Влияние факторов эмоционального выгорания на профессиональную деятельность педагогов.

Копылова Татьяна Николаевна

Исследование синдрома эмоционального выгорания у педагогов и выявление влияния на него организационных и личностных факторов

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon issl.rabota.zip162.53 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние факторов эмоционального выгорания на профессиональную деятельность педагогов.

Актуальность. В условиях реализации принципов личностно-ориентированного обучения и воспитания, особую актуальность приобретает изучение факторов, препятствующих гуманизации отношений в диаде «воспитатель-воспитанник»  и «педагог-ученик». В связи с большой эмоциональной напряженностью профессиональной деятельности педагога, нестандартностью педагогических ситуаций, ответственностью и сложностью профессионального труда воспитателя и учителя, увеличивается риск развития синдрома «эмоционального выгорания». Неудовлетворенность своей профессиональной деятельностью, вызывает желание сменить профессию. Профессиональная деформация в любой профессии – это нарушение целостности личности, ее неустойчивость и дезадаптация в эмоционально-волевой сфере.  

Теоретическое и практическое значение данной проблемы, ее недостаточная разработанность послужили основанием для выбора темы исследовательской работы.

Цель исследования - исследование синдрома эмоционального выгорания и выявление влияния на него организационных и личностных факторов. 

Объектом исследования -  является  синдром эмоционального выгорания у педагогов.

Предмет исследования – организационные факторы в профессии педагога и личностные качества педагогов.

Гипотеза: Синдром эмоционального выгорания развивается в процессе длительной профессиональной деятельности педагога, а на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности.

Для достижения цели поставлены следующие исследовательские задачи:

 изучить теоретические и методические подходы к исследованию факторов эмоционального выгорания. Уточнить понятие «синдром профессионального выгорания»; исследование личности организационных факторов, инициирующих «синдром эмоционального выгорания» у педагогов; обработка и анализ результатов исследования по данной проблеме; разработать рекомендации по результатам диагностики для психологической помощи педагогам и этапы профилактических мероприятий.

Использовались психодиагностические методы: анализ теоретических и методических источников; диагностические методики: анкетирование (Приложение № 4), методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания” (Приложение № 1), многофакторный личностный опросник FPI. (Авторы: И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел; модифицированная форма “B”) (Приложение № 2), метод  диагностики  межличностных  отношений. (Адаптированный  материал интерперсональной диагностики Т. Лири) (Приложение № 3); беседа; результаты диагностических обследований анализировались и обрабатывались с помощью программы Excel.  

В работе применялись экспериментальные методы: констатирующий эксперимент.

Новизна исследования состоит в следующем: конкретизировано представление о содержании понятия «эмоциональное выгорание педагога»;     выявлена и экспериментально проверена зависимость уровня выраженности синдрома эмоционального выгорания от особенностей организационных и  индивидуально-психологических характеристик педагогов, осуществление психодиагностики, определение этапов преодоления синдрома эмоционального выгорания.

Практическая значимость: апробирован комплект методик по исследованию личностных и организационных факторов, инициирующих  «синдром эмоционального выгорания». Результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности профилактической работы среди педагогов дошкольных и школьных образовательных учреждений  по преодолению эмоционального выгорания. 

На  I этапе был проведен  теоретический (2007–2008) анализ синдрома «эмоционального выгорания». На базе изучения литературы по исследуемой проблеме и  проведен теоретико-методологический анализ содержания синдрома эмоционального выгорания.

На II этапе – эмпирическом (2008–2009), с педагогами проведено исследование синдрома эмоционального выгорания и индивидуально-психологических характеристик личности педагогов, которое подтвердило актуальность исследования этой проблемы, выявило факторы, способствующие возникновению синдрома.

На III этап – аналитический (2009–2010). Проведен анализ и обобщение полученных результатов, сформулированы выводы, предложены практические рекомендации по профилактике возникновения данного синдрома. Экспериментальное изучение выгорания и выявление индивидуально-психологических характеристик педагогов проходило выборочно с  педагогами средних школ и в ЦРР - детский сад «Жаворонок» г. Нерюнгри.

Фазы эмоционального выгорания

1 группа СЭВ сформирован

2 группа СЭВ в стадии формирования

3 группа СЭВ не сформирован

Напряжения

7%

15%

78%

Резистенции

43%

33%

24%

Истощения

16%

29%

55%

В них приняли участие 42 педагога  различного возраста и с разным стажем работы  в возрасте от 22 до 59 лет, со стажем от 3 лет до 40 лет, в основном с высшим и средним специальным образованием. Рассматривая результаты исследований на первом этапе степени эмоционального выгорания у  педагогов по методике В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания» (Приложение № 5), отмечается высокая подверженность педагогов синдрому «эмоционального  выгорания» с разной степенью выраженности его фаз. Анализ результатов исследования показал, что у 31% педагогов не сформированы фазы выгорания, а у 69 % педагогов сформированы или находятся в стадии формирования одна или несколько фаз синдрома эмоционального выгорания, у всех обследуемых

сложились или складываются симптомы эмоционального выгорания. Преобладает фаза резистенции (Приложение № 6) с такими доминирующими симптомами, как «эмоционально-нравственная дезориентация» и «редукция профессиональных обязанностей», это, прежде всего, свидетельствует о формировании профессиональной защитной стратегии, «экономичного», упрощенного стиля профессионально-педагогической деятельности, а также проявлении равнодушия, черствости, бестактности и невнимания в педагогическом общении. В зависимости от стажа, высокие показатели имеют педагоги со стажем работы от 10 до 15 лет. Причем  педагогов с не сформировавшимся синдромом в этой группе не оказалось, синдром в стадии формирования у 71% и сформировался у 29% (возраст 29-39 лет). Проявление симптомов и формирование фаз происходит почти одинаково в разных периодах стажа работы. Анализ проявления личностных  факторов  данного   явления с помощью модифицированной формы "В" (FPI) (Приложение № 8). В данном разделе  особый интерес  представляют педагоги, вошедшие в первую (выгорание произошло хотя бы в одной из  фаз) и третью (выгорание не произошло) группы.  Подводя итоги, можно предположить, что педагогам со сформировавшимся синдромом эмоционального выгорания, более  присущи такие качества как: невротичность, депрессивность, застенчивость, они более подвержены смене настроения, а также являются более феминными. И напротив, педагоги с не сформировавшимся синдромом, являются более маскулинными, обладают гораздо менее выраженными невротичностью и депрессивностью, они менее застенчивы (что подтверждается менее выраженной феминностью), а также имеют менее выраженную эмоциональную лабильность. Следовательно, можно предположить, что, наличие у педагогов, данных личностных характеристик, может влиять на формирование и развитие синдрома эмоционального выгорания. Анализируя результаты (приложение № 7)  диагностики методикой Т. Лири, мы видим, что преобладающим типом межличностных отношений в первой (синдром сформировался) группе является независимый - доминирующий (59,3%). Преобладание данного типа отношений сочетается с такими особенностями, как: черты самодовольства, дистантность, эгоцентричность, завышенный уровень притязаний, выраженное чувство соперничества, проявляющееся в стремлении занять обособленную позицию в группе. Низкая подчиняемость. Властный - лидирующий тип отношений в обеих группах представлен одинаково (25%). Этот тип отношений выявляет уверенность в себе, умение быть хорошим наставником и организатором, свойства руководителя. Характеризуется оптимистичностью, быстротой реакций, высокой активностью, выраженной мотивацией достижений, легкостью и быстротой принятия решений. Рассматривая влияние организационных факторов (приложение № 9), мы видим, что  наиболее   значимыми являются такие факторы как: количество учащихся в классе - при большом количестве детей (30 и более), перегруженность рабочей недели; низкий уровень оплаты труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой. Подводя итоги исследования можно сказать, что  причинами эмоционального выгорания педагогов являются: низкий уровень эмоциональной устойчивости; недостаточное развитие умений и навыков саморегуляции; напряжение, сдержанность, подчиненное поведение, расслабленность; аналитический стиль мышления, ригидность, уровень интеллектуального развития. По результатам проведенной диагностики педагоги были приглашены на индивидуальные консультации. Даны рекомендации по способам саморегуляции и определены стратегии психологической помощи (Приложение № 12, 13)

Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что синдром эмоционального выгорания развивается  в результате  длительной профессиональной  деятельности, не подтверждается. Выраженность фаз синдрома  эмоционального выгорания носит не монотонный возрастающий характер, а существует определенная закономерность его проявления, зависящая от возрастных и профессиональных кризисов педагога. 

В результате исследования была подтверждена  гипотеза о том, что на формирование синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние, как личностные качества педагогов, так и организационные характеристики их деятельности, подтверждается. Обобщая результаты теоретико-эксперементального исследования, можно сделать следующие выводы.

Мы постарались обосновать причины формирования синдрома, рассмотрели динамику его развития в зависимости от стажа практической деятельности. В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также организационные характеристики, влияющие на формирование и развитие данного явления. Выполненное исследование вносит определенный вклад в решение проблемы преодоления педагогом синдрома эмоционального выгорания. Вместе с тем остается осознание, что эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их профессиональную деятельность и самочувствие, но и на отношения близких педагогу людей. Поэтому, необходимость продолжения исследовательской работы закономерна, но только с упором на профилактику и коррекцию негативных последствий синдрома эмоционального выгорания.

Используемая литература.

1. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. ПИТЕР, С.-Петербург,2002 г., с.221.

2.  Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. –М., Информационно-издательский дом ‘’Филинъ’’, 1996.

3. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.М., “Просвещение” 1989г.

4.Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург 1999г.

5.Форманюк Т.В. Синдром “эмоционального сгорания” как показатель профессиональной дезадаптации учителя. Ж. “Вопросы  психологии”,1994  г.,  N6.

6. Орел В.Е. Феномен “выгорания” в зарубежной психологии: эмпирические исследования. Журнал практической  психологии и психоанализа.2001г.сентябрь.

7. Трунов Д.Г. “Синдром сгорания”: позитивный подход к проблеме. Журнал практического психолога. 1998 г., N 5.

8. Юдчиц Ю.А. К проблеме профессиональной деформации. Журналпрактического психолога. 1998 г., N 7.

9. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., Просвещение , 1993 г.

10. Рогов Е.И. Учитель как  объект  психологического  исследования. М.,ВЛАДОС, 1998 г.

11. Митина Л.М., Асмаковец  Е.С. Эмоциональная гибкость учителя. М.,издательство “Флинта”, 2001 г.

12. Колесников Л.Ф. Резервы эффективности педагогического труда.Новосибирск 1985 г.

13. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя.

14. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. С.П., 1997г.

15. Селье Г. “Стресс без дистресса” М.,1982г.

16. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.  Статья.1978. Интернет.

17. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000г.

18. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. М.,  Просвещение, 1989г.

19. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., Педагогика,1991г.

20. Осухова Н., Кожевникова В. Профилактика профессионального выгорания. Школьный психолог.16/2006г.

21. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. М.,2000г.

22.Львова Ю.Л. Социально-педагогические проблемы развития профессиональной и общественной активности учителей. М., 1988г.

23. Шитова И.Ю. Проблемы педагогической профессии и пути  их  разрешения. Интернет 2002г.

24. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. Вопросы психологии N 5, 1988г.

25. Мильруд Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя. Вопросы психологии N6. 1987г.

26. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М.  Специальные способности в  структуре индивидуальности учителя. Вопросы психологии N4. 1994г.

27 Водопьянова Н., Старченкова Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

28. Чернисс К. Профессиональное выгорание: беспокойство за работников и боссов растет. Статья, интернет.

29. Дьяконов Г. Регуляция эмоциональных состояний. Детский  психолог. 1993г.

30. Иевлева С., Шаталова Т., Когда обожжены нервы. Статья 2003г. Интернет.

31. Янковская Н.Как не сгореть на работе, или об эмоциональном выгорании педагогов. Статья. Ж. Народное образование.8/2009г.

32.  Воробьева, М.А. Эмоциональное выгорание педагогов. Диагностика. Профилактика [Текст]: учеб. - метод. пособие / М.А. Воробьева. – Екатеринбург: Изд-во Ур Г И, 2006. – 132 с.

Приложение № 1

Методика исследования эмоционального выгорания
(по В. Бойко)

Назначение методики. Методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания — механизма психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Методика позволяет ответить на следующие вопросы:

Какие симптомы доминируют?

Какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение?

Чем объясняется истощение (если оно выявлено): факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику выгорания, или субъективными факторами?

Какой симптом (симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности?

В каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение?

Какие аспекты поведения человека подлежат коррекции, чтобы эмоциональное выгорание не наносило ущерба ни самой личности, ни профессиональной деятельности ни партнерам?

Инструкция. Внимательно прочитайте каждое утверждение. Они касаются Вашего отношения к работе и к партнерам по профессиональной деятельности: клиентам, коллегам и др. Оцените, насколько каждое утверждение соответствует Вашим мнениям и переживаниям. Отвечайте «да», если Ваше мнение совпадает с утверждением, и «нет», если не совпадает.


п/п

Утверждение

Ответ

 да

нет

1

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться

 

 

2

Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры

 

 

3

Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место)

 

 

4

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее)

 

 

5

Теплота взаимодействия с партнерами очень зависит от моего настроения — хорошего или плохого

 

 

6

От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров

 

 

7

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2–3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался

 

 

8

Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие)

 

 

9

Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг

 

 

10

Моя работа притупляет эмоции

 

 

11

Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе

 

 

12

Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой

 

 

13

Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения

 

 

14

Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения

 

 

15

Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность

 

 

16

Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь

 

 

17

Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты

 

 

18

Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером

 

 

19

Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше

 

 

20

Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено

 

 

21

Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение

 

 

22

Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров

 

 

23

Общение с партнерами побудило меня сторониться людей

 

 

24

При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение

 

 

25

Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций

 

 

26

Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами

 

 

27

Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной

 

 

28

У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п.

 

 

29

Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания

 

 

30

В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра — не получишь зла»

 

 

31

Я охотно рассказываю домашним о своей работе

 

 

32

Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты)

 

 

33

Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу

 

 

34

Я очень переживаю за свою работу

 

 

35

Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности

 

 

36

При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль

 

 

37

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем

 

 

38

Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям

 

 

39

Последнее время (или как всегда) меня преследуют неудачи в работе

 

 

40

Некоторые стороны (факты) моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние

 

 

41

Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно

 

 

42

Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих»

 

 

43

Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми

 

 

44

Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела

 

 

45

Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении

 

 

46

Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души

 

 

47

По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого

 

 

48

После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия

 

 

49

На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки

 

 

50

Успехи в работе вдохновляют меня

 

 

51

Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (почти безысходной)

 

 

52

Я потерял покой из-за работы

 

 

53

На протяжении последнего года была жалоба (были жалобы) в мой адрес со стороны партнера(ов)

 

 

54

Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу

 

 

55

Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции

 

 

56

Я часто работаю через силу

 

 

57

Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь

 

 

58

В работе с людьми руководствуюсь принципом: не трать нервы — береги здоровье

 

 

59

Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать

 

 

60

После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание

 

 

61

Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный

 

 

62

Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю

 

 

63

Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив

 

 

64

Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы

 

 

65

Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной

 

 

66

Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание

 

 

67

Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами

 

 

68

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился

 

 

69

Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют

 

 

70

Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций

 

 

71

Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня

 

 

72

Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства

 

 

73

Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко

 

 

74

Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств

 

 

75

Моя карьера сложилась удачно

 

 

76

Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой

 

 

77

Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать

 

 

78

Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах

 

 

79

Моя усталость на работе обычно мало сказывается (никак не сказывается) в общении с домашними и друзьями

 

 

80

Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил

 

 

81

Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе

 

 

82

Ко всему (почти ко всему), что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство

 

 

83

Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции

 

 

84

Работа с людьми явно подрывает мое здоровье

 

 

Прежде всего, надо обратить внимание на показатели по отдельно взятым симптомам. Их значения могут варьировать в пределах от 0 до 30 баллов:0–9 баллов — симптом не сложился;
10–15 баллов — складывающийся симптом;16–30 баллов — симптом сложился. Симптомы с показателями 20 и более баллов являются доминирующими — для соответствующей стадии или для всего синдрома. Важно выявить, к какой стадии формирования стресса они относятся, и в какой стадии их наибольшее число.

Следующий шаг — определение степени сформированности стадий развития стресса: напряжение, резистенция и истощение.

Степень сформированности стадии определяется в зависимости от суммы баллов (может варьировать в пределах от 0 до 120), набранных по входящим в нее симптомам:0–36 баллов — стадия не сформировалась;37–60 баллов — стадия в стадии формирования;61–120 баллов — стадия сформировалась.

Приложение № 2

Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,  Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма “B”).

Инструкция испытуемому. На последующих страницах имеется ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том, соответствует или не соответствует данное утверждение каким-то особенностям вашего поведения, отдельных поступков, отношения к людям, взглядам на жизнь и т.п. Если вы считаете, что такое соответствие имеет место, то дайте ответ “Да”, в противном случае – ответ “Нет”. Свой ответ зафиксируйте в имеющемся у вас ответном листе, поставив крестик в клеточку, соответствующую номеру утверждения в вопроснике и виду вашего ответа. Ответы необходимо дать на все вопросы. Успешность исследования во многом зависит от того, насколько внимательно выполняется задание. Ни в коем случае не следует стремиться своими ответами произвести на кого-то лучшее впечатление, так как ни один ответ не оценивается как хороший или плохой. Вы не должны долго размышлять над каждым вопросом, а старайтесь как можно быстрее решить, какой из двух ответов, пусть весьма относительно, но все-таки кажется вам ближе к истине. Вас не должно смущать, если некоторые из вопросов покажутся слишком личными, поскольку исследование не предусматривает анализа каждого вопроса и ответа, а опирается лишь на количество ответов одного и другого вида. Кроме того, вы должны знать, что результаты индивидуально-психологических исследований, как и медицинских, не подлежат широкому обсуждению.

Вопросы

Я внимательно прочел инструкцию и готов откровенно ответить на все вопросы анкеты.

По вечерам я предпочитаю развлекаться в веселой компании (гости, дискотека, кафе и т.п.).

Моему желанию познакомиться с кем-либо всегда мешает то, что мне трудно найти подходящую тему для разговора.

У меня часто болит голова.

Иногда я ощущаю стук в висках и пульсацию в области шеи.

Я быстро теряю самообладание, но и так же быстро беру себя в руки.

Бывает, что я смеюсь над неприличным анекдотом.

Я избегаю о чем-либо расспрашивать и предпочитаю узнавать то, что мне нужно, другим путем.

Я предпочитаю не входить в комнату, если не уверен, что мое появление пройдет незамеченным.

Могу так вспылить, что готов разбить все, что попадет под руку.

Чувствую себя неловко, если окружающие почему-то начинают обращать на меня внимание.

Я иногда чувствую, что сердце начинает работать с перебоями или начинает биться так, что, кажется, готово выскочить из груди.

Не думаю, что можно было бы простить обиду.

Не считаю, что на зло надо отвечать злом, и всегда следую этому.

Если я сидел, а потом резко встал, то у меня темнеет в глазах и кружится голова.

Я почти ежедневно думаю о том, насколько лучше была бы моя жизнь, если бы меня не преследовали неудачи.

В своих поступках я никогда не исхожу из того, что людям можно полностью доверять.

Могу прибегнуть к физической силе, если требуется отстоять свои интересы.

Легко могу развеселить самую скучную компанию.

Я легко смущаюсь.

Меня ничуть не обижает, если делаются замечания относительно моей работы или меня лично.

Нередко чувствую, как у меня немеют, или холодеют руки и ноги.

Бываю неловким в общении с другими людьми.

Иногда без видимой причины чувствую себя подавленным, несчастным.

Иногда нет никакого желания чем-либо заняться.

Порой я чувствую, что мне не хватает воздуху, будто бы я выполнял очень тяжелую работу.

Мне кажется, что в своей жизни я очень многое делал неправильно.

Мне кажется, что другие нередко смеются надо мной.

Люблю такие задания, когда можно действовать без долгих размышлений.

Я считаю, что у меня предостаточно оснований быть не очень-то довольным своей судьбой.

Часто у меня нет аппетита.

В детстве я радовался, если родители или учителя наказывали других детей.

Обычно я решителен и действую быстро.

Я не всегда говорю правду.

С интересом наблюдаю, когда кто-то пытается выпутаться из неприятной истории.

Считаю, что все средства хороши, если надо настоять на своем.

То, что прошло, меня мало волнует.

Не могу представить ничего такого, что стоило бы доказывать кулаками.

Я не избегаю встреч с людьми, которые, как мне кажется, ищут ссоры со мной.

Иногда кажется, что я вообще ни на что не годен.

Мне кажется, что я постоянно нахожусь в каком-то напряжении и мне трудно расслабиться.

Нередко у меня возникают боли “под ложечкой” и различные неприятные ощущения в животе.

Если обидят моего друга, я стараюсь отомстить обидчику.

Бывало, я опаздывал к назначенному времени.

В моей жизни было так, что я почему-то позволил себе мучить животное.

При встрече со старым знакомым от радости я готов броситься ему на шею.

Когда я чего-то боюсь, у меня пересыхает во рту, дрожат руки и ноги.

Частенько у меня бывает такое настроение, что с удовольствием бы ничего не видел и не слышал.

Когда ложусь спать, то обычно засыпаю уже через несколько минут.

Мне доставляет удовольствие, как говорится, ткнуть носом других в их ошибки.

Иногда могу похвастаться.

Активно участвую в организации общественных мероприятий.

Нередко бывает так, что приходится смотреть в другую сторону, чтобы избежать нежелательной встречи.

В свое оправдание я иногда кое-что выдумывал.

Я почти всегда подвижен и активен.

Нередко сомневаюсь, действительно ли интересно моим собеседникам то, что я говорю.

Иногда вдруг чувствую, что весь покрываюсь потом.

Если сильно разозлюсь на кого-то, то могу его и ударить.

Меня мало волнует, что кто-то плохо ко мне относится.

Обычно мне трудно возражать моим знакомым.

Я волнуюсь и переживаю даже при мысли о возможной неудаче.

Я люблю не всех своих знакомых.

У меня бывают мысли, которых следовало бы стыдиться.

Не знаю почему, но иногда появляется желание испортить то, чем восхищаются.

Я предпочитаю заставить любого человека сделать то, что мне нужно, чем просить его об этом.

Я нередко беспокойно двигаю рукой или ногой.

Предпочитаю провести свободный вечер, занимаясь любимым делом, а не развлекаясь в веселой компании.

В компании я веду себя не так, как дома.

Иногда, не подумав, скажу такое, о чем лучше бы помолчать.

Боюсь стать центром внимания даже в знакомой компании.

Хороших знакомых у меня очень немного.

Иногда бывают такие периоды, когда яркий свет, яркие краски, сильный шум вызывают у меня болезненно неприятные ощущения, хотя я вижу, что на других людей это так не действует.

В компании у меня нередко возникает желание кого-нибудь обидеть или разозлить.

Иногда думаю, что лучше бы не родиться на свет, как только представлю себе, сколько всяких неприятностей, возможно, придется испытать в жизни.

Если кто-то меня серьезно обидит, то получит свое сполна.

Я не стесняюсь в выражениях, если меня выведут из себя.

Мне нравится так задать вопрос или так ответить, чтобы собеседник растерялся.

Бывало, откладывал то, что требовалось сделать немедленно.

Не люблю рассказывать анекдоты или забавные истории.

Повседневные трудности и заботы часто выводят меня из равновесия.

Не знаю, куда деться при встрече с человеком, который был в компании, где я вел себя неловко.

К сожалению, отношусь к людям, которые бурно реагируют даже на жизненные мелочи.

Я робею при выступлении перед большой аудиторией.

У меня довольно часто меняется настроение.

Я устаю быстрее, чем большинство окружающих меня людей.

Если я чем-то сильно взволнован или раздражен, то чувствую это как бы всем телом.

Мне докучают неприятные мысли, которые назойливо лезут в голову.

К сожалению, меня не понимают ни в семье, ни в кругу моих знакомых.

Если сегодня я посплю меньше обычного, то завтра не буду чувствовать себя отдохнувшим.

Стараюсь, вести себя так, чтобы окружающие опасались вызвать мое неудовольствие.

Я уверен в своем будущем.

Иногда я оказывался причиной плохого настроения кого-нибудь из окружающих.

Я не прочь посмеяться над другими.

Я отношусь к людям, которые “за словом в карман не лезут”.

Я принадлежу к людям, которые ко всему относятся достаточно легко.

Подростком я проявлял интерес к запретным темам.

Иногда зачем-то причинял боль любимым людям.

У меня нередки конфликты с окружающими из-за их упрямства.

Часто испытываю угрызения совести в связи со своими поступками.

Я нередко бываю рассеянным.

Не помню, чтобы меня особенно опечалили неудачи человека, которого я не могу терпеть.

Часто я слишком быстро начинаю досадовать на других.

Иногда неожиданно для себя начинаю уверенно говорить о таких вещах, в которых на самом деле мало что смыслю.

Часто у меня такое настроение, что я готов взорваться по любому поводу.

Нередко чувствую себя вялым и усталым.

Я люблю беседовать с людьми и всегда готов поговорить и со знакомыми и с незнакомыми.

К сожалению, я зачастую слишком поспешно оцениваю других людей.

Утром я обычно встаю в хорошем настроении и нередко начинаю насвистывать или напевать.

Не чувствую себя уверенно в решении важных вопросов даже после длительных размышлений.

Получается так, что в споре я почему-то стараюсь говорить громче своего оппонента,

Разочарования не вызывают у меня сколь-либо сильных и длительных переживаний.

Бывает, что я вдруг начинаю кусать губы или грызть ногти.

Наиболее счастливым я чувствую себя тогда, когда бываю один.

Иногда одолевает такая скука, что хочется, чтобы все перессорились друг с другом. Прошу вас проверить, на все ли вопросы даны ответы.

Ответный лист

Фамилия, имя, отчество________________________________________________

Дата____________________________________Возраст______________________

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

20

39

58

77

96

2

21

40

59

78

97

3

22

41

60

79

98

4

23

42

61

80

99

5

24

43

62

81

100

6

25

44

63

82

101

7

26

45

64

83

102

8

27

46

65

84

103

9

28

47

66

85

104

10

29

48

67

86

105

11

30

49

68

87

106

12

31

50

69

88

107

13

32

51

70

89

108

14

33

52

71

90

109

15

34

53

72

91

110

16

35

54

73

92

111

17

36

55

74

93

112

18

37

56

75

94

113

19

38

57

76

95

114

Ключ

Номер шкалы

Название шкалы и количество вопросов

Ответы по номерам вопросов

да

нет

I

Невротичность 17

4, 5, 12, 15,22,26,31, 41,42,57,66,72,85,86, 89,105

49

II

Спонтанная агрессивность 13

32, 35, 45, 50,64,73,77, 93,97,98, 103, 112, 114

99

III

Депрессивность 14

16,24,27,28, 30,40,48, 56,61,74,84,87,88, 100

IV

Раздражительность 11

6, 10,58,69,76,80,82, 102, 104,107, 110

V

Общительность 15

2, 19,46,52,55,94, 106

3, 8,23,53, 67,71,79.113

VI

Уравновешенность 10

14,21,29.37,38,59,91, 95, 108, 111

VII

Реактивная агрессивность 10

13, 17, 18,36,39,43,65, 75,90, 98

VIII

Застенчивость 10

9, 11,20,47,60,70,81, 83,109

33

IX

Открытость 13

7,25,34,44,51,54,62, 63,68.78,92,96, 101

X

Экстраверсия–интроверсия 12

2,29,46,51,55,76,93, 95, 106, 110

20,87

XI

Эмоциональная лабильность 14

24, 25, 40, 48, 80, 83, 84, 85,87,88, 102, 112, 113

59

XII

Маскулинизм–феминизм 15

18,29,33,50,52,58,59, 65,91, 104

16,20,31,47, 84

                                                                                                                                                                                                       Приложение № 3

Опросник Т. Лири “Диагностика межличностных отношений” (ДМО) адаптация Л.Н. СОБЧИК
Инструкция: “Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она Вашему представлению о себе. Если «да», то зачеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру в сетке регистрационного листа. Если «нет», то не делайте никаких пометок на регистрационном листе. Постарайтесь проявить максимальные внимательность и откровенность, чтобы избежать повторного обследования. Итак, какой Вы человек? (Каким человеком я хотел бы быть? Каков тот человек, которому Вы даете характеристику?)».
Я – человек, который: (или – он/она человек, который:)

Умеет нравится

Производит впечатление на окружающих

Умеет распоряжаться, приказывать

Умеет настоять на своем

Обладает чувством достоинства

Независимый

Способен сам позаботиться о себе

Может проявить безразличие

Способен быть суровым

Строг, но справедлив

 Может быть искренним

Критичен к другим

Любит поплакаться

Часто печален

Способен проявлять недоверие

Часто разочаровывается

Способен быть критичным к себе

Способен признать свою неправоту

Охотно подчиняется

Покладистый

Благодарный

Восхищающийся и склонный к подражанию

Уважительный

Ищущий одобрения

Способный к сотрудничеству, взаимопомощи

Стремится ужиться с другими

Доброжелательный

Внимательный и ласковый

Деликатный

Ободряющий

Отзывчив к призывам о помощи

Бескорыстный

Способен вызывать восхищение

Пользуется у других уважением

Обладает талантом руководителя

Любит ответственность

Уверен в себе

Самоуверен и напорист

Деловитый, практичный

Соперничающий

Стойкий и крутой, где надо

Неумолимый, но беспристрастный

Раздражительный

Открытый и прямолинейный

Не терпит, чтобы им командовали

Скептичен

На него трудно произвести впечатление

Обидчивый, щепетильный

Легко смущается

Неуверенный в себе

Уступчивый

Скромный

Часто прибегает к помощи других

Весьма почитает авторитеты

Охотно принимает советы

Доверчив и стремится радовать других

Всегда любезен в обхождении

Дорожит мнением окружающих

Общительный и уживчивый

Добросердечный

Добрый, вселяющий уверенность

Нежный и мягкосердечный

Любит заботиться о других

Щедрый

Любит давать советы

Производит впечатление значительности

Начальственно-повелительный

Властный

Хвастливый

Надменный и самодовольный

Думает только о себе

Хитрый

Нетерпим к ошибкам других

Расчетливый

Откровенный

Часто недружелюбен

Озлоблен

Жалобщик

Ревнивый

Долго помнит обиды

Самобичующий

Застенчивый

Безынициативный

Кроткий

Зависимый, несамостоятельный

Любит подчиняться

Предоставляет другим принимать решения

Легко попадает впросак

Легко поддается влиянию друзей

Готов довериться любому

Благорасположен ко всем без разбора

Всем симпатизирует

Прощает все

Переполнен чрезмерным сочувствием

Великодушен и терпим к недостаткам

Стремится помочь каждому

Стремится к успеху

Ожидает восхищения от каждого

Распоряжается другими

Деспотичный

Относится к окружающим с чувством превосходства

Тщеславный

Эгоистичный

Холодный, черствый

Язвительный, насмешливый

Злой, жестокий

Часто гневлив

Бесчувственный, равнодушный

Злопамятный

Проникнут духом противоречия

Упрямый

Недоверчивый и подозрительный

Робкий

Стыдливый

Услужливый

Мягкотелый

Почти никому не возражает

Навязчивый

Любит, чтобы его опекали

Чрезмерно доверчив

Стремится снискать расположение каждого

Со всеми соглашается

Всегда со всеми дружелюбен

Всех любит

Слишком снисходителен к окружающим

Старается утешить каждого

Заботится о других

Портит людей чрезмерной добротой.

Приложение № 4

4. Анкета

   1. Какова продолжительность вашего рабочего дня в часах?

   2. Приходится ли вам работать сверхурочно?   а) никогда;   б) иногда;   в) часто.

   3. Сколько примерно времени вы тратите на подготовку к новому рабочему

      дню?

   4. Сколько детей в вашем классе (группе)?

   5. Есть ли среди ваших воспитанников “трудные” дети? Если да, то сколько?

   6. Каковы ваши взаимоотношения с руководством?

   а) чувствую поддержку, одобрение;

   б) нейтральные, нет похвалы, но нет и нареканий;

   в) ощущаю давление и непонимание.

   7. Получаете ли вы дополнительное вознаграждение за добросовестно

      выполненную работу?   а) часто;   б) иногда;   в) никогда.

   8. Каковы ваши взаимоотношения с родителями учеников?

   а) часто слышу слова благодарности;   б) нейтральные, ровные;   в) бывают конфликты, жалобы руководству.

   9. Как бы вы определили уровень вашей заработной платы?

   а) высокий;   б) средний;   в) низкий.

  10. Есть ли у вас удовлетворение от выбранной вами профессии?

  11. Чувствуете ли вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?

  12. Бываете ли вы на курсах повышения квалификации? Если да, то как часто?

  13. Приходится ли вам выполнять работу не соответствующую вашей

      квалификации?   а) никогда;   б) иногда;   в) часто.

   14. Бывает ли, что ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?

Приложение 5

Результаты исследований степени эмоционального выгорания у  педагогов ДОУ и школ г. Нерюнгри по методике В.В. Бойко «Исследование эмоционального выгорания»               

Симптомы

эмоционального

выгорания

Сформировавшееся

эмоциональное

выгорание

Формирующееся

эмоциональное

выгорание

Отсутствие

эмоционального

выгорания

Напряжение

Переживание психотравмирующих обстоятельств

23,25

21,33

10,33

Неудовлетворённость собой

17,3

9,33

6,33

Загнанность в клетку

13,66

16

7,93

Тревога и депрессия

10,16

11

7,33

Резистенция

Неадекватное избирательное эмоциональное

реагирование

22,5

22,33

8,26

Эмоционально-нравственная  дезориентация

19,16

12

8,93

Расширение сферы

экономии эмоций

13,91

10,33

7,13

Редукция профессиональных обязанностей

22

22

7,46

Истощение

Эмоциональный дефицит

24

12,33

6,6

Эмоциональная

отстранённость

19,83

13,33

8,33

Личностная отстранённость (деперсонализация)

20,16

13,66

7,8

Психосоматические и психовегетативные    нарушения

14,08

6,4

6,33

Приложение 6

Уровень «эмоционального выгорания» у  педагогов ДОУ и школ г. Нерюнгри по методике В.В. Бойко

Рис.1. Диаграмма уровня проявления СЭВ.

Фаза резистенции у 43% сформирована, у 33% формируется, у 24% не сформирована. Фаза истощения: у 16% участников исследования сформирована, у 29% формируется, у 55% не сформирована.

Приложение 7

Результаты диагностики межличностных отношений педагогов ДОУ и школ г. Нерюнгри по методике межличностных  отношений. (Адаптированный  материал интерперсональной диагностики Т. Лири)

Тип отношений

1 группа %

синдром сформировался

3 группа %

синдром не сформировался

властный-лидирующий

25

25

независимый-доминирующий

59,3

43,7

недоверчивый-скептический

10,5

31,3

зависимый-послушный

3,9

0

сотрудничающий-конвенциальный

1,3

0

 

Рис.4. Результаты исследования межличностных отношений.

Приложение 8

Исследование личности с помощью модифицированной формы "В"

(FPI) у педагогов ДОУ «Жаворонок» и школ г. Нерюнгри

Рис.5.Результаты исследования личности у педагогов ДОУ и школ г. Нерюнгри.

1 группа - СЭВ сформировался, 3 группа – СЭВ не сформировался.

                                                                                                                                                                                       

Приложение 9

Результаты изучения влияния  организационных  факторов  на   развитие  СЭВ  у воспитателей  ДОУ и педагогов  школ г. Нерюнгри.

Название фактора

%

Сколько детей в вашей  группе?  а) 20

Классе?  б) 30

28%

72%

Есть ли среди ваших воспитанников “трудные” дети?        а) да.

100%

Каковы ваши взаимоотношения с руководством?

а) чувствую поддержку, одобрение;

б) нейтральные, нет похвалы, но нет и нареканий;

в) ощущаю давление и непонимание.


69%

31%

0%

Получаете ли вы дополнительное вознаграждение за добросовестно выполненную работу? а) часто;

б) иногда;

в) никогда.


0%

25%

75%

Каковы ваши взаимоотношения с родителями учеников?

а) часто слышу слова благодарности;

б) нейтральные, ровные;

в) бывают конфликты, жалобы руководству.


10%

73%

17%

Как бы вы определили уровень вашей заработной платы? а) высокий;

 б) средний;

 в) низкий.

0%

1%

99%

Есть ли у вас удовлетворение от выбранной вами профессии? а) да;

 б) нет.

69%

31%

Чувствуете ли вы, что ваша профессия важна и значима в обществе?

а) не важна б) значима.


2%

98%

Бываете ли вы на курсах повышения квалификации? а)  часто? б) редко.

23%

77%

Приходится ли вам выполнять работу не соответствующую  вашей квалификации? а) никогда;

б) иногда;

 в) часто.


23%

77%

0%

Бывает ли, что ваша работа вызывает у вас эмоциональное напряжение?                                            а) да;

б) нет.


85%

15%

Приложение 10

Организация работы по преодолению синдрома «эмоционального выгорания».

Первым этапом психологической поддержки педагогов должно стать информирование их о том, что проблема профессиональной дезадаптации и эмоционального выгорания существует и вызвана объективными причинами – работой в сфере «человек – человек». При таком сообщении нужно ограничиться упоминанием только тех симптомов, которые не будут выглядеть угрожающими. Тогда педагоги воспримут это сообщение с радостью, вызванной тем, что их поняли. Также необходимо сообщить о том, что «синдром сгорания» представляется в виде изменений в состоянии и личности профессионала, того, что отражается на личности человека и его работе. Но нельзя видеть в данном явлении лишь негативную сторону. Симптомы «сгорания» выступают как внешние проявления некоторых естественных процессов, происходящих в работнике во время выполнения им должностных обязанностей. К ним следует относиться как к сигналам, идущим из «внутренней сферы» в «сферу сознания», как способу коммуникации между «скрытым» и «понятным», неосознанным и осознанным. В какой-то мере – это друзья профессионала, помогающие ему узнать, что с ним происходит. Восприятие этих сигналов как врагов означает отказ от предоставляемой возможности более глубокого понимания себя и своей деятельности. Другой аспект «позитивности» синдрома «выгорания» состоит в том, что процессы, происходящие в человеке и выражаемые внешне в симптомах «выгорания», являются не только непатологическими, но даже позитивными, т.е. выполняющими положительную функцию. Другими словами, эти процессы дают возможность педагогу понять, что с ним происходит и, исходя из этого решить, что делать дальше, возможно изменить профессию  или  каким-то образом постараться скорректировать проявления синдрома. Ознакомление педагогов с признаками эмоционального выгорания можно организовать в виде тренингового занятия.

Второй этап стоит посвятить осознанию и принятию педагогами своего страха сделать ошибку, не достигнуть обязательного успеха. В качестве подготовки стоит провести беседу о взаимосвязи эмоционального благополучия и психосоматики

Третий этап необходимо посвятить накоплению ресурсов для изменения. Подойдет метод публичного поощрения педагогов, например, создание стенда с названием «Вам говорим «спасибо». Важна работа по сплочению коллектива (участие в спортивном празднике, совместная поездка, празднование дней рождения).

Когда в коллективе установится атмосфера безопасности, психологам опять можно включаться и предлагать педагогам участие в тренингах, основное содержание которых должны составлять упражнения на «поглаживания». Здесь есть вероятность столкнуться с сопротивлением некоторых педагогов. Но нужно дать им право на это сопротивление, уделить еще большее внимание и показать принятие, тогда уже можно ожидать хороших результатов.

Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять, что происходит. Поэтому нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.

Однако «сгорание» не является неизбежным. Своевременно предпринятые профилактические шаги могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее распространенным средством является непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают. В зарубежной литературе фигурирует даже единица измерения устаревания знаний специалиста, так называемый «период полураспада компетентности», заимствованный из ядерной физики. В данном случае означает продолжительность времени после окончания ВУЗа, когда в результате устарения полученных знаний по мере появления новых знаний и новой информации компетентность специалиста снижается на 50%.

Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.

Важным аспектом в профессиональной деятельности педагога является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда педагог сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов ситуации, когда педагог находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям. Или в случае, если он находится в ситуации оценивания со стороны детей, коллег, других людей.

Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Важная роль отводится процессу самопознания, поскольку, зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно и рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого учебного года.

В связи с тем, что педагогическая работа связана с интенсивным общением с детьми и их родителями, она требует от педагога эмоционально-волевой  регуляции. Поэтому важным является обучение педагогов приемам аутогенной тренировки. Сам аутотренинг представляет собой систему упражнений для саморегуляции психических и физических состояний. Он основан на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности и здоровье.

Для профилактики и преодоления симптомов «эмоционального выгорания» широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов, с которыми сталкивается человек.

Помимо специальных упражнений и занятий, представляется важным научить педагогов разделять профессиональную деятельность и частную жизнью. «Выгорание» усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия педагогов абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием «выгорания», могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью несвязанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.

Рекомендации для профилактики и устранения "выгорания"

1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Первое не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.

 

2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность "выгорания" значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь найти вам разумное решение возникшей у вас проблемы.

3. Использование "тайм-аутов". Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны "тайм-ауты", т.е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.

4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к "выгоранию". Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Определяя реальные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению "выгорания".

 5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.

 6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.

При решении профессиональных задач важно уметь контролировать чувство тревожности и напряженности. Но завершение работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к "выгоранию".

 7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома "выгорания". Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.

Учитывая влияние личностных характеристик на развитие синдрома эмоционального выгорания, перспективным является использование личностно-ориентированных методик и арт-терапевтических техник с целью уменьшения профессионального стресса, профилактики и лечения синдрома эмоционального выгорания. Личностно-ориентированные методики должны быть направлены на познание своих личностных особенностей и развитие необходимых качеств и навыков. Арт-терапевтические техники в данном случае будут способствовать повышению психологической компетентности педагогов, снятию напряжения, развитию умений направлять свои негативные эмоции на неодушевленные предметы. В занятие можно включать приемы сказкотерапии, мандалотерапии, рисование и другие виды творчества.

 

Приложение 11

Пример группового тренинга: Как жить полной жизнью и “не сгореть” на работе.

Занятие №1

Задачи дня: создать в группе атмосферу эмоциональной свободы, открытости, дружелюбия и доверия друг к другу; формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

“Испорченный телефон”

Цель: 

сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сократить дистанцию в общении;

способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

Инструкция: участники встают в колонну по одному, ведущий встает в конце колонны. Все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестом показывает какой-либо предмет (надувной шар, часы, и пр.) первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему и так далее. Последний участник называет предмет.

Условия: все делается, молча, только жестами, но можно попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Что вы чувствовали во время выполнения упражнения? Что трудно было сделать для вас и как вы справились с этим? Что открыли для себя нового?

Характеристика человека по предъявляемой фотографии

Цель: развитие мыслительных процессов и выработка умения слушать и слышать свою интуицию.

Инструкция: выберите любую из предложенных фотографий, внимательно посмотрите на нее и составьте характеристику человека, которого вы видите на этой фотографии.

Рефлексия:

Впечатления от проделанной работы; возможные трудности, с которыми столкнулись во время выполнения задания; находки, которые сделали в ходе выполнения упражнения.

Письма-пожелания

Цель: развитие умения давать и принимать обратную связь.

Инструкция: ведущий раздает участникам группы по листу бумаги, который предлагает прикрепить на спины друг друга и просит написать пожелания тем, кому хочется.

Затем участники группы читают адресованные им письма – пожелания.

Рефлексия:

В обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что они чувствуют сейчас, когда прочитали письмо – пожелание и тогда, когда писали пожелания другим участникам группы.

Овладение техникой интонирования и мимикой

Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая ин формация передается не только словом, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.

Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.

Инструкция: 

А) сказать с разными интонациями в голосе слова: “Здравствуй”, “До свидания” – громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно торжественно и т.д.
Б) войти как глубокая старушка, артистка балета, солдат и т.д.
В) улыбнуться как победитель; побежденный; подхалим, начальнику, начальник подчиненному, мать младенцу.

Рефлексия:

Что может выразить походка (тон и сила голоса) человека: Его профессию? Его эмоции? Его возраст? Как реагирует на разные стили походка?

“Земляничная поляна”

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испытываешь напряжение, “зажатость”, тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он проводит упражнения на релаксацию.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения участников.

Инструкция: сядьте удобно на стул, закройте глаза. Представьте, что вы мысленно перенеслись на земляничную поляну так, как если бы она была перед вами. Земляника созрела, она вокруг, она везде. Побудьте на этой поляне. Попробуйте земляники. Делайте на поляне то, что вы хотите делать. Или ничего не делайте, просто побудьте там”.

Рефлексия:

Как вы себя чувствуете? Какие эмоции вы испытывали во время выполнения упражнения? Что вы открыли для себя нового?

“Пожелание по кругу”

Цель: дать возможность проговорить то, что не успели сказать или обсудить в ходе работы группы.

Инструкция: ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в нас и различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и другие. Самое главное – выговориться. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства и мысли на бумаге (написать или нарисовать что-то).

Рефлексия:

У вас есть возможность выразить, то, что вы не успели сказать раньше

Литература:

Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.

Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/Н.Е. Водопьянова. – СПб.: Питер, 2005. – 184 с.

Митина Л.М. Интеллектуальная гибкость учителя: Психологическое содержание, диагностика, коррекция/ Л.М.Митина. – М.: 2003. – 312 с.

Рогинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях/ Т.И.Рогинская. Психологический журнал – М.: 2002. – № 3 – с. 85–95.

Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.

Рычкова В.В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога/ В.В. Рычкова – Чита: ЧИПКРО, 2005. – 75 с.

Приложение  12

Зависимость выгорания от стажа работы у педагогов ДОУ «Жаворонок» и школ г. Нерюнгри.

Рис. 2.  Динамика развития синдрома эмоционального выгорания

по фазам у педагогов с различным стажем работы.

Приложение  13

Стратегии помощи.

Стаж в годах

Характеристика профессиональной деятельности

Формы взаимодействия психолога и педагога

1-5

Преобладание знаний над умениями;

Концентрация на собственных возможностях;

Склонность к самоизменениям

Открытость новому;

Профессиональный поиск;

Преобладание дисциплинарных мер воздействия на детей, неустойчивость в оценках.

Эмоциональная поддержка

Развитие уверенности в своих силах;

Акцент на достижениях

6-10

Формирование устойчивой профессиональной позиции;

Расширение и совершенствование методов обучения и воспитания;

Повышение значимости профессии

Помощь в осознании ограничений;

Расширение позитивных возможностей.

11-15

Осознание противоречий между имеющимися возможностями и желанием профессиональных изменений;

Возникновение стереотипов в работе, расширение коммуникативных умений.

Привлечение к наставнической и проектной деятельности;

Помощь в рефлексии достижений;

Расширение возможностей к восприятию инноваций;

Привлечение к экспериментальной деятельности.

16-20

Кризис самосознания, между «Я – реальным» и «Я – идеальным»;

Возможное снижение профессионализма и формирование устойчивых механизмов защиты;

Рост увлеченности работой.

Привлечение к наставнической деятельности;

Помощь в обобщении опыта работы и его распространения среди коллег для повышения самооценки педагога.

21-25

Наибольшая увлеченность работой;

Сформированность профессионально значимых качеств;

Критичность и настороженность  во взаимодействии с другими специалистами.

Опора на авторитет педагога;

Привлечение к наставнической деятельности.

Более 25

Возникновение синдрома «эмоционального выгорания»;

Психоэмоциональное напряжение.

Помощь в анализе достижений

Приложение 14

СПОСОБЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ
(САМОВОЗДЕЙСТВИЯ)

I. Способы, связанные с управлением дыханием
Управление дыханием — это эффективное средство влияния на тонус мышц и эмоциональные центры мозга. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению, то есть релаксации. Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.
На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);
– на следующие четыре счета проводится задержка дыхания;
– затем плавный выдох на счет 1-2-3-4-5-6;
– снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4.
Уже через 3–5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.

Способ 2

Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка.
Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

Способ 3

Поскольку в ситуации раздражения, гнева мы забываем делать нормальный выдох,
– глубоко выдохните;
– задержите дыхание так долго, как сможете;
– сделайте несколько глубоких вдохов;
– снова задержите дыхание.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением
Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

Способ 4

Поскольку добиться полноценного расслабления всех мышц сразу не удается, нужно сосредоточить внимание на наиболее напряженных частях тела.
Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза;
– дышите глубоко и медленно;
– пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот);
– постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе;
– прочувствуйте это напряжение;
– резко сбросьте напряжение — делайте это на выдохе;
– сделайте так несколько раз.
В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести.
Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы — удивления, радости и пр.).

Способ 5

В свободные минуты, паузы отдыха, осваивайте последовательное расслабление различных групп мышц, соблюдая следующие правила:
1) осознавайте и запоминайте ощущение расслабленной мышцы по контрасту с перенапряжением;
2) каждое упражнение состоит из 3 фаз: «напрячь–прочувствовать–расслабить»;
3) напряжению соответствует вдох, расслаблению — выдох.
Можно работать со следующими группами мышц:
– лица (лоб, веки, губы, зубы);
– затылка, плеч;
– грудной клетки;
– бедер и живота;
– кистей рук;
– нижней части ног.
Примечание. Чтобы научиться расслаблять мышцы, надо их иметь, поэтому ежедневные физические нагрузки повышают эффективность упражнений на расслабление мышц.

Способ 6

Попробуйте задать ритм всему организму с помощью монотонных ритмичных движений:
– движения большими пальцами рук в «полузамке»;
– перебирание бусинок на ваших бусах;
– перебирание четок;
– пройдите по кабинету (коридору) несколько раз, делая на два шага вдох, и на пять шагов — выдох.

III. Способы, связанные с воздействием слова
Известно, что «слово может убить, слово может спасти». Вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения.
Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.
Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

Способ 7. Самоприказы

Самоприказ — это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.
Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определенным образом, но испытываете трудности с выполнением.
«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» — это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами.
– Сформулируйте самоприказ.
– Мысленно повторите его несколько раз. Если это возможно, повторите его вслух.

Способ 8. Самопрограммирование

Во многих ситуациях целесообразно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах.
– Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями.
– Сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»:
«Именно сегодня у меня все получится»;
«Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
«Именно сегодня я буду находчивой и уверенной»;
«Мне доставляет удовольствие вести разговор спокойным и уверенным голосом, показывать образец выдержки и самообладания».
– Мысленно повторите его несколько раз.

Способ 9. Самоодобрение (самопоощрение)

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
– В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
– Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз.

IV. Способы, связанные с использованием образов
Использование образов связано с активным воздействием на центральную нервную систему чувств и представлений. Множество наших позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики.

Способ 10

Чтобы использовать образы для саморегуляции:
– Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, — это ваши
ресурсные ситуации.
– Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте:
1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес);
2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка);
3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).
– При ощущении напряженности, усталости:
1) сядьте удобно, по возможности, закрыв глаза;
2) дышите медленно и глубоко;
3) вспомните одну из ваших ресурсных ситуаций;
4) проживите ее заново, вспоминая все сопровождавшие ее зрительные, слуховые и телесные ощущения;
5) побудьте внутри этой ситуации несколько минут;
6) откройте глаза и вернитесь к работе.


 

Комментарии

Спасибо за материал.

Копылова Татьяна Николаевна

Татьяна Сергеевна!!!Рада помочь!!!!