Работа педагога-психолога с ребенком и семьей при разводе
Описаны этапы работы с ребенком и семье при разводе:
-диагностическое исследование
-консультирование
-коррекция
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_reb_i_semey_pri_razvode.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С РЕБЕНКОМ И СЕМЬЕЙ ПРИ РАЗВОДЕ:
Для исследования психоэмоционального состояния, особенностей личностной сферы и семейных предпочтений была составлена диагностическая программа из двух блоков
1 блок: методики, направленные на выявление психоэмоционального состояния и личностных особенностей детей, оказавшихся в ситуации развода родителей.
1.1. Цветовой тест М. Люшера.
Цель: диагностика нервно-психического состояния, выявление внутриличностных конфликтов.
1.2. «Несуществующее животное» М. З. Друкаревич.
Цель: выявление особенностей личности.
1.3. «Лесенка характера» Дембо - Рубинштейн.
Цель: исследование уровня самооценки.
2 блок: методики, направленные на выявление семейных предпочтений:
2.1. Кинетический рисунок семьи Бернс Р. С., Кауфман С. Х.
Цель: изучение особен-ностей восприятия ребенком семейных взаимоотношений.
2.2. Цветовой тест отношений М. Эткинда.
Цель: изучение эмоциональных компонентов отношений человека к значимым для него людям и отражающим как сознательный, так и неосознаваемый уровень этих отношений.
2.3. Проективная игра «Почта» (модификация теста Е. Антони и Е. Бине).
Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.
Этапы работы с ребенком и его семьей.
1.Первичная консультация:
-знакомство с родителем, выяснение причины обращения (запроса) на консультацию (без присутствия ребенка);
-знакомство с ребенком, установление контакта;
-диагностика психоэмоционального состояния и личностных особенностей ребенка (начальный этап обследования возможен в присутствии родителя). Примеч.: данная диагностика может быть проведена и на втором этапе работы с ребенком, если предварительный этап – знакомство и установление контакта - занял много времени. Однако рисуночные методики помимо своей диагностической цели способствуют установлению контакта с ребенком и вызывают интерес к взаимодействию.
2. Диагностика выявления семейных взаимоотношений и предпочтений членов семьи ребенком в форме индивидуального занятия с ним. На данном этапе работы присутствие родителя нежелательно, чтобы избежать влияния на ребенка при выполнении диагностических заданий, тем более что контакт с ребенком уже установлен на предыдущем этапе работы и тревога перед ситуацией занятия с психологом в определенной степени снята.
3. Консультация родителя по результатам диагностического обследования ребенка. На данном этапе работы психолог знакомит родителя с полученными результатами обследования ребенка, обозначает выявленные проблемы, обсуждает с родителем семейную ситуацию и ее влияние на ребенка, дает рекомендации по преодолению выявленных проблем.
Результаты исследования психоэмоциональных особенностей детей, переживших раз-вод в конфликтном и «благополучном» варианте, и сравнение этих особенностей показывают, что при «благополучном» разводе, когда родители за своими осложнившимися отношениями не забывали о присутствии ребенка в их жизни и заботились о его психологическом состоянии, дети более здоровы и личностно сохранны. Психоэмоциональное состояние и личностные особенности детей, оказавшихся вовлеченными в конфликт родителей, отличаются высоким уровнем напряженности, тревожности, у этих детей часто отмечается нарушение поведения в виде агрессивных реакций, а также наличие невротических реакций и вредных привычек.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что последствия развода для ребенка будут менее травматичны, если родители учтут все обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.