Использование игры для выработки усидчивости, внимания и самоконтроля у детей с синдромом гиперактивности и неусидчивости
В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг и должна нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ipolzovanie_igry_v_kor.organ_.povedeniya.ppt | 1.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дефицит активного внимания Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание Не слушает, когда к нему обращаются С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его. Испытывает трудности в организации. Часто теряет вещи. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий. Часто бывает забывчив. Двигательная расторможенность Постоянно ерзает. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо). Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве. Очень говорлив. Импульсивность Начинает отвечать, не дослушав вопроса. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает. Плохо сосредоточивает внимание. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза). Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами. Критерии гиперактивности
Причины возникновения синдрома гиперактивности Психофизиологической основой гиперактивного поведения у ребенка может являться незрелость, несовершенство, нарушения или расстройства работы мозга (по типу малых мозговых дисфункций). Ведущую роль в формировании таких дисфункций играет патология беременности и/или родов. Социально – психологической фактор гиперактивного поведения у ребенка может являться неблагоприятная семейная обстановка: воспитание в неполной семье; частые конфликты; низкий уровень материальной обеспеченности семьи; низкий уровень образования у родителей Проявление гиперактивного поведения ребенка, захватывает несколько сфер, среди которых чаще всего встречается разные варианты сочетания трех симптом: избытка двигательной активности с нарушением координации движения; нарушения эмоционального поведения - быстрая смена настроения; дефицит внимания. Для лечения и коррекции гиперактивного поведения применяются: медикаментозная терапия (психостимуляторы); психотерапия (медитация, аутогенная тренировка, семейная психотерапия, поведенческая терапия); специальное обучение (классы - коррекции )
КАК ПОМОЧЬ ГИПЕРАКТИВНОМУ РЕБЕНКУ? Прежде всего необходимо образовать родителей. Они должны знать все о данном синдроме. Не выступать против ребенка, а помочь ему, оказать поддержку со стороны взрослых и сверстников, научиться эффективно управлять состоянием больного. У гиперактивных детей больше проблем в саду, в школе, чем дома, поскольку в саду и в школе для него слишком много правил. Один на один ребенок показывает лучший результат, чем в группе. Объяснить детям, в чем проблема данного ребенка(не может долго усидеть на месте, концентрировать внимание). Призвать к помощи, а не вешать ярлык «плохой» ,уменьшить рабочую нагрузку, чтобы она соответствовала возможностям ребенка ,менять виды занятий и делать частые перерывы.
Коррекционная работа должна соответствовать двум обязательным условиям: Развитие и тренировку слабых функций следует проводить в эмоционально привлекательной форме, что помогает переносить предъявляемую нагрузку и стимулирует самоконтроль; Подбор таких игр, которые, обеспечивая тренировку одной способности, не возлагали бы одновременной нагрузки на другие способности. При всем желании гиперактивный ребенок не в состоянии выполнить правила поведения на уроке: чтобы он сидел спокойно, был внимательным и одновременно сдержанным в течение достаточно длительного времени? Никогда! Поэтому основное правило: когда вы предъявляете ребенку игру, требующую напряжения, сосредоточения, произвольного распределения внимания, следует до минимума сократить нагрузку на самоконтроль импульсивности и не ограничивать двигательную активность.
Игра «Волшебные ворота». Психолог проходит через ворота, встает за ними и говорит «Доброе утро дети, я люблю вас!» «Доброе утро, Татьяна Николаевна, мы любим Вас!». Дети по одному проходят в «волшебные ворота» - «Доброе утро, ребята я люблю вас!», каждый ребенок говорит стоящему в воротах «Мы любим тебя, Яна!» и т.д. пока через ворота не пройдут все дети. Игра «Добрые слова» Взрослый держит в руке мяч, затем передает его ребенку, говоря ему добрые слова и пожелания, затем ребенок передает следующему ребенку и так далее пока мяч снова вернется к ведущему пожеланиями и добрыми словами.
Игра «Расставь посты» Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен непременно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т.д.). Игра: «Слушай хлопки» Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности. Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направление. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет 2 раза, играющие должны принять позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
Игра: « Передай мяч» Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или использовать в игре одновременно несколько мячей.
КРИЧАЛКИ-ШЕПТАЛКИ-МОЛЧАЛКИ Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции. Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь – «шепталку» модно тихо передвигаться, шептаться; синюю ладонь – молчалку, дети должны замереть на месте, лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалкой». После того как дети в конце игры лягут на пол, можно включить спокойную музыку.
Можно использовать в группе воспитателю следующие приемы : Игра: «Торт» Положите ребенка на коврик, Вокруг его сверстники. Взрослый: «Сейчас мы из тебя будем делать торт». Один участник – мука, другой - сахар, третий-молоко, четвертый-масло и т.д. Взрослый- повар, сейчас он приготовит великолепное блюдо. Сначала надо замесить тесто. Нужна мука-мука, руками посыпает тело лежащего, слегка массируя и пощипывая его. Теперь нужно молоко- молоко разливается руками по телу поглаживая его. Необходим сахар - он посыпает тело, и немного соли - чуть-чуть, нежно прикасается к голове, рукам , ногам. Замешиваем тесто, хорошенько разминая его. А теперь тесто кладется в печь и там поднимается – ровно и спокойно лежит и дышит, все составляющие его: мука,, соль и др. - тоже дышат, как тесто. Наконец, тесто испеклось. Чтобы торт был красивый, надо его украсить кремовыми цветами. Все участники, прикасаясь к «торту», дарят ему свой цветок, описывая его.
РЕЛАКСАЦИЯ Спокойная музыка, дети ложатся на коврик. Закрывают глаза, им предлагается представить, что они на берегу синего озера, лежат на песке и т.д. Взрослый читает: Реснички опускаются, глазки закрываются. Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем. Засыпаем, отдыхаем. Дышится легко, ровно, глубоко. Будто мы лежим на травке На зеленой мягкой травке греет солнышко сейчас, Руки теплые у нас. Жарче солнышко у нас. Ноги теплые у нас. Дышится легко, ровно, глубоко Хорошо нам отдыхать, Но уже пора вставать. Крепче кулачки сжимаем, Их повыше поднимаем. Потянуться, улыбнуться, Всем открыть глаза и встать. Детям очень нравится эта игра с элементами массажа
Игра: «Час тишины и час «можно» Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому – научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д. «Часы» можно чередовать в течение дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе. Лучше всего заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены. С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивному ребенку (а тот их «не слышит»). Игра в кляксы. Помогает ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Свободное или тематическое рисование. Иногда дети окрашивают лицо или фон вокруг тем цветом, который у них ассоциируется с тем или иным эмоциональным состоянием. Многие для показа гнева используют черную или красную краску. С помощью цвета ребенок может сказать о своем эмоциональном состоянии. Многие дети с пониженным фоном настроения любят сиреневые и лиловые тона. Серые и коричневые тона часто употребляются напряженными, конфликтными и расторможенными детьми. (М. Люшер считает, что пристрастие к серым и коричневым тонам свидетельствует о желании расслабления и покоя). Тематическое рисование на занятиях психогимнастикой обычно направлено на выявление страхов у детей. Сам процесс рисования способен влиять на поведение детей: они делаются спокойнее и доступнее. Музыка - доступна детям, не требует предварительной подготовки. С давних пор используется, как лечебный фактор В. М. Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить
Использование приемов в игре: 1.Осуществление ребенком контроля за другими детьми (дежурный на занятии, ведущий в игре, помощник инструктора и т.п.). 2.Можноиспользовать часы на занятии, а ребенку предложить роль – хранителя времени. 3. Использование ритмов с большими паузами или ритмичную музыку. « Уголок тишины » специально выделенное место( регулирование усидчивости и поведения)То место, где ребенок может посидеть один и поработать, можно предложить конструирование, лепка, рисование (продуктивные виды деятельности). "Аквариум" Ребенку дается чистый лист бумаги. Творческое задание: нарисовать рыбок, ракушки и аквариумные водоросли разными видами линий, чтобы не было двух одинаковых рыбок, ракушек, растений. "Вяжем кофту" Перед ребенком на листе прорисован контур "кофты". Задача ребенка – прорисовать горизонтальные петлеобразные линии, начиная снизу и постепенно подвигаясь вверх – "связать кофту".
Работа с родителями Существует многократно проверенный в д/с метод, способствующий снятию напряжению у родителей и улучшению детско-родительских отношений. Он заключается в обмене между педагогом и родителями «карточки - переписки». В конце дня воспитатель записывает информацию о ребенке на заранее приготовленной картонной карточке. Совместная работа родителей и ребенка.
Игра «Трио». Возраст: от 5 лет и старше. Цель: Научить детей взаимодействовать друг с другом, отработка коммуникативных навыков, развитие навыков общения. Количество играющих: от 3 детей до 5. Нарушения: СДВГ, нарушения в общении, нарушения эмоционального контакта, неуверенность. Описание игры: Трое играющих становятся плечом к плечу. Первый ребенок ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй играющий , свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий ребенок. Задача игроков — пройти всем вместе некоторое расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый человек, пятый. Сколько детей смогут ходить вместе?
В игре, как ни в какой другой деятельности, реализуется стремление ребенка в определенном возрасте приобщиться к жизни взрослых. Велико влияние игры на чувства детей. Она обладает притягательной способностью завораживать человека, вызывать волнение, азарт и восторг и должна нормализовывать эмоциональную сферу, снимать эмоциональные барьеры и вести к появлению более высокоразвитых, прогрессивных форм эмоционального поведения.