Элективный курс по проектно-исследовательской деятельности «Я создаю проект» для учащихся общеобразовательных школ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ya_sozdayu_proekt.docx | 48.74 КБ |
tematicheskiy_plan_ya_sozdayu_proekt.docx | 26.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №45
С УГЛУБЛЁННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор школы на заседании научно-
______________ Н.А. Аникина методического Совета школы
«____» ____________2011 г. «____» ____________2011 г.
протокол № ______________
Элективный курс
по проектно-исследовательской деятельности
«Я создаю проект»
для учащихся
общеобразовательных школ
Авторы курса:
Прасова Татьяна Мансуровна,
учитель информатики и ИКТ;
Роженко Виктория Акифовна,
педагог-психолог.
Набережные Челны
2011
Пояснительная записка.
- Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.
Актуальность курса определяется значимостью формирования у обучающихся различных комбинаций знаний, умений и компетентностей, повышающих его конкурентоспособность. Основным механизмом развития конкурентоспособности обучающихся является образовательный процесс, направленный на формирование ключевых компетентностей: проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной и информационной.
Компетентность как результат образования выражается в способности и готовности обучающихся самостоятельно решать актуальные для них проблемы на основе системы знаний, умений и навыков.
Одним из ведущих средств формирования ключевых компетентностей является метод проектов, базирующийся на компетентностно-ориентированных образовательных технологиях. Метод проектов понимается как технология организации образовательных ситуаций через решение возникших проблем, а также как технология сопровождения его самостоятельной деятельности.
Необходимо отметить, что проектная и исследовательская деятельность коренным образом отличаются от учебной (если под учебной деятельностью понимать не все ситуации учения, а лишь те, которые обеспечивают формирование понятийного мышления). Главное отличительное качество учебной деятельности состоит в том, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится «от результата», т.е. по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.
- Цели программы:
- Сформировать информационную грамотность учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания;
- Развить личностные качества обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).
- Задачи программы:
Образовательные задачи:
- Формирование у обучающихся способности к организации исследовательской деятельности и метода проектов;
- Изучить важнейшие методы научного познания (выдвижение и обоснование замысла, самостоятельная постановка и формулирование задачи проекта, нахождение метода анализа ситуации и т.п.)
- Знакомство учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;
- Повышение мотивации обучающихся в получении дополнительных знаний;
- Повышение уровня психологической компетентности обучающихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения потребностей в самосовершенствовании;
Воспитательные задачи:
- Стимулирование интереса обучающихся к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника;
- Формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально-приемлемых форм поведения;
- Мотивация учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;
- Воспитание целеустремлённости, настойчивости, ответственности, самоорганизации.
Развивающие задачи:
- Развитие интереса к проектной и исследовательской деятельности;
- Развитие исследовательских и творческих способностей личности;
- Способствовать развитию у обучающихся самоопределения и целеполагания;
- Развитие навыков организации научного труда, работы со словарями, энциклопедиями, другими источниками информации;
- Развитие умений описания и обобщения результатов;
- Формирование умений публичной защиты работы;
- Развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения;
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнёров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- Формирование способности ориентироваться в информационном пространстве;
- Формирование навыков анализа и рефлексии;
- Формирование навыков организации рабочего пространства и использования рабочего времени.
- Особенности программы:
Программа проектной деятельности «Я создаю проект» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Программа «Я создаю проект» направлена на формирование методологических качеств обучающихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
- Особенности организации занятий курса:
Организация занятий по программе “Я создаю проект” опирается на использование следующих важных принципов:
- Системности – реализация задач через связь внеурочной деятельности с учебным процессом;
- Гуманизации – уважение к личности ребёнка. Создание благоприятных условий для развития способностей детей;
- Опоры – учёт интересов и потребностей обучающихся; опора на них;
- Обратной связи – каждое занятие должно заканчиваться рефлексией. Совместное обсуждение с учащимися, что получилось и не получилось, изучение их мнения, определение перспективы;
- Успешности – любому человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, миру. Если обучающийся будет видеть, что его вклад в общее дело оценён, то в последующих делах он будет ещё более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности обучающегося была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение;
- Стимулирования – включает в себя приёмы поощрения и вознаграждения.
Продолжительность курса: 36 академических часов.
Периодичность занятий: 2 часа в неделю в течение полугодия.
- Принципы и подходы, лежащие в основе программы:
Программа позволяет реализовать следующие подходы:
- компетентностный;
- личностно-ориентированный;
- деятельностный.
- Требования к уровню подготовки учащихся:
По результатам курса обучающиеся должны овладеть:
- знаниями об основных этапах организации проектной и исследовательской деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация (защита));
- научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза и др.);
- знаниями об основных источниках информации (книги, энциклопедии, словари, ресурсы Интернета и др.);
- методами исследования (наблюдение, эксперимент, интервьюирование, анкетирование, тестирование и др.);
- правилами оформления списка использованной литературы;
- навыком логического построения системы доказательств;
- общими правилами успешной презентации, защиты работы;
- правилами оформления работы;
- способами хранения информации.
Обучающиеся должны уметь:
- планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
- разделять исследовательскую деятельность на этапы;
- формулировать и ставить проблему исследования;
- составлять план исследования;
- анализировать изученность проблемы, над которой предстоит работать в теории и практике;
- выделять объект исследования;
- выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;
- пользоваться и анализировать литературные источники;
- делать выводы и заключения на основе проведённых исследований;
- работать в группе;
- отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
- Критерии и показатели усвоения материала:
В ходе освоения программы «Я создаю проект» целенаправленно формируются универсальные учебные действия (прил.1)
В ходе решения системы проектных задач у обучающихся предполагается формирование следующих способностей:
- Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
- Целеполагать (ставить и удерживать цели);
- Планировать (составлять план своей деятельности);
- Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
- Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
- Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
- Формы контроля:
- диагностика исследовательских умений обучающихся (прил. 2)
- диагностика знаний, умений, навыков учащихся в виде рефлексии по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме;
- презентации проектов обучающихся;
- научно-практические конференции;
- анкетирование;
- выполнение самостоятельных работ — написание творческих эссе, ведение дневника наблюдений и пр.
- Тематическое содержание курса.
Тема 1. Введение в проектно-исследовательскую деятельность. Виды исследовательских работ (2 часа).
Содержание занятий. Виды исследовательских работ: доклад, стендовый доклад, проект, научно-исследовательская работа и др. Знакомство с понятием «учебный проект». Научно-практические конференции.
Развивающие процедуры: Просмотр готовых проектов.
Тема 2. Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика (3 часа).
Логика научного исследования. Планирование деятельности. Выбор темы. Целесообразность выбора. Эффективность научной темы. Постановка проблемы. Формулирование цели и гипотезы исследования. Предмет, объект исследования.
Тема 3. Виды информации. Методики поиска информации (8 часов).
Поиск, накопление и обработка научной информации. Научные документы и издания. Государственная система научной информации. Организация работы с научной литературой. Документация архивов и их структура. Виды справочной литературы: справочники, энциклопедии, периодические издания, словари. Особенности словарных статей в разных источниках информации.
Методика поиска информации: работа с библиотечными каталогами, справочными материалами, книгами, периодическими изданиями, Интернет. Что такое каталог. Информация с титульного листа книги. Виды каталогов (алфавитный, систематический, электронный). Применение информационных технологий в исследовании.
Практическая работа: Библиотека. Работа с каталогами. Сбор информации по проблеме исследования.
Тема 4. Методы и методика исследования (3 часа).
Отличие понятий: «метод исследования» и «методики исследования». Наблюдение и эксперимент. Эксперимент как ведущий способ познания. Классификация, типы и задачи эксперимента. Организация эксперимента Прогнозирование результатов эксперимента. Последовательность проведения наблюдения и эксперимента. Наблюдения, необходимые для работы над проектом. Представление результатов в форме отчёта.
Практическая работа: Представление отчёта по результатам проведённого эсперимента.
Тема 5. Оформление работы (5 часов).
Структура проектно-исследовательской работы. Три основных раздела работы: введение, основная часть, заключение. Правила оформления проектно-исследовательской работы. Оформление результатов научной работы. Аннотация, энциклопедическая справка.
Практическая работа: Составление энциклопедической справки.
Практическая работа: Составление плана реферата.
Развивающая работа: Дискуссия по результатам выполненных заданий.
Тема 6. Правила групповой работы (2 часа).
Как работать вместе. Общение в группе. Правила совместной деятельности. Командные роли. Конфликт. Способы разрешения конфликтных ситуаций. Способы группового взаимодействия.
Диагностические процедуры: Тест описания поведения Томаса.
Развивающая работа: обсуждение результатов проведённых диагностических процедур.
Тема 7. Подготовка к защите исследовательской работы (10 часов).
Подготовка к защите. Требования к докладу. Критерии оценки проекта. Способы оценки. Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Сильные и слабые стороны работы над проектом. Способы преодоления трудностей. Публичное выступление. Как научиться выступать публично. Культура выступления.
Практическая работа: Оформление и демонстрация мини-проекта. Составление текста доклада. Разработка критериев оценки. Работа в группах.
Диагностические процедуры: Тест «Ваш стиль публичных выступлений». Тест «Умение излагать свои мысли»
Развивающие процедуры: просмотр фрагмента видеофильма Р.Гандапаса «Как научиться выступать публично».
Тема 8. Защита проектно-исследовательской работы (3 часа).
Научная аргументация. Использование навыков публичного выступления. Презентация проекта. Анализ достигнутых результатов, причин успехов и неудач.
Практическая работа: мини-конференция - подготовка и защита проектно-исследовательских работ.
Развивающие процедуры: дискуссия по результатам выполненных заданий.
12. Заключение.
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Суть нашей программы состоит в том, чтобы проектную деятельность, правильно организованную в школе, сделать средой для формирования и развития ключевых компетенций, т.к. она дает возможность:
- освоения новых способов деятельности на интегрированном содержании;
- появления опыта соорганизации ресурсов для достижения цели;
- стимулировать практическую деятельность учащихся, позволяя формировать весь набор компетенций;
- конструировать учебный процесс на основе индивидуального стиля деятельности учащихся.
Решающим звеном внедрения проектного обучения в школе является учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации учитель превращается в организатора деятельности, консультанта по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Практика показывает, что авторы лучших проектов в дальнейшем успешно учатся в ВУЗах и обладают значительно более высоким уровнем ключевых компетентностей, чем те, кто, хотя и выполнял проекты, но делал это формально.
Таким образом, исследовательская и проектная деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и является средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему.
Список литературы
- Арцев М.И. Учебно-исследовательская работа учащихся // «Завуч». -2005.-№6.-с.4-29.
- Белова И.И.. Гетманцева С.М.. Гребенникова Ю.Н, Гущина О.А. Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности школьников: научно-практические рекомендации для педагогов дополнительного образования, учителей, методистов. – Великий Новгород, 2002 г.
- Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
- Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения.//Директор школы, № 6, 1995
- Демин И. С. Применение информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 144-150.
- Дереклеева Н. И. Научно – исследовательская работа в школе / Н. И. Дереклеева. – М.: Вербум – М, 2001. – 48с.
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
- Леонтович, А. В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности? / А. В. Леонтович// Завуч. – 2001.-№ 1. – С 105-107.
- Леонтович А. В. Рекомендации по написанию исследовательской работы / А. В. Леонтович // Завуч. – 2001. - № 1. – С. 102-105.
- Масленникова, А. В. Материалы для проведения спецкурса « основы исследовательской деятельности учащихся» / А. В. Масленникова // Практика административной работы в школе. – 2004. - № 5. – С. 51-60.
- Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61 .
- Савенков А.И. Методика проведения учебных исследований учащихся начальной школы // Практика административной работы в школе. – 2003. - №5 – с.61-72.
- Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике // Практика административной работы в школе. – 2004.- №6.-с.61-66.
- Счастная Т. Н. Рекомендации по написанию научно – исследовательских работ / Т. Н. Счастная // Исследовательская работа школьников. – 2003. - № 4. – С. 34-45.
- Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - №6. – с. 24-29.
- Ресурсы Интернета:
- http://psylab.info
- http://www.researcher.ru/
- http://irsh.redu.ru/
- http://portfolio.1september.ru/
Приложение 1
проектировочные | исследовательские | информационные | кооперативные |
Осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности, прогнозирование последствий деятельности. | Выдвижение предположения, установление причинно – следственных связей, поиск нескольких вариантов решения проблемы. | Самостоятельный поиск необходимой информации (в энциклопедиях, по библиотечным каталогам, в Интернете), поиск недостающей информации у взрослых (учителя, руководителя проекта, специалиста), структурирование информации, выделение главного. | Взаимодействие с участниками проекта, оказание взаимопомощи в группе в решении общих задач, поиск компромиссного решения. |
коммуникативные | экспериментальные | рефлексивные | презентационные |
Формирование умения слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, участвовать в дискуссии, выражать себя. | Организация своего рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов, проведение собственного эксперимента, наблюдение за ходом эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов. | Осмысливание собственной действительности (её хода и промежуточных результатов), осуществление самооценки. | Построение устного сообщения о проделанной работе, выбор различных средств наглядности при выступлении, навыки монологической речи, ответы на незапланированные вопросы. |
Приложение 2
Диагностика исследовательских умений учащихся 9—11 классов.
Критерии оценивания | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Умение сформировать тему. | Исходя из проблемы, может сформулировать тему. | Недостаточно верная (точная) формулировка темы. | Не может сформулировать тему. |
2 | Умение обосновать актуальность. | Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (четкие), обосновывающие актуальность. | Недостаточно полно представлена актуальность темы. | Выдвигает несущественные варианты. |
3 | Умение грамотно обосновать научный аппарат. | Формулирует цель, задачи; выделяет объект предмета, выдвигает гипотезу, обосновывает, | Работа выполняется частично; имеются отдельные элементы научного аппарата. | Не умеют выделить и обосновать научный аппарат. |
4 | Новизна. Практическая значимость. | Умеет выдвигать и систематизировать условия, при которых гипотеза подтверждается. | Выполняет частично. | Не справляется с данным заданием. |
Диагностика исследовательских умений учащихся 5—8 классов.
Критерии оценивания | Высокий | Средний | Низкий | |
1 | Умение сформулировать тему. | Выбранная тема должна содержать в себе определенную проблему, иметь чёткие рамки рассмотрения (не слишком широкие или узкие). | Недостаточно верная (точная) формулировка темы. | Не может сформулировать тему. |
2 | Умение обосновать актуальность. | Умеет выделить факты, теоретические правила, конкретные предложения (чёткие), обосновывающие актуальность. | Выделяет некоторые или неважные предложения, характеризующие важность темы. | Не обосновывает актуальность темы. |
3 | Полнота и глубина раскрытия темы в реферате. | Полно и глубоко раскрывается тема. | Недостаточно полно и глубоко. | Поверхностное раскрытие темы. |
4 | Структура научного реферата. | Выдержаны все структурные элементы: оглавление (вступительная), основная, заключительная часть, список литературы. | Отсутствуют некоторые структурные элементы. | Имеется один- два структурных компонента. |
Предварительный просмотр:
10.Тематическое планирование курса «Я создаю проект» (36 часов):
№ п/п | Содержание материала (тема занятия) | Планируемые результаты | Количество часов | В том числе на: | Учебники | ||||
знать/понимать | уметь | занятие | диагностические процедуры | развивающую работу | |||||
Введение в исследовательскую деятельность и метод проектов обучающихся. Виды исследовательских работ. |
|
| 2 | 1 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | |||
Этапы работы в процессе исследования. Научный аппарат исследования, его логика. |
|
| 3 | 2 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | |||
Виды информации. Методики поиска информации. |
|
| 8 | 4 | 3 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | ||
Методы и методика исследования. |
|
| 3 | 1 | 1 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | ||
Оформление работы. |
|
| 5 | 2 | 2 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | ||
Правила групповой работы. |
|
| 2 | 1 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | |||
Подготовка к защите исследовательской работы. |
|
| 10 | 5 | 3 | 1 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» | |
Защита проектно-исследовательской работы |
|
| 3 | 2 | 1 | ЭОР «Я создаю проект» |