Постинтернатное сопровождение выпускников.

Кириченко Светлана Ивановна

Начало взрослой самостоятельной жизни - непростое время для любого молодого человека. Неопытность порождает ошибки, которые могут сказываться на всей последующей жизни. В это время очень важно иметь близкого человека, к которому можно обратиться в трудном случае, который поддержит и подскажет правильный выход. Детям - сиротам и выпускникам детских домов приходиться выходить во взрослую жизнь раньше, чем ребенку из семьи. Наибольшее количество детей выпускается из детских домов в возрасте 15-16 лет. Их жизненный опыт очень мал, часто полностью отсутствуют навыки, необходимые для самостоятельной жизни: дети не умеют обустроить свой быт, распоряжаться деньгами, самостоятельно организовать досуг.

Покидая детский дом, эти молодые люди, по сути, совсем ещё дети, оказываются неготовыми к жизни и у них начинаются проблемы:

ведут иждивенческий образ жизни;

страдают от алкогольной зависимости;

совершают правонарушения, оказываются вовлеченными в преступную деятельность.

Это происходит из-за того, что большинство выпускников учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказываются недостаточно адаптированными к самостоятельной жизни. Поэтому необходимо, хотя бы, первое время (2-3 года) после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет им успешно адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.

Программа рассчитана на 3 года, на весь адаптационный период выпускников детского дома.

Программа постинтернатной адаптации выпускников детского дома строится на основе пяти разделов:

Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Социально-педагогическое консультирование

Социально-профилактическая работа

Социальное воспитание

Защита прав и интересов выпускников

 

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

Целью программы является организация индивидуального сопровождения и поддержки выпускников детского дома для успешной социализации и интеграции в общество.

Задачи программы:

Содействовать адаптации выпускника детского дома к условиям жизни и обучения в образовательных учреждениях начального профессионального образования и средне - профессионального образования.

Влиять на развитие профессионально важных качеств выпускника детского дома.

Создавать условия для успешной социализации выпускника детского дома после окончания им учебного заведения.

Методологические основы программы

- личностно-деятельностный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающий развитие возможностей личности в деятельности (Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, М.М.Поташник, С.Л.Рубинштейн, В.В.Сериков и др.);

- концептуальные идеи средового подхода к построению образовательного процесса в образовательном учреждении, объясняющие социализацию личности через ту среду, которая ее окружает (В.А. Караковский, Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Ю.С.Мануйлов, М.В.Шакурова и др.).

Теоретическую основу программы составили:

- гуманистические идеи воспитания и образования, обусловливающие понимание человека как уникальной, отрытой системы, способной к изменению и развитию в процессе взаимодействия (Ш.А.Амонашвили, А.С.Макаренко, И.П.Волков, И.П.Ильин и др.);

- теоретические положения в области развития и воспитания детей-сирот в учреждениях интернатного типа (М.И.Лисина, В.С.Мухина, А. М.Прихожан, Н.Н.Толстых, Т.И.Шульга и др.);

- теоретические положения возрастной психологии о новообразованиях подросткового и юношеского возрастов (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, И.С.Кон и др.), в том числе у детей-сирот (Е.В.Некрасова, И.П.Крохин, Т.И.Юферева и др.);

- положения об активном влиянии социальной среды на развитие личности (А.В.Мудрик, А.Я.Олиференко, С.А. Расчетина, М.В.Фирсов и др.);

- концептуальные положения, раскрывающие сущность и специфику социально-педагогической деятельности (Л.А.Беляева, Ю.В.Василькова, М.А.Галагузова, Ф.А.Мустаева, В.А.Никитин, А.Я.Олиференко, Л.К.Сидорова и др.);

- исследования социальной адаптации воспитанников и выпускников детских домов (Л.М.Загребельная, О.Ю.Итальянкина, К.Р.Мелконян, Г.В.Семья, И.И.Шевченко, Л.М.Шипицына и др.).

Принципы , на основе которых реализуется программа

Принцип гуманизма

Принцип демократизации отношений

Принцип индивидуального личностного подхода

Принцип природосообразности

Принцип творчества и свободы

Принцип свободы и выбора

Принцип деятельности

Принцип культуросообразности

Принцип комплексности и целостности

Принцип научности.

Принцип систематичности и последовательности

Принцип мультидисциплинарности

Программа основывается на социально - педагогические технологии:

Технология гуманно-личностного подхода - Ш.А. Амонашвили

Технология педагогической поддержки - О.С. Газман

Социально-педагогические технологии работы с выпускниками детских домов и школ - интернатов - Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд

Технология индивидуального сопровождения выпускников детских домов - В.А Григорьева, М.Ю.Кузьмичева.

Методы работы, используемые в программе:

- теоретические методы: анализ научной литературы, анализ документации (учебно-воспитательных планов, личных дел воспитанников), моделирование процесса социально-педагогической деятельности, классификация педагогических фактов и их обобщение;

 

- методы сбора и обработки информации (наблюдение, беседа, анкетирование, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, методы графической обработки данных);

- практические методы: социально- психологическое консультирование, сопровождение, методы социально-психологической помощи (тренинг деловая игра, доверительный диалог, ролевое проигрывание);

- метод социологического исследования по адаптации выпускников;

- методы воспитания: (методы формирования сознания, организации и стимулирования деятельности);

Техники работы, используемые в программе:

самораскрытия;

убеждения;

установления логических взаимосвязей;

разрешения проблем выбора и проблемных ситуаций;

выявления социального "Я";

обучения поиску информации.

Программа состоит из 5 разделов.

РАЗДЕЛ 1. Социально-педагогическая диагностика (определение социального статуса выпускника)

Цель: определение плана первичной адаптации в новых условиях.

Содержание деятельности:

диагностика у выпускника потребностей в дальнейшем уходе и попечении, возникших в связи с нарушением его социализации;

диагностика социальной ситуации (наличие условий, способствующих адаптации, - образования, работы, возможности проведения досуга и пр., необходимых для адаптации в новых условиях самостоятельного проживания);

изучение уровня развития социального поведения (отклонения от социальных норм и правил);

диагностика отклонений в социальном поведении и причин, их вызывающих;

изучение особенностей социальной адаптации воспитанников для определения, требующих развития и специального формирования социально необходимых навыков, в том числе навыков межличностного взаимодействия;

диагностика развитости "социальной сети" выпускника.

 

Приложение 1.

РАЗДЕЛ 2. Социально-педагогическое консультирование

 

Цель: оказание помощи выпускникам в проблемах, связанных с нарушением социализации.

 

Индивидуальное консультирование - оказание помощи в затруднительных ситуациях, работа по планированию и организации жизнедеятельности, по развитию необходимых знаний, умений, навыков, связанных с интеграцией в общество.

 

Содержание деятельности:

оказание помощи в затруднительных ситуациях;

совместно с выпускником составление индивидуальных планов развития, в том числе развития необходимых навыков;

работа над реконструкцией или созданием поддерживающего социального окружения, "социальной сети" (составление индивидуального плана реконструкции "социальной сети");

составление совместно с выпускником плана коррекции его отклонений в социальном поведении;

оказание помощи в профессиональном определении, трудоустройстве.

 

РАЗДЕЛ 3. Социально-профилактическая работа

 

Цель: предупреждение возможных нарушений в социальной адаптации выпускников и создание условий для полноценного личностного развития.

 

Содержание деятельности:

консультации с другими специалистами по вопросам создания условий, благоприятно влияющих на развитие способности выпускника к адаптации;

работа совместно с выпускником и его окружением (с привлечением других специалистов) над созданием новой "социальной сети", если таковая отсутствует;

оптимизация взаимодействия выпускников с окружением;

социально-правовое просвещение выпускников;

профилактика возникновения вредных привычек (алкоголизм, наркомания и т.д.);

профилактика межличностных конфликтов.

Приложение 2.

РАЗДЕЛ 4.Социальное воспитание

Цель: специальная профессиональная помощь выпускнику в его социализации.

Содержание деятельности:

работа по коррекции и развитию социальной компетентности, житейских умений и навыков (групповая и индивидуальная формы);

коррекция различных отклонений в поведении (агрессия, аутоагрессия и т.д.);

коррекция проблем, связанных с вредными привычками (алкоголизм, наркомания и т.д.);

коррекция проблем, связанных с межличностными конфликтами;

работа над реконструкцией и поддержанием "социальной сети".

РАЗДЕЛ 5. Защита прав и интересов выпускников

Цель: защита прав и интересов выпускников; представительство интересов выпускника в правозащитных и административных органах.

Содержание деятельности:

решение вопросов, связанных с наличием документов, необходимых для жизнеустройства;

помощь в вопросах, связанных с защитой прав и интересов;

представительство в правозащитных и административных органах;

оказание помощи в выборе профессии и трудоустройстве;

оказание помощи в получении жилья и жизнеустройстве.

Ожидаемый результат

1. Достаточный социальный и личностный потенциал у выпускников для самостоятельной жизни и успешной интеграции в современном обществе;

2. Профессиональная самореализация выпускников детского дома;

3. Создание службы постинтернатного сопровождения выпускников детского дома;

4. Получение данных о проблемах и нарушениях адаптации выпускников, возможность их оперативного использования

5. Накопление статистической базы данных, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников.