Научно-исследовательская работа "Взаимосвязь учебной мотивации и системы отношений с окружающими в старшем подростковом возрасте
Данная работа была посвящена проблеме изучения особенностей учебной мотивации в старшем подростковом возрасте и влиянию на нее системы межличностных отношений подростка с окружающими.
Сегодня в практике школы вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Введение всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране требует от учителя повышать качество обучения, укреплять связь обучения с жизнью, формировать у школьников приемы и способы самообразования, самостоятельного добывания знаний, добиваться всестороннего развития личности детей.
Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. На формирование у учащихся положительного отношения к учению направлено использование всех видов проблемно-развивающего обучения, применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учет возрастных особенностей школьников.
В нашем исследовании мы хотим привлечь внимание к тому, что практику изучения учебной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности каждого подростка и учащегося, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также от уровней; по иерархичности учебной мотивационной сферы, по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой, по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов, по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу, по действенности мотивов и их влиянию на поведение и т.д. Все это позволяет оценить зрелость учебной мотивационной сферы учащегося.
Пути становления и особенности мотивации для каждого подростка индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить механизмы формирования положительной устойчивой учебной мотивации и успешности обучения в целом.
Целью нашего исследования является:
изучение влияния системы отношений старшего подростка с окружающими на учебную мотивацию.
Задачи:
1.Анализ системы межличностных отношений подростков
2.Характеристика мотивации учения в подростковом возрасте и пути её формирования.
3.Выявление взаимосвязи между отношениями с окружающими и учебной мотивацией у старших подростков
4.Анализ результатов исследования
Предмет исследования: отношения подростков с окружающими (родителями, сверстниками и учителями) и характер мотивации учения.
Объект исследования: старшие подростки в возрасте 15-16 лет
Гипотеза: благоприятный характер отношений подростка с окружающими способствует позитивной учебной мотивации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 104.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
начального профессионального образования
«Профессиональное училище №63»
Научно-исследовательская работа
По теме: «Взаимосвязь учебной мотивации и системы отношений
с окружающими в старшем подростковом возрасте».
Выполнила: преподаватель спецдисциплин
ГОУ НПО «ПУ №63»
Шамрай Наталья Павловна
г.Балаково
2010 г
Введение
Сегодня в практике школы вопрос о мотивации без преувеличения может быть назван центральным. Введение всеобщего обязательного среднего образования в нашей стране требует от учителя повышать качество обучения, укреплять связь обучения с жизнью, формировать у школьников приемы и способы самообразования, самостоятельного добывания знаний, добиваться всестороннего развития личности детей.
Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает – научить их хотеть учиться. На формирование у учащихся положительного отношения к учению направлено использование всех видов проблемно-развивающего обучения, применение оптимального сочетания разных его методов, форм индивидуальной, коллективной и групповой работы, учет возрастных особенностей школьников. Однако приходится признать, что интерес к учению от начальной к средней школе в должной мере не возрастает и, главное, не всегда приобретает у детей форму сознательного, активного, внутреннего познавательного интереса, который необходим для эффективной реализации методических приемов используемых учителем. На «отход от школы», «мотивационный вакуум» (наблюдаемый чаще всего на рубеже начальной и средней школы, а также в У и УП классах) с тревогой обращают внимание учителя, это явление широко описано в психологической литературе. Главная психологическая причина этого с одной стороны, заключается в недостаточном внимании к формированию учебной деятельности в единстве ее компонентов- мотивов, учебных действий, действий контроля и самооценки, с другой стороны, психологические характеристики учебной деятельности- ее строение, возрастные особенности недостаточно систематизированы, не описаны психологами и не доведены до такого уровня, чтобы лечь в основу практической работы школы. Между тем именно последовательная отработка учебной деятельности, систематически осуществляемая всеми учителями и на всех этапах школьного образования, поможет сделать принципиально важный шаг к формированию мотивов учения и познавательных интересов, как внутренней характеристики самой учебной деятельности. Важный путь управления мотивацией учащихся лежит через психологически обоснованную и соответствующую современным психологическим представлениям организацию учебной деятельности самих школьников, через построение в рамках учебной деятельности различных взаимодействий учащихся со сверстниками и взрослыми.
Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ребенка постоянно изменяющуюся, а иногда и противоречивую структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего доминирующего мотива занимают то одно, то другое побуждение - в зависимости от условий обучения, обстоятельств общения с окружающими и т.д. Чем старше ученик, тем более устойчива его мотивационная сфера, однако даже у зрелого человека она продолжает оставаться динамичным образованием. Для успеха всего учебно-воспитательного процесса необходимо учитывать сложное строение мотивационной сферы, воздействовать на каждую из ее сторон.
Учет этих обстоятельств будет способствовать выявлению в каждом отдельном случае причин отсутствия или снижения мотивации.
Причинами снижения мотивации учения, зависящими от учителя, являются неправильный отбор содержания учебного материала, вызывающего перегрузку или недогрузку школьников; не владение учителем современными методами обучения и их оптимальным сочетанием; неумение строить отношения с учащимися и организовывать взаимодействия школьников друг с другом; особенности личности учителя.
Причинами снижения мотивации, зависящими от ученика, являются низкий уровень знаний; несформированность учебной деятельности, и, прежде всего приемов самостоятельного приобретения знаний; реже - не сложившиеся отношения с классом; в единичных случаях - задержки развития, аномальное развитие. На уровень интереса учащихся к учебному предмету влияет положение той или иной науки в обществе, её престижность, а также разработанность методик её преподавания, состояние школьных учебников
Целью нашего исследования является:
изучение влияния системы отношений старшего подростка с окружающими на учебную мотивацию.
Задачи:
1.Анализ системы межличностных отношений подростков
2.Характеристика мотивации учения в подростковом возрасте и пути её формирования.
3.Выявление взаимосвязи между отношениями с окружающими и учебной мотивацией у старших подростков
4.Анализ результатов исследования
Предмет исследования: отношения подростков с окружающими (родителями, сверстниками и учителями) и характер мотивации учения.
Объект исследования: старшие подростки в возрасте 15-16 лет
Гипотеза: благоприятный характер отношений подростка с окружающими способствует позитивной учебной мотивации.
Исследование проводилось на базе ГОУ «Профессионального училища № 63» г. Балаково, в эксперименте принимало участие 58 подростков в возрасте 15-16 лет.
Экспериментальное исследование системы отношений
старшего подростка с окружающими и особенностей
мотивации учения.
3.1. Организация и методы исследования.
Цель нашего исследования заключалась в изучении влияния системы отношений старшего подростка с окружающими на учебную мотивацию.
Для достижения этой цели в результате исследования необходимо было решить следующие задачи:
Анализ системы межличностных отношений подростков.
Характеристика мотивации учения в подростковом возрасте и пути ее формирования.
Выявление взаимосвязи между отношениями с окружающими и учебной мотивации у старших подростков.
Анализ результатов исследования.
Гипотезу исследования составило предположение, что благоприятный характер отношений подростка с окружающими способствует позитивной учебной мотивации.
Эксперимент проводился в несколько этапов, на базе Государственного образовательного учреждения «Профессиональное училище №63» города Балаково. В исследовании приняли участие 58 испытуемых в возрасте 15-16 лет. Особенностью выборки явилось то, что ее составили преимущественно лица женского пола (81%),что в целом отражает специфику училища.
На первом этапе была проведена диагностика отношений подростков с родителями, учителями и сверстниками. Для этого нами были подобраны следующие методики:
Анкета «Учитель-ученик».
В анкету включено 24 вопроса, выявляющих отношение учеников к учителю по трем параметрам (по 8 вопросов в каждом) – гностическому, эмоциональному и поведенческому.
Гностический компонент выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика. Эмоциональный компонент определяет степень симпатии ученика к учителю. Поведенческий – показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика.
Тест «Подростки о родителях» (ADOR).
Опросник « Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR - сокращенно, подростки о родителях) изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Основой служит опросник, созданный Шафером в 1965 году
Методика модифицирована З.Матейчиком и П.Ржичаном в 1983 году и была апробирована на подростках 13-18 лет в России.
Социометрический метод.
Социометрическое исследование проводилось в двух группах, так как испытуемые, составившие выборку, являются учащимися разных групп. Одна группа женская (членами являются только девушки), другая – смешанная (членами являются как юноши, так и девушки).
Данная методика применима как для начального ознакомления с межличностными отношениями в группе, так и для изучения динамики межличностных отношений в процессе совместного обучения или деятельности. Обязательным условием социометрического исследования выступает включенность каждого из опрашиваемых в систему межличностных отношений данной группы.
На втором этапе исследования нами была проведена диагностика учебной мотивации испытуемых.
На сегодняшний день, к сожалению, мы не можем назвать методики диагностики учебной мотивации, которая бы строго отвечала психодиагностическим требованиям, предъявляемым к опросникам.
Однако в педагогической практике и в психолого-педагогических исследованиях применяются методики, которые все-таки дают возможность получать определенные результаты.
Нами были подобраны две такие методики. Обе они достаточно широко применяются как в исследованиях, так и в деятельности психологической службы школы. Результаты, полученные с помощью этих методик, являются особенно ценными и полезными, когда речь идет не об индивидуальной диагностике, а об исследованиях массовых выборок (классов, школ, ПТУ и т.д.)
Методика «Изучение отношения к учебным предметам» Г.Н.Казанцевой.
Испытуемым раздаются регистрационные бланки, и предлагается ответить на вопросы, которые включены в бланк.
Регистрационный бланк состоит из трех разделов:
Первый раздел составлен с целью выявления предпочитаемых учебных предметов
Второй раздел составлен с целью выявления причин предпочтительного отношения к этим предметам
Третий раздел – для выяснения того, почему ученик вообще учится, какие мотивы преобладают (мировоззренческие, общественные, практически значимые, личностные и другие)
На основе полученных данных делается вывод о ведущих мотивах, лежащих в основе положительного или отрицательного отношения к отдельным предметам и к учению в целом.
Методика изучения мотивов учебной деятельности.
Методика изучения мотивов учебной деятельности разработана на кафедре педагогической психологии Ленинградского университета (модификация А.А. Реана, В.А.Якунина).
Испытуемым раздается бланк со списком мотивов, которые нужно оценить.
При обработке результатов подсчитывается среднее арифметическое значение мотива по всей обследуемой выборке и определяется среднее квадратическое (стандартное отклонение).
Далее определяется частота называния мотивов в числе наиболее значимых по всей обследуемой выборке. На основании полученных результатов определяется ранговое место мотива в данной выборочной совокупности.
На третьем этапе исследования был проведен анализ успеваемости испытуемых. Анализ проводился на основе ведомостей успеваемости и посещаемости за 2003-2004 учебный год, подсчитывалось среднее арифметическое оценок каждого испытуемого за год. Проведение такого анализа необходимо с целью выявления взаимосвязи между характером учебной мотивации и успеваемостью.
На четвертом этапе – проводилась обработка результатов исследования при помощи методов математико-статистического анализа:
Заключительный этап исследования – интерпретация полученных результатов, доказательство правильности предложенной гипотезы, формулировка выводов по данным исследования.
Обсуждение результатов.
Учебная мотивация, представляя собой, особый вид мотивации, характеризуется сложной структурой, одной из форм которой является структура внутренней (на процесс и результат) и внешней (награда, избегание) мотивации. Существенное значение имеют такие характеристики учебной мотивации, как ее устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Учебная деятельность мотивируется иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью занять определенную позицию в системе общественных отношений.
Особенно важными для учебной деятельности являются мотивы интеллектуально-познавательного плана, они сознаваемы, понимаемы, реально действенны. Эти мотивы осознаются человеком как жажда знаний, необходимость в их присвоении, стремлении в расширении кругозора, углублению и систематизации знаний.
По результатам исследования мотивов учебной деятельности испытуемых было выявлено, что проявление познавательных интересов у подростков имеет большую вариативность. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью, у других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих – к большинству из них.
Для старших подростков характерной особенностью учебной мотивации является направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание.
Таблица № 1. Мотивы учебной деятельности.
№ мотива по списку | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
Ср. значение мотива | 6,4 | 6,5 | 5,8 | 6,1 | 5,2 | 6,4 | 5,7 | 5,8 | 5,2 | 5,9 | 4,9 | 5,5 | 5,1 | 5,4 | 4,7 | 5,2 |
Стандартное отклонение | 1,1 | 1,1 | 1,6 | 1,4 | 2,1 | 1,1 | 1,4 | 1,5 | 1,8 | 1,7 | 2,1 | 1,7 | 1,9 | 1,8 | 2,1 | 2,0 |
Ранг мотива | 2 | 1 | 5 | 3 | 9 | 2 | 6 | 5 | 9 | 4 | 11 | 7 | 10 | 8 | 12 | 9 |
№ | СПИСОК МОТИВОВ |
1. | Стать высококвалифицированным специалистом |
2. | Получить диплом |
3. | Успешно продолжить обучение в дальнейшем |
4. | Успешно учиться, сдавать экзамены на хорошо и отлично |
5. | Постоянно получать стипендию |
6. | Приобрести глубокие прочные знания |
7. | Быть постоянно готовым к очередным занятиям |
8. | Не запускать предметы учебного цикла. |
9. | Не отставать от сокурсников |
10. | Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности |
11. | Выполнять педагогические требования |
12. | Достичь уважения преподавателей |
13. | Быть примером сокурсникам |
14. | Добиться одобрения родителей и окружающих |
15. | Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. |
16 | Получить интеллектуальное удовлетворение |
Исследование показало, что в качестве ведущих мотивов учебной деятельности испытуемыми были названы мотивы, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением (« Получить диплом»(6,5), «Стать высококвалифицированным специалистом» (6,4)) и мотив саморазвития и расширения своего кругозора («Приобрести глубокие и прочные знания» (6,4)).
Частота выбора этих мотивов подтверждает их значимость. 67,2% испытуемых учатся для того, чтобы научиться самостоятельно работать, а 62,1% - для расширения умственного кругозора.
Таблица № 2. Частота выбора мотива учебной деятельности
Частота выбора | Мотивы учебной деятельности | ∑f | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | ||
Абс. | 33 | 29 | 29 | 7 | 30 | 31 | 39 | 11 | 13 | 24 | 9 | 4 | 36 | 5 | 33 | 58 |
% | 56,9 | 50 | 50 | 12,1 | 51,7 | 53,4 | 67,2 | 18,9 | 22,4 | 41,4 | 15,5 | 6,9 | 62,1 | 8,6 | 56,9 | 100 |
Доминирование этих мотивов обусловлено все более развивающейся способностью молодых людей к проникновению в свой внутренний мир, пониманию своей особенности и неповторимости, а также к потребности в формировании личной идентичности и стремлении к самостоятельности и материальной независимости.
По данным исследования низкозначимыми мотивами являются мотив «Избежать осуждения и наказания за плохую учебу» (4,7) и мотив « Выполнять педагогические требования» (4,9). Только 8,6% подростков нашей выборки учатся потому, что учителя заставляют. Очень часто учителя не только не пробуждают интереса к учению, а наоборот гасят имеющийся и, более того, отвращают учащегося от изучения отдельной дисциплины, на деле отношение к учителю распространяется на преподаваемый им предмет.
Обобщая полученные результаты нужно отметить, что у 62,1% испытуемых преобладают познавательные мотивы, а у 37,9% - социальные мотивы учебной деятельности.
Установлена (на достоверном уровне значимости) положительная корреляционная связь учебной мотивации с успеваемостью подростка, наиболее плотно связанными с успеваемостью оказались познавательные мотивы (p = 0.69). Также установлено, что связь социальных мотивов учебной деятельности с успеваемостью практически отсутствует, и склоняется скорее в сторону обратной корреляционной зависимости (p = -0,03).
Таким образом, решающее значение для достижения положительных результатов в рамках учебной деятельности имеет познавательная мотивация. Сформированность учебно-познавательных мотивов в структуре мотивационной сферы личности, осознанность этих мотивов способствует формированию положительного отношения к учению, повышению успеваемости и учебной активности учащегося.
В зависимости от того, какие мотивы (познавательные или социальные) являются смыслообразующими и доминирующими мы выделили следующие группы подростков:
1. Подростки с познавательной мотивационной ориентацией.
Для них характерно:
Направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самосознания
Стремление к развитию в процессе обучения таких качеств как воля, целеустремленность
Расширение кругозора в различных отраслях знаний
Стремление к самообразованию и достижению ощутимых и конкретных результатов в учебной деятельности.
Подростки с социальной мотивационной ориентацией.
Эти подростки ориентированы на
Установление прочных отношений с окружающими (родителями, учителями, однокурсниками, друзьями)
Стремление занять определенное место в системе отношений
Выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими
Стремление к материальному достатку, способности самостоятельно обеспечить свое благосостояние
Доминирование мотива самоутверждения, обусловленного наличием потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности
Направленность в учебной деятельности не на процесс, а на результат.
Развитие учебной мотивации является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, характерные для предшествующего периода.
Таким образом, учебная мотивация выступает в качестве личностно-образующей системы и связана с развитием самосознания, осознания положения собственного «Я» в системе общественных отношений.
Отношения подростков со сверстниками находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной. В то же время для подростков важно не просто общаться с товарищами в школе, а занять удовлетворяющее их положение среди одноклассников. Потребность в определенном положении среди сверстников становится доминирующим мотивом в поведении и учебе, который сказывается на эффективности и результативности процесса обучения.
Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группах, на основе анализа карты групповой дифференциации, выявило наличие в обеих группах мелких микрогрупп, обусловленных взаимными выборами членов. Для первой группы (женской) характерно наличие большого количества мелких микрогрупп по 2 – 4 члена в каждой, вторая (смешанная) группа разделена на более крупные микрогруппы в состав которых вошли от 3 до 9 членов, что свидетельствует о меньшей раздробленности и большей контактной сплоченности группы.
Неофициальными лидерами в группах были признаны: в женской группе - испытуемый №4, а в смешанной группе – испытуемый №41.Характерной особенностью является то, что оба лидера принадлежат к «активам» группы, имеют хорошую успеваемость, находятся близко к центру взаимоотношений в группе, но не являются лицами, получившими наибольшее количество выборов. Испытуемый №41 является старостой группы, поэтому статус лидера как официальный, так и неофициальный в данном случае совпадает. Правильность определения лидера группы, как авторитетной личности помогает организовать совместную деятельность и регулировать взаимоотношения в группе.
По данным исследования в обеих группах преобладают низкие статусы – что говорит о неблагополучном социальном самочувствии большинства членов, которые лишены преимуществ активного общения.
Таблица №3. Показатели социометрических статусов (%)
Наименование группы | Социометрический статус | ||
Низкий | средний | высокий | |
1 группа (женская) | 69,2% | 23,1% | 7,7% |
2 группа (смешанная) | 56,3% | 34,5% | 9,4% |
Вычисление коэффициентов отношений показывает, что в смешанной группе коэффициенты взаимности (Кв), самооценки (Кс), коммуникативности (Кк) и благополучия (Кбпк) выше, чем в женской группе, что характеризует преобладание атмосферы взаимного внимания, духа товарищества, высокой внутренней дисциплины в группе.
Таблица №4. Коэффициенты межличностных отношений в группах
Наименование коэффициентов | 1 группа (женская) | 2 группа (смешанная) |
Коэффициент взаимности (Кв) | 0,44 | 0,56 |
Коэффициент коммуникативности (Кк) | 0,73 | 0,81 |
Удельный вес изолированных (Ки) | 0,27 | 0,19 |
Коэффициент самооценки (Кс) | 3,6 | 4 |
Коэффициент благоприятности психологического климата (Кбпк) | 0,58 | 0,69 |
Социометрический статус подростка значимо коррелирует с успеваемостью (0,47) и учебной мотивацией (0,54). Это подтверждает утверждение о том, что то положение, которое подросток занимает в группе влияет на успехи в учебной деятельности.
Результаты, полученные на основе методики «ДМО» Т.Лири, показали, что у 39,6% подростков наблюдается потребность в доминировании, т.е. принятия себя другими или группой других как лидера, которому дозволено говорить большее время, принимать решения. Занять лидерское положение в группе подростку помогают его психологические особенности: высокая потребность в освоении окружающей действительности, стремление к умственному напряжению и физическому труду, разнообразным формам деятельности. Лидеры оценивают себя как более активных, общительных, смелых и решительных, выше отзываются о своих организаторских способностях и умении ладить с людьми, считают себя влиятельными, с высоким уровнем развития силы воли и чувства юмора.
43,1% испытуемых наделяют лидерскими качествами своих сверстников, такие подростки не уверены в своих силах и практически не мотивированы на соперничество, однако отсутствие напористости и активности во взаимоотношениях с одноклассниками не означает, что кто-нибудь из них не хочет занять более высокое положение в группе.
У большей части испытуемых 60,4% наблюдается потребность в аффиляции, т.е. стремление быть в обществе других людей, в дружеском отклике, принятия группой, сверстниками. Они склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, сознательно следуют условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с преподавателями и сокурсниками. Они общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях. Однако только 29,3% испытуемых оценивают своих сверстников, как дружелюбных.
В процессе изучения межличностных отношений подростков и родителей по методике «Подростки о родителях» (ADOR) выявилось, что старшие подростки (юноши и девушки) вкладывают несколько разный смысл в понятия «позитивного интереса», «враждебности», «директивности», «автономности», «непоследовательности» со стороны матери и отца. На основе этого возникла необходимость рассмотрения взаимоотношений родителей и детей в зависимости, как от пола детей, так и от пола родителей.
Сравнительный анализ отношений с родителями мальчиков подростков и девочек-подростков выявил следующие характерные различия:
При психологическом принятии родителями сына у отцов по сравнению с матерями доминирует отсутствие тенденции к лидерству, поскольку они стремятся достичь расположения в почитании их авторитета, не прибегая к силе, в отличие от матерей, которые позволяют себе авторитаризм в межличностных отношениях «ради блага ребенка», в тоже время, у матерей в качестве позитивного интереса мальчики отмечают критический подход к ним и сверхопеку, тогда как у отцов более выражена независимость и твердость позиций. Психологическое принятие и позитивный интерес в отношениях с сыном со стороны матери отмечают 72,7% подростков, в то время как со стороны отца – 57,1%. При позитивном интересе в отношениях с дочерью у матерей на первый план выступает доверие и подчиняемость, а у отцов доминирует уверенность в себе и отсутствие жестокости, авторитарности, что исключает воспитание посредством силового давления, Также как и в отношениях с сыном, психологическое принятие дочери матерью отмечают 76,6% подростков, и только 53,3 – отцом. Это подтверждает высказывания о том, что подростки находятся в большей эмоциональной близости и доверительных отношениях с матерью, чем с отцом.
Директивность матерей в отношениях с сыновьями проявляется в тенденции к покровительству, также они готовы пойти на компромисс ради достижения своей цели, отцы же предпочитают авторитет силы. В отношениях с дочерями директивность матери основана на жестком контроле за поведением дочери, а отцов наряду с этим в зависимости от мнения окружающих. По полученным данным сыновья воспринимают своих родителей более директивными, в отличие от дочерей.
Враждебность родителей сына-подростка отличается тем, что у матери она проявляется в результате борьбы за свою независимость, а у отцов – в тенденции конформности с окружающими. При враждебности и эмоциональном отвержении дочери-подростка, у матерей выявляется конформизм и зависимость от мнения окружающих, у отцов же доминирует жестокость и самоутверждение силой. Показатели враждебности в восприятии отношений с родителями у сыновей выше показателей враждебности родителей отмеченных дочерями.
В отношениях с сыном автономность матерей и отцов основана на желании властвовать, наряду с этим, у матерей чаще отсутствуют требования-запреты в отношении подростка, а у отцов заметна тенденция к отгороженности от сына, хотя иногда, в виде исключения, отцы могут оторваться от дел и внять просьбам подростка. Автономность в отношениях с дочерью носит эмоционально-переменчивый характер и преобладает над контролем.
Непоследовательность воспитания сыновей и дочерей характеризуется как тенденция к экстремально-противоречивым формам проявления и не имеет существенных различий у отцов и матерей.
Обобщив результаты исследования детско-родительских отношений, было выявлено, что позитивный интерес, положительный эмоциональный тон в отношениях с родителями отмечают 64,9% испытуемых, причем в равной степени, как дочери, так и сыновья. Этот показатель преобладает по сравнению с другими, что свидетельствует о теплых, дружественных отношениях с родителями и оказывает влияние на формирование у подростка устойчивого положительного образа «Я», дружественных отношений с окружающими и успешности в деятельности.
С эмоциональным отвержением и враждебностью родителей сталкиваются 18,9% сыновей и 8,8% дочерей. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей, которая может проявляться как явно, по отношению к родителям, так и скрытно.
Отношения между родителями и подростками рассматриваются не только в зависимости от эмоционального принятия или отвержения, но и в связи с типом контроля и дисциплины. Результаты исследования показывают, что оценки своих отношений с родителями у дочерей и сыновей по шкале «Директивность – автономия» обратно пропорциональны: если поведение девочек меньше контролируется и им предоставляется большая свобода действий и автономия, то отношения с мальчиками строятся на основе жесткого контроля со стороны родителей и ограничения самостоятельности подростка (так называемое «мужское воспитание»), что ведет к конфликтным отношениям.
Большое значение для пробуждения познавательного интереса к учебному предмету и учению в целом имеет качество преподавания и личность учителя. От отношений с учителем зависит, будет ли для подростка учебная деятельность интересной и творческой, или заполненной мелкими конфликтами, унылой зубрежкой и скукой.
Исходя из полученных результатов по анкете «Учитель – ученик» существенных различий в оценках подростками отношений с учителями по факторам компетентности, эмоциональности и взаимодействия не выявлено.
Таблица. Показатели отношения подростков к учителям
баллы | Гностический компонент | Эмоциональный компонент | Поведенческий компонент |
7-8 | 18,9% | 5,8% | 15,5% |
4-6 | 60,3% | 68,9% | 67,2% |
1-3 | 20,7% | 25,8% | 17,2% |
∑ баллов | 60,3% | 52,3 | 61,8% |
Скорее всего, это связано с тем, что в своих представлениях образа учителя, а, следовательно, и отношения к нему подростки видят в целостности, совокупности всех этих трех составляющих, причем каждый компонент является одинаково значимым по сравнению с другими.
Детальное рассмотрение полученных данных позволяет сделать некоторые выводы:
Отношения подростка с учителем в основном складываются из взаимодействия в рамках учебной деятельности, реальное общение приобретает регламентированный и формальный характер. Сумма баллов по поведенческому компоненту показывает, что у большинства подростков (61,8%) отношения с учителями складываются именно таким образом.
Вторым по значимости в отношениях с учителями испытуемые выделяют гностический компонент, т.е. компетентность и профессионализм учителя, этот показатель отмечают 60,3% подростков.
Н.К.Крупская писала: «Для ребят идея не отделена от личности. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им человек». Но любимым учителем может быть только учитель любящий. Исследование показывает, что эмоциональный компонент выделяют только половина испытуемых (52,3%). Эмоциональное отвержение, некоторую враждебность, отсутствие взаимопонимания с учителем чувствуют 25,8% испытуемых, характерной чертой является то, что из них 60% являются «троечниками».
Если рассматривать отношения с учителем в контексте успеваемости подростков, то примечателен тот факт, что «отличники» и «хорошисты» чаще чем «троечники» высоко оценивают компетентность учителя, а также лучше взаимодействуют с ним. Количество испытуемых, поставивших высокие баллы по поведенческому компоненту, говорит о том, что 89% из них являются «отличниками» и «хорошистами» и только 11% - «троечники».
Полученные результаты подтверждаются данными диагностики по методике «ДМО» Лири. 36,2% испытуемых отмечают дружественные отношения с учителем, основанные на уважении, доверии и взаимопонимании, из которых большинство (71,4%) являются «отличниками» и «хорошистами».
Корреляционный анализ взаимосвязи учебной мотивации с другими факторами учебной деятельности, подростков показал, что между учебной мотивацией и успеваемостью подростков существует статистически достоверная (вероятность допустимой ошибки 0,01) прямая корреляционная зависимость, т.е. чем выше познавательный интерес к учению, тем выше средний показатель успеваемости.
Также при помощи метода парных корреляций нами было установлено:
Мотивация учения тесно взаимосвязана с социометрическим статусом подростка, коэффициент корреляции равен 0,54, при вероятности допустимой ошибки 0,01. скорее всего это связано с тем, что чем лучше подросток мотивирован на учебную деятельность, тем он лучше учится, а, следовательно, занимает более высокое положение в группе.
На учебную мотивацию оказывает влияние и система отношений подростка с окружающими.
Установлена корреляционная зависимость между мотивацией и отношениями с родителями (0,37), при этом родители являются более значимыми, чем другие окружающие люди. Качественный анализ этой взаимосвязи показывает, что характер познавательной мотивации зависит от доминирования родителей (0,34) больше, чем от дружелюбия (0,25), т.е. требовательные, пользующиеся авторитетом у ребенка, успешные в делах родители положительно влияют на формирование позитивной учебной мотивации подростка. При детальном рассмотрении взаимосвязи учебной мотивации и отношений с родителями в контексте влияния этих отношений на развитие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности, было выявлено, что доминирование родителей оказывает большее влияние на развитие познавательной мотивации подростка (0,35), и практически не влияет на развитие социальных мотивов (0,16), Такое же влияние на мотивы учебной деятельности оказывают и отношения, основанные на любви, уважении и взаимопонимании.
Также значимо влияют на характер учебной мотивации отношения с учителями (0,34).Характерной особенностью, по результатам исследования, является то, что более влиятельной на учебную мотивацию оказалась также шкала доминирования. Подростки признают авторитет учителя, его компетентность, и именно такой учитель может положительно влиять на развитие познавательного интереса к учению. Эмоционально близкие, дружественные отношения с учителем, хотя и оказывают некоторое влияние на учебную мотивацию, но это влияние не значительно. Это подтверждается и данными по анкете «Учитель – ученик», где эмоциональные отношения с учителем выбрали только половина испытуемых. Рассмотрение этой взаимосвязи с точки зрения влияния отношений с учителями на развитие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности показало, что доминирование учителей одинаково влияет как на развитие познавательных, так и на развитие социальных мотивов (0,34 и 0,33).
Отношения со сверстниками, по результатам нашего исследования значительного влияния на формирование учебной мотивации не оказывают (0,23), но если рассматривать парные корреляции между познавательными и социальными мотивами и отношениями со сверстниками, то характерной особенностью этих зависимостей является наличие тенденции пропорциональной обратной связи между шкалой «Дружелюбие – агрессивность» и учебными мотивами (-0,14 и -0,02).По нашему мнению это связано с тем, что чем лучше у подростка складываются отношения со сверстниками, тем меньше он мотивирован на то, чтобы добиться расположения сверстников через достижения в учебной деятельности. И наоборот, очень часто подростки, у которых наблюдаются нарушения в межличностных отношениях со сверстниками, пытаются наладить эти отношения и привлечь к себе внимание через успехи в учебе («Учусь, чтобы товарищи со мной дружили», «Учусь, чтобы добиться одобрения окружающих», «Учусь, чтобы не отставать от сокурсников» и т.д.).
Для наглядного отображения структуры корреляционных зависимостей результатов исследования мы представили ее в виде схемы
Рис. 6. Структура факторного отображения взаимосвязей переменных
Схема показывает, что фактор «Учебная мотивация (УМ)» является общим и тесно взаимосвязан со всеми переменными исследования. Фактор «Успеваемость (УП)» тесно связан и является общим для четырех переменных – «Учебная мотивация (УМ), «Социальный статус (СС)», «Учителя (У)», «Родители (Р)». Факторы «Родители (Р)», «Учителя (У)», «Социальный статус (СС)» взаимодействуют с тремя переменными каждый, фактор «Сверстники (СВ)» является общим для двух переменных.
Таким образом, структура корреляционных зависимостей представляет собой сложную систему связей переменных, замкнутых в единую цепь и взаимодействующих между собой. В этой системе учебная мотивация является общим фактором для всех остальных переменных тесно связанным с ними. Эта связь прямо пропорциональна, что означает, чем выше один показатель, тем выше и другой. Исходя из того, что успеваемость является фиксированным результатом характера учебной мотивации, следует - чем выше успеваемость, тем позитивнее мотивация учения. Отношения подростка с окружающими (родителями, учителями, сверстниками) оказывают влияние на познавательную мотивацию, а через нее влияют на успешность в учебной деятельности. На основании выше изложенного можно сделать вывод, что чем лучше, благоприятнее эти отношения, тем выше успеваемость подростка и, следовательно, его учебная мотивация имеет положительную модальность, что подтверждает гипотезу исследования.
Выводы.
В подростковом возрасте складывается осознанная мотивационная система, иерархия мотивов. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Происходит укрепление широких познавательных и социальных мотивов. Учебно-познавательный мотив совершенствуется как интерес к методам теоретического и творческого мышления, мотивы самообразования связываются с более далекими целями, жизненными перспективами выбора профессии. Социальные позиционные мотивы становятся более дифференцированными и действенными за счет расширения деловых контактов старшего подростка со сверстниками и учителями. Сформированность учебно-познавательных мотивов в структуре мотивационной сферы личности, осознанность этих мотивов способствует формированию положительного отношения к учению, повышению успеваемости и учебной активности учащегося.
Возникает проблема низкой мотивации учения, следствием которой является снижение успеваемости, отсутствие интереса к учебе, равнодушие к выполнению учебных заданий, рост количества неуспевающих подростков, отличающихся апатией и неудовлетворительным отношением к школе.
Процесс формирования мотивационной сферы деятельности управляем. У каждого ученика можно сформировать нужную положительную устойчивую мотивацию к учебной деятельности. Комплексное использование различных путей формирования мотивации таких как, правильная организация учебной деятельности, изменение содержания учебного материала, применение методов проблемно-развивающего обучения, различных коллективных и групповых форм деятельности на уроках, изменение отношения к оценке как качественному анализу деятельности – является эффективным средством мотивации успешной деятельности ученика в учебно-воспитательном процессе.
Одной из главных тенденций переходного возраста является переориентация подростка с родителей, учителей и вообще старших на ровесников, общение с которыми становится ведущей деятельностью.
Отношения со сверстниками находятся в самом центре личной жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности, в том числе и учебной. Подростки дифференцируются на группы и подгруппы, причем по разным признакам, одним из которых является внутриклассная иерархия, основанная на официальном статусе учащихся, их успеваемости или принадлежности к «активу». Тот статус, то положение, которое подросток занимает в группе, сказывается на эффективности и результативности процесса обучения.
Роль родителей как примера для подражания снижается, однако они остаются источником опыта и информации при решении сложных жизненных проблем. В отношениях между подростками и родителями существуют гендерные различия, зависящие как от пола родителей, так и от пола детей. Проблемы в отношениях чаще всего касаются социальных контактов подростка, его внешнего вида, поведения в школе и семье, но в целом большинство подростков характеризуют эти отношения положительно, более доверительно общаясь с матерью, чем с отцом.
Отношения с учителями становятся более дифференцированными, на первый план выдвигаются компетентность и профессионализм учителя. В основном эти отношения складываются из взаимодействия учителя и подростка в рамках учебной деятельности. Реальное общение приобретает регламентированный и формальный характер. Значение имеют и индивидуальные человеческие качества учителя - способность к «пониманию», эмоциональному отклику, сердечность.
Для старших подростков характерной особенностью учебной мотивации является направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Ведущими являются мотивы, связанные с профессиональным и жизненным самоопределением и мотив саморазвития и расширения своего кругозора.
6. В зависимости от того, какие мотивы (познавательные или социальные) являются смыслообразующими и доминирующими были выделены следующие группы подростков:
1) Подростки с познавательной мотивационной ориентацией.
Для них характерно:
Направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самосознания
Стремление к развитию в процессе обучения таких качеств как воля, целеустремленность
Расширение кругозора в различных отраслях знаний
Стремление к самообразованию и достижению ощутимых и конкретных результатов в учебной деятельности.
2) Подростки с социальной мотивационной ориентацией.
Эти подростки ориентированы на
Установление прочных отношений с окружающими (родителями, учителями, однокурсниками, друзьями)
Стремление занять определенное место в системе отношений
Выбор профессии на основе принятия и одобрения этой профессии окружающими
Стремление к материальному достатку, способности самостоятельно обеспечить свое благосостояние
Доминирование мотива самоутверждения, обусловленного наличием потребности в самоуважении, которая может быть реализована через достижения в учебной деятельности
Направленность в учебной деятельности не на процесс, а на результат.
7.Учебная мотивация является центральным связующим звеном в сложной системе взаимозависимостей всех компонентов учебной деятельности. Под влиянием этих компонентов и взаимодействуя с ними, учебная мотивация развивается, приобретая положительную или отрицательную модальность. Характер учебной мотивации проявляется в отношении к учению, которое хорошо фиксируется по такому признаку как успеваемость. Прямая взаимосвязь системы межличностных отношений старшего подростка и учебной мотивации свидетельствует о том, что благоприятный характер этих отношений способствует позитивной учебной мотивации.
Таким образом, в результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что в старшем подростковом возрасте складывается осознанная мотивационная система, иерархия мотивов. Сформированность учебно-познавательных мотивов в структуре мотивационной сферы личности способствует формированию положительного отношения к учению, повышению успеваемости и учебной активности учащегося. Возникающая проблема низкой мотивации учения решается через комплексное использование всех путей и возможностей формирования нужной положительной устойчивой мотивации учения. Важными являются все аспекты человеческих взаимоотношений. Одной из основных целей и стремлений подростков является установление прочных отношений с окружающими (преподавателями, однокурсниками, родителями, друзьями). Для старших подростков характерной особенностью учебной мотивации является направленность на учебно-профессиональную деятельность, на развитие самообразования и самопознание. Учебная мотивация тесно связана со всеми компонентами учебной деятельности. Благоприятно складывающиеся межличностные отношения подростков с окружающими способствуют развитию позитивной учебной мотивации.
Заключение.
Данная работа была посвящена проблеме изучения особенностей учебной мотивации в старшем подростковом возрасте и влиянию на нее системы межличностных отношений подростка с окружающими.
Психологическое изучение мотивации и ее формирование – это две стороны одного и того же процесса воспитания целостности мотивационной сферы личности. Изучение учебной мотивации необходимо для выявления реального уровня и возможных перспектив, а также зоны ее ближайшего развития каждого учащегося.
Анализ литературы по этой тематике показал, что сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности и природы, структуры, а также методам ее изучения (Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, В.Г.Асеев, Л.И.Божович, К.Левин, З.Фрейд, А.К.Маркова и др.). Одни авторы считают, что учение – это усвоение знаний, умений и навыков, другие – ученик, это пассивное воспринимающее устройство, которое учитель наполняет знаниями, информацией, третьи, придерживаются мнения, что ученик – активный субъект, находящийся в процессе постоянного активного взаимодействия со своим окружением. Но, несмотря на разнообразие подходов, мотивация понимается большинством авторов как совокупность, система разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека.
В нашем исследовании мы хотим привлечь внимание к тому, что практику изучения учебной мотивации необходимо проводить на разных этапах развития личности каждого подростка и учащегося, так как результат будет разным в зависимости от познавательных и широких социальных мотивов, а также от уровней; по иерархичности учебной мотивационной сферы, по гармоничности и согласованности отдельных мотивов между собой, по стабильности и устойчивости положительно окрашенных мотивов, по наличию мотивов, ориентированных на длительную временную перспективу, по действенности мотивов и их влиянию на поведение и т.д. Все это позволяет оценить зрелость учебной мотивационной сферы учащегося.
Пути становления и особенности мотивации для каждого подростка индивидуальны и неповторимы. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на общий подход, выявить механизмы формирования положительной устойчивой учебной мотивации и успешности обучения в целом.
Считаем, что в перспективе, продолжая тему нашего исследования, были бы интересными исследования по проблемам: изучение влияния акцентуации и личностных особенностей подростков на учебную мотивацию, изучение особенностей учебной мотивации юношей и девушек, сравнительное исследование влияния на учебную мотивацию отношений с родителями подростков из полных и неполных семей. Значимым было бы исследование по изучению ведущих мотивов учебной деятельности, предпочитаемых учебных предметов, отношений с учителями в рамках учебного заведения (училища, школы).
Практическая значимость исследовательской работы заключается в том, что она раскрывает содержание психологических особенностей учебной мотивации старшего подростка и выявляет ее значимые составляющие.