Статья"Духовно-нравственное в старшем школьном возрасте"
Данный материал содержит теоретический и практический аспекты духовно-нравственного развития старших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_duhovno-nravstvennoe_razvitie_v_starshem_shkolnom_vozraste.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Л.Ю. Попова
г. Луховицы, Московской области
педагог-психолог
МБОУ "Гимназия № 10"
Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность же представляет собой совокупность общих принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности [3].
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно-нравственное воспитание молодежи. Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс, включающий педагогические, социальные и духовные влияния.
На духовно-нравственное становление и развитие личности юношей и девушек оказывают существенное влияние четыре группы факторов: природные (или биологические), социально-культурные, педагогические, духовные[2]. Во взаимодействии со средой, целенаправленными влияниями (педагогическими факторами) выстраивая правильное общение с реальным и духовным миром, молодежь приобретает необходимый духовный опыт и опыт нравственного поведения.
Также большое значение для духовно-нравственного воспитания личности имеют социальные условия, биологические факторы, неорганизованное общение, однако решающую роль играет здесь педагогическое, личностно-ориентированное взаимодействие, поскольку оно в наибольшей степени осмыслено и управляемо. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что внешние воздействия, как правило, не вызывают у молодых людей личностной реакции, существеннее для них влияние внутреннее – влияние личности педагога, богатство его духовного мира.
Одна из задач духовно-нравственного развития заключается в формировании жизнестойкости личности, которая выражается в объективном восприятии окружающей действительности, её способности к природной и общественной интеграции и к преодолению трудностей[3]. В связи с этим можно говорить о воспитании терпимости к чужому мнению и способу бытия, о пропаганде образцов нравственного поведения, о формировании общественного, теологического, экологического сознания, о национально-патриотическом и интернациональном (космическом) воспитании, о физическом совершенствовании.
Другая задача духовно-нравственного развития сводится к формированию у личности стремления и умения преобразовывать свое духовное начало в материальное[1]. Это можно делать непосредственно самому или через других людей, проводя в их среде пропагандистско-просветительскую деятельность. Главное, чтобы развитое и эстетизированное материальное бытие в свою очередь становилось основой для дальнейшего духовного развития, духовной эстетизации жизни. И так - шаг за шагом. Стремление же получить духовное удовлетворение без роста материальной основы приводит к абстрагированию от реальной действительности[4].Следствием подобных абстракций являются попытки получить чувственное удовольствие на минимальной материальной основе: наркотики, алкоголь. Можно, конечно, иметь сильнейшее духовное удовлетворение и при почти абсолютном отказе от мирской материальной жизни (отшельничество, монашество, странничество), целиком посвящая себя духовному служению. Но это - путь единиц. Человек по своей природе - социальное существо, и ему трудно отказаться от общества.
В контексте данного направления на базе Гимназии №10 проводилось исследование духовно-нравственного развития учащихся 9, 10 и 11 классов. В исследовании приняло участие 116 человек. В работе использовались следующие методики: «Опросник выявления уровня толерантности», «Рейтинг жизненных ценностей», «Отношение к взглядам родителей», «Предпочтение молодежи по проведению досуга», «Взгляды учащихся относительно воспитания».
После проведения исследования были получены следующие результаты. По опроснику выявления уровня толерантности 14% имеют высокий уровень, 74% - невысокий уровень толерантности и 12% учащихся имеют невысокий уровень интолерантности. Это свидетельствует о том, что учащиеся проявляют терпимость по отношению к другим людям, их обычаям, чувствам и мнениям.
Рейтинг жизненных ценностей показал, что главными у всех учащихся стоят такие ценности как здоровье, любовь, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь и интересная работа. Это говорит о том, что подростки морально развиты и воспитаны, имеют четкое представление о жизненных ценностях, а так же стремятся к их приобретению.
«Отношение к взглядам родителей» дала возможность проанализировать разделяют ли учащиеся взгляды родителей по определенным шкалам. Например, Отношение к работе – 75% разделяют взгляды с родителями и только 25% имеют свое мнение по данной шкале. Отношение к религии – 68% -поддерживают мнение родителей, а 32% - не согласны с родителями по этому поводу. Интересные результаты получились по шкале Отношение к любви – 52% согласны с родителями по данному вопросу и 48% - не разделяют данной точки зрения с родителями.
Что касается Предпочтения молодежи по проведению досуга, то тут были выявлены следующие виды деятельности. Находясь дома, подростки предпочитают читать книги, смотреть видеофильмы, слушать музыку, играть в компьютер и общаться с друзьями. Находясь вне дома, учащиеся посещают спортивные секции, бассейн, катаются на коньках, ходят в кинотеатры, посещают массовые праздники, а так же общаются со сверстниками на улице.
Опросник «Взгляды учащихся относительно воспитания» показал, какие качества уже есть у учащихся, а так же выявит те, которые они сами будут развивать в своих детях. Это такие качества характера как трудолюбие, чувство ответственности, терпимость и уважение к другим людям, порядочность, послушание и хорошие манеры.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что большая половина участвующих в исследовании школьников духовно развиты и нравственно воспитаны. Они имеют четкое представление о базовых жизненных ценностях, почитают и разделяют точку зрения своих родителей - будь то отношение к работе или к любви. А Свободное время предпочитают проводить с пользой для здоровья, развивают свой кругозор, знакомясь с разными людьми и посещая различные мероприятия.
Нравственные качества старшеклассников, их духовные потребности развиваются эффективно как в урочной и внеурочной работе, так и в учреждениях системы дополнительного образования. Объективная оценка результатов процесса воспитания нравственных качеств и ценностных ориентаций старшеклассников возможна на основе учета их показателей. Таких как: активная жизненная позиция и интерес ко всем видам деятельности, отрицание идеалов легкой жизни и аморальных способов наживы, творческое освоение источников духовного развития, самореализация личности в общественно полезной деятельности на основе ее творческих возможностей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаревская Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. (Основные положения концепции воспитания в изменяющихся социальных условиях). Ростов/Д., 1995.
- Коростелова А. А. Формирование духовных ценностей старшеклассников. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. М., 1992.
- Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М., 1980.
- Щуркова Н. Е. Диагностика воспитанности. М., 1992.