Курсовая работа "Психологический анализ самосознания подростков (юношей)"
Внутренний мир личности и ее самосознания издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Поведение человека всегда соотносится с его представлениями о самом себе (образ «Я») и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и
интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.
Собственное «Я» кажется человеку первичной и самоочевидной реальностью. Оно всегда осознается лишь в контексте, какого – то отношения («Я – не Я», «Я – Другой», «Я – Мы», «Я – Мое», «Я – Я») и зависит от природы этого отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_rabota_psihoogicheskiy_analiz_samosoznaniya_podrostkov.doc | 269 КБ |
Предварительный просмотр:
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ТЕМЕ
«Психологический анализ самосознания подростков (юношей)».
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….2-5
Глава 1
Теоретическая часть:
1.1 «Я» в русле различных теорий………………………………………………....6-8
1.2Единство человеческого «Я».…………………………………………………..9-10
1.3 Самосознание подросткового, раннего юношеского возраста………..........10-16
Глава 2
Практическая часть:
2.1 Организация эксперимента……………………………………………….......17-19
2.2 Результаты……………………………………………………………………...20-29
Заключение……………………………………………………………..……......30-31
Список литературы…………………………………………………………..…….….32
Приложение:
ВВЕДЕНИЕ
Я лик, я миг, чудесный сон,
свобода, суета,
Весенний день, чужая тень,
стремленье, красота.
Я друг, я звук, судьба, борьба,
Покой, душа, венец,
Я сто огней и сто морей,
А кто же ты, мудрец?
Актуальность проблемы:
Внутренний мир личности и ее самосознания издавна привлекали внимание философов, ученых и художников. Поведение человека всегда соотносится с его представлениями о самом себе (образ «Я») и о том, каким он должен или хотел бы быть. Изучение свойств самосознания, адекватности самооценок, структуры и
интерес в связи с формированием жизненной позиции личности.
Собственное «Я» кажется человеку первичной и самоочевидной реальностью. Оно всегда осознается лишь в контексте, какого – то отношения («Я – не Я», «Я – Другой», «Я – Мы», «Я – Мое», «Я – Я») и зависит от природы этого отношения. Рассмотрение «Я» в контексте отношений с другими людьми содержит целый комплекс значений. «Я – Другой означает не только различие, но и потенциальное взаимодействие. «Я – Мы» выражает принадлежность соучастия в какой – либо общности. «Я – Ты» содержит в себе обращение, общение, коммуникацию. Отношение «Я – Мое» - есть субъективно – объективное. Превращая определенную совокупность своих свойств в объект познания, индивид рассматривает их как бы со стороны. При автокоммуникации «Я – Я» индивид обращается к самому себе как к субъекту и собеседнику. Эта диалогичность «Я» важно для конструирования самосознания не по предмету отражения (самосознание – сознание), а по его способу (внутренняя точка зрения, которая исключает объективизацию).
Психологическая реальность, состоящая в том, что человек способен сознательно воспринимать и принимать к самому себе, существует до и независимо от научного исследования. Однако всякая попытка описания и систематизации явлений, относящихся к области самосознания, опирается на решение таких теоретических вопросов, как проблема соотношения сознания и самосознания, осознаваемого и неосознаваемого, личности и самосознания.
Каждый человек на определенном этапе своей жизни, особенно в период подросткового, раннего юношеского возраста начинает задумываться о себе, как о личности. Развитие самосознания в юношеском возрасте настолько ярко и наглядно, что его характеристика и оценка значения для формирования личности в этот период практически едина у исследователей всех направлений и школ. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточением которого является он сам. Обретая возможность погружаться в себя, в свои переживания, юное существо открывает целый мир новых эмоций, красоту природы, звуки музыки.
Открытие своего внутреннего мира – радостное и волнующее событие, но оно вызывает и много тревожных драматических переживаний.
Итак, интерес человека к себе, к своему «Я» - исконный и вполне понятный. Каждый имеет множество образов своего «Я», просматриваемых в разных ресурсах: каким воспринимает сам себя человек в настоящий момент, каким он мыслит идеал своего «Я», каким это « Я» выглядит в глазах других людей. Из - за множественности образов «Я» существуют гипотезы о непознаваемости человеком самого себя. Но ведь вопрос не о том, может ли человек познать самого себя, а в том, что именно он узнает, делая это. Будучи субъектом познания, человек, с тем выступает и как объект для самого себя. Человеческое «Я» - это высшее и сложнейшее интегральное образование в духовном мире человека, это динамическая система всех, сознательно осуществляющихся психических процессов.
«Я» - и сознание и самосознание как целое. Это некий нравственно – психологический характерологический и мировоззренческий стержень личности. Когда говорят «Мое Я», то отвлекаются от телесной организации человека; «Я» на своем жизненном пути может отступаться и падать, но не физически. Самосознание дает возможность человеку относиться к актам своего собственного сознания критически, то есть отделять все свое внутреннее от всего происходящего извне, анализировать его и сопоставлять с внешним. В самосознании происходит осознание самого себя не как что–то абсолютно обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним.
Самосознание – это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов (мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения), целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Исходя их всего вышесказанного, серьезность изучения проблемы самосознания не подлежит сомнению. Эта проблема всегда была и будет актуальной для каждого человека, тем более для подростка, юноши, совершающих переход из сказочного мира детства в реальный мир взрослых, такой непонятный для них.
Цель исследования:
Выявить соотношения всех элементов самосознания и на их основе предоставить целостную характеристику образа «Я».
Для реализации цели были поставлены и решены следующие задачи:
- произведён библиографический поиск и отбор литературы по теме;
- определены когнитивный, эмоционально – аффективный и оценочно – волевой компоненты образа «Я»;
- определены половозрастные особенности самосознания подростков.
- проведено исследование;
Предмет исследования: самосознание подросткового, раннего юношеского возраста.
Объект исследования: подростки (юноши), учащиеся основной школы.
Гипотеза:
Ранний юношеский возраст характеризуется периодом сознательного «Я», то есть относительно развитым самосознанием.
Методы исследования:
- Анализ психологической, психолога – педагогической, научно – методической литературы, посвященной теме работы.
- Наблюдение за ходом эксперимента (выполнения заданий), беседы с учениками.
- Психологическое исследование.
Глава 1
Теоретическая часть
1.1 «Я» в русле различных теорий.
Проблема «Я» в истории философии рассматривалась как проблема соотношения субъекта и объекта, человека и мира, сознания и бытия. «Я» мыслилось и как серия или цепь моментов сознания. В идеалистической философии понятие «Я» трактуется как субъект, выступающий в качестве особой духовной субстанции. Уже Платонов отмечал, что деятельность души – не пассивное восприятие, а собственная внутренняя работа, носящая характер беседы с самим собой.
У Декарта «Я» означает то же самое, что «моя душа», благодаря которой «Я являюсь тем, что я есть». Согласно декартовской концепции, мыслящее «Я» с безусловной достоверностью знает о том, что оно думает, сомневается и утверждает, хочет, любит, ненавидит.
У Беркли единственной реальностью является собрание впечатлений и нечто познающее или воспринимающее их, называемое «ум, дух, душа», или «Я». У Юма, подвергшего критике категорию субстанции, «Я» распадается на отдельные ощущения и остается только как их связка разнообразных восприятий, которые следуют одно за другим со скоростью, превосходящей всякое представление. Юм не отличал «Я» от общей совокупности или суммы элементов данного момента сознания и приравнивал «Я» именно к этой сумме.
Кант, желая примирить рационализм с эмпиризмом, различал два вида «Я»: эмпирическое (имеет характер эмпирической реальности) и чистое, или сознание вообще, носящее надындивидуальный характер: его основная функция – объединение многообразного, данного в ощущениях, посредством чистых категорий рассудка.
У Фихте чистое « Я» превращается в абсолютное « Я», воплощающее чистую деятельность. Фихте делит всю реальность на «Я» и «не – Я», при этом « Я» выступает как сила, порождающая « не – Я», то есть внешний мир.
Если для Фихте «Я» тождественно самосознанию, то другие мыслители, например Липпс, не только разлагают, даже резко противопоставляют самосознание и «Я», разумеется, под последним психический субъект, обладающий самосознанием, которое вместе с другими психическими явлениями выступает в роли послушного орудия «Я». Вместе с тем самосознание характеризуется как осознание «Я» самого себя, как самосознание «Я». Тем самым «Я» выступает как идеальное активно – созидающее начало.
Согласно Гегелю, «Я» обозначает индивида, однако оно имеет не единичное, не частное значение, относящееся к одному – единственному «Я», а представляет собой всеобщую формулу, выражающую структуру сущих, являющихся личностями, субъектами. В эту общую формулу подставляются частные значения. Каждый конкретный индивид – частное значение формулы общего «Я». Отдельное «Я» («Я» данного субъекта) может быть определено через свое отношение с другими «Я».
«Я» - не механическая сумма индивидуально – психологических свойств личности и психических функций. «Я» не сумма впечатлений, а то, к чему относятся все впечатления. Русский психиатр С.С.Корсаков, например, утверждал, что человеческое «Я» является иерархической вершиной в развитии психического аппарата. «Я» находится в прямой зависимости от отдельных психических функций. Ослабление ощущений и чувств тут же сказывается на нашем «Я», которое выражается ощущением своего бытия в мире, своим самоутверждением. В целом образ «Я» понимается как установочная система, установки обладают тремя компонентами: когнитивным, аффективным и производным от первых двух – поведенческим. Нижний уровень «Я» - образа составляют неосознанные, представленные только в переживании установки, традиционно ассоциирующиеся в психологии с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе. Выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, затем эти частные самооценки складываются в относительно устойчивый образ; и, наконец, сам этот «образ – Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей. Самосознание, как любое сложное психологическое образование, представляет собой неразрывное единство трех его сторон – когнитивной (самопознание), эмоциональной (отношение к себе) и регуляторной.
Под пониманием «Я» (с точки зрения психологии) имеется, далее, в виду личность, освещенная светом своего собственного самосознания, то есть такая личность, какой сама она воспринимает, знает и чувствует себя. «Я» - это регулятивный принцип психической жизни, самоконтролирующая сила духа; это все, чем мы являемся и для мира, и для других людей в своей сущности и, прежде всего для самих себя в своем самосознании, самооценке и самопознавании. «Я» предполагает знание и отношение к объективной реальности, и постепенное ощущение в ней самого себя.
Сознание, мысли, чувства и воля – все это светится в лучах самосознания уже не как первичная непосредственная данность, а как нечто производное, как результат «обработки» исходной информации – ощущения своего тела, самочувствия и, прежде всего восприятия других людей.
Под самочувствием разумеют психическое состояние личности, которое проявляется в своеобразном настроении всех ее жизненных проявлений. Основу чувства самого себя образует органическое самочувствие – определенный жизненный тонус и многочисленные, часто не передающиеся контролю сознания органические ощущения, а также вызываемые ими переживания.
Гегель полагал, что животным не свойственно самочувствие. С этим нельзя согласиться. Животных нет осознания своего состояния, но у них есть самочувствие как самоощущение, как ощущение своего состояния.
1.2Единство человеческого «Я».
«Я» раннего детства не то, что в период, когда мальчик превращается в юношу, а девочка – в девушку. «Я» зрелого возраста существенно отличается от «Я» полной надежд мятежной юности, а также от «Я» глубокой старости, обремененной недугами и сознанием неотвратимо приближающейся смерти как своего последнего и неизбежного удела. Человеческое «Я» меняется вместе с изменением условий его жизни. Тем не менее, в развивающемся самосознании есть какое – то общее, инвариантное основание, которое подобно нити тянется через всю нашу сознательную жизнь, сохраняя нашу личность, наше «Я» в целом относительно устойчивым. Без этого основания наше «Я» распалось бы на отдельные, разорванные акты сознания.
«Я» невозможно вне конкретных ощущений, мыслей, чувств и побуждений, установок и ценностных ориентаций. Но ощущения, мысли и чувства постоянно меняются, переходя из одной качественной определенности в другую. Они могут быть и запрограммированными. Если бы «Я» сводилось к этим отдельным актам сознания, то оно менялось бы вместе с ними, и не было бы никакого единства во всем многообразии постоянно меняющихся состояний.
В основе того, что «Я» в течение всей жизни человека остается относительно устойчивым и может сопротивляться чужому влиянию, лежит память – способность мозга запечатлевать, сохранять и воспроизводить информацию.
Пластичность и изменчивость нашего «Я» проявляется, прежде всего, в его функциональном, ролевом перевоплощении: на работе в качестве руководителя человек иной, чем, например, в роли отца по отношению к своей дочери. Не все, что человек позволяет себе в домашнем кругу за чашкой чая, он может позволить в официальной обстановке. Каждый человек, переступая порог в своем жизненном движении, видоизменяет свое «Я». Мы всю жизнь движемся от порога к порогу. И каждый из них как бы деформирует наше «Я». Чтобы адекватно вести себя, оно должно считаться с тем, что стоит за каждым порогом бытия. Но, несмотря на удивительную пластичность человеческого «Я», оно обладает внутренней собранностью, цельностью и относительной устойчивостью.
Через всю нашу жизнь, через все перевоплощения и состояния мы проносим устойчивое ядро своего «Я», обусловленное и единством телесной организации, в частности нервной системой, и каким – то прочным каркасом характера, темперамента, манерой чувствовать, мыслить и действовать. Убеждения и принципы – наиболее устойчивый костяк «Я», хотя в этом отношении существуют немалые индивидуальные вариации.
Таким образом, человеческое «Я», существенно меняясь под влиянием социальных условий, вместе с ростом знаний, культуры чувств и воспитанием воли, а также с изменением физического состояния, самочувствия и пр., тем не менее, сохраняет внутреннюю цельность и относительное постоянство. Благодаря наличию некоторых существенных инвариантных характеристик структуры духовного мира человек «остается самим собой». Мы движемся от одного жизненного пункта к другому, неся с собой весь багаж наших духовных приобретений, и меняемся по пути вместе с наращением этого богатства, со сдвигами в нашей природной организации.
1.3 Самосознание подросткового, раннего юношеского возраста.
Если изменение детского самосознания большей частью выглядят плавными и постепенными, то переходный возраст, отрочество и юность издавна считаются эпохой скачка, «второго рождения», возникновения нового качества, и в первую очередь открытия собственного «Я».
Теоретически убедительные положения Л.С.Выготского о ключевой роли самосознания в переходном возрасте, к сожалению, пока еще недостаточно подкреплены данными отечественных эмпирических данных. Что же касается зарубежных исследований подросткового и юношеского «Я», то их центральным пунктом является нормативный кризис переходного возраста, который Э.Эриксон назвал «кризис идентичности». Д.Марша подразделил «кризис идентичности» на четыре уровня, формы или варианта: «диффузная идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «зрелую идентичность», которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека.
«Диффузная идентичность» означает, что индивид еще не сделал ответственного выбора и не вступил в период кризиса. «Предрешенность» означает, что индивид уже включился во «взрослую» систему отношений, но сделал это не самостоятельно, не пройдя периода кризиса и испытания. «Мораторий» означает, что юноша находится в процессе самоопределения, а «зрелая идентичность»- что кризис завершен и индивид перешел от поиска себя к практической самореализации.
«Мораторий» обычно предполагает высокий, а «предрешенность» - низкий уровень тревожности. Для более высоких уровней идентичности характерно более высокое самоуважения. «Диффузная идентичности» и «предрешенности» соответствует меньшая интеллектуальная самостоятельность, особенно при решении сложных задач в стрессовых ситуациях; представители первого типа в таких случаях чувствуют себя скованными, а второго – пытаются выйти из игры.
«Мораторий» и «зрелая идентичность» сочетаются с более сложными и дифференцированными культурными интересами, более развитой рефлексией. «Предрешенность» дает самые высокие показатели по авторитарности и самые низкие – по самостоятельности.
Существенные различия наблюдаются также в стиле общения и межличностных отношений. Сопоставление психологической интимности, глубины и взаимности межличностных отношений юношей и девушек (выделено три стиля общения – интимные отношения, стереотипные отношения и состояние изоляции) с их статусами идентичности показало, что наибольшая интимность характерна для индивидов, находящихся на стадиях « моратория» и «зрелой идентичности», тогда как те, кому свойственны «предрешенность» и «диффузная идентичность», как правило, не выходят за пределы стереотипных контактов. Среди юношей и девушек с «диффузной идентичностью» оказалось больше всего изолированных.
Понятие «зрелой идентичности» и сами его критерии многомерны и неоднозначны. Выбор профессии и идеологическое самоопределение подростка сплошь и рядом происходят неодновременно. Кроме того, индивидуальное развитие зависит от многих социальных факторов. Например, работающие подростки достигают «зрелой идентичности» раньше, чем учащиеся.
Существенны и половые различия. Ядро личности и самосознание мальчика-подростка больше всего зависит от его профессионального самоопределения и достижений в избранной сфере деятельности. Однако в нормативном определении феминности, а, следовательно, и в женском самосознании семье придается большее значение, чем профессии. Соответственно различаются и критерии самооценок юношей и девушек. Если первые оценивают себя по предметным достижениям, то для девушек важнее межличностные отношения. Отсюда и несколько иное соотношение компонентов мужской и женской эго-идентичности. Юноше, не осуществившему профессионального определения, нелегко чувствовать себя взрослым. Девушка же может основывать свои притязания на взрослость на других показателях, пример наличии серьезных претендентов на ее руку и сердце. Иными словами, мужские и женские объективные и субъективные критерии взрослости не во всем совпадают.
Сравнительно–возрастные исследования констатируют прерывность, кризисность развития самосознания, причем «пик» приходится на подростковый возраст(12-14 лет). В этом возрасте усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств. Подросткам значительно чаще, нежели детям младшего возраста, кажется, что родители, учителя, сверстники о них дурного мнения.
С переходом из подростковой фазы развития в юношескую (после 15 лет) вновь начинается рост самоуважения, ослабевает застенчивость, более устойчивыми становятся самооценки. Однако озабоченность собой у юношей продолжает оставаться выше, чем у детей. Как уже говорилось, главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Для юноши внешний физический мир – только одна из возможностей субъективного опыта, средоточением которого является он сам. «Внутреннее Я» может не совпадать с внешним поведением, актуализируя проблему самоконтроля. Не случайно жалобы на слабоволие – самая распространенная форма подростковой и юношеской самокритики.
Вместе с сознанием своей неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Собственное «Я» нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем–то необходимо заполнить. Отсюда рост в потребности общения и одновременно повышение его избирательности, потребность в уединении, тишине, молчании, в том, чтобы услышать свой внутренний голос не заглушенным суетливой будничной повседневностью.
Преувеличение своей уникальности, непохожести на других часто порождает застенчивость, страх показаться смешным, «потерять себя» в общении, напряженную жажду излить душу и одновременно острую неудовлетворенность существующими формами общения.
Не менее сложные задачи ставит перед юношей новое ощущение времени. В начале юности осознание своей непрерывности и преемственности во времени – необходимый элемент образа «Я». Тема времени приобретает напряженный, личностный характер; время переживается как нечто живое, конкретное, связанное с какими – то значимыми мотивами и событиями, причем главным измерением его становится будущее. Подростки и юноши чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее «Я» лишь как залог будущего, момент становления: «Я» - человек, но еще не Человек».
Вопрос «Кто Я?» подразумевает в юности оценку не только и не столько наличных черт, сколько перспектив и возможностей: кем я стану, что случится со мной в будущем, как и зачем мне жить? Обостренное чувство необратимости времени нередко соседствует в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с ощущением, будто время остановилось. Чувство «остановки времени», полагает Э.Эриксон, психологически означает возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Подросток может попеременно чувствовать себя то очень юным, даже совсем маленьким, то, наоборот, чрезвычайно старым, все испытавшим.
Расплывчатость представлений о времени сказывается и на самосознании. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью. Индивидуально – психологические проблемы тесно переплетаются здесь с морально – философскими. Одна из таких проблем, с которой сталкивает подростка идея необратимости времени и, которую старательно обходят многие взрослые, в том числе наивно – суеверные психологи, - это тема смерти. В подростковом самосознании тема смерти звучит по – разному. У одних это простое возрождение иррациональных, безотчетных детских страхов. У других – новая интеллектуальная проблема, связанная с идеей времени, которое кажется одновременно циклическим и необратимым. Такая тема пугает взрослых. Между тем именно отказ от веры в личное бессмертие и принятие неизбежности смерти побуждает подростка всерьез задуматься о смысле жизни, о том, как лучше прожить ее. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены. Образ жизни и ее осознание не существует без образа смерти и сведения всех счетов с нею, которое начинается именно в юности.
Слово «самоопределение», «поиск себя», «открытие Я» звучат интроспективно – индивидуалистически. Кажется, будто весь этот поиск обращен внутрь себя и имеет чисто субъективное направление. Но при всей интимности этого процесса его содержания отчетливо социально и имеет мировоззренческий смысл, который с возрастом становится все более явным.
Развитие самосознания в подростковом и юношеском возрасте начинается с уяснения качеств своего «наличного Я», оценки своего тела, внешности, поведения, способности по каким – то усредненным, зачастую неясным и нереалистическим критериям. Это заставляет подростка болезненно переживать свои действительные и мнимые отклонения от подразумеваемой «нормы». С течением времени на первый план выступают социальные качества, в которых индивид видит потенциальные возможности своего будущего.
«Поиск себя» - синоним социального и нравственного самоопределения, ядром которого является выбор сферы трудовой деятельности, профессии.
Прежде всего, всякое самоопределение – одновременно и самоограничение. Школьник в профессиональном отношении еще никто, чистая потенция. Он может стать и слесарем, и врачом, и космонавтом. Выбор специальности делает человека чем–то определенным, дает ему конкретную сферу деятельности, в которой предметно реализуются его способности. Но это означает вместе с тем отказ от многих других видов деятельности.
Профессиональное самоопределение в известном смысле начинается уже в детской игре, в которой ребенок «примеряет на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ним поведения. Игру сменяет подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной профессии. Затем наступает период предварительного выбора профессии, когда разные виды деятельности сортируются и оцениваются, то с точки зрения своих интересов.
Разумеется, интересы, способности и ценности присутствуют, хотя бы неявно, на любой стадии выбора. Но более обобщенные ценностные ориентации, общественные или личные, осознаются позже более частных интересов и способностей, которые дифференцируются параллельно и взаимосвязано.
Наиболее общей, философской формой раздумий личности является вопрос о смысле жизни. Потребность мыслить свою жизнь не как серию случайных, разрозненных событий, а как целостный процесс. Имеющий определенное направления, преемственность и содержание, - одна из важнейших, как подчеркивает К.Обуховский, ориентационных потребностей.
Возникновения вопроса о смысле жизни – всегда симптом известной неудовлетворенности. Человек, целиком поглощенный каким – то делом, не спрашивает себя, имеет ли оно смысл. Рефлексия, критическая переоценка ценностей, как правило, связана с какой – то паузой, «вакуумом» в деятельности или отношениях с другими людьми. И именно потому. Что проблема эта по сути своей – практическая, удовлетворительный ответ на нее может дать только деятельность. Однако самоанализ – не просто функция конфликтной ситуации, от которой нужно как можно скорее избавиться, растворившись в какой угодно деятельности. Социальное самоопределение есть определение своего положения в мире, оно направлено не столько внутрь личности, сколько вовне. Но на вопросы, кем быть и что делать, не ответить без оценки себя и своих возможностей.
Главная трудность юношеской рефлексии состоит в том, чтобы правильно совместить то, что А.С.Макаренко называл ближней и дальней перспективой. Ближняя перспектива – это непосредственная сегодняшняя и завтрашняя деятельность и ее цели. Дальняя перспектива – долглсрочные жизненные планы, личные и общественные. Их совмещение дается человеку и без труда. Способность отсрочить непосредственное удовлетворение, трудиться ради будущего – один из главных показателей морально – психологической зрелости.
Растет с возрастом и способность разграничивать возможное и желаемое. И все–таки в 15-16 лет «реализма не хватает», и это сказывается на характере жизненных планов.
Жизненный план – явление одновременно социального и этического порядка. Вопросы, кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (моральное самоопределение), первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Подростки часто называют жизненными планами весьма расплывчатые ориентиры и мечты, которые никак не соотносятся с их практической деятельностью. Они пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения. Такие образы будущего ориентированы на результат, а не на способы его достижения.
Глава 2
Практическая часть
2.1Организация эксперимента:
Теоретический анализ научной литературы позволил выявить особенности развития самосознания подросткового, раннего юношеского возраста. Итак, что же представляет собой самосознание личности старшеклассника?
Это есть следствие длительного развития индивида, превращение его в самостоятельного субъекта деятельности, устанавливающего определенные взаимоотношения с обществом и природой.
Теперь, опираясь на теорию, я попытаюсь выявить, основывается ли «образ Я» на отдельных элементах самосознания?
Цель моей работы:
Выявить соотношения всех элементов самосознания и на их основе предоставить целостную характеристику образа «Я».
Для того чтобы добиться поставленной цели, мне необходимо решить следующие задачи:
- произвести библиографический поиск и отбор литературы по теме;
- определить когнитивный, эмоционально – аффективный и оценочно – волевой компоненты образа «Я»;
- определить половозрастные особенности самосознания подростков.
- провести исследование;
Для рассмотрения проблемы самосознания старшеклассников, я приводила исследование в Тевризской средней общеобразовательной школе №2.В исследовании принимали участие, как девушки, так и юноши – учащиеся 11б класса, в количестве 18 человек.
В практической части я использовала проективные методики, которые позволили получить необходимую информацию об испытуемых, замотивировать на творческую деятельность.
Общие результаты исследования представлены в таблице №1.
Для выявления когнитивного элемента самосознания, я использовала методику №1 - «Определение познавательного элемента самосознания школьника при помощи десяти утверждений»
Ход исследования: В течение 10-15 минут испытуемый должен написать на листе бумаги десять определений самого себя, то есть ответить на вопрос «Кто Я?»
Экспериментатор: отвечайте так, как будто вы отвечаете самому себе, а не кому-то другому. Располагайте ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, не заботясь о логичности или важности. Нельзя приводить примеры: я – человек, школьник, я – усталый и т.п. Результаты теста представлены в итоговой таблице (2а,2б).
Методика№2 – Рисуночный тест «Я образ» позволил выявить особенности аффективно – эмоционального компонента самосознания школьников.
Ход исследования: перед испытуемым кладут лист бумаги.
Инструкция: нарисуйте себя в виде какого-либо образа и придумайте для него название. На вопросы испытуемых отвечать не рекомендуется. Экспериментатор: рисуйте что угодно, лишь бы это отражало ваш «Я образ». Результаты теста представлены в таблице №3.
И, наконец, чтобы выявить особенности оценочно – волевого элемента самосознания школьника, я проводила методику «Дембо – Рубинштейна» (методика самооценки).
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя – наивысшее. Вам предлагается четыре таких линии. Они обозначают: здоровье, ум, характер, счастье. Вы оцениваете себя по двум параметрам: Я – реальное (*) и Я – идеальное (-).Результаты теста также представлены в таблице (табл. №4).
Большая часть испытуемых с интересом выполняли предложенные им задания. Были и те ребята, которые полностью отказывались от работы и занимались своим делом. Учитывая возрастные и психологические особенности подростков (юношей) дальнейшая работа с такими ребятами не проводилась. Как объясняет классный руководитель, с подобным видом работы ребята сталкиваются впервые (психолога в школе нет), не каждый ученик готов к самораскрытию в далеко не психологической обстановке.
2.2 Результаты
Результаты исследования по каждой методике представлены в таблицах.
Таблица №1 отражает общую фиксацию результатов исследования, включающую три уровня – элемента самосознания.
Таблица общих результатов (№1).
№ | Ф.И.О | Элементы самосознания |
когнитивный | аффективно - эмоциональный | оценочно - волевой |
1 | Мифтахов Артем | принадлежность к семье, категории «человек», «учащийся», к полу, к занятию. Характеристики: темненький, жадный. | агрессия (защитная), импульсивность, тревожность, отношение к себе отрицательное (противоречивое). | средняя адекватная с тенденцией к завышенной |
2 | Зельникова Юлия | принадлежность к семье, полу. Характеристики: интересная, искренняя, приветливая, ответственная, доброжелательная, веселая, | астения, страх, неуверенность в себе, аутизм, отношение к себе положительное (чувство одиночества). | средняя адекватная |
3 | Абдулина Ильтира | принадлежность к семье, категории «учащийся, будущая студентка», к полу, к занятию. Характеристики: смелая, ленивая. | агрессия (защитная), страх, неуверенность в себе, тревожность, негативизм, импульсивность, тенденция к самоконтролю; отношение к себе отрицательное (противоречивое). | высокая адекватная |
4 | Рычков Денис | принадлежность к полу, занятию, местности. Характеристики: злой, смелый. | агрессия, импульсивность, экстраверсия, гиперактивность, антисоциальная направленность; отношение к себе отрицательное, противоречивое (недовольство собой + чувство собственного достоинства). | высокая неадекватная |
5 | Сабарбагина Оксана | принадлежность к полу, категории «человек», занятию. Характеристики: симпатичная, добрая, ласковая, переменчивая, целеустремленная, не люблю предательства, не такая как все. | активность, импульсивность, защитная агрессия, демонстративность чувство превосходства над другими; тревожность, подозрительность, настороженность, неуверенность в себе. Отношение к себе положительное (завышенное самоуважение). | высокая адекватная |
6 | Сорокина Мария | принадлежность к семье, категории «человек», социальной группе. Характеристики: обидчивая, решительная, смелая, красивая, общительная. | импульсивность, неумелость в социальных отношениях, страх, демонстративность положительное оценивание своих действий. Отношение к себе положительное (высокое самоуважение, уверенность в своих силах). | высокая адекватная |
7 | Смирнов Владимир | принадлежность к полу, занятию, Характеристики: сильный, симпатичный. | импульсивность, демонстративность эмоциональная лабильность, активность, защитная агрессия, хорошо развито живое воображение. Отношение к социальному окружению противоречивое, высокое самоуважение, завышенное чувство собственного достоинства. | средняя адекватная |
8 | Кривцов Артем | принадлежность к семье, категории «учащийся, будущая студентка», к полу, местности, социальной группе. Характеристики: целеустремленный, настойчивый. | Отношение к себе положительное (высокое самоуважение), защитная агрессия, тревожность, стремление к высоким достижениям. | средняя адекватная с тенденцией к завышенной |
9 | Василек Лена | принадлежность к местности, социальной группе, к миру, категории «человек», к противоположному полу, к будущему, к социальной группе. Характеристики: серьезная, трудолюбивая, общительная. | мечтательность, романтичность, низкая активность, малая значимость себя, наряду с положительным отношением к себе, интровертированность, тревожность. | средняя адекватная |
10 | Панамарева Татьяна | принадлежность к полу, к творчеству, к категории «ученик», «человек», к себе, социальной группе, к занятию. Характеристики: трудолюбивая, ответственная, креативная | положительное отношение к себе наряду с тревожностью, неуверенностью в себе, демонстративность | средняя адекватная |
11 | Абайдулин Руслан | принадлежность к полу, к категории «ученик», «человек», социальной группе, к занятию. Характеристики: добрый, злой, юморист, нечестный, самостоятельный. | агрессия, негативизм, высокая сопротивляемость стрессу, демонстративность асоциальная символика. Противоречивое отношение к себе (негативизм + самолюбие, завышенное самоуважение. | высокая адекватная |
12 | Новиков Виталя | принадлежность к полу, занятию, социальной группе, к будущему. Характеристики: скрытный, быстрый, сильный. | импульсивность, тревога, агрессия – защитная, интроверсия, стремление контролировать тревогу. Отношение к себе положительное. | средняя адекватная с тенденцией к заниженной |
13 | Крюкова Мария | принадлежность к полу, природе, к классу «ученик», социальной группе. Характеристики: добрая, интересная, непредсказуемая, доверчивая, хорошая (подруга), симпатичная, переменчивая. | демонстративность чувство одиночества, тревожность, неуверенность в себе. В целом, отношение к себе положительное. | средняя адекватная |
14 | Цыбик Иван | принадлежность к полу, семье, классу «ученик». Характеристики: сильный, необщительный, смелый, невысокого роста, невыдилистый. | Самокритичность, страх, негативное отношение к себе (противоречивое), неуверенность в себе; антисоциальное самопредъявление, агрессия, тревожность, ригидность, | средняя адекватная с тенденцией к заниженной |
15 | Гавриков Олег | принадлежность к семье, природе, к классу «ученик», к категории «человек», социальной группе. Характеристики: самостоятельный, старательный, сильный, смелый, уверенный в себе, умный, целеустремленный. | агрессия, самоконтроль, положительное отношение к себе (высокое самоуважение, завышенное чувство собственного достоинства), высокий уровень притязаний. | средняя адекватная с тенденцией к завышенной |
16 | Сажнева Лена | принадлежность к полу, классу «ученик», к категории «человек», к социальной группе, противоположному полу. Характеристики: веселая, красивая, компанейская, дерзкая, яркая, общительная. | положительное отношение к себе (высокое самоуважение, завышенное чувство собственного достоинства), экстраверсия, негативизм, импульсивность, возможно, неуверенность в себе, демонстративность | высокая неадекватная |
17 | Доронина Лиза | принадлежность к семье, полу, классу «ученик», к категории «человек», социальной группе, творчеству. Характеристики: веселая, переменчивая, целеустремленная, общительная. | импульсивность, демонстративность эмоциональная лабильность, экстраверсия, неумелость в социальных отношениях (страх), внутренняя противоречивость, тревога по отношению к достижениям. В общем, отношение к себе положительное. | высокая адекватная |
18 | Миселева Юлия | принадлежность к семье, полу, социальной группе. Характеристики: спокойная, терпеливая, общительная, справедливая, романтичная | отношение к себе положительное, интроверсия, чувство одиночества, тревожность, эмоциональная лабильность. | средняя адекватная |
Познавательный элемент самосознания школьников включает в себя список 12 проранжированных ценностей и 34 качества.
Таблица №2 (а)
Результаты методики №1 «Определение познавательного элемента самосознания при помощи 10 утверждений».
Выявление когнитивного элемента самосознания подростков (юношей).
Иерархия ценностей | Количество повторяющихся качеств, ценностей | Средний арифметический показатель ценности выбора |
принадлежность к полу | 15/18 | 0,83 |
социальной группе | 11/18 | 0,61 |
к категории «учащийся» | 10/18 | 0,55 |
к семье | 9/18 | 0,50 |
к категории «человек» | 9/18 | 0,50 |
к любимому занятию | 8/18 | 0,44 |
к будущему | 4/18 | 0,22 |
к местности | 3/18 | 0,16 |
к природе | 2/18 | 0,11 |
к творчеству | 2/18 | 0,11 |
к другому человеку (противоположному полу) | 2/18 | 0,11 |
к миру | 1/18 | 0,05 |
Таблица №2 (б)
Иерархия ценностей | Количество повторяющихся качеств, ценностей | Средний арифметический показатель ценности выбора |
1.общительный | 6/18 | 0,33 |
2.смелый | 5/18 | 0,27 |
3.сильный | 4/18 | 0,22 |
4.добрый | 4/18 | 0,22 |
5.красивый | 3/18 | 0,16 |
6.симпатичный | 3/18 | 0,16 |
7.переменчивый | 3/18 | 0,16 |
8.веселый | 3/18 | 0,16 |
9.целеустремленный | 3/18 | 0,16 |
10.ответственный | 2/18 | 0,11 |
11.самостоятельный | 2/18 | 0,11 |
12.злой | 2/18 | 0,11 |
13.трудолюбивый | 2/18 | 0,11 |
14.интересный | 2/18 | 0,11 |
15.непредсказуемый | 2/18 | 0,11 |
16.характеристики внешности (темненький и т.д.) | 2/18 | 0,11 |
17.скрытный | 2/18 | 0,11 |
18.быстрый | 1/18 | 0,05 |
19.нечестный | 1/18 | 0,05 |
20.доверчивый | 1/18 | 0,05 |
21.старательный | 1/18 | 0,05 |
22.уверенный в себе человек | 1/18 | 0,05 |
23.спокойный | 1/18 | 0,05 |
24.терпеливый | 1/18 | 0,05 |
25.справедливый | 1/18 | 0,05 |
26.дерзкий | 1/18 | 0,05 |
27.жадный | 1/18 | 0,05 |
28.приветливый | 1/18 | 0,05 |
29.ленивый | 1/18 | 0,05 |
30.искренний | 1/18 | 0,05 |
31.настойчивый | 1/18 | 0,05 |
32.ласковый | 1/18 | 0,05 |
33решительный | 1/18 | 0,05 |
34.обидчивый | 1/18 | 0,05 |
Чтобы увидеть, как в сознании представлены компоненты «Я сознания», я вычислила среднее арифметическое – показатель ценности выбора того или иного качества. В данном случае, самыми высокими показателями равными 0,83;0,61;0,55;0,50;0,44- являются коэффициенты, отражающие принадлежность к семье, полу, социальной группе, к категории «учащийся», «человек», к любимому занятию. Это говорит о том, что большая часть испытуемых относит себя к представителям женского, мужского пола (0,83;15/18 человек), той или иной социальной группы, считая этот факт очень значимым и необходимым, способствующим самореализации через взаимодействие с близкими, друзьями. Принадлежность к семье (0,50; 9/18), связь с семьей – осознание себя как части, ячейки семьи – очень важный показатель, отражающий наличие объективных суждений по данному аспекту.
Принадлежность к категории «учащийся», «человек» (0,55,0,50) говорит о том, что большинство юношей считают себя достаточно взрослыми, самостоятельными людьми, что они являются учащимися именно «своей» школы, «своего» класса, причем заявляют об этом в первую очередь и с большим чувством гордости.
Принадлежность к любимому занятию (0,44): спорт, компьютер, техника, музыка и т.д. может судить о наличии целенаправленности, замотивированности по отношению к какому-либо виду деятельности, о наличии смысла и желания саморазвиваться.
Принадлежность к будущему, местности, природе, миру, творчеству, к другому человеку, также очень важные показатели, их коэффициент не превышает 0,16;0,11, но они есть и подтверждают наличие еще более глубоких и глобальных ценностей, осознание себя не как чего-то обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним. Подростки (юноши) все чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее «Я» как залог будущего.
Что касается иерархии качеств, то их список многообразен. Доминирующими качествами являются: общительный, смелый, сильный, добрый, красивый симпатичный, переменчивый, веселый, целеустремленный. Количество других повторяющихся качеств незначительно, но их многообразие и оригинальность могут уже судить о многом. Испытуемые самостоятельны в своих суждениях и умеют выделить то или иное качество из конкретных видов своего поведения и деятельности, строя его на основе самопознания. Надо заметить, что многие ребята фиксировали не только положительные, но и отрицательные качества, честно признаваясь себе и не боясь других. Это исключает эффект социальной желательности и подтверждает развитие рефлексии у старшеклассников, осознание своей неповторимости, непохожести на других.
Таблица №3
Результаты методики №2 - Рисуночный тест «Я образ».
Выявление аффективно – эмоционального компонента самосознания подростков (юношей).
Иерархия психологических особенностей испытуемых | Количество повторяющихся психологических особенностей | Средний арифметический показатель ценности выбора |
| 12/18 | 0,66 |
| 11/18 | 0,61 |
| 10/18 | 0,55 |
| 8/18 | 0,44 |
| 8/18 | 0,44 |
| 7/18 | 0,38 |
| 7/18 | 0,38 |
| 5/18 | 0,27 |
| 5/18 | 0,27 |
| 3/18 | 0,16 |
| 3/18 | 0,16 |
| 3/18 | 0,16 |
| 3/18 | 0,16 |
| 3/18 | 0,16 |
| 2/18 | 0,11 |
| 2/18 | 0,11 |
| 1/18 | 0,05 |
| 1/18 | 0,05 |
| 1/18 | 0,05 |
| 1/18 | 0,05 |
| 1/18 | 0,05 |
| 1/18 | 0,05 |
| 1/18 | 0,05 |
Эмоционально – аффективный компонент самосознания включает в себя 23 психологических характеристики испытуемых. Показатель ценности выбора того или иного параметра также выявлялся с помощью вычисления среднего арифметического. В итоге мы видим ряд наиболее часто встречающихся психологических особенностей: положительное отношение к себе, тревожность, агрессивность, демонстративность, импульсивность, неуверенность в себе, страх, противоречивое отношение к себе.
Что касается первого показателя, коэффициент которого самый высокий, то здесь можно отметить следующее: большинство юношей относятся к себе с высоким уважением, одобряют свои поступки, чувствуют себя достойными людьми. Имеются и те испытуемые, у которых завышенное самоуважение, повышенное чувство собственного достоинства, но их число незначительно. Высокий коэффициент страха, тревожности, неуверенности в себе связан в большей степени с неумелостью в социальных отношениях, выбором профессии, неудовлетворенностью во внешности.
Преобладание таких характеристик как импульсивность, демонстративность для подростков (юношей) также характерно. Желание выделиться, показать, проявить себя, импульсивность, как склонность к совершению необдуманных случайных поступков, - все это психологические особенности данного возраста. Сюда же можно отнести агрессивность защитного характера, которая вызывает ощущение угрозы со стороны окружающих.
Что касается других показателей, то выделяются еще и такие, как негативизм, самоконтроль, экстраверсия, эмоциональная лабильность, антисоциальная направленность, интроверсия, высокий уровень притязаний. Противоположные характеристики отражают индивидуально – психологичеческие особенности личности, некоторые из них могут быть ситуативными. К примеру, негативизм связан с отношением к исследованию и проявился на начальном этапе работы. Антисоциальная символика указывает на противоречивое отношение к себе, неосознанность того или иного качества, действия. Экстраверсия, интроверсия опять-таки указывают на принадлежность к социальной группе или уход от нее. Высокий уровень притязаний может судить о проработанности целеполагания, самоконтроле, стремлении к высоким достижениям, умении ставить перед собой границы, рамки и верно идти по выбранному пути.
Выделяют еще и такие характеристики как: астения, гиперактивность, ригидность, самоконтроль, низкая активность, высокая сопротивляемость стрессу, отрицательное отношение к себе.
Для испытуемых это менее значимые аспекты, но наличие их признается. Большая часть характеристик проявилась ситуативно и связана с влиянием того или иного фактора.
И, наконец, что касается результатов оценочно – волевого компонента самосознания подростков (юношей), то для лучшей интерпретации результатов, я использовала процентные показатели, то есть вычисляла с помощью пропорции.
Таблица №4
Результаты методики «Дембо – Рубинштейна».
Выявление оценочно - волевого компонента самосознания подростков (юношей).
Иерархия уровней самооценки | Количество повторяющихся выборов | Процентные показатели |
Средняя адекватная | 6/18 | 33,3% |
Высокая адекватная | 5/18 | 27,7% |
Средняя адекватная с тенденцией к завышенной | 3/18 | 16,6% |
Средняя адекватная с тенденцией к заниженной | 2/18 | 11,1% |
Высокая неадекватная | 2/18 | 11,1% |
Из таблицы видно, что для большинства испытуемых характерна средняя адекватная самооценка. Старшеклассники вполне реально оценивают свои действия, поступки; отрицают наличие субъективных суждений при оценивании себя и своих сил. Средняя адекватная самооценка с тенденцией к завышенной и средняя адекватная с тенденцией к заниженной также имеет место их показатели равны 16,6% и 11,1 соответственно. Такая самооценка также вполне реальна. Это указывает на то, что юноши не переоценивают себя и, в то же время, достаточно критичны по отношению к себе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Результаты проведенного практического исследования дают возможность сделать выводы о некоторых особенностях, присущих самосознанию старшеклассников описываемого возраста.
Если говорить, в общем, обо всех компонентах самосознания, то следует отметить, что большая часть школьников относит себя к представителям женского, мужского пола, той или иной социальной группе, считая этот факт очень значимым и необходимым, способствующим самореализации через взаимодействие с близкими, друзьями. Принадлежность к семье, связь с семьей – осознание себя как части, ячейки семьи – очень важный показатель, отражающий наличие объективных суждений по данному аспекту.
Принадлежность к категории «учащийся», «человек» говорит о том, что большинство юношей считают себя достаточно взрослыми, самостоятельными людьми, что они являются учащимися именно «своей» школы, «своего» класса, причем заявляют об этом в первую очередь и с большим чувством гордости.
Принадлежность к любимому занятию: спорт, компьютер, техника, музыка и т.д. может судить о наличии целенаправленности, замотивированности по отношению к какому-либо виду деятельности, о наличии смысла и желания саморазвиваться.
Принадлежность к будущему, местности, природе, миру, творчеству, к другому человеку, подтверждают наличие еще более глубоких и глобальных ценностей, осознание себя не как чего-то обособленного от этого мира, а в многообразном отношении с ним. Подростки (юноши) все чаще задумываются о своих потенциях и перспективах, воспринимая свое сегодняшнее «Я» как залог будущего.
Доминирующими качествами являются: общительный, смелый, сильный, добрый, красивый симпатичный, переменчивый, веселый, целеустремленный. Испытуемые самостоятельны в своих суждениях и умеют выделить то или иное качество из конкретных видов своего поведения и деятельности, строя его на основе самопознания.
Большинство юношей относятся к себе с высоким уважением, одобряют свои поступки, чувствуют себя достойными людьми. Имеются и те испытуемые, у которых завышенное самоуважение, повышенное чувство собственного достоинства.
Желание выделиться, показать, проявить себя, импульсивность, как склонность к совершению необдуманных случайных поступков, - все это психологические особенности данного возраста. Сюда же можно отнести агрессивность защитного характера, которая вызывает ощущение угрозы со стороны окружающих.
Антисоциальная символика указывает на противоречивое отношение к себе, неосознанность того или иного качества, действия. Экстраверсия, интроверсия опять-таки указывают на принадлежность к социальной группе или уход от нее. Высокий уровень притязаний говорит о проработанности целеполагания, самоконтроле, стремлении к высоким достижениям, умении ставить перед собой границы, рамки и верно идти по выбранному пути.
Старшеклассники вполне реально оценивают свои действия, поступки; отрицают наличие субъективных суждений при оценивании себя и своих сил. Средняя адекватная самооценка с тенденцией к завышенной и средняя адекватная с тенденцией к заниженной указывает на то, что юноши не переоценивают себя и, в то же время, достаточно критичны по отношению к себе.
Все изложенное выше позволяет сделать вывод: подростковый, ранний юношеский возраст характеризуется периодом сознательного «Я», то есть относительно развитым самосознанием. Тем самым, данные практического исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.
Следует также отметить, что выбранная тема стала для меня еще более актуальной, поскольку именно она позволила увидеть все своеобразие личности, создав свою общую внутреннюю картину мира и, что самое главное, открыла для меня новый способ познания и развития!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бернс Р.Развитие Я – концепции и воспитание. – М, 1986
2.Кон. И.С.В поисках себя: личность и ее самосознание. - М,1984
3.Кон И.С. Психология ранней юности. – М, 1989
4.Спиркин А.Г.Самосознание и сознание.- М,1972
5.Формирование личности в переходный возраст: от подросткового к юношескому возрасту/ Под.ред. И.В Дубровиной. – М, 1987
6.А.Спиркин Происхождение сознания. – М.: Политиздат,1960
7.Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания, - Краснодар, 1977
8.Кон И.С.Открытие «Я». – М.:Политиздат,1978
9.Мухина В.С.Феноменология развития бытия личности. – М,1998
10.Л.Ф.Обухова. Возрастная психология. – М.: Пед. общество России, 2003
11.А.Л.Венгер. Психолгические рисуночные тесты. – М.: Издательство Владос – Пресс, 2005
12.Мухина В.С.Возрастная психология. - М.:Просвещение,1978
13.Рубинштейн С.Л.Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976
14.Антилогова Л.Н.Психологические механизмы развития нравственного сознания личности. – Омск.: Издательство ОмГПУ,1999
15.Леонтьев. А.Н.Деятельность, сознание, личность. - М.: Изд-во полит. литературы,1975