Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых

Терехина Ирина Николаевна

Важнейшими целями современного образования наряду с формированием знаний и умений являются общее личностное развитие и сохранение психического здоровья школьников.
Большое значение в достижении этих целей имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых, которое осуществляют педагоги и психологи.
Психолого-педагогическая сопровождение – профессиональная помощь обучаемым, направленная на предупреждение и преодоление различных проблем их развития, раскрытие внутреннего потенциала их личности, формирование нового значимого опыта решения проблем саморазвития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения обучаемых.

Важнейшими целями современного образования наряду с формированием знаний и умений являются общее личностное развитие и сохранение психического здоровья школьников.

Большое значение в достижении этих целей имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых, которое осуществляют педагоги и психологи.

Часто, руководствуясь различными методологическими принципами, они определяют технологию своей деятельности, не учитывая возможности и характер деятельности коллег. Но сопровождение учащихся должно носить согласованный и комплексный характер.

Сопровождение – процесс внешней организации самоопределения, основанием для которого является возможность или необходимость внешнего вмешательства в ситуацию выбора пути решения проблемы.

Основным положением теоретической базы комплексного сопровождения является системно-ориентационный подход. Важный компонент этого подхода – понятие ориентира.

Ориентиры – ценности, общественные установки, привязанности, привычки, которые помогают осознать значение ситуации выбора, дают основание для самоопределения в целом и в каждой конкретной ситуации.

Весь процесс жизни можно рассматривать как процесс включения новых ориентиров в имеющуюся систему.

«Ориентационное поле личности» -  целостное объединение различных ориентиров.

Сопровождение, согласно системно-ориентационному подходу,- помощь субъекту развития в формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несёт он сам.

Важнейшая особенность этого подхода – приоритет опоры на внутренний потенциал развития субъекта, т.е. на право субъекта самостоятельно совершать свой выбор и нести за него ответственность.

О.С.Газман выделяет три уровня практической реализации гуманистических идей педагогической поддержки:

1) Макроуровень – политика государства, гарантия прав и свобод человека, экономическая поддержка:

2) Мезоуровень – социальное программы, созданные в рамках министерств, социальных институтов и т.д.;

3) Микроуровень – качество непосредственных контактов между людьми, позволяющих им сохранять человеческое достоинство, реализовать личностный потенциал, не ущемляя при этом другого человека.

Все три уровня связаны между собой.

Сопровождение – метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектом развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора.

Ситуации жизненного выбора – проблемные ситуации, при разрешении которых субъект выбирает путь прогрессивного или регрессивного развития.

Сопровождение – взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем последнего наиболее эффективным методом. К обучению  и воспитанию, таким образом, добавляется новый компонент – педагогическая поддержка: помощь в решении проблем, в познании себя. Предмет пед. поддержки – процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих сохранить своё человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Основные принципы педагогической поддержки:

1) согласие ребенка на помощь и поддержку;

2) опора на силы и возможности личности;

3) вера в эти возможности, ориентация на способности ребенка самостоятельно преодолевать трудности;

4) совместность, сотрудничество, содействие;

5) конфиденциальность (анонимность);

6) доброжелательность и безоценочность;

7) безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;

8) «не навреди».

Цель педагогической поддержки – устранение препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению ребёнка в образовании.

Важное место в концепции сопровождения занимают понятия:

- социальная незащищенность – связана с серьезным и периодическим влиянием негативных эффектов от контактов с социальными учреждениями и отсутствием пользы от данных контактов. Профилактика здесь заключается в устранении факторов, мешающих позитивному развитию ученика, а также в усилении факторов, стимулирующих благоприятное развитие личности;

- социальное неблагополучие – опосредовано такими социальными явлениями, как наркомания, безработица молодежи, правонарушения подростков, психологическая дезадаптация, материальные проблемы, исключение из круга общения и досуговой деятельности, ограничение дружеского участия и наставничества, неравные возможности, предоставляемые окружением для реализации потенциального развития;

- депривация -  явление, обусловленное лишением или ограничением возможностей удовлетворения личностно значимых потребностей субъекта. Это ситуация, при которой возникают препятствия, проблемы, ограничивающие саморазвитие учащихся. Саморазвитие – фундаментальная способность человека становиться и быть субъектом собственной жизни.

Признаком необходимости сопровождения является противоречие между наличием у человека проблемы и его способностью к её разрешению. В процессе сопровождения активность характерна и для носителя проблемы (сопровождаемого) и для помогающего решить проблему. Степень активности влияет на приобретение опыта решения подобных проблем самим сопровождаемым. Носителем проблемы является не только ученик, но и его близкое окружение: семья, педагоги, друзья. Задача сопровождающего – организовать усилия всех заинтересованных лиц, а противоборство любого из них многократно усиливает влияние факторов риска. Т. е. сопровождение может быть направлено как на основного носителя проблемы, так и на представителей его окружения, но оно всегда имеет целью активизацию внутреннего потенциала ключевой фигуры - носителя проблемы.

3 вида сопровождения:

1) предупреждение возникновения проблемы;

2) обучение сопровождаемого методам решения проблем в процессе разрешения проблемной ситуации;

3) экстренная помощь в кризисной ситуации.

Дополнительно выделяют 2 вида сопровождения:

- индивидуально ориентированное – направлено на решение проблем конкретной личности;

- системно ориентированное – предупреждение и решение проблем, характерных для больших групп людей.

Основные группы проблем, решаемых в процессе психолого-педагогического сопровождения:

- определение образовательно-профессионального пути;

- овладение базовым процессом деятельности (обучения, профессиональной деятельности);

- овладение практикой межличностного взаимодействия и взаимопонимания;

- сохранение жизни и здоровья;

- овладение дополнительными процессами деятельности (способность структурировать свободное время, культура отдыха).

Этапы реализации процесса сопровождения:

1) диагностика сути проблемы, её истории и потенциальных сил её носителей;

2) поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь в решении этой проблемы;

3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного решения;

4) оказание сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана.

Принципы сопровождения:

- комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребёнка;

- равнозначность программ сопровождения ребёнка в проблемной ситуации и программ предупреждения их возникновения;

- гарантия непрерывного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;

- принятие сопровождающими во всех проблемных ситуациях стороны ребенка, защита его интересов и прав;

- утверждение необходимости сопровождать, а не направлять развитие.

Основой для оценки качества процесса сопровождения является решение конкретной проблемы обучаемого и обретение им опыта в разрешении аналогичных проблем.

Психолого-педагогическая сопровождение – профессиональная помощь обучаемым, направленная на предупреждение и преодоление различных проблем их развития, раскрытие внутреннего потенциала их личности, формирование нового значимого опыта решения проблем саморазвития.