Организация работы по профилактике суицидов в ОУ

 

Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, психологи, специалисты РОВД, специалисты МУЗЦРБ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizaciya_raboty_po_profilaktike_suidida.docx23.36 КБ

Предварительный просмотр:

Информация

о работе по профилактике суицида в образовательном учреждении

          Опасность суицида велика для подростков: взрослый человек обычно лучше понимает, что делает. У подростков же часто "игра в суицид" заканчивается трагедией! В жизни человека есть опасные периоды, когда над ним сгущается тьма. Если человеку удастся вырваться из неё, то он спасён. Вот почему в иные минуты так важны, бывают понимание и помощь. Человека может спасти сказанное слово или даже взгляд, дающий почувствовать, что человек этот не один на белом свете.

Школа, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для осуществления профилактики суицидального риска среди учащихся и проведения программы предотвращения самоубийств. В связи с этим, в нашей школе была разработана система профилактических мероприятий, направленных на предупреждение суицидального поведения несовершеннолетних, в реализации, которой принимают участие все участники педагогического процесса: педагоги, учащиеся, родители, психологи, специалисты РОВД, специалисты МУЗЦРБ.

При разработке плана "По профилактике суицида и суицидального поведения", мы опирались на материалы одного из ведущих специалистов в области массового сознания и социального влияния Р. Чалдини. Он убедительно показал, что при сообщениях в СМИ о случаях суицидов и любых обсуждениях темы самоубийства у многих людей (до 10%) включается некий механизм, пока не изученный, результатом работы которого становится резкий рост количества суицидов.

В связи с этим, при разработке данного направления в системе профилактики, мы исходили из положения о том, что прямое предоставление подросткам сведений относительно самоубийства является нецелесообразным. По нашему мнению, вместо открытого обсуждения проблемы самоубийства профилактику суицидального поведения в учреждении образования необходимо строить в направлении саногенного (оздоравливающего, позитивного) мышления у детей и подростков, т.е. предпочтительно применение подхода, направленного на укрепление психического здоровья в целом.

С начала учебного года особое внимание уделялось вновь прибывшим учащимся и учащимся 1, 5, 10 классов, данная категория детей проходит процесс школьной адаптации. На основании плана работы проводится совместное с классным руководителем наблюдение за течением адаптационного периода, оказывается психологическая поддержка, помощь. Все учащиеся прошли психологическую диагностику, по результатам проведенного исследования  определяется:

  1. Тревожность: "Школьная тревожность Филлипса", "Тест для определения тревожности у детей" (Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Амен);
  2. Эмоциональное состояние учащихся, настроение: (САН (Самочувствие-Активность-Настроение), Цветовой тест Люшера;
  3. Уровень мотивации: Диагностика структуры учебной мотивации, Методика исследования мотивации учения у первоклассников (Пахомова и Р.В. Овчарова.);
  4. Чувства, которые испытывают в школе (по методике С.В. Левченко).
  5. Социометрия (социальный статус в группе, межличностные отношения, мини-группы).

И при повышенном уровне тревожности, пониженном настроении,  низкой активности с этими учащимися проводятся вторичная диагностика, а впоследствии коррекционные занятия по снятию эмоционального напряжения, тревоги, осуществляется психолого-педагогическое сопровождение.

В план воспитательной работы школы внесены темы мероприятий посвященных жизненным ценностям:

"        Неразлучные друзья взрослые и дети.

"        Что такое дружный класс.    

"        О доброте.

"        В здоровом теле здоровый дух.

"        Семья и семейные ценности.

"        Ко дню пожилого человека "Словарь добрых дел"

"        Чтобы радость людям дарить, надо добрым  и вежливым быть.

"        Ко дню Матери "Самая хорошая..."

"        Будем жить дружно и весело.

"        О невеждах и вежливости.

"        Вежливость красит человека

"        История моей дружбы.

"        Что такое "хорошо" и что такое "плохо".

"        Кем из своих предков я горжусь;

"        Согрей теплом души своей.

"        День прав человека. Мои права.

"        Параолимпийские игры.

В основу разработки  воспитательных мероприятий (внеурочная деятельность, классные часы) с 5 по 11 класс мы взяли курс Г.К. Селевко "Самосовершенствование личности". Используются разнообразные формы организации и проведения мероприятий:

"        викторины,

"        лекции,

"        круглые столы,  

"        диагностическая работа с детьми и родителями,

"        беседы,

"        дискуссии,

"        просмотры презентаций,

"        он-лайн встречи

Для каждой возрастной категории  разработана тематика классных часов.

В  курсе "Познай себя" для учащихся 5 класса темы, посвященные жизненным ценностям:

"        Знакомство с собой

"        Вы - личность

"        Оценивание себя

"        Образ вашего "Я".

Курс для учащихся 6 класса называется "Сделай себя сам ":

"        Сам себе воспитатель

"        Ваше здоровье в ваших руках

"         Ваши герои

"        Человек и обстоятельства

"        Поверьте в себя

"        Воспитание воли

"        Скажите себе: нет! (Перевоспитание вредных привычек)

"        Как работать над собой

"         Перемены к лучшему.

Для учащихся 7 класса ведется курс "Научи себя учиться":

"        Воля и трудолюбие

"        Понимание

"        Пятое "САМО" - контроль.

В 8 классах - курс "Утверждай себя":

"        Инстинкт жизни

"        Цветок человеколюбия

"        В зеркале нравственности

"         Нравственная закалка.

Классные руководители 9 классов реализуют курс "Найди себя":

"        Дорога взросления

"        Святая святых - родительский дом

"        Ожидание любви

"        Духовное самоопределение (научное мировоззрение)

"        Духовное самоопределение (нравственность и религия)

"        Человек и судьба. Жизненные планы.

Курс для учащихся 10 класса называется "Управляй собой":

"        Вперед, оглядываясь назад

"        Умейте властвовать собой

"        Мысли управляют мыслями

"        Нравственная саморегуляция

"        Защита от манипуляций

"        Энергетическая саморегуляция.

Выпускники проходят курс "Реализуй себя":

"        Вечные вопросы жизни

"        Свобода и ответственность

"        Ваше здоровье, господа!

Родители, педагоги и сам школьник часто задаются вопросом о возможности правильного ориентирования в кризисной ситуации, саморегулирования поведения, осознания последствий. Наблюдения показывают, что поведение школьников, ход мыслей и образы носят подчас непредсказуемый характер. Но они не возникают беспричинно, а зависят от обстоятельств и личной роли школьника в них.

Классный руководитель, школьный психолог и родители, готовясь вступить в кризисную ситуацию и помочь школьнику, оценивают его достоинства и недостатки, позицию в оценке себя и окружающих. Определяют  его способность быть ответственным за свои поступки и умение защищаться от негативных воздействий; настраивают школьника на адекватную ориентацию в кризисной ситуации. При этом "черное" или "белое" исключается, нужна возможность полутонов.

Существует несколько уровней оказания психологической помощи - личный, семейный, групповой (классный) или общественный.

Проблемы, связанные с формированием поведения в кризисных ситуациях, являются ключевыми для школьного и особенно подросткового возраста. Поэтому разрабатываются различные поведенческие тренинги, связанные с подготовкой подростков к вступлению во взрослую жизнь, предупреждению в их жизни кризисных ситуаций и выводу из них. Подросток, знакомый со сложной, кризисной ситуацией, правильнее реагирует на нее и находит целесообразное решение, он понимает свои особенности, готов к оказанию помощи себе и окружающим.

 Работа с родителями. В работе с семьей используются разнообразные формы работы, активные взаимодействия и практическая направленность занятий с рассмотрением вопросов детско-родительских отношениях, проблем и условий семейного воспитания, межличностных отношений со сверстниками и взаимоотношений полов, профилактика семейных конфликтов. Родители охотно участвуют в дискуссиях, обсуждают актуальные вопросы. Проведены собрания, встречи с родителями по темам:

"        "Как помочь первокласснику адаптироваться к школе".

"        " Ваш ребенок - пятиклассник".

"        "Трудности адаптационного периода пятиклассников".

"        "Возрастные особенности подростков".

"        "Ваш ребенок взрослеет: договориться или подчинить".

"        "Воспитание личности"

"        "Роль семьи в воспитании ребенка. Вопросы и ответы".

"        "Профессиональное самоопределение подростков".

"        "Нелегкий разговор о требовательности".

"        "Воспитать личность".

"        "Развитие личностных качеств"

"        "Как взаимодействовать с ребенком в конфликтной ситуации".

"        "Роль традиций семьи в выборе профессии"

"        "Семья и семейные ценности"

Общение классного руководителя и родителей осуществляется не только в стенах школы, но и за ее пределами - классные руководители посещают семьи обучающихся не только с целью информирования о неуспехах ребенка  в учебе, пропусках уроков, но и с целью изучения условий жизни и воспитания в семье, консультирования родителей по выявленным проблемам.

В процессе работы с родителями необходимо "развенчать" миф о психической неполноценности человека, склонного к суицидальному поведению, т.к. эти представления часто являются причиной останавливающей их от обращения к специалистам. Целесообразно убедить родителей в том, что направление суицидального подростка к детскому психиатру (психоневрологу) или в отделение скорой помощи, может спасти его жизнь.

Следует также обратить внимание родителей на необходимость ограничения доступности средств самоубийства для подростков. Различные формы надзора, надежное хранение опасных медикаментов, огнестрельного оружия, пестицидов, взрывчатых веществ, ножей в учебных заведениях, родительских домах и других местах пребывания суицидальных подростков, являются важными мерами спасения их жизни. Поскольку эти меры сами по себе не являются достаточными для долговременной превенции самоубийства, ребенку одновременно следует оказывать психологическую поддержку.

С педагогическим коллективом проводится психологическое просвещение по вопросам дезадаптивного, в частности суицидального, поведения детей и подростков, дается информация о возможных мерах профилактики суицида. Обращается внимание классных руководителей на индивидуальную работу с семьей.

Мероприятия

1. Лекция (семинар) для педагогов "Проблема суицида в молодёжной среде и пути её решения"; 2. Стендовая информация по проблеме суицида: статистические данные, группы и факторы суицидального риска, признаки приближающегося суицида.3. Памятки для педагогов по профилактике самоубийства среди школьников: стратегия поведения и приёмы предупреждения суицидов.

Педагог-психолог  Т.С.Порывкина