РЯДОМ С ПОДРОСТКОМ

 

ПРОГРАММА

«РЯДОМ С ПОДРОСТКОМ»

(Л.Ф. Анн)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6._ryadom_s_podrostkom.docx22.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль

«РАССМОТРЕНО»

на заседании методического объединения

«___»______________2012 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

_________________ С.В. Середа

«___»______________2012 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор лицея

______________А.В. Кузьмин

«___»____________2012 г.

ПРОГРАММА

«РЯДОМ С ПОДРОСТКОМ»

(Л.Ф. Анн)

5-8 классы

30 часов

Составила

педагог-психолог

Смирнова А.В.

Пояснительная записка.

Изменение приоритетов в образовании, переход к личностно-ориентированной модели обучения требуют от педагогов и психологов новых подходов к решению задач профессионального самоопределения подростков. Им впервые в жизни предстоит совершить серьёзный выбор, от которого будет зависеть дальнейшая судьба и путь к успеху. У подростков на первое место выходит проблема планирования как ближайшего будущего, связанного с обучением, так и перспективного профессионального. В рамках предпрофильного обучения предполагается, что к возрасту 14-15 лет учащийся готов самостоятельно либо при помощи ближайшего окружения оценить свои способности и интересы, осуществить некоторый профессиональный предварительный выбор, спрогнозировать последствия своих решений и затем заняться планомерной деятельностью в соответствии с поставленными образовательными целями. При этом психолог рассматривается как ближайшее окружение подростка и, зная психологию этого возраста, психолог должен стать социальным партнёром. От которого учащийся ждёт не готовых решений и советов, а откровенного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он сам примет решение.

Данная программа дает возможность подросткам актуализировать процесс профессионального и личностного самоопределения, повышать самооценку, совершенствовать навыки самопрезентации, спланировать профессиональный путь.

Цель курса: формирование и развитие личностных и социальных навыков, навыков самопознания и саморазвития.

Задачи курса:

Построение адекватной Я-концепции;

Развитие навыков саморегуляции;

Развитие критического мышления;

Развитие навыков принятия обоснованных решений;

Приобретение опыта выхода из различных ситуаций;

Формирование навыков преодоления стресса;

Развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.

Методы: мозговой штурм, ролевое моделирование, дискуссия, беседа, психогимнастика, элементы арттерапии, рефлексия, диагностика, тренинг по практическим навыкам принятия решения и бесконфликтного общения. Психологу следует учитывать трудности, возникающие у подростка в процессе самоопределения:

Недостаточное знание самого себя, заниженная или завышенная самооценка и уровень притязаний,

Социальная незрелость, отсутствие высших жизненных ценностей,

Несформированность навыков принятия решения,

Неуверенность в своих силах, тревожность,

Несформированность волевой, коммуникативной и мотивационной сферы.

Программа позволит подросткам изучить личностные особенности, повысить психологическую компетентность, овладеть навыками эффективного общения.

Программа рассчитана на 12 занятий по 2 часа в неделю.

Учебно-тематический план.  

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Ориентировочные занятия

1.

Занятие № 1. Куда ж нам плыть?

1

2.

Занятие № 2. Каков я на самом деле?

1

3.

Занятие № 3. Кто Я?

1

4.

Занятие № 4. Моя индивидуальность

1

5.

Занятие № 5. Мой дневник. Мнение

1

Развивающие занятия

6.

Занятие № 6. Точка опоры

1

7.

Занятие № 7. Чувство собственного достоинства

1

8.

Занятие № 8. Уверенное и неуверенное поведение

1

9.

Занятие № 9. Мои права и права других людей

1

10.

Занятие № 10. Просьба

1

11.

Занятие № 11. Я в своих глазах и в глазах других людей

1

12.

Занятие № 12. Эмоции и чувства

1

13.

Занятие № 13. Обида

1

14.

Занятие № 14. Как справиться с плохим настроением

1

15.

Занятие № 15. Мои слабости

1

16.

Занятие № 16. Мои проблемы

1

17.

Занятие № 17. Мотивы наших поступков

1

18.

Занятие № 18. Люди, значимые для меня

1

19.

Занятие № 19. Эффективные приемы общения

1

20.

Занятие № 20. Я тебя понимаю

1

21.

Занятие № 21. Взаимопомощь

1

22.

Занятие № 22. Творческая личность

1

23.

Занятие № 23. Как достичь цели

1

24.

Занятие № 24. Полюбить себя

1

25.

Занятие № 25. Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение

1

26.

Занятие № 26. Будьте собой, но в лучшем виде

1

27.

Занятие № 27. Жизнь по собственному выбору

1

Закрепляющие занятия

28.

Занятие № 28. Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой

1

29.

Занятие № 29. Перед дальней дорогой

1

30.

Занятие № 30. Прощай…

1

Литература

Андриянова Г. «Маленькое путешествие для больших детей» Саратов, 2005.

Анн Л. «Психологический тренинг с подростками» Питер, 2007.

Грецов А. «Тренинг креативности для старшеклассников» Питер, 2007.

Дереклеева Н. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся» Москва, 2004.

Ефимова Н. «Психология взаимопонимания» Питер, 2004.

Зайцев Г. «Регуляция психики» Санкт-Петербург, 2003.

Матвеев Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие.-СПб.:Изд.»Речь», 2007

Потёмкина О. «Тесты для подростков» Москва, 2005.

Рязанова Д. «Тренинг с подростками» Москва, 2003.

Федоренко Л. «Психопрофилактика эмоционального напряжения» Санкт-Петербург, 2003.

Фопель К. «Как научить детей сотрудничать?» Москва, 1998.

Хухлаева О. «Тропинка к своему Я» Москва, 2005.