ЭССЕ "Путь к себе"
Проблема выбора профессии. Профессиональное выгорание. В моей жизни профессия психолога сыграла большую роль, я нашла себя в этой профессии и работаю с большим увлечением. Ко мне вновь вернулась уверенность в то, что я нужна людям, как когда-то много лет назад!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе педагога-психолога | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе «Путь к себе»
Я с солнца сбрасываю полог,
Я утро начинаю здесь.
Моя профессия - психолог ...
...Или призванье это есть?
Я отмеряю расстоянье
Терпенью, поиску, борьбе,
Моя профессия - признанье,
Моё призванье – путь к себе.
Ольга Коваль
Наверное, единственный в мире человек, которого мне всегда хотелось лучше узнать - это я. Но, чтобы научиться понимать, мне пришлось долго искать себя. Да, понять других, нужно быть умным, а понять себя нужно быть мудрым. Путь к себе был длинным. После школы пошла, учиться в медицинское училище, потом институт, помогала людям справляться с физической болью и мне это нравилось. Но по истечении некоторого времени, я поняла, что это не мое! Меня охватил ужас, почему проработав много лет, пропал интерес к данному виду деятельности? Что это? А может, так было, всегда? Как разобраться в себе? Считая себя трудоголиком, я «сгорала » на работе. Незаконченную работу брала домой и по ночам сидела в ущерб своим домочадцам. Возможно повышенные требования к себе, самоотдача, ответственность за жизнь и здоровье других людей привели к разочарованию в профессии. Постоянными стали мысли о том, что надо что-то менять, так как неудовлетворенность работой может привести к стрессу. Часто встречаются случаи, когда мы по молодости, неопытности и, может быть, наивности, работающие с людьми, воспринимаем все слишком эмоционально (принимаем близко к сердцу) и отдаемся делу без остатка.
Увлеклась психологией и поняла - это мое! Как же долго я к этому шла!
Я решила поменять свою профессию, стать психологом для того, чтобы помочь не только себе, но и другим людям понять и познать себя. Как понять другого человека? Что ж такое душа и как понять изречение «болит душа», и
какова ее природа? Да, душа – это очень глубокий и полностью неосознанный мир человека. Конечно, изучать и познавать этот мир очень даже интересно. А люди? Ведь они обладают разными способностями и вообще мы все разные. Почему? Эти и другие вопросы всегда занимали место в моем сознании, причем со временем интерес постоянно возрастал. Поэтому я считаю, что психология для меня самая лучшая из наук, она познает нас, а мы творим этот мир. В моей жизни профессия психолога сыграла большую роль, я нашла себя в этой профессии и работаю с большим увлечением уже четыре года. Ко мне вновь вернулась уверенность в то, что я нужна людям, как когда-то много лет назад! Работая с детьми, я рассматриваю вопросы тревожности, агрессивности и повышенной подвижности. Стараюсь помочь своим маленьким клиентам найти себя и понять свое состояние, а их родителям разобраться в психологических особенностях своих детей.
Но, возвращаясь к вопросам неудовлетворенностью своей работой, решила изучить феномен выгорания. Благо, что работаю в творческом коллективе педагогов, да и проблема выгорания в исследованиях психологов среди учителей и воспитателей занимает первое место. Что же способствует выгоранию? Теперь- то я узнала причины и поняла, что со мной произошло. Заняться исследованием синдрома выгорания меня подтолкнула и моя жизненная практика. Да, да изучила много литературы, провела беседы с учителями и воспитателями и проведенные мною исследования показали, что работники образования – группа риска по профессиональному выгоранию. Так что же это такое выгорание? Почему происходит такое? Какова причина данной проблемы? «Ничто для человека не является такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек». Наверное, эту метафору можно положить в основу исследований эмоционального выгорания. И как видно из его названия – это эмоциональное состояние человека. Только вот какое? Это чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Сюда можно добавить и низкую зарплату педагога. А какая ответственность лежит на их плечах! Профессиональный
долг обязывает воспитателя и учителя принимать взвешенные решения, они стараются преодолевать раздражительность, отчаяние и сдерживать свои отрицательные эмоции. Он обладает такими личностными качествами, как желание быть полезным, потребностью принимать активное участие в просвещении и воспитании ребенка. А тут выгорание. Для чего оно дано человеку, какую роль выполняет в жизни профессионала? Просто человек устал, и пропала мотивация! Но ведь многие работают, скажут скептики, а результаты? Да работают, потому что надо, потому что нас так учили. Только каково тому, что он чувствует в этом современном мире с его гонками за выживание! Думаю, что повторяющиеся неблагоприятные эмоциональные состояния приводят к закреплению отрицательных личностных качеств, а это-то и сказывается негативно на работе педагога. Вот и результат - общая неудовлетворенность воспитателя и учителя своей работой и желание сменить профессию.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Проблема выгорания, на мой взгляд, представляется очень важной, так как профессиональная деятельность педагогов несет потенциальную угрозу развития синдрома. Считаю, что очень важно психологу, работающему рядом, помочь найти выход из этого состояния. Овладевая профессией психолога, я искренне желаю – быть для людей тем, кому можно довериться. И думаю, что я не опозорю свою профессию равнодушием. Конечно, выбранная мною профессия непростая, ведь в моих руках душа и наверное судьба того человека, который обратился за помощью. Хотя психолог лично не изменяет человека, а лишь помогает ему изменить самого себя, дабы найти свой путь - путь к себе. Я благодарю судьбу за то, что изменила и мой путь в мире профессий. Во-первых: я научилась понимать не только себя, во-вторых: я живу этой работой и горю великим желанием помочь людям потерявшим смысл жизни. «Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизнь других людей красивее и благороднее». А. Эйнштейн.