Социальное партнерство как способ психологичской адаптации учащегося.

Иванова Ирина Ивановна

 

                                                                                                          Иванова И.И.

                                                                 Педагог-психолог ГБОУ Лицея №597

                                                                                              Санкт-Петербурга

 

Социальное партнерство как способ психологической адаптации учащегося.

 

         В ходе социализации человек выступает как объект, воспринимающий, принимающий и усваивающий традиции, нормы, роли, созданные обществом. Успешная социализация ученика обеспечивает нормальное функционирование индивида не только в школе, но и за ее пределами.

Сегодня появилась потребность в расширении социальных ролей, являющихся неотъемлемой частью постоянного процесса активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. В рамках социально-психологической адаптации происходит формирование социальных качеств общения, поведения и предметной деятельности, принятых в обществе, благодаря чему,  личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться. В результате – ученик входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность.

         Для грамотной и успешной социализации учащихся  требуются усилия всего окружающего  социума,  а не только одной  из его составляющих – школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения всех субъектов, которые участвуют в формировании социальной адаптации  школьников на условиях равноправного сотрудничества.  

         К таким равноправным субъектам  или, по-другому, социальным партнерам мы относим – самих учащихся, их родителей и  школу.  И тут нам на помощь в лице наиважнейшего социального партера  - родителей учащихся  приходят хорошо забытые, но как никогда актуальные сейчас «подшефные» отношения. Организуемые нашим лицеем мероприятия по социальной адаптации  на подшефных предприятиях  - это сотрудничество на основе  добровольного и взаимовыгодного партнерства.

Как удалось создать систему социального партнерства в нашем лицее?

Была определена цель: Необходимость повышения  социально-психологической адаптации учащихся. Составлена основная схема  действий, где определено, что ресурсы социального партнерства будут использованы более эффективно если:

- создать информационный банк данных и систематизировать потенциальных партнеров лицея в социуме;

- разработать диагностику социального партнерства применительно к лицею;

- обеспечить право выбора классными коллективами субъектов социального партнерства;

- разработать и использовать договорную документацию о взаимовыгодном сотрудничестве с конкретными учреждениями;

- спланировать и осуществлять (не реже двух раз в год) акции взросло-детского сотрудничества;

- реализовывать проект самореализации выпускника лицея. 

Что было сделано:

- подготовлена анкета и проведено анкетирование классных руководителей о перспективах развития социального партнерства в нашем лицее;

- результаты анкетирования классных руководителей о перспективах развития социального партнерства были обсуждены на педагогическом совете лицея;

- подготовлены рекомендации для классных руководителей по привлечению  родителей учащихся, как потенциальных социальных партнеров;

- разработан план выступления родителей на классном часе для  расширения зоны социального партнерства для лицея;

- подготовлена анкета для родителей учеников.

Даны рекомендации для классных руководителей.

Главные социальные партнеры классного руководителя - родители детей, обучающихся в классе, а также представители различных учреждений и организаций, участвующие в реализации воспитательных мероприятий.

1.      Классным руководителям необходимо каждый учебный год, через детей или на первом родительском собрании, просить родителей заполнить прилагаемую анкету. По итогам заполнения составить «банк» социальных партнеров школы из родителей, которые могут выступить на классном часе.

2.      Один раз в четверть (а в начальной школе и 2-3 раза) проводятся родительские собрания. Необходимо объяснить родителям важность их выступления в школе с целью профориентации учащихся.

3.      Нужно организовать на классных часах выступление родителей по прилагаемому примерному плану.

4.      Необходимо проводить тематические классные часы, на которых выступают приглашенные специалисты, психолог школы, медики.

5.      В рамках профориентационной работы в школе проводить встречи с преподавателями различных вузов и колледжей.

6.      Контролировать посещения учащимися 9-11 классов Дни открытых дверей в учебных заведениях.

7.      Большое внимание следует уделять художественно-эстетическому направлению воспитательной работы, взаимодействию с музеями, театрами города, филармонией, планетарием и библиотеками города.

8.      Активно сотрудничать с инспекцией по делам несовершеннолетних,

 где рассматриваются вопросы касающиеся «проблемных» детей и родителей, не выполняющих своих обязанностей.

9.      Организовывать тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия малого и среднего бизнеса.

Устраивать встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Методически разработали материал для родителей:

  1. Выступления на классном часе:

Чем или кем определен Ваш выбор профессии?

Какой уровень образования требуется, чтобы работать по этой специальности?

Отметьте (расскажите) наиболее интересные моменты из Вашего опыта?

Требует ли Ваша работа дальнейшего обучения (получения новых знаний)?

Перспективы дальнейшего профессионального роста.

 

  1. Анкета для родителей

 

Вопрос

Ответ

1

Фамилия Имя Отчество

 

 

2

Ваше образование, по какой специальности Вы сейчас работаете?

 

 

3

Общий стаж работы

Стаж работы по специальности    

 

4

Удовлетворены ли Вы результатами работы с точки зрения материального вознаграждения

 

5

Оцените моральный климат в Вашем трудовом коллективе хороший    

Удовлетворительный

 плохой

6

Учреждение, в котором Вы работаете

государственное коммерческое

другое

7

Имеете ли Вы грамоты, награды или другие поощрения за свой труд?

 

8

Можете ли Вы назвать свою работу престижной?

 

9

Готовы ли Вы рассказать о своей профессии на классном часе?

 

                                                                                                                                                                              

В результате работы с классными руководителями был создан банк социальных партнеров лицея. Составлен комплексный план работы ученических коллективов с конкретными общественными, образовательными, спортивными, культурно-просветительскими и др. организациями.

 Определены формы сотрудничества:

- совместная организация и проведение внеклассных  мероприятий,

- вечера-встречи с интересными людьми,

- совместная исследовательская и диагностическая деятельность,

- консультации, вечера, круглые столы и т.д.,

- экскурсии и различные тематические десанты,

- приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия.

 

И в заключении.  На наш взгляд, повышение уровня  социально-психологической адаптации учащихся с помощью механизмов социального партнерства между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создают  вокруг него комфортное пространство для жизни в обществе.

 

Список прочитанной литературы:

1. Аксенова И.Г. и др. Политика социального партнерства (российский и зарубежный опыт). – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2003.

2. Мелехина Т.А. Духовно-нравственное воспитание школьников в среде социального партнерства. Программа на 2008-2012 год.

3. Эбнер К.В., Дюкарев Р., Фокс К.А., Холмз. Социальный маркетинг для некоммерческих организаций. Практическое пособие. – М.: Центр развития образования, 2000.