Элективный курс по проектно-исследовательской деятельности «Я создаю проект» для учащихся общеобразовательных школ

Роженко Виктория Акифовна

 

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат. 
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной. 
Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся  самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.
Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод  проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.
Необходимо  отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличаются от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной  деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных  действий выстраивается применительно к конкретной  задаче. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_ya_sozdayu_proekt.docx48.74 КБ
Файл tematicheskiy_plan_ya_sozdayu_proekt.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45

С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

СОГЛАСОВАНО                                                                          РАССМОТРЕНО

Директор школы                                                                            на заседании научно-

______________ Н.А. Аникина                                                    методического Совета школы

«____» ____________2011 г.                                                        «____» ____________2011 г.    

                                                                                                         протокол № ______________

Элективный курс

по проектно-исследовательской деятельности

«Я создаю проект»

для учащихся

общеобразовательных школ

Авторы курса:

Прасова Татьяна Мансуровна,

учитель информатики и ИКТ;

Роженко Виктория Акифовна,

педагог-психолог.

Набережные Челны

2011

Пояснительная записка.

  1. Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.

Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся  самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.

Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод  проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.

Необходимо  отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличаются от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной  деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных  действий выстраивается применительно к конкретной  задаче.

  1. Цели программы:
  1. Сформировать информационную грамотность учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания;
  2. Развить личностные качества обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
  1. Задачи  программы:

Образовательные задачи:

  1. Формирование у обучающихся способности к организации исследовательской деятельности и метода проектов;
  2. Изучить важнейшие методы научного познания (выдвижение и обоснование замысла, самостоятельная постановка и формулирование задачи проекта, нахождение метода анализа ситуации и т.п.)
  3. Знакомство учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
  4. Повышение мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний;
  5. Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;

Воспитательные задачи:

  1. Стимулирование интереса обучающихся к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
  2. Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
  3. Формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально-приемлемых форм поведения;
  4. Мотивация учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
  5. Воспитание целеустремлённости, настойчивости, ответственности, самоорганизации.

Развивающие задачи:

  1. Развитие интереса к проектной и исследовательской деятельности;
  2. Развитие исследовательских и творческих способностей личности;
  3. Способствовать развитию у обучающихся самоопределения и целеполагания;
  4. Развитие навыков организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, другими источниками информации;
  5. Развитие умений описания и обобщения результатов;
  6. Формирование умений публичной защиты работы;
  7. Развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
  8. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
  9. Формирование способности ориентироваться в информационном пространстве;
  10. Формирование навыков анализа и рефлексии;
  11. Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.

  1. Особенности программы:

Программа проектной деятельности «Я создаю проект» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Программа «Я создаю проект» направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

  1. Особенности организации занятий курса:

Организация занятий по программе  “Я создаю проект” опирается на использование следующих важных принципов:

  1. Системности – реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
  2. Гуманизации – уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей;
  3. Опоры – учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них;
  4. Обратной связи – каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместное обсуждение с учащимися, что получилось и не получилось, изучение их мнения, определение перспективы;
  5. Успешности – любому человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, миру. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;
  6. Стимулирования – включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.

Продолжительность курса: 36 академических часов.

Периодичность занятий: 2 часа в неделю в течение полугодия.

  1. Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

Программа позволяет реализовать следующие подходы:

  1. компетентностный;  
  2. личностно-ориентированный;
  3. деятельностный.

  1. Требования к уровню подготовки учащихся:

По результатам курса обучающиеся должны овладеть:

  1. знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
  2. научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
  3. знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
  4. методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
  5. правилами оформления списка использованной литературы;
  6. навыком логического построения системы доказательств;
  7. общими правилами успешной презентации, защиты работы;
  8. правилами оформления работы;
  9. способами хранения информации.

Обучающиеся должны уметь:

  1. планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  2. разделять исследовательскую деятельность на этапы;
  3. формулировать и ставить проблему исследования;
  4. составлять план исследования;
  5. анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
  6. выделять объект исследования;
  7. выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
  8. пользоваться и анализировать литературные источники;
  9. делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
  10. работать в группе;
  11. отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

  1. Критерии и показатели усвоения материала:

В ходе освоения программы «Я создаю проект» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (прил.1)

В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
  1. Формы контроля:
  1. диагностика исследовательских умений обучающихся (прил. 2)
  2. диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
  3. презентации проектов обучающихся;
  4. научно-практические конференции;
  5. анкетирование;
  6. выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.


  1. Тематическое содержание курса.

Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (2 часа).

 Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием «учебный проект». Научно-практические конференции.

Развивающие процедуры: Просмотр готовых проектов.

Тема 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (3 часа).

Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.

Тема 3. Виды информации. Методики поиска информации (8 часов).

Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.

Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Что такое каталог. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании.

Практическая работа: Библиотека. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования.

Тема 4. Методы и методика исследования (3 часа).

Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в  форме отчёта.

Практическая работа: Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента.

Тема 5. Оформление работы (5 часов).

Структура проектно-исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектно-исследовательской работы. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка.

Практическая работа: Составление энциклопедической справки.

Практическая работа: Составление плана реферата.

Развивающая работа: Дискуссия по результатам выполненных заданий.

Тема 6. Правила групповой работы (2 часа).

Как работать вместе. Общение в группе. Правила совместной деятельности. Командные роли. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Способы группового взаимодействия.

Диагностические процедуры: Тест описания поведения Томаса. 

Развивающая работа: обсуждение результатов проведённых диагностических процедур.

Тема 7. Подготовка к защите исследовательской работы (10 часов).

Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Как научиться выступать публично. Культура выступления.

Практическая работа: Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах.

Диагностические процедуры: Тест «Ваш стиль публичных выступлений». Тест «Умение излагать свои мысли»

Развивающие процедуры: просмотр фрагмента видеофильма Р.Гандапаса «Как научиться выступать публично».

Тема 8. Защита проектно-исследовательской работы (3 часа).

Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.

Практическая работа: мини-конференция - подготовка и защита проектно-исследовательских работ.

Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.

12. Заключение.

     Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.

     Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.

 Суть нашей программы состоит в том, чтобы  проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций,  т.к. она дает возможность:        

  1. освоения  новых способов деятельности на интегрированном содержании;
  2. появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
  3. стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
  4. конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.

Решающим звеном внедрения проектного обучения в школе является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.

Практика показывает, что авторы лучших проектов  в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают  значительно более высоким уровнем ключевых компетентностей, чем  те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.

Таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.


Список литературы

  1. Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
  2. Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
  3. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/ 
  4. Бычков А.В.  Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  5. Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
  6. Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
  7. Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
  8. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
  9. Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
  10. Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
  11. Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
  12. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
  13. Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
  14. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
  15. Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
  16. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
  17. Ресурсы Интернета:
  1. http://psylab.info
  2. http://www.researcher.ru/
  3. http://irsh.redu.ru/
  4. http://portfolio.1september.ru/


Приложение 1

проектировочные

исследовательские

информационные

кооперативные

Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности.

Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы.

Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного.

Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения.

коммуникативные

экспериментальные

рефлексивные

презентационные

Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя.

Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки.

Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы.


Приложение 2

Диагностика исследовательских умений учащихся 9—11  классов.

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформировать тему.

Исходя из проблемы, может сформулировать тему.

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность.

Недостаточно полно представлена актуальность темы.

Выдвигает несущественные варианты.

3

Умение грамотно обосновать научный аппарат.

Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает,

Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата.

Не умеют выделить и обосновать научный аппарат.

4

 Новизна. Практическая значимость.

Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается.

Выполняет частично.

Не справляется с данным заданием.

Диагностика исследовательских умений учащихся 5—8  классов.

Критерии оценивания

Высокий

Средний

Низкий

1

Умение сформулировать тему.

Выбранная тема должна содержать в себе определенную проблему, иметь чёткие рамки рассмотрения (не слишком широкие или узкие).

Недостаточно верная (точная) формулировка темы.

Не может сформулировать тему.

2

Умение обосновать актуальность.

Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (чёткие), обосновывающие актуальность.

Выделяет некоторые или неважные предложения, характеризующие важность темы.

Не обосновывает актуальность темы.

3

Полнота и глубина раскрытия темы в реферате.

Полно и глубоко раскрывается тема.

Недостаточно полно и глубоко.

Поверхностное раскрытие темы.

4

Структура научного реферата.

Выдержаны все структурные элементы: оглавление (вступительная), основная, заключительная часть, список литературы.

Отсутствуют некоторые структурные элементы.

Имеется один- два структурных компонента.



Предварительный просмотр:

10.Тематическое планирование курса «Я создаю проект» (36 часов):

п/п

Содержание материала (тема занятия)

Планируемые результаты

Количество часов

В том числе на:

Учебники

знать/понимать

уметь

занятие

практическую работу

диагностические процедуры

развивающую работу

Введение в исследовательскую деятельность и метод проектов обучающихся. Виды исследовательских работ.

  1. Понятия: «проектная деятельность», «исследовательская работа», «доклад», «проект»;
  2. Основные понятия исследовательской работы;
  3. Виды исследовательских работ.
  1. Пользоваться основными понятиями темы;
  2. Анализировать, конкретизировать, логически мыслить, и  организовать себя на выполнение поставленной задачи.

2

1

1

ЭОР «Я создаю проект»

Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика.

  1. Понимание логики научного исследования;
  2. Владение научной терминологией;
  3. Понятия: «цель», «задача исследования», «объект», «предмет», «гипотеза»;
  4. Целесообразность выбора темы исследования.
  1. Разделять исследовательскую деятельность на этапы;
  2. Определять предмет и объект исследования;
  3. Формулировать цель и гипотезу исследования.

3

2

1

ЭОР «Я создаю проект»

Виды информации. Методики поиска информации.

  1. Виды информации. Методики поиска информации;
  2. Организацию работы с научной литературой;
  3. Виды справочной литературы;
  4. Понятия: «научные документы и издания», «государственная система научной информации», «архивы и их структура», «каталог»;
  5. Информацию с титульного листа.
  1. Работать с библиотечными каталогами, справочными материалами, энциклопедиями, книгами, периодическими изданиями, Интернетом;
  2. Собирать информацию по проблеме исследования;
  3. Обрабатывать полученную информацию;
  4. Применять информационные технологии в исследовании.

8

4

3

1

ЭОР «Я создаю проект»

Методы и методика исследования.

  1. Понятия: «наблюдение», «эксперимент», «план эксперимента»;
  2. Отличие метода исследования от методики.
  1. Составлять план эксперимента;
  2. Прогнозировать результаты эксперимента;
  3. Представлять результаты в форме отчёта.

3

1

1

1

ЭОР «Я создаю проект»

Оформление работы.

  1. Структуру исследовательской работы;
  2. Общие требования по оформлению исследовательских работ (рефератов, проектов, научно-исследовательских работ и др.)
  3. Правила оформления исследовательской работы;
  4. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение.
  1. Пользоваться основными понятиями темы;
  2. Пользоваться информацией о структуре исследовательской работы;
  3. Планировать (составлять план своей деятельности).

5

2

2

1

ЭОР «Я создаю проект»

Правила групповой работы.

  1. Как работать вместе;
  2. Правила «команды»;
  3. «Командные» роли;
  4. Виды конфликтных ситуаций;
  5. Способы разрешения конфликта;
  6. Способы группового взаимодействия.
  1. Работать в группе;
  2. Совместно принимать решения;
  3. Вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности;
  4. Создавать ситуации комфортного межличностного взаимодействия.

2

1

1

ЭОР «Я создаю проект»

Подготовка к защите исследовательской работы.

  1. Требования к докладу;
  2. Критерии оценки своего проекта;
  3. Способы оценки;
  1. Что такое экспертиза;
  2. Секреты успешного выступления;
  1. Культуру выступления.

  1. Пользоваться основными понятиями темы;
  2. Составить текст доклада;
  3. Проводить экспертизу своей и чужой деятельности.

10

5

3

1

1

ЭОР «Я создаю проект»

Защита проектно-исследовательской работы

  1. Доказательность принятых решений в ходе работы над проектом;
  2. Перспективу доработки (потенциал);
  3. Соответствие оформления проекта стандартным требованиям.
  1. Научно аргументировать свои заключения;
  2. Пользоваться навыками публичного выступления;
  3. Вести научную дискуссию по теме. Оппонировать. Умение отвечать на вопросы;
  4. Использовать наглядные средства;
  5. Анализировать достигнутые результаты, причины успехов и неудач.

3

2

1

ЭОР «Я создаю проект»