие необходимо нам в жизни. Если бы нам позволено было бы жить, не встречаясь с трудностями, мы были бы обделены. Мы не смогли бы быть такими сильными, как сейчас. Мы никогда не смогли бы летать.
***
Обида.
К Учителю подходит ученик и говорит: «Учитель, мне очень тяжело живётся, потому что меня обижают люди. И я подолгу обижаюсь на людей. Что мне делать?» Учитель дал ему мешочек с гвоздями и сказал: «Каждый раз, когда ты будешь обижаться, ты должен забивать один гвоздь в стену».
В первый день в стену было вбито 26 гвоздей. На другой неделе мальчик научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в стену гвоздей стало уменьшаться. Мальчик понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда мальчик ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему Учителю и тот сказал: «Каждый день, когда тебе удастся сдержаться, ты может вытащить из стены один гвоздь».
Шло время, и пришёл день, когда мальчик мог сообщить Учителю о том, что в стене не осталось ни одного гвоздя. Тогда Учитель взял его за руку и подвел к стене: «Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в стене дыр? Она уже никогда не будет такой как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остается такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется. Словесный шрам такой же болезненный, как и физический».
«А что же мне делать с отверстиями в стене, которые остались после гвоздей?», - спрашивает ученик. Учитель ответил: «А вот с ними тебе придётся жить всю жизнь».
***
Необходимо усилие...
Человек шел по лесу и увидел кокон, из которого через маленькую щель пыталась выйти бабочка. Ему стало любопытно, он остановился и наблюдал за этой картиной долгие часы. Прошло много времени. Казалось, бабочка сделала все, что могла, и даже, как будто, отчаявшись, оставила свои попытки.
Тогда человек решил помочь бабочке. Он взял перочинный ножик и надрезал кокон. Бабочка тотчас вышла. Но ее тельце было слабым и немощным, ее крылья были прозрачными и едва двигались. Она так и не смогла летать. Оказывается, при выходе через узкую щель, бабочке необходимо было усилие для того, чтобы жидкость из тела перешла в крылья. Только в этом случае она смогла бы летать...
Вот так и каждого из нас, Жизнь часто заставляет с трудом пробираться через сложные ситуации, чтобы мы могли расти и развиваться... Соберитесь!
***
Попробуй по-другому
Слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой. Возле его ног лежала почти пустая шляпа и табличка с надписью: "Я слепой, пожалуйста, помогите".
Мимо проходил человек. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в шляпе. Он бросил ему пару монет, без разрешения написал новые слова на табличке и ушёл.
К концу дня шляпа была полна монет. Когда Незнакомец возвращался домой, Слепой узнал его по шагам, остановил и спросил, что именно он написал на табличке. "Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому", - ответил Человек, улыбнулся и ушёл.
Слепой долго еще водил пальцами по поверхности, пока не понял. На таблице было написано: "Сейчас весна, но я не могу её увидеть".
Список использованной литературы:
- Беберашвили З., Джавахишвили Д., Сарджавеладзе Н. «Теория и практика психологической помощи» - изд – во Смысл, 2007г, 180 с.
- Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками. - СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
- Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Мастер сказок. 50 сюжетов в помощь размышления о жизни, людях и себе для взрослых и детей старше 7 лет. - СПб.: Речь. 2012. - 220 с
- .Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. – М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. – 160 с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. Гордон Д. Терапевтические метафоры. http://www.koob.ru