Проблемы в общении со взрослыми как ведущий фактор и показатель дезадаптации

Сенаторова Наталья Николаевна

В публикации рассматриваются причины дезадаптации подростков, воспитывающихся в детском доме, среди которых  депривация, половое созревание,ярко выраженная зависимость от детского дома и взрослых. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблемы в общении со взрослыми как ведущий фактор и показатель дезадаптации.

Сегодняшние публикации о положении дел в отечественных детских домах часто обращают внимание на жестокость, грубость и агрессивность их воспитанников. Часто подростки детских домов совершают правонарушения именно на почве агрессивности. Поэтому так важно понять ее причины.

Самое простое объяснение – это плохая наследственность, врожденность агрессивных реакций. По-видимому, действительно бывают случаи, когда агрессивность детей из детского дома имеет сугубо генетическую природу и по существу должна быть расценена как проявление психического заболевания. Однако массовую агрессивность воспитанников нельзя объяснять только этим.

Агрессивность объясняется также проявлениями возрастной закономерности, обусловленной половым созреванием.

Существует также версия в некоторых публицистических статьях о том, что детдомовцы мстят за свою испорченную жизнь, плохие условия жизни в детском доме. Чаще приводят в качестве объяснения недостатки воспитания: педагоги мало работают над развитием интересов детей, не умеют увлечь их важным делом, мероприятия в детском доме носят формальный характер, воспитатели своим поведением провоцируют агрессивность или сами ведут себя агрессивно.

Все это, так или иначе, имеет место, но за проявлением агрессивности у детей, оставшихся без попечения родителей, лежат и более глубокие, собственно психологические причины.

Наиболее простое и распространенное объяснение – агрессия есть следствие неудовлетворенности (фрустрированности) потребности в родительской, материнской любви. Но следует добавить, что у детей детского дома не удовлетворены и другие социальные потребности в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п. – и именно эта тотальная неудовлетворенность ведет их к агрессивности.

Депривация – лишение человека каких-либо важных условий, необходимых для его нормального развития.

Нарушения общения, первоначально возникающие в диаде «ребенок – значимый взрослый», затем распространяются и на другие формы общения детей со взрослыми и сверстниками. Возникает ситуация «заколдованного психологического круга»: являясь источником, порождающим депривацию, нарушение общения со взрослым само оказывается под влиянием этого фактора, становясь одним из показателей (причем весьма ярким) материнской депривации. Нарушения в общении у детей, растущих вне семьи, со сверстниками и взрослыми фиксируются на всем протяжении детского периода и даже во взрослой жизни.

В дошкольном возрасте и младших классах воспитанники детского дома буквально «липнут» к доброжелательным взрослым, делают все возможное, чтобы обратить на себя их внимание. Не так ярко, но это проявляется и в подростковом возрасте. Одновременно воспитанники бывают и грубы, проявляют ничем не обоснованную агрессивность, обидчивость и т.п. С одной стороны, дети стремятся к общению со взрослыми, зависимы от взрослых, а с другой – проявляют к ним агрессию. Что говорит не только о неудовлетворенности потребности в общении, но и о неумении детей-сирот взять на себя ответственность за процесс общения, за то, как в нем складываются отношения, а также о демонстрации своего рода потребительского отношения к взрослым, тенденции ждать или даже требовать от окружающих решения своих проблем.

 

В чем природа такой двойственности, помогает исследовать «Карта наблюдений» Д. Стотта. В нашем детском доме тоже используется эта карта для наблюдений за детьми «группы риска».

У воспитанников детского дома выделяются два ведущих симптомокомплекса. Это «Тревога по отношению к взрослым» и «Враждебность по отношению к взрослым».

«Тревога по отношению к взрослым», отражает беспокойство, неуверенность в том, интересуется ли им взрослый, принимает ли его, любит ли. Проявляется в следующих симптомах. Воспитанник:

  1. Очень охотно выполняет свои обязанности
  2. Проявляет чрезмерное желание здороваться с воспитателем
  3. Слишком разговорчив, докучает своей болтовней воспитателю
  4. Часто и охотно показывает свою симпатию и расположение воспитателю
  5. Всегда находит предлог занять воспитателя собой

«Враждебность по отношению к взрослым» свидетельствует о различных формах неприятия ребенком взрослых и может быть началом враждебности, агрессивности, асоциального поведения. Симптомы:

  1. Иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем
  2. В ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность
  3. Очень переменчив в поведении; иногда кажется, что он умышленно плохо выполняет работу
  4. Неприятен, в особенности, когда защищается от предъявляемых ему обвинений
  5. Всегда на что-то претендует и всегда считает, что несправедливо наказан и т.п.

Таким образом, именно трудности в общении со взрослыми оказались ведущими показателями дезадаптированности воспитанников детского дома. Тревожность говорит о неудовлетворенной потребности в принятии со стороны взрослого, а враждебность – о неадекватности форм взаимодействия со взрослым. Ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях.

Фрустрация – (от лат. frustratio – обман, тщетное ожидание) – психическое состояние, возникающее вследствие реального или воображаемого препятствия в удовлетворении потребности, желания, достижения цели.

Ф. возникает чаще всего в ситуациях внешнего и внутреннего конфликта, когда неудовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые и труднопреодолимые преграды. Причиной фрустрации у детей может быть неудача, запрет со стороны взрослого, конфликт со сверстником. Она может проявляться в переживании гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, «чувства крушения», гнева.

Частые переживания и фрустрация также могут приводить к развитию отрицательных черт личности и нарушениям поведения: к неуверенности в себе, агрессивности, различным формам «бегства от действительности». Нередко переживания фрустрации становятся причиной неврозов. Ночное недержание мочи (ENURESIS NOCTURNA) чаще всего это невроз, связанный с патологической  возбудимостью нервной системы. Порог раздражимости нервной системы настолько понижен, что небольшое количество мочи вызывает рефлекс опорожнения мочевого пузыря. Обычно встречается у детей, иногда затягивается до полового созревания. Существует метод приема пищи и жидкости для таких детей. Помимо этого ножки кровати с той стороны, где находятся ноги, поднимают выше головного конца на подставку. Систематически, регулярно, в одно и то же время (не чаще 2 раз за ночь) нужно поднимать ребенка в туалет. В более старшем возрасте ребенок должен перед засыпанием повторять про себя (самовнушать) в какие часы он должен просыпаться для мочеиспускания.

Недопустимы никакие упреки, наказания, оговоры, угрозы объявления во всеуслышание и т.п. – все то, что может вызвать чувство неполноценности. Во всех случаях энуреза полезно закаливание, соблюдение режима и формирование навыков опрятности.

Исследования, проведенные нашими учеными-психологами Прихожан Анной Михайловной и Толстых Наталией Николаевной совместно с другими психологами показали, что на фрустрирующую ситуацию дети из детского дома реагируют враждебностью, обвинениями в адрес окружающих, угрозами, упреками. По существу эти реакции защитные. Они не дают возможности ребенку овладеть ситуацией и найти конструктивное решение. Именно такое поведение свидетельствует о «слабости личности», что выражается в неспособности взять на себя ответственность за разрешение ситуации, стремлении переложить эту ответственность на окружающих.

Поведение в конфликтах со взрослыми и детьми.

В конфликтах со своими сверстниками воспитанники детского дома чаще всего демонстрируют реакции защитного типа, направленные на окружающих. В словесной форме это звучит так: «Я тебя ударю!», «Я с тобой дружить не буду», «Сам дурак!», «Ишь, чего захотела! Еще чего!».

В сфере общения со взрослыми в конфликтных ситуациях преобладают реакции, также направленные во вне, носят характер самозащитных и фиксации на удовлетворении потребности. В словесной форме это выглядит так: «Не ваше дело!», «Что хочу, то и делаю!», «Не лезьте ко мне!», «А вы должны!», «Хочу, дайте мне!» и т.п.

Агрессивные, грубые ответы воспитанников д/ дома противоречат принятым в нашей культуре нормам взаимоотношений ребенка и взрослого и говорят о несформированности дистанции в общении. Становлению адекватных форм поведения в отношении к взрослым способствует нормальное протекание процесса идентификации (отождествления) с родителями, которое в нашем случае, безусловно, нарушено. А важной причиной возникновения агрессии у сирот являются дефекты в становлении идентичности. У детей, растущих вне семьи, часто отсутствуют способы социального подкрепления представления о собственной ценности, столь важного для нормального развития личности.

В этой связи приведу пример одного из подростков, который вместе с группой других дебоширил на улице, приставал к прохожим и дрался. «Забавно было видеть, - сказал он, - как нас все боялись. И вообще, они хотя бы почувствовали, что мы существуем». Это высказывание делает очевидным, что в результате агрессивных действий этот подросток получает отчетливое ощущение, чувство своего «Я». Именно агрессия заменяет ему в становлении его идентичности положительные социальные подкрепления.

В семье ребенок ощущает себя любимым, хорошим, ценным вне зависимости от поведения. В детском доме же  положительное отношение взрослого он должен еще заслужить хорошими оценками, примерным поведением, выполнением требований. Таким образом, потребность в положительном отношении взрослого сталкивается с глубокой фрустрированностью потребности в интимно-личностном общении с ним, что в сочетании с неотработанностью адекватных форм общения со взрослым создает чрезвычайно сложную, противоречивую картину этого общения.

Обращает на себя внимание еще одно противоречие. В детском доме воспитанники поневоле находятся в ситуации постоянного контакта со взрослыми и сверстниками. Казалось бы, следует ожидать эффективного формирования навыков общения, умения решать коллективные задачи, находить выход из конфликтов. Но наблюдение показывает, что воспитанники менее успешны в решении конфликтов в общении, чем их сверстники из семей. Они агрессивны, стремятся обвинить окружающих, не умеют признать свою вину. По существу, доминируют защитные формы поведения, что не позволяет конструктивно решить конфликт.

Качественный анализ специфики общения детей детского дома показал, что воспитанник общается с одной и той же группой сверстников, достаточно узкой. Причем, он не властен предпочесть ей какую-либо другую, и в то же время не может быть из нее исключен. Принадлежность к определенной группе сверстников для него как бы безусловна. Это ведет к тому, что отношения между сверстниками складываются не как приятельские, а по типу родственных, как между братьями и сестрами. С одной стороны это положительный фактор, способствующий эмоциональной стабильности, защищенности. С другой стороны – подобные контакты не способствуют развитию навыков общения со сверстниками, умению наладить равноправные отношения с незнакомыми детьми, адекватно оценить свои качества, необходимые для избирательного, дружеского общения.

Подобное отставание основано на отсутствии эмпатии, т.е. сочувствии, переживании, умении и потребности разделить свои переживания с другим человеком.

Бывают случаи, когда дети из детского дома демонстрируют сплоченность, «чувство МЫ». В основном это обстоятельства резкой смены привычного жизненного контекста, когда дети оказываются в незнакомой ситуации, сулящей опасность, неизвестность, новизну. Именно в таких ситуациях дети-сироты начинают «держаться друг за друга». Этот факт только подтверждает негибкость и обедненность сферы общения.

Более детальное представление о формировании агрессии дает понимание искаженного становления «Я-концепции» у детей детского дома. Английский психолог Р. Бернс анализирует проблему материнской депривации и говорит о том, что «развитие негативной «Я-концепции» и замкнутой, бесчувственной, агрессивной личности является следствием неудач в формировании у ребенка привязанности к родителям или людям, выступающим в роли родителей». Возникает ощущение отторгнутости, заброшенности (реальное или вымышленное), образующее основу негативной «Я-концепции». Это приводит к напряженности в отношениях с людьми и неприятию. «В ходе такого взаимодействия усиливается негативное отношение к себе и к другим людям. Образ взрослого не ассоциируется у ребенка ни с теплом, ни с любовью, и он не ждет от них подобных проявлений».

Р. Бернс подчеркивает, что развивающаяся в ходе материнской депривации «Я-концепция» часто оказывается полностью лишенной позитивного содержания и поэтому она крайне уязвима и защищает себя с помощью агрессии и враждебности к людям.

Существует мнение, что человек рождается с потенциалом конструктивной агрессивности, т.е. стремлением освоить и изменить окружающий мир, творчески реализовать себя. При нормальном развитии конструктивная агрессивность ведет к творчеству и гармоническому совершенствованию человека. При дефектном воспитании, конструктивная агрессивность преобразуется в деструктивную, поскольку вне зависимости от знака – положительного или отрицательного, - потенциал агрессии должен найти свой выход для сохранения физического и психического здоровья. Проведенные немецким психотерапевтом Г. Аммоном и его сотрудниками исследования показали, что и конструктивная, и деструктивная агрессия предохраняют человека от психосоматических заболеваний. Весьма важным становится понимание детской агрессивности и поиска способа ее преодоления. В частности, представляется важным вывод о том, что, образно говоря, бессмысленно бороться с драками, заменяя их вышиванием, что место агрессивной реакции не может быть занято просто ее отсутствием, а надо находить путь перевода неконструктивной агрессии в конструктивную.

Чрезвычайно важной проблемой является также ярко выраженная зависимость воспитанника детского дома от взрослого. В младшем школьном возрасте это обнаруживается в неспособности ребенка выполнить даже не очень сложное задание без пошагового контроля учителя или воспитателя. В подростковом возрасте зависимость проявляется в особенностях становления «Я», самосознания и самооценки.

Зависимость от взрослого может выступать в двух формах – положительной, когда ребенок стремится привлечь внимание взрослого, завоевать его любовь выполнением требований, послушным поведением и т.п., и отрицательной, когда внимание взрослого завоевывается плохим поведением, нарочитым невыполнением требований, демонстративным непониманием. Чем старше дети, тем чаще мы встречаемся с поисками отрицательной зависимости.

Анализ общения воспитателей и учителей с воспитанниками свидетельствует о том, что на самом деле взрослые максимально используют эту зависимость в учебном и воспитательном процессе. Сознательно или неосознанно взрослые культивируют эту зависимость ребенка, принимая ее за любовь. С этим нередко можно столкнуться и в семье, но особенно опасна эта невротическая зависимость в детском доме. Улучшить систему отношений в детском доме невозможно лишь за счет призывов к любви, принятию детей. Эти призывы чаще всего приводят к эмоциональному донорству со стороны педагогов, что выливается в эмоциональную зависимость ребенка и эмоциональному выхолащиванию, перегрузке взрослого. Требуется вести настойчивую и последовательную работу по развитию самостоятельности в широком диапазоне: от способности самостоятельно планировать и выполнять бытовые и учебные задания до чувства личной автономии.

Резюмируя, скажу, что:

  1. трудности в общении со взрослыми являются ведущими показателями дезадаптированности воспитанников детского дома.
  2. Тревожность говорит о неудовлетворенной потребности в принятии со стороны взрослого, а враждебность – о неадекватности форм взаимодействия со взрослым.
  3. Далеко не всегда агрессивное поведение подростков объясняется плохой наследственностью и половым созреванием. Агрессия является следствием материнской депривации, а также неудовлетворенности социальных потребностей в неформальном общении, в самоутверждении, во взрослом как идеале и т.п.
  4. Враждебность и агрессия, по существу, защитные реакции, они не дают возможности ребенку овладеть ситуацией и найти конструктивное решение.
  5. Становлению адекватных форм поведения в отношении к взрослым способствует нормальное протекание процесса идентификации (отождествления) с родителями, что в условиях детского дома невозможно. Агрессия заменяет подросткам в становлении идентичности положительные социальные подкрепления.
  6. Конструктивная и деструктивная агрессия предохраняют человека от психосоматических заболеваний. Важно найти способы преодоления потенциала агрессивности через творчество, гармоническое развитие личности.
  7. Проявления агрессивного поведения становятся следствием ярко выраженной зависимости воспитанника детского дома от взрослого. В ходе воспитания детей-сирот необходимо развивать у них самостоятельность, способность к планированию своей деятельности.