Элективные курсы по психологии

Элективный курс «Подросток в кризисной ситуации» составлен на основе программы  «Подростки 21 века (психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях)» Т.А. Фалькович., Толстоуховой Н.В., Высоцкой Н.В.

 Профориентационный курс «Профессиональное самоопределение» составлен на основе программ «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» Н.С. Пряжникова, «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» М. Ю.Савченко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnye_kursy.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

"Профессиональное самоопределение "
элективный курс
по психологии для  10 классов

 Профориентационный курс «Профессиональное самоопределение» составлен на основе программ «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» Н.С. Пряжникова, «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» М. Ю.Савченко.

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники,- это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный  старшим подростков выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

Цели курса:

  • оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 10 классов;
  • открыть перед девушками и юношами  перспективу в дальнейшем личностном развитии;
  • помочь учащимся определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.

Задачи курса: 

  • формирование актуального для подростков «информационного поля»;
  • обеспечивание подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
  • формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
  • развитие навыков психорегуляции.

Курс рассчитан на  34 часа.

Формы:

  • групповая работа;
  • мозговые штурмы;
  • тесты;
  • индивидуальные консультации;
  • релаксационные упражнения;
  • дискуссии;
  • ролевые игры;
  • моделирование;
  • тренинги.

Методы:

  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • доверие;
  • открытый диалог;
  • коллективный анализ и оценки;
  • личный пример;
  • увлечение;
  • свобода выбор.

Тематический план:

№ темы

Темы занятий

Количество часов

Введение

1

Классификация профессий

1

Выбор и моделирование

1

Темперамент и выбор профессии

1

Характерологические особенности человека

2

Интересы и выбор профессии

1

Склонности и профессиональная направленность

1

Профессиональный тип личности

1

Деловая игра «Кадровый вопрос»

2

Характеристика профессии - профессиограмма

1

Как достичь успеха в профессии?

2

Профориентационная игра «Пришельцы» (1 часть)

1

Профориентационная игра «Пришельцы» (2 часть)

1

Профориентационная игра «Три судьбы»  (1 часть)

1

Профориентационная игра «Три судьбы»  (2 часть)

1

Активизирующий опросник «Перекресток»

2

Активизирующий опросник «Престижная профессия»

2

Игровые упражнения «Сон из жизни», «Автопортрет»

1

Профориентационная игра «Эпитафия»

1

Тренинг « Уверенность»

6

Твоя профессиональная карьера

1

Где получить профессию?

1

Поддержка друзей

1

Подведение итогов. Рефлексия.

1

"Подросток в кризисной ситуации "
элективный курс
по психологии для  8 классов

Элективный курс «Подросток в кризисной ситуации» составлен на основе программы  «Подростки 21 века (психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях)» Т.А. Фалькович., Толстоуховой Н.В., Высоцкой Н.В.

Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.

Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы, направленной на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.

Цель курса: формирование здорового жизненного стиля и высоко эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков, обучение навыкам распознавания и контроля деструктивного поведения

Задачи курса: 

  • расширение знаний о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде;
  • освоение базовых психологических понятий и знаний о психологическом развитии личности подростка;
  • пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для противостояния желанию попробовать ПАВ или приблизиться к ним в моменты стресса, изоляции, жизненных неудач;
  • увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
  • отработка стратегии решения повседневных конфликтов.

  Курс рассчитан на  34 часа.

     Формы:

  • групповая работа;
  • мозговые штурмы;
  • тесты;
  • индивидуальные консультации;
  • релаксационные упражнения;
  • дискуссии;
  • ролевые игры;
  • просмотр и обсуждение видеофильмов;
  • тренинг поведения;
  • личностный тренинг;
  • беседы, встречи;
  • психогимнастика;
  • диспуты.

   Методы:

  • переубеждение;
  • переключение;
  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • доверие;
  • открытый диалог;
  • коллективный анализ и оценки;

  • самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
  • увлечение;
  • свобода выбора.

Тематический план:

№ темы

Темы занятий

Количество часов

Введение

1,5

Виды кризисных ситуаций

1,5

Подростки 21 века. Психофизиологические особенности

3

Психодиагностика (опрос, анкетирование)

1,5

Проблема зависимости от наркотиков

3

Обучающий тренинг «Новый взгляд»

3

Проведение акции «Стоп наркотики»

1,5

Обучающая программа «Ты и наркотики»

3

Беседа-дискуссия с подростками «О пагубном влиянии психоактивных веществ на молодой организм»

1,5

Профилактика табакокурения, алкоголизма с использованием слайдов, видеофильма

1,5

Занятие с элементами тренинга « Мир глазами агрессивного человека»

1,5

Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты»

3

      Конфликтные ситуации в семье

1,5

Социально ориентированная, правовая программа « Подросток и закон»

3

Дискуссия «Кого мы считаем знакомыми, а кого – друзьями»

1,5

Мозговой штурм «Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы»

1,5

Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профилактических мероприятий, обмен мнениями, консультации)

1,5

"Психология развития и познания"
элективный курс
по психологии для  5 классов

Элективный курс «Психология развития и познания» составлен на основе программы  «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под редакцией М.Р. Битяновой, «Коррекционные техники в школе» И.А. Агеевой, «Диагностико - коррекционная работа с младшими школьниками» В.В. Шмидт, В.Р. Шмидт, «Растем и развиваемся с помощью искусства» С.К. Кожухиной.

Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.

Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковой в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность», адаптация к новым условиям.

Цель курса: оптимизация социальной ситуации развития, самопознание личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников.

Задачи курса: 

  • формирование системообразующей теоретической базы для создания управления учащимися своим развитием;
  • развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и пр.)
  • развитие творческого мышления;
  • создание условий для активизации творческого отношения учащихся к учебной деятельности.

   Курс рассчитан на  14 часов.

     Формы:

  • групповая работа;
  • мозговые штурмы;
  • тесты;
  • релаксационные упражнения;
  • ролевые игры;
  • тренинг;
  • психогимнастика;
  • психотерапия;
  • музыкотерапия;
  • арт-терапия.

     Методы:

  • стимулирование;
  • сотрудничество;
  • доверие;
  • открытый диалог;
  • увлечение.

Тематический план:

№ темы

Темы занятий

Количество часов

Введение (организация тренинговой работы)

1

Знакомство с собой (беседа)

1

Комплексная экспресс-диагностика

1

Упражнения для развития кинестетического, визуального и аудиального восприятия

1

Пальчиковая гимнастика

1

Игры, направленные на развитие внимания

1

Игры, направленные на развитие наблюдательности

1

Тренинговые упражнения на развитие памяти и мышления

1

Что такое самопознание? Нужно ли учиться познавать себя?

1

Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница

1

Я познаю себя. Я познаю других. Я сам (а) изменяюсь

1

Творчество в моей жизни

1

Методы активного воображение (создание рисунка)

1

Развитие креативности, воображения и фантазии

1

Создание коллажа

1

Психодиагностика

1

     17.

Подведение итогов. Рефлексия.

1