Психологическая подготовка к ЕГЭ
Как справится со стрессом перед экзаменом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._kak_spravitsya_so_stressom_ege.docx | 23.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения «___»______________2012 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________________ С.В. Середа «___»______________2012 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор лицея ______________А.В. Кузьмин «___»____________2012 г. |
ПРОГРАММА
«Психологическая подготовка к ЕГЭ»
(М.Ю. Чибисова)
11 класс
8 часов
Составила
педагог-психолог
Смирнова А.В.
Пояснительная записка
Основанная цель данного курса - развитие психологической устойчивости к предстоящему единому государственному экзамену. Занятия проходят в виде игровых упражнений, дискуссий, деловых игр, лекций.
Все мы неоднократно сдавали экзамены: когда заканчивали школу, поступали в институт, во время сессий. И все мы в целом представляем себе, что это такое. Но в настоящее время система российского образования претерпевает значительные изменения, меняются форма и содержание выпускных и вступительных экзаменов.
Единый государственный экзамен — это новая реальность в нашем образовательном пространстве. И он радикально отличается от привычной формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школьную жизнь.
Вопросы подготовки школьников и педагогов к ЕГЭ рассматриваются на методологических семинарах, совещаниях и «круглых столах» для сотрудников образовательных учреждений, предлагаются материалы для проведения семинаров и курсов. Однако имеющиеся в литературе рекомендации разрознены и не систематизированы. В большинстве случаев считается, что специальной подготовки к ЕГЭ не требуется, выпускникам достаточно пробного экзамена и инструкции по правилам поведения. Мы же считаем, что этого мало, поскольку ЕГЭ принципиально отличается от привычной формы традиционных выпускных экзаменов.
На официальном сайте Министерства образования, посвященном ЕГЭ, представлено огромное количество различных материалов по Единому государственному экзамену для различных категорий читателей: самих выпускников, учителей выпускных классов, организаторов экзамена и т.д.
Все эти документы носят общий инструктивный характер. Вместе с тем остается практически неосвещенной психологическая составляющая Единого государственного экзамена, связанные с ним проблемы психологического характера и возможности психологической поддержки учеников. При рассмотрении проблемы подготовки к ЕГЭ исследователи упоминают важность психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов, но дальнейшего развития и методического обеспечения эта тема не получает. Разработаны также общие рекомендации для выпускников и их родителей, но они тоже, при всей их нужности и важности, во многом имеют обобщенный характер. В педагогической среде по вопросу ЕГЭ высказывается множество мнений: от горячего неприятия до столь же горячего одобрения. Реальность такова, что эксперимент по внедрению ЕГЭ с каждым годом принимает все более широкий размах, а значит, важно не только оценивать его целесообразность и пути совершенствования, но и искать действенные способы поддержки выпускников в тех условиях, в которых экзамен сейчас проводится.
Психологическая поддержка выпускников, сдающих ЕГЭ необходима. С этой целью разработана данная программа на основе работы М. Ю. Чибисовой «Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями».
На занятиях участники тренинга научаются и узнают как:
перестать бояться ЕГЭ и стать более уверенным;
контролировать свое психологическое состояние в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
развить установку на успешную сдачу ЕГЭ;
преодолевать психологические барьеры, мешающие успешной сдаче ЕГЭ;
и, наконец, сможете стать психологически более сильным.
Можно выделить следующие типы личностных и когнитивных трудностей, усложняющих успешную сдачу ЕГЭ:
Когнитивные трудности – это трудности, связанные с особенностями переработки информации, со спецификой работы с тестовыми зданиями. Учащиеся с когнитивными трудностями не могут выбрать оптимальную стратегию подготовки к ЕГЭ. Основная психологическая стратегия работы с такими учащимися должна строиться на выработке собственной стратегии подготовки и сдачи ЕГЭ. Данная стратегия строится на оптимальном использовании временного потенциала.
Личностные трудности – эти трудности обусловлены особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, его субъективными реакциями и состояниями. Прежде всего, к личностным трудностям отнесем высокий уровень тревожности. Основная стратегия работы с учащимися, имеющими личностные трудности, строится на снижении тревожности, связанной с условиями проведения ЕГЭ (незнакомая обстановка, отсутствие знакомых преподавателей, использование только одного канала восприятия и демонстрации своих знаний). К личностным трудностям также может быть отнесены группы риска, представляющие собой доминирование у выпускника определенных личностных трудностей, усложняющих успешную сдачу ЕГЭ.
Процессуальные трудности – это проблемы, которые связаны с самой процедурой Единого государственного экзамена. Выделяют несколько групп процессуальных трудностей: трудности, связанные со спецификой фиксирования ответов, трудности, связанные с ролью взрослого, трудности, связанные с критериями оценки, трудности, связанные с незнанием своих прав и обязанностей.
Исходя из вышесказанного, основной целью образовательной программы «Психологическая подготовка к ЕГЭ» является: оказание комплексной психологической помощи учащимся школ при сдаче ЕГЭ.
Задачи:
Формирование адекватного реалистичного мнения о ЕГЭ;
Развитие установки на успешную сдачу ЕГЭ;
Преодоление психологических барьеров, мешающих успешной сдаче ЕГЭ;
Коррекционная и развивающая работа с личностными и когнитивными трудностями, мешающими подготовке и сдаче ЕГЭ;
Формирование конструктивной стратегии деятельности на ЕГЭ.
Основные формы занятий: тренинговые занятия, деловые игры, психологические практикумы, дискуссии.
Условия проведения: класс или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение. Группа формируется из учащихся одного класса, 15 человек.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Название темы | Кол-во часов |
1. | Что такое Единый государственный экзамен? | 2 |
2. | Индивидуальный способ деятельности | 1 |
3. | Мой учебный стиль | 1 |
4. | Как справится со стрессом на экзамене? | 1 |
5. | Уверенность на экзамене | 1 |
6. | Моя ответственность на экзамене | 1 |
7. | Сдаем ЕГЭ! | 1 |
| Всего | 8 |
Литература
М.Ю. Чибисова Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. – М. 2009.
Н. Стебнева, Н. Королева журнал "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября" № 29/2003.