РЯДОМ С ПОДРОСТКОМ
ПРОГРАММА
«РЯДОМ С ПОДРОСТКОМ»
(Л.Ф. Анн)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6._ryadom_s_podrostkom.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения «___»______________2012 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________________ С.В. Середа «___»______________2012 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор лицея ______________А.В. Кузьмин «___»____________2012 г. |
ПРОГРАММА
«РЯДОМ С ПОДРОСТКОМ»
(Л.Ф. Анн)
5-8 классы
30 часов
Составила
педагог-психолог
Смирнова А.В.
Пояснительная записка.
Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения подростков. Им впервые в жизни предстоит совершить серьёзный выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба и путь к успеху. У подростков на первое место выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного профессионального. В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14-15 лет учащийся готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый профессиональный предварительный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями. При этом психолог рассматривается как ближайшее окружение подростка и, зная психологию этого возраста, психолог должен стать социальным партнёром. От которого учащийся ждёт не готовых решений и советов, а откровенного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.
Данная программа дает возможность подросткам актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, повышать самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь.
Цель курса: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.
Задачи курса:
Построение адекватной Я-концепции;
Развитие навыков саморегуляции;
Развитие критического мышления;
Развитие навыков принятия обоснованных решений;
Приобретение опыта выхода из различных ситуаций;
Формирование навыков преодоления стресса;
Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.
Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:
Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,
Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,
Несформированность навыков принятия решения,
Неуверенность в своих силах, тревожность,
Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.
Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.
Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
Ориентировочные занятия | ||
1. | Занятие № 1. Куда ж нам плыть? | 1 |
2. | Занятие № 2. Каков я на самом деле? | 1 |
3. | Занятие № 3. Кто Я? | 1 |
4. | Занятие № 4. Моя индивидуальность | 1 |
5. | Занятие № 5. Мой дневник. Мнение | 1 |
Развивающие занятия | ||
6. | Занятие № 6. Точка опоры | 1 |
7. | Занятие № 7. Чувство собственного достоинства | 1 |
8. | Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение | 1 |
9. | Занятие № 9. Мои права и права других людей | 1 |
10. | Занятие № 10. Просьба | 1 |
11. | Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей | 1 |
12. | Занятие № 12. Эмоции и чувства | 1 |
13. | Занятие № 13. Обида | 1 |
14. | Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением | 1 |
15. | Занятие № 15. Мои слабости | 1 |
16. | Занятие № 16. Мои проблемы | 1 |
17. | Занятие № 17. Мотивы наших поступков | 1 |
18. | Занятие № 18. Люди, значимые для меня | 1 |
19. | Занятие № 19. Эффективные приемы общения | 1 |
20. | Занятие № 20. Я тебя понимаю | 1 |
21. | Занятие № 21. Взаимопомощь | 1 |
22. | Занятие № 22. Творческая личность | 1 |
23. | Занятие № 23. Как достичь цели | 1 |
24. | Занятие № 24. Полюбить себя | 1 |
25. | Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение | 1 |
26. | Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде | 1 |
27. | Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору | 1 |
Закрепляющие занятия | ||
28. | Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой | 1 |
29. | Занятие № 29. Перед дальней дорогой | 1 |
30. | Занятие № 30. Прощай… | 1 |
Литература
Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.
Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.
Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.
Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.
Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.
Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.
Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие.-СПб.:Изд.»Речь», 2007
Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.
Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.
Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.
Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Москва, 1998.
Хухлаева О. «Тропинка к своему Я» Москва, 2005.