Гиперактивные дети
- Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у школьников
- Биологическая природа гиперактивности
- Причина возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности
- Работа педагога с гиперактивными учащимися
- Особенности детей с СДВГ
Признаки синдрома дефицита внимания и гиперактивности у школьников
Времена, когда дети похожие на фарфоровые статуэтки весь урок неподвижно сидели, примерно сложив руки на парте, ловя каждое слово учителя, помнят только школьные старожилы. Чрезмерная суетливость и нервозность современных школьников – настоящий бич их учителей и родителей.
Перенаселенность больших городов, заточивших детей в пространстве тесных двориков, где им просто негде выплеснуть свою активность и резкое ухудшение экологии заставляет все чаще говорить о резко участившихся случаях синдрома дефицита внимания и гиперактивности (далее СДВГ) у младших школьников. К внешним проявлениям гиперактивности и дефицита внимания относятся:
- повышенная двигательная активность, непрекращающаяся суетливость;
- импульсивность, порывистость движений;
- постоянная болтливость (даже если его не слушают, ребенок продолжает разговаривать сам с собой "бубнить себе под нос"), задает очень много вопросов;
- агрессивность, ребенок часто злиться на взрослых и детей;
- ученик постоянно создает конфликтные ситуации;
- отсутствие эмпатии (способности понять чувства и переживания другого человека);
- частые перемены в настроении, вызванные незначительными событиями (от бурного восторга, до отчаяния);
- высокая раздражительность;
- отказ от совместных коллективных игр, совместных действий;
- заниженная самооценка, пессимистичный настрой;
- ребенок постоянно отвлекается, не может сосредоточиться, сконцентрироваться.
Даже бегло ознакомившись с двумя-тремя характеристиками проявления гиперактивности, легко догадаться, что эти дети постоянно навлекают на себя учительский гнев и раздражение. "У него совершенно отсутствует внимание, ему тяжело даже просто переписать с доски, не говоря уже о том, чтобы написать текст без ошибок! - жалуются педагоги друг другу.- Все время крутится-вертится, перебивает, выкрикивает с места, спокойно и минутки посидеть не может! И куда только смотрят родители? Кто занимается его воспитанием? Просто наказание!" Педагогу в классе которого есть гиперактивные дети приходится тяжело. Но все же большинство специалистов указывают на то, что гиперактивность не является результатом плохого воспитания, а имеет биологическую природу.
Биологическая природа гиперактивности
Российские психологи и педагоги заинтересовались этой проблемой всего лишь несколько лет назад, в то время как в американской и европейской педагогике ей посвящены многочисленные исследования. Первые описания синдрома гиперактивности у детей были опубликованы в английском медицинском журнале уже около 100 лет назад. Интерес и сложность проблемы заключаются еще и в том, что она является комплексной: медицинской, психологической и педагогической. Врачи и психологи все еще не пришли к согласию в вопросе: - является ли гиперактивность у ребенка заболеванием или небольшим отклонением от нормы, но все же таким детям рекомендуется находиться под наблюдением врача. Для преодоления СДВГ часто прибегают и к медикаментозной терапии (особый размах это явление приобрело в США, где диагноз СДВГ был поставлен нескольким миллионам детей), но вопрос о целесообразности использования лекарств остается открыт. Все существующие нарушения вполне поддаются исправлению и без сильных медицинских препаратов, правда процесс этот длительный и требует соблюдения педагогами и родителями целого ряда комплексных мер, направленных на воспитание и организацию учебной и игровой деятельности ребенка.
Не существует в науке и однозначного термина для определения нарушений, свойственных гиперактивным детям. Для обозначения синдрома гиперактивности и дефицита внимания используют много разных определений. В психологии, достаточно хорошо известны диагнозы "малая мозговая дисфункция" (сокращенно ММД), "гипекинетический синдром", "минимальная церебральная дисфункция", которые характеризуют те же признаки, что и гиперактивность. Но еще в семидесятых годах прошлого века ученые выступали против использования термина "малая мозговая дисфункция", мотивируя это тем, что такое название, как правило, ассоциируется с повреждением мозга, вызывая у родителей и учителей недооценивание интеллектуальных способностей ребенка. В то время, когда дети с синдромом СДВГ часто показывают достаточно высокие результаты при решении сложных интеллектуальных задач. Этот диагноз свидетельствует не об отклонениях в умственном развитии ребенка, а о сложностях при необходимости концентрировать свое внимание на одной задаче. Поэтому термин "синдром дефицита внимания и гиперактивности" постепенно вытесняет остальные.
Причина возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности
Существует и огромное разнообразие мнений о самой причине возникновения гиперактивности и синдрома дефицита внимания. Перечислим основные из них.
· Чаще других называют генетическую предрасположенность и родовые травмы. Сюда относятся стрессы и инфекционные заболевания женщин в период беременности, как и чрезмерное употребление алкоголя, попытки прервать беременность или угроза выкидыша, травмы в области живота, длительные роды, недоношенность детей, а также низкая масса тела при рождении. Но, несмотря на огромное количество западных статистических исследования в этой области, непосредственная зависимость формирования гиперактивности от тех или иных фактов все же не выявлена. Помимо прочего ученые выделяют странную закономерность – среди всех детей, страдающих этим синдром, преобладающее число (обычно свыше 80%) составляют мальчики, исследователи склонны объяснять это "генетической" предрасположенностью мальчиков к более активному образу жизни.
· Необходимо обратить внимание и на резкое ухудшение экологии, засилье транспорта, недостаточное общение детей с природой. Все это негативно отражается на развитие современных детей. Поэтому психологи вынуждены констатировать резкое возрастание синдрома гиперактивности с каждым десятилетием. Некоторые ученые даже считают, что при изменении условий жизни может исчезнуть и синдром гиперактивности.
· Существует интересная гипотеза возникновения синдрома, основанная на работах американских исследователей. Они выделяют прямую связь между возникновением СДВГ и пищевой аллергией, вызванной огромным количеством технологически обработанных продуктов, содержащих многочисленные химические пищевые добавки: консерванты, ароматизаторы и искусственные красители. Советуют удалить продукты питания, содержащие эти вещества из рациона ребенка, при этом ученые рекомендуют также сократить употребление сахара, который, по их мнению, способствует излишнему возбуждению нервной системы. Как показывают исследования, желательно отказаться и от употребления сильногазированных сладких напитков, возбуждающе действующих на детскую психику и усиливающих отклонения в поведении гиперактивных детей. Родителям детей с СДВГ необходимо также знать, что комплекс витаминов группы В, цинк и хром способны уменьшить проявление гиперактивности. Впрочем, правильное питание и минимальное употребление технологически обработанных продуктов можно рекомендовать всем детям и взрослым, а не только страдающим синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
· Важную роль в формировании синдрома играют и социально-психологические факторы: ссоры и конфликты в семье, развод родителей, отягощенный скандалами и выяснениями отношений на глазах у ребенка, проявление жестокости в воспитании. Но все же эти факторы скорее способствуют ухудшению синдрома и препятствуют его излечению, а не являются причиной его возникновения.
Работа педагога с гиперактивными учащимися
Все эти обстоятельства, без сомнения, необходимо учитывать педагогам и родителям, столкнувшимся со сложным поведением гиперактивного ребенка, так как чаще всего в школе к нему относятся как к избалованному, невоспитанному ребенку, пытаясь репрессивными методами и строгостью призвать его к порядку, не понимая всей сложности проблемы. К тому же сильные отрицательные эмоции в школе (наказание, недовольство учителей, плохие отметки) могут вызвать у ребенка неприятие школы в целом и желание избежать ее посещения под любым предлогом. Известны случаи, когда у детей повышалась температура, их начинало тошнить при возникновении в школе конфликтной ситуации, а когда эта ситуация разрешалась, все симптомы простуды или пищевого отравления немедленно проходили. Болезни этих детей чаще всего носят соматический характер, даже если это желудочное расстройство или простуда, они, прежде всего, обусловлены высокой нервной возбудимостью. Так как их болезни являются сочетание физических и психических проблем, то и при лечении необходимо учитывать оба этих фактора.
Учителю, в классе которого учится ребенок с синдромом гиперактивности и дефицита внимания, очень важно с первых дней наладить доверительные отношения с его родителями и поддерживать с ними постоянную связь. Именно от их скоординированного сотрудничества зависит, насколько быстро ребенок сможет преодолеть этот синдром. Ни в коем случае не нужно обвинять родителей в плохом воспитании ребенка. Чаще всего они и без того испытывают чувство неловкости за его излишнюю бестактность, неуправляемое поведение. Тем более, что многие из них крайне утомленны от его постоянной активности дома. Иногда именно классный руководитель должен объяснить родителям особенности их ребенка, что его поведение – не капризы и избалованность, а сложное явление, вызванное целым комплексом причин. Им необходимо вместе продумать и строго согласовать организацию учебной деятельности для гиперактивного ребенка в школе и дома, распорядок его дня, которого следует жестко придерживаться. Также для детей, страдающих этим синдромом, важную роль играет единство требований к нему от родителей и педагогов. Это относится и к школьной дисциплине, и к правилам поведения в общении с окружающими, а также к оформлению тетрадей и способам решения тех или иных учебных задач.
Особенности детей с СДВГ
Важно помнить, что эти дети импульсивнее своих сверстников. Они почти всегда высказываются и совершают поступки, не подумав об их последствиях. Их импульсивность мешает им соблюдать этикетные нормы общения. (Они почти всегда много говорят, при этом создается впечатления, что они не умеют слушать, все время перебивают других, часто отвечают на вопросы, не выслушав их до конца.) Это создает дополнительные трудности в школе, где существуют строгие правила поведения ученика по отношению к учителю. Взрослым общаться с таким детьми крайне нелегко. В начальной школе эти дети могут обращаться к учителю на "ты", выкрикивать с места, вмешиваться в разговор взрослых. Они не делают различия между общением с приятелем и учителем, часто ставят себя и родителей в неудобное положение, из-за излишней откровенности, всегда прямо говорят о том, что думают. Если их что-то не устраивает в школе, на уроке, в поведении одноклассников и самого учителя, они сразу же скажут об этом, не задумываясь о чувствах окружающих. Их высказывания достаточно бестактны, и в результате такого поведения они навлекают на себя осуждение педагогов и агрессию со стороны учеников. А их нетерпеливость мешает учителю во время урока, им трудно дождаться своей очереди в игре или при ответе. Они всеми силами пытаются увильнуть от скучных и надоедливых заданий, требующих предельной сосредоточенности (списывания, решения однообразных математических примеров и тд.). При работе над формированиями навыков письма, важно помнить, что однообразие работы быстро способствует утомлению, поэтому лучше всего, если учитель разрешит ребенку, потратить часть времени на снятие напряжения, попросит прописать буквы или слова в воздухе, используя активное движение мышц.
А когда материал урока гиперактивному ребенку интересен или прекрасно знаком, он старается отвечать за весь класс сразу, требуя, чтобы учитель уделял внимание только ему одному. И если обычный активный ребенок адекватно воспринимает просьбу учителя отвечать, только когда вопрос задается лично ему, то ребенок с синдромом СДВГ в лучшем случае просто игнорирует замечание педагога, продолжая выкрикивать ответ на каждый его вопрос, а зачастую и обижается на учителя за то, что он не уделяет все свое внимание ему одному. Необходимо заметить, что эти дети часто болезненно ревнивы к вниманию учителя и успехам своих одноклассников в учебе на фоне собственных неудач. Отчасти это можно объяснить их заниженной самооценкой, а также крайней эмоциональной нестабильностью. Они стремятся привлечь к себе внимание педагога и ребят любыми средствами. При общении с гиперактивным ребенком необходимо стараться говорить спокойно, мягко, не повышая тона. Эти дети очень чутко улавливают нотки раздражения, гнева в голосе учителя, и их реакция бывает иногда очень агрессивной.
Ученику с этим синдромом присуща крайняя возбудимость, он находится в постоянном движении, ему физически трудно просидеть весь урок, он вертится на стуле, пытается встать и походить по классу, выбежать к доске, забывая о правилах поведения на уроке. Своими беспокойными движениями в руках и ногах, он напоминает пляшущую марионетку. Таких детей часто учителя и родители называют "вечный двигатель". Их необходимо оберегать от излишнего утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности. Им нужно как можно больше движения, ежедневно бывать на свежем воздухе, умеренная физическая нагрузка и лечебная физкультура. Многие ученые советую этим детям заниматься верховой ездой, так как только один контакт с лошадью уже успокаивает гиперактивных детей. Учителям важно не забывать о физкультминутке, которая помогает такому ребенку снять накопившуюся усталость на уроке. В США проводился эксперимент, во время которого на уроке гиперактивным детям разрешали держать в руках резиновый мяч. Сжимая и разжимая его, они проявляли меньшее беспокойство и порывистость движений. Хорошо, если в школах и классах, где есть гиперактивные дети, оборудованы различные зоны отдыха, в которых ребенок может отдохнуть на переменках (диванчики или скамейки в рекреациях, ковер в конце класса с игрушками), чтобы ребенок мог расслабиться после урока, посидеть в удобной для него позе или даже полежать. В некоторых школах наряду с обычными партами появляются пюпитры – стоячие парты, это идеальное решение для таких детей, какую-то часть урока, они могут провести стоя. Гиперактивных ребят не рекомендуется оставлять в группе продленного дня. После уроков им желательно побыть в одиночестве или наедине с любящим его взрослым в домашней атмосфере, которая дает ребенку чувство защищенности. Им рекомендуется дневной сон, но так как они обычно испытывает трудности с засыпанием его можно заменить чтением вслух, рисованием или другим спокойным времяпрепровождением. В некоторых школах учителя разрешают таким детям (по соглашению с родителями) брать дополнительный выходной день, но с условием, что ребенок потратит дома несколько часов в удобном для него режиме, на закрепление учебного материала, под присмотром взрослого.
Дефицит внимания у этих ребят является одной из самых серьезных проблем, с которой сталкивается учитель, да и сам ребенок в процессе обучения. Ему очень сложно довести ту или иную деятельность до конца. Такой ученик очень неорганизован, если он сам собирается в школу без помощи родителей, он постоянно забывает дома учебники, ручки, тетрадки, на уроке много пропускает, переписывает с доски с ошибками, забывает записать домашнее задание. Поэтому, к сожалению, наша школа, где внимание играет одну из ведущих ролей в успешности ученика, для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, становиться настоящей "каторгой". Он очень легко отвлекается и из-за своей рассеянности, постоянно допускает ошибки в заданиях, что конечно отражается на его оценках. И как следствие его неуспеваемости у него возникает заниженная самооценка, которая к тому же зачастую подкрепляется постоянными замечаниями и жалобами учителя и родителей на его поведение. Это формирует пессимистический взгляд у ребенка на окружающую действительность. От него часто можно услышать высказывания о том, что он не справится с поставленной задачей, упражнением, проиграет в игре еще до начала той или иной деятельности. Поэтому важно всегда придерживаться "позитивной модели" в общении с такими детьми. Обязательно хвалить ребенка за выполнение работ требующих проявление внимания, выделять его успехи. Учителю следует давать ребенку только одну задачу на определенный отрезок времени, чтобы он мог ее завершить, всегда сопровождать задания предельно ясными и лаконичными инструкциями. Во время уроков ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому может способствовать, в частности, оптимальный выбор места за партой для гиперактивного ребенка – в центре класса напротив доски. Идеальными учебными пособиями для таких детей являются обучающие компьютерные программы, которые позволяют ребенку проходить материал в удобном для него темпе. Лучше всего они воспринимают материал в наглядной форме, поэтому использование на уроках картинок, действующих моделей, просто необходимо. Также при обучении этих детей, хорошо использовать различные тетради с напечатанными заданиями. Учитель не должен раздражаться из-за того, что ребенок постоянно не до конца переписывает с доски, и не успевает за темпом урока. Лучше всего, готовясь к уроку, учесть эту особенность некоторых детей и подготовить текст, или схемы, которые учитель собирается записывать на доске в напечатанном виде, что избавит ребенка от необходимости переписывать этот текст.
Главное, общаясь с ребенком с синдромом дефицита внимания и гиперактивности, помнить, что он нуждается в особом внимании и терпении со стороны учителя.
Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учебе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребенка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
2. Изменяйте режим урока – устраивайте минутки активного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией.
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание уроков должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребенка – в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя. Ему должна быть предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений.
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло – во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.п.
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий с небольшим числом вопросов.
7. На определенный отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ученику.
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счет здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний.
10. Совместно с психологами помогайте ребенку адаптироваться в условиях школы и в классном коллективе – воспитывайте навыки работы в школе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
11. Игнорируйте негативные поступки гиперактивного ребенка и поощряйте позитивные. Стройте процесс обучения на положительных эмоциях. Помните, что с таим ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломать его.
12. Помните, что положительные изменения наступят не так, быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения.
Как узнать гиперактивного ребенка?
1. Ребенок не может сосредоточиться, делает много шибок из-за невнимательности. Легко отвлекается на посторонние вещи.
2. Ребенку трудно поддерживать внимание при выполнении заданий или по время игр. Он не может до конца выполнить поставленную задачу.
3. Ребенок слушает, но кажется, что не слышит. Забывчив.
4. Ребенок избегает выполнения задач, требующих постоянного внимания.
5. Ребенок часто теряет личные вещи, необходимые в школе и дома (карандаши, книги, игрушки).
6. Ребенок не способен усидеть на одном месте, много, но нецеленаправленно двигается (бегает, крутится, ерзает на своем месте, суетится).
7. Ребенок болтлив. Часто начинает отвечать, не подумав и даже не дослушав вопрос.
8. Ребенок с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. В разговоре часто прерывает, пристает к окружающим.
О гиперактивности можно говорить, если: · все вышеперечисленные признаки наблюдаются у ребенка в школе и дома постоянно на протяжении минимум 6 месяцев · начали проявляться до 8-летнего возраста, · приводят к значительному психологическому дискомфорту и дезадаптации ребенка.
Литература по вопросам работы с гиперактивными детьми:
Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях.
Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.
Монина Г., Лютова-Робертс Е., Чутко Л. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь.
Горячева Л., Кругляк Л. Дети-«катастрофы». Как помочь гиперактивному ребенку. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
giperik.docx | 17.35 КБ |