Конспект заняти для детей старшего дошкольного возраста на развитие социально - нравственных представлений.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие социально – нравственных представлений . ( педагог – психолог д-с № 27 Чуракова Елена Петровна ).
Цель : помогать раскрывать сущность полярных понятий « добро « и «зло «, показать каким эмоциональным состояниям они соответствуют. Учить детей конструктивным способам снятия напряжения , связанного со злостью.
Ход занятия :
Ребята, у ваших мам и бабушек есть шкатулки , в которых они хранят пуговицы , какие то украшения , секретики . А у меня есть музыкальная шкатулка. Смотрите , вот она. На дне музыкальной шкатулки я услышала музыку. Послушайте и скажите, какая она по настроению ? ( прослушивание ).
Ребята, какая по настроению музыка ? ( веселая , радостная )
Что вы чувствовали , когда слушали эту веселую музыку ? ( хотелось петь, танцевать )
Настроение музыки как и настроение человека бывает разным.Послушайте еще один музыкальный отрывок и скажите, какая эта музыка по настроению ? ( прослушивание ) ( сердитая , грозная , хмурая , невеселая )
Что вы почувствовали , когда прослушивали этот музыкальный отрывок ?
Какая музыка вам больше всего понравилась : веселая или сердитая ? Почему ?
Раздается громкий стук.
Появляются изображения доброго и злого волшебников :
1 Веселым голосом произносится стих :
Я слабым помогать готов
Всегда приветлив и здоров
И правду говорю
Не жадничаю никогда,
Жалею я других.
Я дружбой верной дорожу
Люблю я всех ребят .
2 стих произносится грубым голосом:
А я с улыбкой не дружу
И лишь обидам рад
Я гневом , злость дорожу
Обижаю я ребят.
Скажите ,ребята, какой волшебник добрый , а какой злой?
А как вы догадались ?
Ребята, как вы думаете, кого называют злым ? Добрым ?
Кого из своих знакомых , друзей вы можете назвать добрым ? Почему ?
Показ плаката: ребята , посмотрите сюда, кого из героев сказок и мультфильмов можно назвать злым ? Почему , что такого плохого они сделали ?
А теперь давайте вспомним , каким голосов , с какой интонацией будет разговаривать добрый человек ? А злой герой ?
Давайте попробуем поздороваться сердито , грубо ...
А теперь поздороваемся весело..
Ребята , злой волшебник рассердился и заколдовал вас в злых волков и трусишек поросят.
Выходите на поляну :поросята стоят внутри круга и ведут себя как трусишки поросята ,боятся , дрожат . Волки ходят вокруг поросят злые и сердитые и говорят следующие слова : я злой и страшный серый волк , я в поросятах знаю толк . РРРР.
Потом волки и поросята меняются местами и игра повторяется ,
Ребяра вам понравилось быть злыми волками ? Что вы чувствовали, когда играли злых волков ?
А случалось ли вам по настоящему злиться , расскажите .А когда вы сердитесь , злитесь , что вам хочется сделать ?
Каким лучше быть , злым или добрым ?
Каждый человек может рассердиться . И в этом случае ему нужно помочь.
В жизни каждого человека бывают случаи , когда в него вселяются злость , обида , гнев и человек становится злым, грубым , сердитым .
Надуваю шарик : представьте себе , что шарик – это наше тело , а воздух в шарике – это наша злость . Если я отпущу шарик , он станет метаться , станет неуправляемым ( отпускаю , смотрим ) .
Так и у человека : когда он сердится , злиться , то может совершить плохие поступки .
Чтобы научиться справляться со злостью нужны физические упражнения . Встаньте около стульчиков :
1 упражнение :глубоко вздохнуть через нос и медленно выдохнуть ( показ , выполнение вместе с детьми 2-3 раза )
2 упражнение : сильно – сильно потопать ногами. Чувствуете , пяточки стали тяжелые , это через них выходят гнев и злость .
3 упражнение :называется комплимент . Кто –нибудь знает , что такое комплимент? ( это когда люди говорят друг другу ласковые и приятные слова ) . Давайте попробуем . Только я хочу вам напомнить главное правило : когда вы будете говорить друг другу комплименты , нужно смотреть друг другу в глаза и улыбаться .( упражнение делается в кругу ) .
Ребята ,вам понравилось говорить друг другу комплименты ? Вы доставили себе несколько приятных минут . Посмотрите даже злой волшебник улыбается .
А сейчас мы поиграем в игру « Фу « . Я буду говорить случаи из жизни , в которых дети совершают хорошие и плохие поступки. На плохие поступки вы говорите « Фу « , на хорошие – хлопаете в ладоши .
Будьте внимательны :
1 нарочно ломает чужую постройку
2помог застегнуть пуговицу
3прячет чужую вещь
4 заступился за мальчика
5 подставил подножку
6 обсыпал песком
7 толкает с горки
8 помог достать игрушки
9 помог спуститься со скользского крыльца
10 достал упавший за забор мячик
11 ударил лопаткой по спине
12 ущипнул за руку
13 помог завязать шнурок
14 дернул за волосы девочку
15 помог другу собрать конструктор
16 помогла маме помыть посуду
17 разорвал книгу
18 убрал за собой игрушки в комнате
Ребята , я вижу ,что вы научились различать, что такок « зло «, а что такое « добро « . Я надеюсь , что и дальше и в д-с и дома вы все же будете добрыми и будете совершать добрые поступки .