МЫ-РАЗНЫЕ
Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения младших подростков – адаптированный вариант
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4._mladshie_podrostki._my_raznye.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Лицей имени Героя Советского Союза В.В. Гусева» городского округа Рошаль
«РАССМОТРЕНО» на заседании методического объединения «___»______________2012 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР _________________ С.В. Середа «___»______________2012 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор лицея ______________А.В. Кузьмин «___»____________2012 г. |
ПРОГРАММА
«МЫ-РАЗНЫЕ»
(Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения младших подростков – адаптированный вариант)
9 часов
Составила
педагог-психолог
Смирнова А.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как показали результаты психолого-педагогических исследований, в настоящее время увеличивается доля детей, у которых слабо сформированы навыки конструктивного взаимодействия, ролевого поведения. Во многих классах педагоги и психологи сталкиваются с агрессивно-конкурирующим поведением детей. В связи с увеличивающейся учебно-развивающей нагрузкой у учащихся нет возможности для формирования устойчивой групповой структуры внутри класса. Ребенок, приходя в школу, слабо понимает свою психологическую роль внутри группы, что вызывает состояние тревоги, страха, дезадаптации.
Новые концепции воспитания предлагают родителям воспитывать в детях дух индивидуальности, не заботясь о формировании коммуникативных навыков. Это негативно сказывается на поведении детей в коллективе: они заменяют конструктивные формы общения защитными агрессивными ролями. Данный тренинг направлен на формирование групповой структуры через определенные места каждого ребенка в коллективе. Программа нацелена на работу с младшими школьниками для решения проблем взаимоотношений в классе, школьной дезадаптации.
Цель программы: развитие навыков конструктивного общения в классе, группе через определение психологической ниши каждого ученика, участника тренинга.
Задачи программы: демонстрация индивидуальных особенностей человека; определение психологической ниши каждого ученика в классе; мотивация на совместную конструктивную деятельность.
Основные методы: элементы сказко-, драма-, арт- и гештальт-терапии, методы групповой дискуссии, ролевые и деловые игры, методы символического самовыражения.
Условия проведения. Просторное помещение со столами, стульями, доской. Каждому ребенку на первом занятии желательно выдать альбом, в котором бы выполнялись все индивидуальные работы. После каждого занятия альбомы забирает ведущий, а по окончании всей программы альбомы возвращаются детям. Время проведения каждого занятия – 45 минут. Общее количество часов, необходимое для реализации программы, – 9 (по 1 занятию в неделю). Оптимальное число детей в группе – 12 человек.
Материалы: альбомы для каждого ребенка, конверты, ткань, ленты, карандаши, кисти, краски, бумага, клей, разноцветные нитки, скотч, наклейки, сюрпризы для детей, талисман группы, игровые поля, раздаточные материалы к занятиям, фишки, игральный кубик, большая мягкая игрушка, ватман.
Структура занятий.
Ритуал приветствия участниками группы друг друга, напраленный на создание группового раппорта.
Разминка, которая направлена на включение детей в тренинговый процесс.
Работа со сказкой, выполнение упражнений, направленных на введение детей в тематику занятия, на поиск путей решения заявленной проблемы.
Обсуждение, предполагающее отреагирование упражнения на эмоциональном и рациональном уровнях.
Ритуал окончания занятия, целью которого является создание комфортного климата в коллективе, получение внимания каждым ребенком.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы | Название темы | Содержание темы | Кол-во часов |
1. | Мы – разные | Демонстрация индивидуальных особенностей человека. Осознание своего отношения к «непохожим» людям, поиск «точек соприкосновения», разработка модели конструктивного взаимодействия с «непохожими» людьми. | 3 |
2. | Каждому свое | Определение психологической ниши каждого участника в группе. Индивидуальные особенности участников группы. Позитивное изменение отношения участников друг к другу. Разработка модели конструктивного группового взаимодействия. | 3 |
3. | Давайте дружить! | Совместная конструктивная деятельность. Положительные стороны дружбы. Разработка модели конструктивного внутригруппового общения. Интеграция полученных знаний, умений и навыков. Подстройка к будущему. | 3 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Силина О. Я и мир. Тренинговая программа развития навыков конструктивного общения. «Школьный психолог», № 15, 2008 г.
Вачков И.В. Психология тренинговой работы. Содержательные, организационные и методические аспекты ведения тренинговой группы. М., Эксмо, 2007 г.
Чистякова М.И. Психогимнастика. М., Просвещение, 1990 г.