ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Каталог:
1. Развитие произвольного внимания – «Сыщики»
2. Развитие умения понимать и принимать поставленную задачу
3. Развитие навыков наблюдательности
4. Развитие навыка координации слухового аппарата и двигательного анализатора
5. Формирование навыка развития самоконтроля
1. «Сыщики»
Цель: развитие произвольного внимания на базе совершенствования планирующей функции речи.
Используется любой бланк «корректурной пробы».
1. Создание и обсуждение проблемной ситуации
Проблемная ситуация 1.
«Найди девочку, которая улыбается, с черными волосами и черным бантиком».
2. Обучение навыку создания плана действий в заданной ситуации: я буду работать построчно, буду анализировать каждый объект, зачеркивать буду только соответственно инструкции.
3. Время выполнения задания 3- 5 минут.
4. Обсуждение: что помогло тебе справиться с заданием?
1. Создание и обсуждение проблемной ситуации
Проблемная ситуация 2.
«Тебе предлагается заполнить определённым цветом, заранее вырезанную фигуру, стараясь не пропускать клетки».
2. Время выполнения задания 5 минут.
3. Пропуски психолог (или другой ребёнок), заполняет другим карандашом.
4. Обсуждение: проводится анализ цветовой целостности фигуры.
Проблемная ситуация 3. «Звёздный десант»
«Выполнить задание ребёнку предлагается на специальном бланке. Ставится задача – высадить десант на чужом корабле. Победу одерживает тот, у кого больше десантников высадится на чужом корабле».
1. Время выполнения задания 7 минут.
2. Обучение навыку создания плана действий в заданной ситуации.
3. Обсуждение: какая у тебя была тактика, доволен ли ты результатом, что можно было делать не так, чтобы добиться победы?
Занятие 2.2. Развитие умения понимать и принимать поставленную задачу
Игра «Пляшущие человечки»
Ход игры: нарисуйте на листе бумаги несколько рядов пляшущих человечков 3-4 видов. Например, например, один человечек, у которого ножки вместе, а руки в стороны, другой ножки в стороны, а руки вниз, третий – руки и ноги в стороны, а четвертый стоит смирно. Эти рисунки могут чередоваться в любой последовательности. Предложите ребёнку в течение некоторого времени рассмотреть рисунки человечков, а потом отметить только тех, которые стоят смирно, обводя их кружочком. Игру можно усложнить, вводя новые типы фигурок или дополнительные детали (шляпки разных видов) и т.д.
Игра «Послушай тишину».
Ход игры: По первому сигналу взрослого дети начинают бегать по комнате. Кричать, стучать и т.д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем дети рассказывают, кто, что услышал?
Игра – задание «Подсчитай правильно».
Ход игры: Во время чтения небольшого рассказа им предлагается следить за словами, начинающимися с определенной буквы и посчитать их. После окончания чтения дети называют получившиеся цифры. При вторичном чтении рассказа проверяется правильность выполнения задания.
Занятие 2.3.
Цель: развитие навыков наблюдательности
«Что изменилось». Дети стоят парами, напротив друг друга. По команде ведущего один ребенок из пары отворачивается, а другой меняет 1-2 элемента своей одежды (например, расстегивает верхнюю пуговицу на рубашке и т.д.). Его партнер должен угадать, что изменилось.
Игра «Что изменилось? »
Ход игры: для начала поставьте на стол 3-4 игрушки, дайте ребенку рассмотреть их 2-3 минуты. Затем попросите его отвернуться и уберите одну из игрушек. Когда ребёнок повернётся попросите его определить, что изменилось? Игрушки можно менять местами. Также полезно использовать вместо игрушек объёмные геометрические фигуры, разных цветов, спрашивая, какую фигуру убрали и какого цвета?
Игра «В магазине зеркал»
Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.
Ход игры: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что здесь другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.
Занятие 2.4. «Четыре стихии»
Цель: развитие навыка координации слухового аппарата и двигательного анализатора.
Вначале индивидуально с каждым ребёнком прорисовывается стихия и действия ребёнка.
Играющие дети сидят по кругу.
1. Создание и обсуждение проблемной ситуации
Проблемная ситуация 1.
«Если ведущий скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - вытянуть руки вперед, слово «воздух»- поднять руки вверх, слово «огонь»- произвести вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим».
Проблемная ситуация 2.
Ребята кладут на колени ладони. «Психолог называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего объекта все должны, не отрывая ладоней от коленей, поднять пальцы вверх. Кто ошибается, выбывает из игры».
Проблемная ситуация 3.
«Когда ведущий будет хлопать в ладоши, все должны будут принять соответствующую позу:
Один хлопок – поза аиста (руки в сторону, стоять на одной ноге);
Два хлопка – поза лягушки (присядь, пытки вмести, носки врозь, колени разведены, руки между ногами на полу).
Три хлопка – поза коровы (встать на четвереньки и произнести «му»)».
2. Обучение навыку создания плана действий в заданной ситуации.
3. Обсуждение: что помогло тебе выиграть?
Занятие 2.5. Формирование навыка развития самоконтроля
Спортивная - игра «Турнир»
Цель: воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведение, развивается смелость, уверенность в себе, ребёнок становится в разные позиции: соревнующегося, судьи, зрителя.
Ход игры: Дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортивные игры:
А). «Попади в кеглю». Ребёнку предлагается сесть и опереться руками сзади, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямить ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии 3- 4 шагов.
Б). «Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необходимо держать « в замке», не отпуская.