Элективные курсы по психологии
Элективный курс «Подросток в кризисной ситуации» составлен на основе программы «Подростки 21 века (психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях)» Т.А. Фалькович., Толстоуховой Н.В., Высоцкой Н.В.
Профориентационный курс «Профессиональное самоопределение» составлен на основе программ «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» Н.С. Пряжникова, «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» М. Ю.Савченко.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnye_kursy.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"Профессиональное самоопределение "
элективный курс
по психологии для 10 классов
Профориентационный курс «Профессиональное самоопределение» составлен на основе программ «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники» Н.С. Пряжникова, «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам» М. Ю.Савченко.
Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники,- это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростков выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Цели курса:
- оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку учащимся 10 классов;
- открыть перед девушками и юношами перспективу в дальнейшем личностном развитии;
- помочь учащимся определить свои жизненные планы и в соответствии с ними выстроить алгоритм действий.
Задачи курса:
- формирование актуального для подростков «информационного поля»;
- обеспечивание подростков средствами самопознания, развитие навыков и умений по целеполаганию и планированию;
- формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
- развитие навыков психорегуляции.
Курс рассчитан на 34 часа.
Формы:
- групповая работа;
- мозговые штурмы;
- тесты;
- индивидуальные консультации;
- релаксационные упражнения;
- дискуссии;
- ролевые игры;
- моделирование;
- тренинги.
Методы:
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- открытый диалог;
- коллективный анализ и оценки;
- личный пример;
- увлечение;
- свобода выбор.
Тематический план:
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
Введение | 1 | |
Классификация профессий | 1 | |
Выбор и моделирование | 1 | |
Темперамент и выбор профессии | 1 | |
Характерологические особенности человека | 2 | |
Интересы и выбор профессии | 1 | |
Склонности и профессиональная направленность | 1 | |
Профессиональный тип личности | 1 | |
Деловая игра «Кадровый вопрос» | 2 | |
Характеристика профессии - профессиограмма | 1 | |
Как достичь успеха в профессии? | 2 | |
Профориентационная игра «Пришельцы» (1 часть) | 1 | |
Профориентационная игра «Пришельцы» (2 часть) | 1 | |
Профориентационная игра «Три судьбы» (1 часть) | 1 | |
Профориентационная игра «Три судьбы» (2 часть) | 1 | |
Активизирующий опросник «Перекресток» | 2 | |
Активизирующий опросник «Престижная профессия» | 2 | |
Игровые упражнения «Сон из жизни», «Автопортрет» | 1 | |
Профориентационная игра «Эпитафия» | 1 | |
Тренинг « Уверенность» | 6 | |
Твоя профессиональная карьера | 1 | |
Где получить профессию? | 1 | |
Поддержка друзей | 1 | |
Подведение итогов. Рефлексия. | 1 |
"Подросток в кризисной ситуации "
элективный курс
по психологии для 8 классов
Элективный курс «Подросток в кризисной ситуации» составлен на основе программы «Подростки 21 века (психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях)» Т.А. Фалькович., Толстоуховой Н.В., Высоцкой Н.В.
Изменение политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.
В России вновь имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество.
Поэтому необходимо принципиально менять подходы к организации профилактической работы, направленной на индивидуальную психолого – педагогическую коррекцию личности подростка, восстановление его социального статуса в коллективе сверстников.
Цель курса: формирование здорового жизненного стиля и высоко эффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков, обучение навыкам распознавания и контроля деструктивного поведения
Задачи курса:
- расширение знаний о проблеме зависимости от ПАВ в подростковой среде;
- освоение базовых психологических понятий и знаний о психологическом развитии личности подростка;
- пропаганда в подростковой среде здорового образа жизни и формирование жизненных навыков, обязательных для противостояния желанию попробовать ПАВ или приблизиться к ним в моменты стресса, изоляции, жизненных неудач;
- увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- отработка стратегии решения повседневных конфликтов.
Курс рассчитан на 34 часа.
Формы:
- групповая работа;
- мозговые штурмы;
- тесты;
- индивидуальные консультации;
- релаксационные упражнения;
- дискуссии;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- тренинг поведения;
- личностный тренинг;
- беседы, встречи;
- психогимнастика;
- диспуты.
Методы:
- переубеждение;
- переключение;
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- открытый диалог;
- коллективный анализ и оценки;
- самоконтроль и самооценка деятельности и поведения.
- увлечение;
- свобода выбора.
Тематический план:
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
Введение | 1,5 | |
Виды кризисных ситуаций | 1,5 | |
Подростки 21 века. Психофизиологические особенности | 3 | |
Психодиагностика (опрос, анкетирование) | 1,5 | |
Проблема зависимости от наркотиков | 3 | |
Обучающий тренинг «Новый взгляд» | 3 | |
Проведение акции «Стоп наркотики» | 1,5 | |
Обучающая программа «Ты и наркотики» | 3 | |
Беседа-дискуссия с подростками «О пагубном влиянии психоактивных веществ на молодой организм» | 1,5 | |
Профилактика табакокурения, алкоголизма с использованием слайдов, видеофильма | 1,5 | |
Занятие с элементами тренинга « Мир глазами агрессивного человека» | 1,5 | |
Занятие с элементами тренинга «Подросток и конфликты» | 3 | |
Конфликтные ситуации в семье | 1,5 | |
Социально ориентированная, правовая программа « Подросток и закон» | 3 | |
Дискуссия «Кого мы считаем знакомыми, а кого – друзьями» | 1,5 | |
Мозговой штурм «Осмысление причин, по которым люди становятся членами той или иной неформальной группы» | 1,5 | |
Круглый стол (обсуждение результатов проводимых профилактических мероприятий, обмен мнениями, консультации) | 1,5 |
"Психология развития и познания"
элективный курс
по психологии для 5 классов
Элективный курс «Психология развития и познания» составлен на основе программы «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под редакцией М.Р. Битяновой, «Коррекционные техники в школе» И.А. Агеевой, «Диагностико - коррекционная работа с младшими школьниками» В.В. Шмидт, В.Р. Шмидт, «Растем и развиваемся с помощью искусства» С.К. Кожухиной.
Школьный возраст, с точки зрения социализации, чрезвычайно важный период в жизни ребенка. Именно в это время происходит формирование социальных потребностей и способностей, осуществление жизненных выборов (деятельности, профессии, партнеров, ценностей и т.п.), открытие своего внутреннего мира.
Обучение и развитие в средней школе специфически отличается от таковой в младшей школе (появляется много новых предметов, учителей и др.). К тому же эту специфичность придает и сама «кризисность», адаптация к новым условиям.
Цель курса: оптимизация социальной ситуации развития, самопознание личности, развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников.
Задачи курса:
- формирование системообразующей теоретической базы для создания управления учащимися своим развитием;
- развитие познавательных процессов (память, внимание, воображение и пр.)
- развитие творческого мышления;
- создание условий для активизации творческого отношения учащихся к учебной деятельности.
Курс рассчитан на 14 часов.
Формы:
- групповая работа;
- мозговые штурмы;
- тесты;
- релаксационные упражнения;
- ролевые игры;
- тренинг;
- психогимнастика;
- психотерапия;
- музыкотерапия;
- арт-терапия.
Методы:
- стимулирование;
- сотрудничество;
- доверие;
- открытый диалог;
- увлечение.
Тематический план:
№ темы | Темы занятий | Количество часов |
Введение (организация тренинговой работы) | 1 | |
Знакомство с собой (беседа) | 1 | |
Комплексная экспресс-диагностика | 1 | |
Упражнения для развития кинестетического, визуального и аудиального восприятия | 1 | |
Пальчиковая гимнастика | 1 | |
Игры, направленные на развитие внимания | 1 | |
Игры, направленные на развитие наблюдательности | 1 | |
Тренинговые упражнения на развитие памяти и мышления | 1 | |
Что такое самопознание? Нужно ли учиться познавать себя? | 1 | |
Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница | 1 | |
Я познаю себя. Я познаю других. Я сам (а) изменяюсь | 1 | |
Творчество в моей жизни | 1 | |
Методы активного воображение (создание рисунка) | 1 | |
Развитие креативности, воображения и фантазии | 1 | |
Создание коллажа | 1 | |
Психодиагностика | 1 | |
17. | Подведение итогов. Рефлексия. | 1 |