Этот трудный возраст

Нехаёнок Марина Альбертовна

Как помочь родителям разобраться в вопросе воспитания ребенка-подростка? Здесь есть ответ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подростковый  возраст –  непростой  период в жизни ребенка, недаром его называют затянувшимся кризисом. Самая яркая особенность  этого времени – личностная нестабильность, осложняющая жизнь и самим подросткам, и окружающим их взрослым. Идет бурный рост ребенка, интенсивно развиваются кости скелета  и мышечная ткань, из-за чего возникают трудности  в функционировании сердца, легких, в кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Спазмы вызывают быструю  смену физического состояния, резкую слабость, упадок сил, что влечет за собой  и колебания настроения. Половых гормонов вырабатывается больше, чем  у взрослых,  подросток  как бы находится в стрессовом состоянии и, как следствие, часты  смены   настроения  и конфликты. Тревожность подростка  обусловлена ожиданием неудач в социальном взаимодействии и межличностных отношениях. И наша задача вовремя предотвратить негативные реакции на ранних этапах.

В этом возрасте возникает новый уровень самосознания, проявляющийся в потребности подростка познать себя как личность. Реакция эмансипации – спефически-подростковая поведенческая реакция,  позволяющая высвободиться из-под опеки, контроля и покровительства старших, стремлении к самоутверждению, самовыражению. Дети хотят  с одной стороны,  во что бы то ни стало быть такими, как все, с другой  - выделиться, отличиться любой ценой. Страстное желание иметь близкого верного друга сосуществует у младших подростков с лихорадочной сменой приятелей, способностью моментально очаровываться и столь же быстро разочаровываться в бывших друзьях «на всю жизнь».

Для подросткового возраста характерны и колебания самооценки. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка может коренным образом изменить настроение подростка. Ребенок остро переживает все изъяны своей внешности, не только действительные, но и мнимые. Представление о своей физической непривлекательности  могут приводить к возникновению чувства неполноценности, замкнутости. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь быть изящными. Соблюдают строгую диету, а затем  совсем отказываются от пищи, доводя себя до полного физического истощения.

Одним из условий возникновения у подростков "чувства взрослости" выступают отношения доверительности и сотрудничества в семье. В семьях с разной социальной структурой взаимоотношения ребенка с взрослыми в момент возникновения "чувства взрослости" устанавливаются по-разному. Это зависит, прежде всего, от стиля воспитания, которого придерживаются в семье. Как правило, в благополучных семьях придерживаются "сотруднических" отношений, в неполных благополучных - "сверхопека", а в неполных неблагополучных "неустойчивого" воспитания. Одной из наиболее частых причин конфликтов между родителями и подростками является неустойчивость родительского восприятия ребенка, отражающая реально противоречивый статус ребенка. В результате положительные свойства личности подростка не видятся ими, недооцениваются, а недостатки преувеличиваются.

 Хотелось бы поговорить  о проблеме агрессии и насилии со стороны взрослых и детей. Этот разговор не случаен. Сегодня мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, дисплеев компьютеров.

Возраст проявления агрессии явно помолодел. Ее проявляют не только подростки и взрослые, как принято считать. Агрессию проявляют даже малыши. Как бороться с проявлением детской агрессии? Как защитить наших детей от насилия на улице, дома и в школе?  А для начала ответьте мысленно на следующие вопросы.

Опросник «Взаимоотношения родителей и детей»

  1. Рождение вашего ребёнка было желанным?
  2. Вы каждый день его обнимаете, говорите ласковые слова или шутите с ним?
  3. Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день?
  4. Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)?
  5. Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы?
  6. Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться?
  7. Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)?
  8. Вы знаете о  его  любимом занятии, хобби?
  9. Вы в курсе его влюблённости, симпатиях?
  10. Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах?
  11. Вы знаете, какой его любимый предмет в школе?
  12. Вы знаете кто у него любимый учитель в школе?
  13. Вы первым идёте на примирение, разговор?
  14. Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?

Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!

Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.

Пятнадцатилетняя девочка после ожога пищевода (она выпила бутылку ацетона во время скандала с матерью) рассказывала: “Я была готова на все, лишь бы заставить ее замолчать, я даже выговорить не могу, как она меня обзывала”. Девочка не собиралась умирать. А годы скитания по хирургическим отделениям, тяжелые операции и погубленное на всю жизнь здоровье — это цена неумения и нежелания матери держать себя в руках, когда ей показалось, что дочка слишком ярко накрасилась.

Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире — все станет реально опасным, угрожающим его жизни.

        Как помочь ребенку пережить трудный подростковый возраст?  С точки зрения психологии подростковый возраст действительно сложен, перестав быть ребенком, маленький человек еще не стал взрослым, к этой неопределенности добавляются гормональные изменения, эмоциональная неустойчивость и попытка отделиться от своей семьи и найти себя в мире ровесников. Ребенок может реагировать на каждую мелочь, с нашей точки зрения, очень болезненно. Лучший способ поддержать ребенка – это создавать эмоциональную близость с ребенком.

       Если ваш ребенок  делает все не так, как вы ему советуете, это значит, что он чувствует себя взрослым и ему кажется, что вы не заметили, что он уже вырос, и продолжаете считать его ребенком.

Психологический совет: Попробуйте предлагать ему свои идеи в форме выбора. Когда хотите от него чего-либо добиться, то придумывайте не один, а два варианта поведения, из которых предложите ему выбрать тот, который ему больше нравится. Тогда он будет чувствовать себя  взрослым и ему будет легче принять ваш совет. Только старайтесь предлагать такие два варианта, которые устроили бы вас самих. (Ты вынесешь мусор сейчас или после обеда?). Старайтесь поднимать  значимость ребенка всеми, доступными вам способами (поручать ответственные и интересные дела, хвалить, меньше критиковать). Дайте  ему больше самостоятельности. Если не получается, то приходите на нашу родительскую группу, мы разберемся, почему не получается.

Вас тревожит, что ребенок все реже находится дома? Если ребенку дома хорошо, он не пойдет искать счастья на улицу, поэтому создайте ему  психологический комфорт.  Полной гарантией от влияния улицы может служить создание близких отношений с ребенком. Но это длительная работа, которую не каждый родитель может пройти без психологической помощи.  Мало любить ребенка, нужно уметь ему показать это. В данном случае вам помогут:

  1. Эмоционально насыщенное внимание (15 минут в день душевного тепла, игры, беседы, с сочувствием, но без критики). Детям нужен индивидуальный подход.
  2. Использование  «Я – высказывания». Это способ выражать наши чувства, позволяющий не обидеть другого человека.  Когда вы чем-то недовольны, вы можете сказать не «Ты опять не убрала в своей комнате! Ты грязнуля!» - это «ты высказывание», а скажете «Меня раздражает, когда члены моей семьи не убирают за собой!». Ребенок вас лучше поймет и не обидится. Но лучше «Я – высказывание» отрабатывать на тренинге, т.к. тут важно все, даже тон голоса.
  3.  Умение  корректно выражать свои чувства и научите своего ребенка это делать. Если мы с детства учим детей сдерживать свои чувства «Не плачь, ты большой» и прочее, то потом, будучи подростками они страдают от накопившихся проблем молча и  срываются  из-за всякой ерунды. Когда вы выражаете свои чувства, даже негативные, дети чувствуют близость к вам, не боятся задавать интересующие вопросы, прислушиваются к получаемым ответам.

Родителям подростков психологи советуют:

  1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
  2. Все замечания делать в доброжелательном, спокойном тоне.
  3. Не использовать ярлыки.
  4. Помочь ребенку найти компромисс души и тела.
  5. Познакомить подростка с устройством и функционированием организма.
  6. Помнить, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
  7. В самостоятельности ребенка не следует видеть угрозу лишиться его самого.
  8. Не перегружать подростка опекой и контролем.
  9. Хотите, чтобы подросток сделал то, что вам нужно, сделайте так, чтоб он сам этого захотел.

Ситуация 1

Подросток, который всегда ходил в школу без особых проблем, вдруг стал мрачным, радостное настроение сменилось угрюмостью и нежеланием идти в школу. Родители не могли понять причину изменения настроения. Лишь спустя какое-то время они узнали, что по дороге в школу взрослые ребята требуют у него деньги. Для того чтобы его не били, подросток отдавал им все деньги, которые ему давали родители на завтраки.

Ситуация 2

Мальчик спешил в школу. Она находилась недалеко от дома, поэтому родители ребенка не провожали. В этот раз он вышел из дома несколько позже и немного опаздывал. Рядом с ним остановилась машина и человек, сидевший за рулем, предложил подвезти до школы. Соблазн был велик, очень уж хотелось проехать на красивой машине. Поездка обернулась трагедией...

Ситуация 3

Ребенок стал жертвой сексуального насилия. Его жизнь в собственном доме стала кошмаром. Ребята во дворе, соседи начинали многозначительно на него смотреть и шушукаться. Семья перестала жить той жизнью, которой жила до недавнего времени. Родители испытывали огромное чувство стыда за то, что произошло с их ребенком, и невольно укоряли его за это.

Ситуация 4

Школьника дразнят, обзывают обидными прозвищами и во дворе, и в классе. Он отказывается ходить в школу. Родители идут к детям разбираться. На некоторое время все успокаивается, а затем издевательства повторяются и становятся еще более изощренными.

Ситуация 5

Девочка просится провести выходной день на даче у подруги. Родители не позволяют ей быть целый день вне дома, приводя различные аргументы, в том числе и возможность насилия в любом виде. Девочка возмущена, она перестает общаться с родителями, игнорирует их требования, смеется над подозрительностью и предусмотрительностью родителей...



Предварительный просмотр:

Доминирование полушарий. Учет данных особенностей в работе педагога.

 Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению.

  1. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо и счет, способность к анализу и абстрактное мышление.
  2. Для людей с доминирующим левым полушарием характерна высокая потребность в умственной деятельности.
  3. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина, работа в одиночку, отсутствие временных рамок выполнения заданий.
  4. Важную информацию необходимо располагать в правом поле зрения, дополнительную, уточняющую – в левом.

Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству.

  1. Правое полушарие оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве.
  2. Правое полушарие отвечает за прогноз результатов деятельности.
  3. С доминированием правого полушария связывают способность к рисованию, восприятие гармонии форм и цвета, наличие у человека музыкального слуха, артистичность, успехи в спорте
  4. Условия, необходимые для успешной работы: творческие задания, эксперименты, ненавязчивый музыкальный фон, работа в группе.
  5. Лучше запоминается та информация, которая с кем-либо обсуждается.

Равнополушарный тип – в различных ситуациях проявляются особенности, характерные как для правополушарных, так и для левополушарных. Такие люди более гибки в выборе стратегии мышления.

В классе обычно три ряда парт.

Кстати, оптимально, когда учитель как источник информации располагается посередине.

Смещаясь в сторону, вы уменьшаете свои шансы быть услышанным и понятым.

Если смотреть на класс сверху, на левом ряду должны сидеть левополушарные ученики, на правом – правополушарные, а посередине – те, у кого полушария работают гармонично или выявить предпочтение сложно.

Ближе всех к доске логично посадить визуалов. За ними на втором плане располагаются аудиалы. Хотя бы потому, что если перед ними посадить кинестетиков, ничего хорошего из этого не выйдет. И на «камчатке» – шумные кинестетики. Впрочем, этот традиционный и разумный подход – сослать их подальше, чтоб не мешали тем, кто предпочитает смотреть и слушать, – встречается почти в каждом классе.

Такое расположение детей в классе психофизиологически обусловлено.

При помощи  « ленивой восьмерки» можно настраивать  каналы восприятия информации.

   

Это упражнение пригодится и во время длинной монотонной лекции, когда вы чувствуете, что восприятие притупилось.

Для активизации зрительного канала следует обводить максимально  « ленивую восьмерку».  Педагог может повесить в классе уже готовую восьмерку.


 

Комментарии

Трушкова Людмила Павловна

Ох уж этот подростковый возраст!Моему сыну 15.Пытаемся найти общий язык.Думаю, что всё получится!!!

Нехаёнок Марина Альбертовна

Уважаемая Людмила Павловна! Надеюсь, что у Вас хватает мудрости, терпения и такта для налаживания отношений с сыном!Удачи и всего самого доброго Вам и Вашей семье!А если Вам понадобится помощь специалиста,буду рада быть Вам полезной!