Программа занятий для первоклассников по развитию сенсомоторных функций нервной системы

Нехаёнок Марина Альбертовна

 

   В настоящее время установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

 Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Разработанный  тренинг предполагает использование игровых методов психокоррекционного характера  позволяет учителю использовать упражнения и игры на занятиях и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_adaptacii_1-klassnikov.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ №1

Программа

занятий для  первоклассников

по развитию сенсомоторных функций нервной системы

г.о. Краснознаменск

Пояснительная записка

   В настоящее время установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30-50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определённый уровень развития функциональных возможностей организма, и ребёнок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу.

Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребёнка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников.

Разработанный  тренинг предполагает использование игровых методов психо-коррекционного характера, что способствует:

  1. Совершенствованию сенсомоторных функций нервной системы через развитие:
  • слухового внимания
  • зрительной, вербальной, образной памяти
  • общей и  микромоторики
  • пространственно-временных представлений
  • фонематического слуха
  • тактильных ощущений.
  1. Формированию положительной учебной мотивации.

Характер упражнений и заданий подобран в тренинге таким образом, что предусматривает эффективное использование таких приёмов как: ассоциация, психогимнастика, логоритмика, игротерапия.

Предполагаемый положительный результат.

У учащихся прошедших курс занятий по данной программе:

  1. Увеличивается объём кратковременной вербальной памяти
  2. Совершенствуется фонематический слух
  3. Синхронизируется межполушарное взаимодействие
  4. Снимается перенапряжение нервной системы, изживаются невротические проявления, (страхи, застенчивость, неуверенность).
  5. Формируются мысли, образы, развивается фантазия.

Предполагаемый отрицательный результат.

Неудача в работе с определёнными детьми, что связано с негативизмом этих детей к групповой работе и нехватке времени для более полного контакта с ними. С такими учащимися рекомендуется проведение индивидуальной дополнительной работы.

             Программа занятий для первоклассников

по развитию сенсомоторных навыков нервной системы.

Цель:

  • Формирование основных навыков учебной деятельности.
  • Социально-психологическая адаптация.
  • Формирование положительной учебной мотивации.

Этапы:

Диагностический: 

  • нейропсихологическое обследование ребёнка
  • диагностика готовности ребёнка к обучению в школе.

Коррекционно-развивающий: 

Включает 8 занятий для детей, имеющих по результатам диагностики, недоразвитие психических функций ведущих к возникновению трудностей в овладении навыками учебной деятельности.

Использованные методики:

Корнев А.Н., Цветкова Л.С., Дзятковская Е.М., Садовникова

Количество детей- до 10 человек. Длительность занятий - от 30 до 40 минут.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, предусматривается закрепление полученных знаний и навыков во внеурочное время.

Занятие №1.

Тема: Знакомство.

Цель: Развитие речи, зрительной памяти, слухового внимания, микромоторики. Установление контакта с группой детей.

Оборудование: 7-8 резиновых игрушек, муляж апельсина, аудиокассета с записью 6 звуков.

План:

  1. Беседа на тему: “Я и школа”. 
  • Нравится ли вам в школе?
  • Чем нравится заниматься больше всего?
  • Кто не любит ходить в школу?
  • Кто боится школы?
  1. Сегодня мы будем играть в разные игры, будьте внимательны. 
  • Отгадай по описанию: круглый, оранжевый, сладкий.

- Какой апельсин?

Пальчиковая игра

“Мы делили апельсин. Много нас, а он один.
        Эта долька для ежа, эта долька для чижа,
        Эта долька для утят, эта долька для котят,
      Эта долька для бобра, а для волка - кожура.
     Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!”

Игра сопровождается различными движениями пальцев. При выполнении необходимо добиваться чёткости движений от детей.

Расслабились, закрыли глаза. Слушание аудио кассеты (скрип открываемой двери, журчание воды, писк резиновой игрушки, шуршание бумаги, стук по металлическому предмету, стук по деревянному предмету.)

- Перечислите, какие звуки вы слышали?

Повторное слушание, запоминание.

- Назови все звуки, которые ты слышал. (1-3 ребёнка)

  • Д/и “ Отгадай, кто сказал?” 

Все в кругу, у водящего завязаны глаза. Дети по очереди называют имя водящего, он должен догадаться, кто его назвал 3 раза.

  • Д/и “ Что изменилось?” 7-8 игрушек стоят в ряд.

Дети закрывают глаза, учитель меняет местами 2 игрушки. Необходимо восстановить порядок. (Проводится 3-4 раза).

  1. Рефлексия. – Какие игры вам понравились? 

- Похвалим себя. Правой рукой гладить себя по голове от затылка ко лбу, левой - круговыми движениями живот.

Занятие №2

Тема: “ Репка”

Цель: Развивать вербальную память, мелкую моторику рук, Пассивный словарный запас. Познакомить с понятием “ ряд”. Учить понимать предлоги за, между, перед. Формировать учебную мотивацию.

Оборудование: 5-6 предметов производящих шум, ширма, маски героев “Репки”, “волшебная картинка”.

План:

  1. “ Волшебная картинка” со съёмными предметными картинками (портфель, ручка, кукла, велосипед, пирамида, тетрадь и т. д.) 

- Выбери 2 предмета, которые бы ты взял в школу.

Участвуют все дети.

  • Сегодня будем играть со звуками и поиграем в “Репку”. 

Д/и “Запомни, повтори”.

За ширмой производить звуки: постучать по стеклянной банке, лязг ножниц, звук разрываемой бумаги, погремушка, звук переливаемой воды. Не более 4 звуков. Ребёнок должен воспроизвести эту последовательность. Менять демонстрируемую последовательность воспроизводимых звуков 3-4 раза.

2. Пальчиковая игра: “Мы делили апельсин”, “Паучок”.

На изогнутый сучок сломанный, осенний
Опустился паучок с крестиком на спинке
Свил уютный гамачок, покачался и молчок.

–Отгадайте, из какой сказки пришли к вам герои?

Показать все маски, кроме репки.

- Сегодня будем артистами. Каждому ребёнку раздать маску.

Совместное рассказывание сказки “Репка”. По ходу действия дети выходят и помогают тянуть репку.

- Кто стоит за бабкой? ( Шаг вперёд) - Кто стоит перед жучкой? 2-3 ребёнка. - Кто стоит между бабкой и жучкой? 2-3 ребёнка.
- Жучка за кем ты стоишь? 2-3 ребёнка.
- Дед перед кем ты стоишь? 2-3 ребёнка.
- Кошка между кем ты стоишь? 2-3 ребёнка.

3.Рефлексия. 

- Какую новую пальчиковую игру выучили?

-Какое у вас сей час настроение? Выберите и нарисуйте соответствующую “рожицу”. (6 основных эмоций).

Рассматривание плаката с “рожицами”- эмоциями проводилось предварительно вне занятий.

Занятие №3

Тема: “ В гостях у репки”

Цель: Развивать вербальную память, микромоторику; тренировать мимические мышцы.

Оборудование: плакат “рожицы”, мяч, маски героев “репки”, карточки с цифрами, зеркала.

План:

  1. Игра “Снежный ком”.

Называем времена года. Дети и взрослый стоят в кругу.

Первый называет слово (зима) передаёт мяч, следующий называет предыдущее слово и добавляет своё, и т. д.

  1. – В какую сказку играли на прошлом занятии? 

Изобразим героев: дед весёлый, злой, бабка обиженная, Жучка радостная, внучка плачущая, мышка удивлённая. Наблюдают за изменением мимики в зеркало.

Рассмотреть плакат с “рожицами” и изобразить каждую эмоцию в зеркало.

Пальчиковая игра по желанию детей: “Апельсин”, “Паучок”+ “Забор из веревочки”. 

Верёвочка поочерёдно пропускается между пальцами (под указательным, над средним, и т. д.), в обратном направлении наоборот.

Тот, кто интереснее изобразит: удивлённого деда, печальную бабку, весёлую внучку, злую жучку, ласковую кошку, удивлённую мышку – получает маску героя.

По рассказу одного ребёнка восстановить сюжет сказки. Дети-герои используют только мимику и жесты.

- Кто стоит первый? Кто стоит второй? и т. д. Раздать карточки с цифрами.

- Внучка, ты какая стоишь по счёту? (Я стою третья)

Все герои пошли в лес и разбрелись, по команде встали в ряд и назвали свой порядковый номер.

  1. Рефлексия.

– Что понравилось? Выберите ту рожицу, которая вам нравится именно сейчас, нарисуйте её.

Занятие №4

Тема: Куб.

Цель: Развитие межполушарного взаимодействия, зрительной и вербальной памяти, микроматорики, тактильных ощущений. Расширение пространственных представлений. Тренировка мимических мышц.

Оборудование: плакат “рожицы”, 7-8 резиновых игрушек, верёвочки, чудесный мешочек, развёртки куба, тетрадь, по 2 карандаша на каждого.

План:

  1. Диагностика настроения “рожицы”.

Показ и смена эмоций в зеркало под счёт.

Д/и “ Что изменилось”.

  1. Рассматривание куба и квадрата, нахождение сходства и различий. 
  • Из развёртки собрать куб по образцу (демонстрирует взрослый). 
  • Пальчиковая гимнастика: “ Апельсин”, “ Заборчик”. 
  • Одновременно в тетради двумя руками нарисовать

  • “ Отгадай, что в мешке” (гвоздь, кубик, стиральная резинка, кнопка, шарик, и т. д.), ощупывая рукой. 
  • Рефлексия.

– Выбери и нарисуй “рожицу”.

Занятие №5

Тема: Куб

Цель: Развитие фонематического слуха, зрительной памяти, межполушарного взаимодействия. Расширение пространственных представлений.

Оборудование: лепестки ромашки из разноцветной бумаги, развёртки куба, пластилин, клеёнки, 2 карандаша.

План:

  1. Диагностика: “Собери ромашку” - состояние эмоциональной сферы ребёнка на начало занятия. 
  2. Игры 
  • Д/и “ Повтори что услышал”.  

У доски 3 ребёнка, один за дверью. Дети у доски одновременно произносят слова предложения (каждый своё слово), вошедший должен воспроизвести всё предложение.

  • “ Запомни и нарисуй”.

Демонстрируется плакат, на котором изображены 10 человечков, которые различаются между собой поднятыми руками, разведенными руками, и т. д.

Проверка – ошибки исправить карандашом внизу.

  • Физ. минутка. “Медведь”. 

Медведь по лесу ходит, от дуба к дубу бродит.
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт.
Облизывает лапу сластёна косолапый
А пчёлы налетают и мишеньку кусают.
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает.

“ Пальцы здороваются”. Одновременно на двух руках соединять пальцы (большой и указательный, большой и средний и т. д.)

Кто быстрее соберёт сундучок.

Тех, кто справился с заданием быстрее привлечь для оказания помощи другим детям.

Назвать первый звук в слове КУБ, второй, третий. Вылепить каждую букву из пластилина.

Во время лепки оговаривается, из каких элементов состоит каждая буква, сколько их, куда они направлены.

Д/и “ Отгадай букву” с завязанными глазами нужно ощупать букву и назвать её.

-На занятии все ребята были внимательны, давайте себе поаплодируем.

Ритм отхлопывает логопед II I I; III I; II III;

Добиваться чёткого и правильного воспроизведения.

  1. Рефлексия 

-Чему учились сегодня? Что вам понравилось?

Цветодиагностика. Соберите ромашку.

Занятие №6

Тема: Временные представления.

Цель: Познакомить с понятиями сутки, время суток. Развивать тактильные ощущения, пространственно- временные представления, фонематический слух.

Оборудование: звёздочки разного цвета, квадратики (жёлтые, красные, синие, чёрные), карточки с тремя пройденными в классе буквами.

План:

  1. Цветодиагностика. “ Выбери звёздочку” 
  2. Беседа на тему: “ Чем занимаемся от подъёма до отбоя”. 
  1. Просыпаемся, умываемся, одеваемся, завтракаем, идём в школу – утром (красный квадрат).
    Заканчиваются уроки, гуляем, готовим уроки, обедаем – днём (жёлтый квадрат)
    Играем, ужинаем, готовимся ко сну – вечером (синий квадрат)
    Спим, видим сны – ночью (чёрный квадрат). Выкладываем квадраты по мере выяснения событий.
  2. Д/и “ Покажи как я”. 
  • Руки вниз, в стороны – утро (солнце встаёт), руки вверх, пальцы раздвинуты – день (солнце светит), руки вниз, в стороны – вечер (солнце садится), руки вниз – ночь. Ведущий показывает, дети показывают и называют.
  • П./и с мячом.
    Ведущий бросает мяч, называет время суток, ребёнок – как называется приём пищи в это время суток.
  • Выложить квадраты, назвать время суток по порядку. Весь ряд - сутки, каждый этап (квадрат) – время суток.
  • Вспомнить предыдущие занятия.- Чем занимались? Сегодня будем рисовать куб по образцу.
  • Раздать карточки с буквами. Д/и “ Покажи спрятавшуюся букву”. 
    Произносятся слова или показываются картинки, в названии которых нужные буквы сначала в начале слов, затем в конце и в середине.
  • Отгадай, что написали на спине.
    Ученикам разбиться на пары, один другому на спине тупым концом ручки “пишет” одну из трёх букв, другой называет, что ему написали. Повторить 3 раза, поменяться местами.

3. Цветодиагностика.

–Выбери звёздочку. Почему выбрал именно эту? Что понравилось больше всего? Почему?

Занятие №7

Тема: Времена года.

Цель: дать понятие год, времена года. Развивать пространственно-временные представления, зрительную и вербальную память.

Оборудование: мяч, картины на каждое время года, прямоугольники (красный, жёлтый, белый, зелёный).

План:

  1. Д/и “ Снежный ком”. Мяч передаётся по кругу, каждый называет одно слово, следующий повторяет сказанное до него и добавляет своё. (Время суток)
  2. Рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы:- Когда это бывает? Что бывает только в это время? Почему обозначаем этим цветом?
  • На каждое время года свой прямоугольник.
    Белый – зима, красный – весна, зелёный – лето, жёлтый – осень. Все четыре квадрата последовательно выложенные – это год, каждый квадрат – время года.
  • П/и “Назови следующее”.
    Ведущий бросает мяч и называет какое-либо время года, ребёнок называет следующее.
  • Игра соревнование.
    Дети делятся на три команды. У каждой команды по 16 картинок (жук, сани, гриб и т. д.), 4 прямоугольника разного цвета. Необходимо как можно быстрее разложить картинки под соответствующие прямоугольники.
  • “Фотоаппарат”. 
    Взрослый показывает по 1-й картинке (7-8 шт.), дети должны зарисовать в тетрадях по памяти.
  • “Блуждающая точка” или графический диктант по словесной инструкции взрослого на листе в клетку.
  • П/и “Назови соседей”. 
    Взрослый называет время года, ребёнок должен назвать предшествующее и последующее.
  1. - Нарисуй понравившуюся “рожицу”. Чем она тебе понравилась? Что нового узнали на занятии? 

Занятие №8.

Тема: Итоговое.

Цель: учить ориентироваться во времени и пространстве. Развивать: фонематический слух, слухомоторные координации, тактильность, зрительную память.

Оборудование: плакат “рожицы” с геометрическими фигурами, карточка со стрелкой, аудио кассеты.

План:

Диагностика “Рожицы”. Покажи эмоции. 

  • Карточка со стрелкой: право, лево, верх, низ. – Покажи рукой соответствующее направление.
  • Д/и “Фотоаппарат” - на зрительную память. Сфотографировать картинку (рассмотреть в течение 30 сек.), затем изобразить.
  • Ритмическая гимнастика “Дятел”. Отхлопать ритм: II III ; I II III; III I II.
  • Физ. минутка. “Медведь по лесу ходит…” с движением.
  • Д/и “Медведь и медвежата”. При назывании твёрдого звука - марш, при назывании мягкого звука - ходьба на носочках (мягко, как кошечка).
  • Релаксация. Слушанье морского прибоя, дыхание в ритм волны. Изобразить шум волны, шуршание песка.
  • Рефлексия “ Рожицы”. 

Итог: 

-Чему я научился на занятиях?

Взрослый одобряет и поощряет ответы детей: похвалой, аплодисментами.

Индивидуальная беседа с родителями и учителем по окончанию занятий на тему:

Использованная литература: 

  1. Н.Г.Алтухова “ Научитесь слышать” С-Петербург. Изд-во “ Лань” 1999г.
  2. Е.Н.Дзятковская В.И.Нодельман “Здоровье и образование” ИГПУ Иркутск 1998г.
  3. А.Н.Корнев “Нарушения чтения и письма у детей” С-Петербург. Изд-во “МиМ” 1997г.
  4. А.Р.Лурия “Основы нейропсихологии” Москва МГУ 1973г.
  5. А.Л.Сиротюк “Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения” Москва Изд-во. “Творческий центр”
  6. Л.С.Цветкова “Методика нейропсихологической диагностики детей” Москва Изд-во. “Пор” 2000г.
  7. “Методы обследования речи детей” под редакцией Г.В.Чиркиной Москва Изд-во “АРКТИ” 2003г.