Коррекция агрессивного поведения у воспитанников детского дома

Сенаторова Наталья Николаевна

Проблемы в общении у воспитанников детского дома часто обусловлены высоким уровнем агрессии.

 Агрессивные проявления могут иметь различную природу. Задача педагога – не подавить, а научить контролировать свою агрессию.

Основываясь на теории социального научения А. Бандуры, коррекционная работа педагогов детского дома включает в себя ряд упражнений и игр, помогающих воспитанникам получить навык конструктивного взаимодействия с окружающими.

Каждое коррекционное занятие строится определенным образом, подчинено групповым правилам и включает в себя несколько этапов.

Соблюдение правил общения с агрессивными детьми позволяет перевести конфликт в мирное русло.

 Результативность коррекционной работы во многом зависит от личного примера педагога в процессе общения с воспитанниками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.rar110.51 КБ
Файл тематический план занятий24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция агрессивного поведения у воспитанников детского дома.

«Мирись, мирись, мирись и больше не дерись…». Каждый знает этот детский стишок. «А если будешь драться, то я буду кусаться». Много раз в своей жизни мы произносили его, произносят и современные дети. Каждому понятно, что речь здесь идет о попытке примирения после ссоры (проявления агрессивного поведения) между двумя индивидуумами. А также звучит предостережение –  повторное нападение повлечет за собой ответную (защитную) агрессию.  

Существует множество теорий агрессии: инстинктивная, социобиологическая, побуждения, когнитивная, социального научения. Последнее теоретическое направление, предложенное А. Бандурой [1], является уникальным. Агрессия рассматривается здесь как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно также как и многие другие формы социального поведения. Анализируя агрессивное поведение человека, необходимо учитывать: 1. Состояние нервной системы, гормонального фона, прошлый опыт, наблюдение подобных реакций; 2. Наличие провоцирующих факторов (возбуждение, фрустрация, нападки), наличие побудительных мотивов (инструкций, приказов, эксцентричных убеждений); 3. Условия, при которых закрепляется агрессивное поведение (внешними поощрениями и наказаниями – материальное вознаграждение; викарное подкрепление – наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других; механизмы саморегуляции – гордость, вина).

Теория социального научения утверждает, что агрессия появляется только в соответствующих социальных условиях, и, в отличие от других теоретических направлений, гораздо более оптимистично относится к возможности предотвращения агрессии или взятия ее под контроль.

В быту агрессия воспринимается как сугубо отрицательное проявление человеческой природы. Согласно принятым формулировкам, агрессия – это действия и высказывания, направленные на причинение вреда, душевной и физической боли другому существу. В любом случае, агрессивное поведение у детей и подростков не должно трактоваться однозначно как отрицательное свойство личности, требующее немедленного подавления. Агрессивные проявления могут быть реакцией на неблагополучную обстановку дома, в школе, в среде сверстников. Агрессия может быть выражением скрытого отчаяния, вызванного непониманием и отсутствием любви, осознанием собственной ненужности, комплекса переживаний на этой почве.

Подавляющее большинство воспитанников детского дома испытывают проблемы в общении с окружающими. У определенного числа это связано с проявлением агрессии. И немало сил,  терпения нужно воспитателю, чтобы преодолеть привычный способ ребенка-сироты взаимодействовать с  окружающим миром. Сразу же возникает желание подавить, пресечь, наказать. А как иначе? Дети должны быть воспитаны и послушны. Строптивость, капризность, несогласие подавляются, агрессия заглушается, проявляющий ее ребенок подвергается наказанию.

Подавлять агрессию у ребенка нельзя ни в коем случае. Поэтому задачей педагогов детского дома стала необходимость научить детей контролировать свою агрессию, отстаивать свои интересы и защищать себя социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим. Ведь агрессия – это еще и огромная сила, которая может служить источником энергии для конструктивных идей и целей.

Работа в этом направлении ведется педагогом-психологом и воспитателем совместно. Помимо индивидуальной работы, используются групповые методы.

          

 Главное место занимают упражнения и игры, помогающие воспитанникам детского дома освоить приемлемые способы общения с окружающими, развить интерес к своему внутреннему миру и эмоциям других людей, познакомиться со  способами разрядки гнева в приемлемой форме. Игровые занятия позволяют детям-сиротам получить опыт доверия к окружающим в благоприятной эмоциональной атмосфере. В группу включаются не только агрессивные дети, но и более спокойные, которые могут демонстрировать конструктивные навыки общения и служить примером, причем последних в группе должно быть больше. Игровая форма занятий интересна для  всех детей.

Занятия для воспитанников младшего и среднего школьного возраста длится не более одного часа. Начинается с приветствия. Если дети в группе мало знакомы, то необходимо включить ритуал знакомства. На первой встрече принимаются групповые правила, которым следует придерживаться во время занятий.  Правила принимаются совместно и вывешиваются в комнате для занятий. Во время работы ведущий постоянно обращается к ним. Примерный перечень правил:

1.        Добровольность участия.

2.        Правило «Стоп»: если не хочешь обсуждать тему всегда можно сказать «стоп».

3.        Конфиденциальность. Все обсуждения только на занятии.

4.        Правило «Здесь и теперь», говорить только о том, что происходит внутри группы.

5.        Активность.

6.        Искренность в общении.

7.        Оценивается только поступок, а не личность человека.

Затем упражнение-разминка, помогающее раскрепоститься детям, снять напряженность, тревогу.

 

Основное упражнение всегда заканчивается рефлексией, для того, чтобы дети осознали свое внутреннее состояние, что с ними происходит во время занятия, узнали, что чувствуют другие дети, как воспринимают ситуацию.

 Затем следует ритуал прощания. Он может быть каждый раз один и тот же, а может меняться.

Для примера можно привести полное описание одного из занятий.

Цель занятия – формирование доверия к окружающим.

План занятия:

1.Приветствие

2.Разминка

3.Игра "Слепой и поводырь"

4. Прощание «Я хочу сказать "Спасибо"»

Приветствие. Ведущий: «Добрый день, дорогие ребята, очень рада видеть сегодня вас на нашем занятии. Начнем нашу работу так: встанем (ведущий встает, побуждая к тому же всех участников группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздороваетесь два раза, главное — никого не пропустить».

После выполнения упражнения ведущий задает группе один из вопросов: «Как настроение?», «Как вы себя чувствуете?», «Можем ли мы приступать к работе?»

Разминка. Игра «Обзывалки».

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

 А теперь, когда мы все поздоровались друг с другом, давайте поиграем в одну интересную игру…

Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты - морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!».

Примечание: Игра интереснее, если проводить ее в быстром темпе.

Игра «Слепой и поводырь».

Цель: приобретение опыта доверия окружающим.

Материалы: повязки на глаза, мягкие формы для препятствий.

Содержание: Сначала дети разбиваются на две команды. Первая команда – «слепые и поводыри», вторая – исполняют роль препятствий. Первая команда делится на пары. Один ребенок в паре будет «слепым» - ему завязывают глаза. Второй - его «поводырем», старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это "движение" вы заранее создадите, расставив в комнате мягкие формы таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Дети из второй команды создают "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Инструкция: «Разделитесь на две команды. Первая команда будет слепыми и проводниками. Вторая команда – исполняют роль препятствий на дороге. Потом команды поменяются ролями. Первая команда, разбейтесь на пары. Выберите, кто из вас будет «слепым», а кто «поводырем». «Слепые», завяжите себе глаза повязками. Поводыри, поверните «слепых» лицом к улице, которую нужно перейти. Все, кто исполняет роль препятствий, займите любые места и позы на пути перехода улицы. Задача проводника аккуратно перевести «слепого» через улицу, подсказывая ему, куда надо наступать, поворачивать и т.п. Если считаете нужным, можете легонько дотрагиваться до «слепого», направляя его в нужном направлении».

После выполнения задания, «слепой» и «поводырь» меняются ролями. После этого первая и вторая команда меняются местами: первая – становятся «препятствиями» на дороге, вторая – «слепыми и поводырями».

Трудным может быть для детей объяснение со "слепым" человеком, так как фразы типа: "А теперь ставь ногу вот сюда" - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со "слепым" в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре "проводник" может контактировать со "слепым" разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу "слепого" на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш "слепой" норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Рефлексия.

Скажите, пожалуйста:

-Что вы чувствовали, когда переходили улицу с закрытыми глазами?

-Что было труднее: быть «слепым» или «поводырем»? Почему?

-В какой роли вам больше понравилось быть? Почему?

Прощание. Упражнение «Я хочу сказать ״Спасибо״».

Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим «спасибо». Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать «спасибо», и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: «Я хочу сказать "спасибо"...».

Полный цикл занятий с подробным описанием игр и упражнений можно найти в Приложении 1. В цикле подобраны игры психолога Татьяны Ломтевой [2] и упражнения из коррекционной программы, разработанной в МОУ СОШ № 99 [3].

Коррекционная работа – это не только специально подобранные упражнения. Результативность принимаемых мер в большой степени зависит еще и от личного примера воспитателя в повседневном общении со своими подопечными. Если взрослый правильно ведет себя, правильно строит общение с ребенком, во многих ситуациях можно избежать конфликта и перевести его в мирное русло.  В заключении приведем некоторые правила, которые желательно выполнять в общении с воспитанниками, склонными к агрессивным проявлениям:

 · Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с подростком на повышенных тонах.

 · Если вы видите, что воспитаннику трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим.

 · Показывайте воспитаннику пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нем вспышек гнева и не стройте планы мести.

 · Сделайте все, чтобы ваш воспитанник в каждый момент времени чувствовал, что вы его цените и принимаете, не стесняйтесь лишний раз выразить свое доброе отношение к нему и пожалеть.

И, конечно, самое главное в работе с детьми – детей нужно любить.


Список литературы:

  1. Бандура А. Теория социального научения. –  Санкт-Петербург: Изд-во ЕВРАЗИЯ, 2000.
  2. Ломтева Т. Большие игры маленьких детей. – Москва: «Дрофа-плюс», 2005.
  3. Сайт «www.vashpsixolog.ru»


Предварительный просмотр:

Приложение 1. Тематический план занятий

 «Коррекция агрессивного поведения у воспитанников детского дома»

Тема

Содержание

Кол-во часов

Формы работы

Методическое, техническое, диагностическое, др. обеспечение

1

Осознание и понимание своих эмоций и внутреннего состояния

1.Приветствие

2. Знакомство

3.Разминка 4.Упражнение «Прогноз погоды»

5.Рефлексия

6.Ритуал прощания

1 час

Групповая работа

Лист ватмана листы бумаги, карандаши, восковые мелки

2

"Проблемы — на передний план" - правило взаимодействия в команде.

1.Приветствие

2.Разминка «Знатоки чувств»

3.Упражнение «Камушек в ботинке»

4.Рефлексия

5.Ритуал прощания

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

3

Работа с агрессией

1.Приветствие

2.Разминка

3. Упражнение с воздушным шаром «Спустить пар»
4.Упражнение «Чудовище»

5. Рефлексия

6.Ритуал прощания

1 час

Групповая работа

Воздушные шары, нитки, 2 скотча.

4

Агрессия может быть конструктивной

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение "Отгадай, что я почувствовал?"

4. Игра «Датский бокс»

5. Рефлексия

6.Ритуал прощания

1 час

Групповая работа

5

Что такое «Агрессивное поведение»

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Агрессивное поведение»

5. Рефлексия

6.Ритуал прощания

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши.

6

Понимание эмоций других людей

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Рассказы по фотографиям»

5. Рефлексия

6.Ритуал прощания

1 час

Групповая работа

Фотографии людей с различными эмоциями.

7

Снимаем напряжение

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Шутливое письмо»

4.Прощание:

«Я хочу сказать "Спасибо"»

1 час

Групповая работа

8

Формирование доверия к окружающим

1.Приветствие

2.Разминка

3.Игра "Слепой и поводырь"

4. Прощание «Я хочу сказать "Спасибо"»

1 час

Групповая работа

Платки для повязок, мягкие формы для преград.

9

Формирование доверия к окружающим

1.Приветствие

2.Разминка

3. игра "Пилот и диспетчер"

4. Прощание «Я хочу сказать "Спасибо"»

1 час

Групповая работа

Платки для повязок, мягкие формы для преград.

10

Умение договариваться

1.Приветствие

2.Разминка

3. игра "Попросись на ночлег"
4. Прощание
 «Я хочу сказать "Спасибо"»

1 час

Групповая работа

Накидка, шляпа, палка.

11

Изображение эмоций с помощью пиктограмм

1.Приветствие

2.Разминка: игра «Кто начинает?»

3.Пиктограммы

4. Прощание «Я хочу сказать "Спасибо"»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши

12

Понимание эмоций

1.Приветствие

2.Разминка: игра «Обзывалки»

3."Страна эмоций"
4. Прощание «Я хочу сказать "Спасибо"»

1 час

Групповая работа

Бумага, карандаши, мяч

13

Умение выразить свое недовольство без обиды; формирование доверия к окружающим

1.Приветствие

2.Разминка: игра «Обзывалки»

3.Упражнение "Критикуй, не обижая"

4. «Щепка в ручье».

5. Прощание

1 час

Групповая работа

Заготовки обидных фраз на карточках, мяч, 1 повязка на глаза.

14

Формирование доверия к миру

1.Приветствие

2.Разминка

3.Упражнение «Яйцо»

4. Рефлексия

5. Прощание

Коврик

15

Конструктивные способы разрешения конфликта.

Упражнение «Ковер мира»

1 час

Групповая работа

Кусок пледа или мягкий коврик, фломастеры, клей и материалы для оформления декораций: алюминиевые блестки для вышивания, бисер, ракушки и т. п.

«Прогноз погоды»

Цель: научить ребенка приемлемым способом сообщить о своем плохом настроении, уважать состояние души другого человека.

Материалы: Бумага и восковые мелки.

Инструкция: Иногда каждому из нас бывает необходимо побыть наедине с самим собой. Может быть, вы слишком рано встали и чувствуете себя не выспавшимися, может быть, что-то испортило вам настроение. И тогда вполне нормально, если другие оставят вас на некоторое время в покое, чтобы вы смогли восстановить свое внутреннее равновесие.

Если с вами случится такое, вы можете дать нам понять, что вам хочется побыть в одиночестве, чтобы к вам никто не подходил. Сделать это можно так: вы можете показать ребятам свой "прогноз погоды". Тогда всем будет понятно, что на какое-то время вас нужно оставить в покое.

Возьмите лист бумаги и восковые мелки и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению в таких случаях. Или просто напишите большими раскрашенными буквами слова "Штормовое предупреждение". Таким способом вы можете показать другим, что у вас сейчас "плохая погода", и вас лучше не трогать. Если вы чувствуете, что вам хочется покоя, вы можете положить такой лист перед собой на стол, чтобы все знали об этом. Когда вы почувствуете себя лучше, можете "дать отбой". Для этого нарисуйте небольшую картинку, на которой из-за дождя и туч начинает проглядывать солнце или покажите своим рисунком, что для вас солнце уже светит вовсю.

Поощрение использования "прогнозов погоды" детьми поможет создать более гармоничную атмосферу в группе, научит считаться с настроением друг друга. Если взрослый будет время от времени представлять детям свой личный "прогноз погоды", это позволит им принимать во внимание настроение и душевное состояние взрослого.

"Знатоки эмоций"

Цель: обогащение эмоциональной сферы ребенка, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей.

Материалы: мяч.

Инструкция: (Дети сидят в кругу). Много ли вы знаете эмоций? Давайте поиграем в игру, которая поможет нам повторить все эмоции, которые мы знаем, а кому-то узнать и новые. Игра называется «Знатоки эмоций». Тот, у кого в руках мяч, называет одну эмоцию и передает мяч соседу справа. Повторять сказанное раньше нельзя. Тот, кто не может назвать эмоцию, выходит из круга. Оставшийся – самый большой знаток эмоций в группе. (можно установить награду – медаль или грамоту. Чтобы пользы от игры было больше, а проигрыш остальных детей не был обидным, предупредите, что это первый тур, а через какое-то время игру можно повторить. Этим вы создадите у детей настрой на запоминание называемых слов, что поможет выиграть в дальнейшем).

«Камушек в ботинке»

Цель: научить детей с помощью метафоры сообщать о своих трудностях.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Можете рассказать мне, что происходит, когда в ваш в ботинок попадает камушек? Возможно, сигнала этот камушек не сильно мешает, и вы оставляете все как есть. Может быть, даже случается и так, что вы забываете о неприятном камушке и ложитесь спать, а утром надеваете ботинок, забыв вытащить из него камушек. Но через некоторое время вы замечаете, что ноге становится больно. В конце концов, этот маленький камушек воспринимается уже как обломок целой скалы. Тогда вы снимаете обувь и вытряхиваете его оттуда. Однако на ноге уже может быть ранка, и маленькая проблема становится большой проблемой.

Когда мы сердимся, бываем чем-то озабочены или взволнованы, то сначала это воспринимается как маленький камушек в ботинке. Если мы вовремя позаботимся о том, чтобы вытащить его оттуда, то нога остается целой и невредимой, если же нет, то могут возникнуть проблемы, и немалые. Поэтому всегда полезно как взрослым, так и детям говорить о своих проблемах сразу, как только они их заметят. Если вы скажете нам: "У меня камушек в ботинке", то все мы будем знать, что вам что-то мешает и сможем поговорить об этом. Я хочу, чтобы вы сейчас хорошенько подумали, нет ли в настоящий момент чего-то такого, что мешало бы вам. Скажите тогда: У меня нет камушка в ботинке", или: "У меня есть камушек в ботинке. Мне не нравится, что Максим (Петя, Катя) смеется над моими очками". Расскажите нам, что еще вас удручает.

Дайте детям поэкспериментировать с этими двумя фразами в зависимости от их состояния. Затем обсудите отдельные "камушки", которые будут названы.

Упражнение «Спустить пар»

Цель: работа с гневом и обидами, которые возникают во взаимоотношениях между детьми, а также между детьми и воспитателями.

Инструкция: Сядьте, пожалуйста в один общий круг. Я хочу предложить вам игру, которая называется "Спустить пар". Играют в нее так.

Каждый из вас может сказать остальным, что ему мешает или на что он сердится. Пожалуйста, обращайтесь при этом к конкретному человеку. Например: "Алена, мне обидно, когда ты говоришь, что все мальчишки придурковаты"; или: "Федя, я выхожу из себя, когда ты назло мне сбрасываешь вещи с моей парты".

Пожалуйста, не оправдывайтесь, когда на вас будут жаловаться. Просто внимательно выслушайте все, что вам хотят сказать. До каждого из вас дойдет очередь "спустить пар". Если кому-то из вас будет совершенно не на что пожаловаться, то можно просто сказать: "У меня пока ничего не накипело и мне не нужно "спускать пар".

Когда круг "спускания пара" завершится, дети, на которых жаловались, могут высказаться по этому поводу.

А теперь подумайте о том, что вам сказали. Иногда вы можете изменить в себе то, что мешает другим, иногда вы не можете или не хотите ничего менять. Услышали ли вы о чем-то таком, что можете и хотите изменить в себе? Если да, то вы можете сказать, например: "Я не хочу больше называть всех мальчишек придурками... Я больше не хочу сбрасывать твои вещи с парты".

Упражнение с воздушным шаром «Спустить пар». Каждому участнику раздается по воздушному шарику. Пока дети надувают шарик, они должны представлять обидчика. Зажать рукой шарик, чтобы воздух не выходил. Потом открыть выход для воздуха, при этом держать шар, чтобы он не вылетел. Пока воздух выходит, быстро сказать, что не нравится в обидчике. Н-р: «Я ненавижу, когда ты заставляешь меня убираться».

Упражнение «Чудовище». 

Цель: снятие агресии, раскрепощение, создание благоприятного эмоционального нстроя.

Материалы: воздушные шары, нитки, скотч.

Инструкция: Каждый участник игры сейчас получит воздушный шарик. Его нужно надуть и завязать. После того, как шары готовы: разделитесь на две команды по цвету шаров.  Каждая команда с помощью скотча делает из шариков фигуру «чудовища». После того, как «чудовища» готовы: команды, поменяйтесь своими фигурами. Ваша задача – без помощи рук, только спинами, животами, плечами лопнуть это чудовище до последнего шарика.

Упражнение "Отгадай, что я почувствовал?"

Цель: научить детей понимать эмоции, которые испытывает человек в разных ситуациях.

Инструкция: Выбираем водящего. Водящий вспоминает какой-нибудь случай, который с ним приключился и чувство, которое возникло у него при этом. Историю нужно рассказать так, чтобы случайно не назвать это чувство. Историю нужно закончить так: «И тогда я почувствовал…», - и сделать паузу. А что же почувствовал водящий, мы должны будем угадать.

Пример: «Пришел я однажды в школу. Последним уроком была моя любимая физкультура. И тут я обнаружил, что забыл взять физкультурную форму. А на уроке все играли в пионербол. Так хотелось поиграть! Тогда я почувствовал…» "(варианты ответов в этом примере - досада, грусть или злость на себя).

Примечание. Лучше, чтобы начинал водить взрослый, показывая детям на примере, какими могут быть рассказы (не слишком длинные и не очень сложные). Тому, кто угадал чувство персонажа, о котором идет речь, можно предложить самому стать водящим и придумать свою историю. Слушайте внимательно эти истории - возможно, в обычной беседе ребенок не рассказал бы о своих скрытых переживаниях!

«Датский бокс»

Цель: показать детям, что агрессивность может быть и конструктивна.

Инструкция: Кто может рассказать мне о каком-нибудь своем хорошем споре? Как все происходило? Почему этот спор ты считаешь хорошим? О чем вы спорили?

Я хочу показать вам, как с помощью большого пальца руки вы можете провести хороший спор. Хорошим спор бывает до тех пор, пока мы следуем правилам ведения спора и радуемся тому, что и наш партнер выполняет правила. При этом мы не хотим никого обидеть.

Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем сожмите руку в кулак и прижмите его к кулаку своего партнера так, чтобы ваш мизинец был прижат к его мизинцу, ваш безымянный — к его безымянному, ваш средний палец — к его среднему пальцу, ваш указательный — к его указательному. Стойте так, словно вы привязаны друг к другу. Тем более что это так и есть: во всяком споре спорящие всегда тем или иным образом зависят друг от друга. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем один из вас считает до трех, и на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого вы можете начать следующий раунд. Все поняли суть игры?

Говорят, что эту игру придумали датские мужчины, скучая в долгую темную зиму у себя на Севере. Но в нее могут играть и девочки, и мальчики, потому что все зависит не от силы, а от скорости реакции и остроты глаз. Можно выиграть и хитростью. Например, если делать обманные движения и броски, поддаваться на время, чтобы затем воспользоваться движением пальца партнера вниз. Попробовав поиграть в эту игру пару раундов, вы почувствуете, что у вас получается все лучше и лучше, и вам понравится эта игра. После пяти раундов сделайте перерыв, чтобы рука отдохнула, и выберите себе другого партнера. Прощаясь со своим партнером, поклонитесь ему в благодарность за честное ведение борьбы.

Упражнение «Агрессивное поведение»

Цель: Исследование агрессивного поведения.

 Материалы: Бумага и карандаш — каждому ребенку .

Инструкция: Возьмите каждый по листу бумаги и запишите на нем все, что делает тот человек, о котором можно сказать: "Да, он действительно агрессивный". Выпишите небольшой рецепт, следуя которому, можно создать агрессивного ребенка. Например: пара крепких кулаков, громкий голос, большая порция жестокости и т.д. (Затем попросите нескольких ребят продемонстрировать элементы такого поведения, а группа должна отгадывать, что именно они показывают.)

А теперь подумайте о том, какие элементы агрессивного поведения ты встречаешь здесь, в этой группе. Что тебе кажется агрессивным? Когда ты сам проявляешь агрессивность? Каким образом ты можешь вызвать агрессию по отношению к себе?

Возьми еще один лист бумаги, раздели его вертикальной линией посередине. Слева запиши, как окружающие в течение дня проявляют агрессию по отношению к тебе. Справа запиши, как ты сам проявляешь агрессию по отношению к другим детям.

На это упражнение можно отвести 10-15 минут. После этого попросите воспитанников зачитать свои записи.

Анализ упражнения:

—        Вы можете представить, что кто-нибудь из вас станет драчуном или эдаким "Рэмбо"?

—        Бывают ли такие дети, которые проявляют свою агрессию не кулаками, а каким-то другим способом?

—        Почему и дети, и взрослые так часто пытаются почувствовать свое превосходство, унизив других?

—        Как ведет себя жертва агрессии?

—        Как становятся жертвой? Что можно сделать, чтобы не быть жертвой?

—        В чем проявляется равноправие между детьми?

—        Как бы ты описал свое собственное поведение?

Упражнение «Рассказы по фотографиям»

Цель: эмоциональное развитие, стимулирование интереса  и внимания к собственному внутреннему миру, к пониманию чужих эмоций и сопереживанию.

Материалы: фотографии людей с выражением различных эмоций.

Инструкция. Каждый ребенок получает по одной фотографии: «Посмотрите внимательно на фотографию, которая у вас в руках. Подумайте, какое настроение у человека на фотографии, какие эмоции он испытывает? Попробуйте придумать, почему человек испытывает такие эмоции, что произошло до того, как его сфотографировали?»

«Я хочу сказать ״Спасибо״»

Инструкция: Мы часто, а может быть и не очень часто, говорим «спасибо». Так принято. Принято благодарить за подарки, за вкусный обед, за оказанную услугу и за многое другое. Слово «спасибо» приятно не только тому, кто его слышит, но и тому, кто произносит. Не верите? Давайте проверим. Часто мы забываем или просто не успеваем поблагодарить человека за что-то важное, что он для нас сделал или делает. Сейчас в течение двух минут мы посидим молча. В это время постарайтесь вспомнить человека, которому вы хотели бы сказать «спасибо», и за что именно вы благодарны ему. Когда вы будете готовы, я попрошу вас сказать, кого вы хотели бы поблагодарить и за что. Начните со слов: «Я хочу сказать "спасибо"...»

Упражнение «Шутливое письмо»

Цель: использование юмора для решения проблемы.

 В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности. Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.

Материалы: Бумага и ручка (карандаш) для каждого участника.

Инструкция: Вспомните кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличите все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и "провинности" этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.

Попросите желающих прочитать свои письма вслух. Завершите этот процесс игрой в "снежки". Пусть все дети скомкают свои письма и покидаются ими пару минут, прежде чем все они окажутся в корзине для бумаг.

 Анализ упражнения:

—        Как ты себя чувствовал, когда писал шутливое письмо?

—        Что было при этом труднее всего?

—        Легко ли тебе было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?

—        Можешь ли ты иногда смеяться над самим собой?

—        Как ты думаешь, что бы сказал человек, которому ты писал, если бы прочитал твое письмо?

—        Когда полезно смеяться над конфликтом?

Игра "Слепой и поводырь"

Цель: приобретение опыта доверия окружающим.

Материалы: повязки на глаза, мягкие формы для препятствий.

Сначала дети разбиваются на две команды. Первая команда – «слепые и поводыри», вторая – исполняют роль препятствий. Первая команда делится на пары. Один ребенок в паре будет «слепым» - ему завязывают глаза. Второй - его «поводырем», старающимся аккуратно и бережно перевести слепого человека через дорогу с оживленным движением. Это "движение" вы заранее создадите, расставив в комнате мягкие формы таким образом, чтобы они мешали свободно перейти с одной стороны помещения на другую. Дети из второй команды создают "баррикады" из своих тел, расставив руки и ноги и замерев в любом месте комнаты.

Инструкция: Разделитесь на две команды. Первая команда будет слепыми и проводниками. Вторая команда – исполняют роль препятствий на дороге. Потом команды поменяются ролями. Первая команда, разбейтесь на пары. Выберите, кто из вас будет «слепым», а кто «поводырем». «Слепые», завяжите себе глаза повязками. Поводыри, поверните «слепых» лицом к улице, которую нужно перейти. Все, кто исполняет роль препятствий, займите любые места и позы на пути перехода улицы. Задача проводника аккуратно перевести «слепого» через улицу, подсказывая ему, куда надо наступать, поворачивать и т.п. Если считаете нужным, можете легонько дотрагиваться до «слепого», направляя его в нужном направлении».

После выполнения задания, «слепой» и «поводырь» меняются ролями. После этого первая и вторая команда меняются местами: первая – становятся «препятствиями» на дороге, вторая – «слепыми и поводырями».

Трудным может быть для детей объяснение со "слепым" человеком, так как фразы типа: "А теперь ставь ногу вот сюда" - ему ни о чем не говорят. Обычно ребенок осознает это через какое-то время и его общение со "слепым" в следующий раз уже будет более эффективным, так что полезно проводить такие игры не по одному разу.

Примечание. В этой игре "проводник" может контактировать со "слепым" разными способами: говорить о том, что нужно делать, или просто вести его за собой, поднимая ногу "слепого" на нужную высоту, чтобы перешагнуть преграду. Можете чередовать эти варианты, введя запрет на один из них, тренируя таким образом владение то вербальными (речевыми), то невербальными средствами общения. Если ваш "слепой" норовит самостоятельно пройти весь путь, игнорируя помощь проводника, то в следующий тур постарайтесь ухудшить его ориентацию в пространстве, расставив по-другому препятствия и раскрутив на месте ребенка после того, как ему завязали глаза.

Игра "Пилот и диспетчер"

Цель: приобретение опыта доверия окружающим.

Материалы: повязки на глаза, мягкие формы.

Инструкция: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Пилот и диспетчер». Самолеты летают на большие расстояния, и бывает так, что они попадают в зону плохой видимости. Тогда не сбиться с пути помогает диспетчер. Давайте выберем того, кто будет пилотом на самолете и диспетчера. Остальные дети будут наблюдать, как летит наш самолет. Диспетчер встает сзади пилота на расстоянии и управляет полетом исключительно словами. Пилот, выполняя указания диспетчера, должен пролететь беспрепятственно по комнате до указанного пункта назначения.

Каждый ребенок должен попробовать себя диспетчером и пилотом.

Игра "Попросись на ночлег"

Цель: дать представление о мотивах и законах межличностного общения.

Материалы: атрибуты странника: палку, накидку или заплечный мешок.

Выбираем одного ребенка, который будет путником. Остальные дети – жители деревни.

 Инструкция: Представьте себе, что все происходит в прошлом веке, когда не было автомобилей и телефонов, да и гостиницы были далеко не везде. Иногда люди сталкивались с такой проблемой, что им негде переночевать в дороге. Тогда им приходилось проситься на ночлег в частные дома. Хозяин дома мог дать страннику приют или прогнать со своего двора, если у него на то были причины.

Путнику: "Ты- путник. Ты очень устал за целый день пути, а до пункта назначения еще далеко. Стало смеркаться. Накрапывает дождь. Впереди показались огоньки домов - это деревня. Как тебе хочется оказаться в сухом уютном доме, выпить горячего чая и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители стали очень осторожны, они боятся пускать в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем, либо просишься на ночлег - может быть, кого-то тебе удастся упросить, убедить, уговорить или каким-то другим образом сделать так, что он пустит тебя переночевать. Стучись в дверь к каждому по очереди и пытайся сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить тебя в дом. Ты можешь пробовать самые разные варианты: от попыток вызвать жалость до лести или шантажа. Но если тебя не пустили, ты идешь к следующему дому».

Попросить изобразить ребенка, как он медленно идет, опираясь на палку, ежится от дождя и холода, прикладывает руку к глазам, чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда вводная часть игры закончена и ребенок вошел в свою роль, можно переходить к активным действиям.

Жителям деревни: «Вы – жители деревни, живущие в отдельных домах. Вы опасаетесь проходимцев и преступников или просто не хотите нарушать свой покой, словом изначально вы совершенно не горите желанием приютить странника. Вы должны только тогда пустить переночевать путника, когда у вас действительно возникнет такое желание. Если же слова и действия странника вызвали в вас недовольство, то можете закрыть дверь».

После того как путник обошел все дома (успешно или неуспешно), можно продолжить игру. Наутро жители деревни собрались все вместе и стали обсуждать произошедшее вчера событие - приход чужака в деревню. Они рассказывали, как он пытался их убедить взять его на ночлег и что они чувствовали и думали, когда наблюдали за его словами и действиями. То есть все члены семьи садятся рядом и обсуждают свою реакцию на слова путника. Они честно рассказывают, когда они были почти готовы пойти ему навстречу, а когда им хотелось проучить "чужака". После этого делается вывод, какая стратегия действий оказалась самой эффективной.

Игра «Кто начинает?»

Цель: разогрев группы.

Инструкция:

Все участники становятся по кругу.

«Пусть кто-то из вас выйдет за дверь. Мы (те, кто останется) выберем одного человека, который будет инициатором движения. Он будет выполнять какие-либо движения, время от времени меняя их, а мы все будем их повторять. Участник, находившийся за дверью, вернется в комнату, встанет в центр круга и, внимательно наблюдая за нами, постарается понять, кто же является инициатором движения». Когда один из участников выйдет за дверь, группа решает, кто будет инициатором движения.

«Обратите внимание на то, как будет происходить смена движения. Постараемся не смотреть на Олега (имя того участника, который избран инициатором движения). Олег, а ты постарайся менять движения часто, помня о том, что делать это надо незаметно».

В ролях инициатора движения и того, кто пытается его обнаружить, могут выступить несколько человек. Тренер может предложить кому-либо это сделать или спросить, нет ли желающих выступить в этих ролях.

 «Пиктограммы»

Цель: приобретение опыта в распознавании эмоций.

Инструкция: Пиктограмма — это емкое графическое изображение предметов, всякого рода информации. Вы все видели примеры пиктограмм, например, на дорожных знаках. Если на знаке нарисованы вилка и ложка — это, конечно, столовая или кафе. Красный крест — это больница или медицинский пункт. Если мы видим табличку с черепом и молнией — это сообщение «Не влезай, убьет». Давайте вспомним, с какими пиктограммами мы еще сталкиваемся в жизни?

После того как участники вспомнили, какие пиктограммы они видели, начинается само упражнение. Оно проходит в несколько этапов:

1.        Участникам предлагается продумать, а потом нарисовать следующие пиктограммы: «Веселый праздник», «Грустный день», «Пасмурная погода», «Счастье». После окончания работы устраивается выставка пиктограмм, а затем проводится короткое обсуждение на тему: «Почему пиктограммы одного и того же содержания могут быть нарисованы по-разному?».

2.        Группа делится на две команды. Командам предлагается самим придумать содержание пиктограмм и нарисовать их. Рисунков должно быть столько же, сколько человек в команде.

3.        Одна из команд поочередно предъявляет свои рисунки, а другая должна угадать, какое содержание скрыто за ними. Побеждает та команда, которая угадывала лучше и более подробно могла объяснить ход своих рассуждений.

Разминка:  «Обзывалки»

Цель: Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Содержание: Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг-друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…». Например: «А ты - морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты – моя радость!»

Примечание: Игра интереснее, если проводить ее в быстром темпе.

"Страна эмоций"

Содержание: Теперь, когда дети знают и названия эмоций, и какие ощущения за ними стоят, можно перейти к зримым образам чувств и применению творчества в работе с ними. Вспомните еще раз, какие эмоции вы знаете. Запишите названия эмоций, которые вам вспоминаются, на отдельных листах бумаги. А теперь предложите детям представить, как выглядят эти "жители внутреннего мира"? Пусть они нарисуют портрет каждого на листе с соответствующим названием. Процесс создания таких образов очень интересен и показателен. Обратите внимание, как представляются те или иные эмоции. Особенно информативным может быть следующее дополнение к нарисованному портрету. Предложите изобразить, как выглядит домик каждой эмоции и какие вещи в нем хранятся. Возможно, в новых образах вы увидите что-то схожее с жизнью самого ребенка.

Упражнение "Критикуй, не обижая"

Цель: приобретение детьми опыта конструктивной критики.

Эта игра является очень важной частью программы работы с агрессивным ребенком, так как она тренирует умение направлять свое недовольство не на бумагу, песок или воду, а непосредственно на того, кто вызвал у ребенка негативные эмоции. Конечно, форма проявления такого недовольства должна быть вежливой и не обижать человека. Ребенку следует стремиться не "сделать больно в отместку", а добиться изменений в поведении другого человека, чтобы ему снова стало комфортно с ним общаться. Иными словами, нужно учить детей конструктивной критике, а это - целое искусство.

Материалы: Заранее заготовленный и напечатанный на отдельных листочках набор фраз, которыми воспитанники склонны пользоваться, чтобы оценить проявления другого человека. В этой копилке могут оказаться предложения типа: "Ты дурак", "Смотри, куда прешься, корова!", "С тобой со скуки помрешь!" и другие фразы, режущие ухо воспитанного взрослого.

Содержание: Ознакомьте детей с законами правильной критики, к которым относятся:

- критикуй не человека в целом, а его конкретные действия;

- говори о своих чувствах по поводу того, что тебе не нравится;

- предлагай пути решения проблемы, если возможно, то и свою помощь;

- покажи уважение к человеку, свою веру в то, что он сможет измениться;

- избегай слов и интонаций, которые могут обидеть человека;

- не приказывай, а предлагай человеку выбор.

Если теория усвоена, начинайте практиковаться. Раздайте участникам игры листки с обидными фразами. Предложите каждому изменить фразу, которая ему досталась, таким образом, чтобы сказать о своих чувствах и мыслях, но не обидеть человека. Так, фраза "С тобой со скуки помрешь!" может перетечь в предложение типа:  "Лично мне не очень интересно слушать об одном и том же целый день. Я уверен, что ты знаешь еще много интересных вещей. Так что, может, поговорим о чем-то еще или займемся делами?". Каким именно будет ответ ребенка, зависит от его возраста и от того, какую ситуацию он себе представил.

Примечание. Взрослым придется помогать детям на первом этапе, так как речевое развитие и мышление детей еще недостаточны, чтобы придать мыслям и чувствам другую словесную форму. Поэтому подготовьтесь заранее. При этом, предлагая какой-то вежливый вариант, подумайте, соответствует ли такая формулировка возрасту ребенка и особенностям речи современных детей. Замена грубым фразам, которую вы предлагаете, должна гармонично влиться в речь ребенка, чтобы у окружающих не возникало ощущения, будто он играет какую-то роль.

Игра «Щепка в ручье».

Цель: формирование доверия к окружающим.

Содержание: Из группы выбирается один ребенок, который будет «щепкой». Остальные будут «ручьем». Они встают в две шеренги, друг напротив друга на расстоянии примерно 1 метра. «Щепка» закрывает глаза и медленно, маленькими шажками двигается по «ручью». Все, кто задействован в «ручье», стараются нежно ладонями направлять «щепку» то вперед, то влево, то вправо. Движения должны быть плавными. После того, как «щепка» проплывет весь ручей, выбирается другая «щепка». В этой роли должны побывать все участники игры.

Упражнение «Яйцо».

Цель: формирование доверия к окружающим.

Материалы: мягкое покрытие на полу, небольшие покрывала или пледы.

Содержание: Группа делится на подгруппы по 4 человека. Из четырех выбирается один участник, который будет «яйцом». Он садится на корточки, обернувшись с ногами в плед, остальные трое вокруг него стоят на коленях, очень близко друг к другу.

Инструкция «яйцам»: «Представьте себе, что вы  находитесь в яйце и очень скоро вылупитесь. Закройте глаза и старайтесь не сопротивляться тем движениям, которые будут происходить».

Инструкция остальным участникам: «Ваша задача – наклонять ладонями, бережно, в разные стороны «яйцо» так, чтобы не повредить ему, чтобы не уронить. Каждый раз, как только «яйцо» наклонилось в вашу сторону, вы должны сказать ему шепотом на ухо те слова, которые я сейчас вам каждому скажу тоже на ухо.

Слова, которые говорят на ухо: «ты хороший», «мы тебя любим», «мы ждем тебя».

Примечание. В роли «яйца» должны побывать все участники, длительность упражнения по 2-3 минуты на каждого участника.

Рефлексия. Что вы почувствовали, когда были в роли «яйца»? Трудно ли было удерживать «яйцо», чтобы оно не упало? Что вы чувствовали, когда наклоняли и удерживали «яйцо»? Что было труднее, удерживать «яйцо» или не сопротивляться движениям, когда вас наклоняли? В какой роли вам больше понравилось быть?

Упражнение «Ковер мира»

Цели: 

1. Предложение стратегии разрешения конфликтов в группе с помощью переговоров и дискуссий.

2. Побуждение детей к отказу от драк, споров и слез, заменяя их обсуждением проблемы друг с другом.

Материалы: Кусок не слишком толстого пледа размером 90 на 150 сантиметров или мягкий коврик такого же размера. Кроме того, нужны фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, блестки для вышивания, бисер, ракушки и тому подобное.

Инструкция: Сядьте в круг все вместе. Можете ли вы сказать, о чем вы иногда спорите друг с другом? Что вы делите со своими друзьями? О чем вы спорите в группе? Как вы чувствуете себя после такого спора? Что может произойти, если в споре сталкиваются различные мнения?

Я принесла для всех нас небольшой кусок ткани, который станет нашим "ковром мира". Как только возникнет спор, "противники" могут сесть на него и поговорить друг с другом так, чтобы найти путь мирного решения своей проблемы.

Давайте посмотрим, что из этого получится. (Положите плед в центр круга, а на него — красивую книжку с картинками или какую-нибудь занятную игрушку.) Представьте себе, что Ваня и Олег хотят получить эту игрушку, но она одна, а их двое. Они оба сядут на "ковер мира", а я присяду рядом, чтобы помочь им, когда они захотят обсудить и разрешить эту проблему. Никто из них не имеет права просто взять игрушку. (Пусть оба ребенка займут места на ковре.) У кого есть предложение, как можно было бы разрешить эту проблему?

После двух минут дискуссии предложите детям украсить "ковер мира": «Сейчас мы можем превратить этот кусок пледа в "ковер мира" нашей группы. Давайте украсим его».

Этот процесс имеет большое значение, так как благодаря ему дети символическим образом делают "ковер мира" частью своей жизни. Всякий раз, когда разгорится спор, они смогут использовать его для разрешения возникшей проблемы, обсудив ее. Используйте "ковер мира" исключительно для этой цели. Когда дети привыкнут к этому ритуалу, они начнут применять "ковер мира" без Вашей помощи. И это очень важно, так как самостоятельное решение проблем и есть главная цель этой стратегии. "Ковер мира" придаст детям внутреннюю уверенность и покой, а также поможет им сконцентрировать свои силы на поиске взаимовыгодного решения проблем. Это прекрасный символ отказа от вербальной или физической агрессии.

 Анализ упражнения:

—        Почему так важен для нас "ковер мира"?

—        Что происходит, когда в споре побеждает более сильный?

—        Почему недопустимо применение в споре насилия?

—        Что ты понимаешь под справедливостью?