Роль семьи в сохранении и укреплении психологического здоровья ребёнка

В статье рассмотрен вопрос роли семьи в жизни ребёнка. Отмечена важность периода детства для всей последующей жизни, становления личности человека. Описана сопроводительная работа с семьёй ребёнка на протяжении всего школьного обучения. Обобщён и более подробно описан опыт проведения детско-родительских встреч. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рожкова Ольга Юрьевна,

педагог-психолог первой категории.

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 2 имени В. А. Орлова,

г. Петровск-Забайкальский.

Роль семьи в сохранении и укреплении  психологического здоровья ребёнка

Сейчас очень часто и много говорят о сохранении здоровья, о необходимости  ведения здорового образа жизни.

Но что такое здоровье? Чаще всего мы под этим понимаем отсутствие болезней. Однако понятие «здоровье» не является медицинским термином и трактуется несколько шире.

Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Сегодня  хочется остановиться  на  душевном, психологическом здоровье ребёнка, а  именно на том, какова роль родителей, семьи в сохранении и укреплении этой составляющей здоровья.

Каждый человек как представитель биологического вида имеет определённые врождённые особенности, т.е. строение его тела обуславливает возможность  прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т.д. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в  в понятии «индивид». Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество – он становится личностью.

Таким образом, личность – понятие социальное.

Семья является первым социумом ребёнка после его рождения. И первые взрослые – это родители.  В зависимости от того, удовлетворяются  ли основные потребности ребёнка или нет, уже в первые месяцы жизни закладывается доверие или недоверие к миру. Из сказанного следует, что родительское влияние семьи на ребёнка, на его развитие начинается с момента появления его на свет. В разных семьях разные условия воспитания, поэтому  и вырастают разные дети.

Важно уделять особое внимание периоду детства, выделять значимость роли детского опыта, потому что от него в большей мере зависит успешность дальнейшей жизни.

Все мы родом из детства. Австрийский психолог Зигмунд Фрейд писал: «Все болезни взрослой личности кроются в детских переживаниях».

Детство – это период жизни человека, когда формируются и закладываются  предпосылки, необходимые для будущего становления личности, для успешной её реализации.

Возрастные границы периода детства у разных авторов определены по-разному.  Интересна  модель периодизации жизни человека, предложенная ещё Гиппократом, в виде круга. Гиппократ считал жизнь семилетиями.  Круг разбит на секторы. Границы секторов – это кризисы нашей жизни. В нашем случае период детства определён как промежуток времени от рождения до 21 года.  Этот период разбит на три сектора.

          Рассмотрим время детства от рождения до 7 лет. Определяющую роль в личностном развитии ребёнка в этом возрасте  играют взаимоотношения в семье. В этот период дети открыты для воздействия со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всём. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребёнка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создаёт благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения. Весьма важны стиль общения родителей друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребёнком.

Промежуток жизни от 0 до 7 лет накладывает отпечаток на период     21 – 28 лет, когда человек, как правило, создаёт семью. То, как действовали мать и отец в отношении ребёнка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми.

Возраст семи лет является кризисом в жизни ребёнка. Готовность к обучению в школе – адаптация в ней.

От 7 до 14 лет ребёнок начинает активно заявлять о своих возможностях другим людям, кроме своих родителей. Развивается сфера общения, возникает потребность найти своё место среди сверстников. От того, как будет пройден данный этап, зависит успешность профессионального становления (28-35 лет).

Подростковый кризис – 14 лет.

Становление системы мировоззрения, личностное и профессиональное самоопределение происходит в период от 14 до21 года и оказывает влияние на время жизни от 35 до 42 лет. Показателем является получение или неполучение удовольствия от профессиональной деятельности.

Кризис 21 года – готовность вступления в брачные отношения.

           У человечества есть периоды, которые оно переживает  примерно в одни сроки. Детство, отрочество, юность приходятся на первое двадцатилетие. И эти двадцать лет начала жизни чаще определяют   «качественность», жизненный успех или проблемы последующей жизни человека. Необходимо сопровождать ребёнка, создавать ему условия для  оптимального  развития в период детства.

 Как уже говорилось, семья является   главным социальным фактором становления и укрепления психологического здоровья ребенка. Она  готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни в обществе, передает ему духовные ценности, моральные нормы, образцы поведения, традиции, культуру своего общества.  Семья имеет огромное значение для развития личности и является одним из главных условий полноценного психоэмоционального развития ребенка. В семье ребенок получает свой первый социальный опыт. На становление личности человека влияют не только мама и папа, но и другие члены семьи. Очень важно, чтобы ребенок воспитывался в доброжелательной атмосфере, чтобы в процессе воспитания у родителей было единство взглядов на воспитание. Для сохранения психологического здоровья ребенка родителям важно уделять внимание его внутреннему миру: проблемам и переживаниям, уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, способностях, интересах; его отношениям к людям и жизни как таковой.

Вместе с тем, существуют семейные факторы, оказывающие негативное влияние на психологическое здоровье детей. Среди них:

- нарушение отношений в семье (конфликты между родителями, отсутствие одного из родителей и т.п.);

- нарушение семейного воспитания (детско-родительских отношений).

Внутрисемейные отношения включают в себя и отношения между супругами, и отношения между поколениями (бабушки, дедушки),  и детско-родительские  отношения. Внутрисемейные отношения, в частности детско-родительские отношения, отличаются от других видов человеческих отношений тем, что это эмоционально значимые отношения. Семья – это сложная система. И как в любой системе, изменения в одном компоненте обязательно отражаются в других. Если эти изменения негативные, то и последствия отрицательные.

          Из опыта своей работы могу сказать, что часто одного желания быть хорошими родителями недостаточно, необходимы знания, умения, помогающие эффективно осуществлять воспитательный процесс.

Современная семья терпит кризисные изменения в силу процессов, происходящих в обществе. Изменяются функции семьи в обществе, распределение ролей внутри неё. Поэтому крайне необходимо помочь родителям быть состоятельными в вопросах воспитания.

То, что нарушение внутрисемейных отношений, в первую очередь, детско-родительских, вызывает отклонение в развитие личности,  ни у кого не вызывает сомнений. Вопрос в другом: как с этим работать?

Для оказания помощи родителям, мной была  разработана программа психологической поддержки семьи  «Родительский клуб», которая представляет собой сопроводительную работу с родителями с первого по одиннадцатый класс.

Цель программы: осуществление взаимодействия семьи и школы. Оказание помощи в воспитании ребёнка.

Работа с семьёй носит системный характер с чёткими целями и задачами. Главной задачей всей профилактической работы с семьёй является укрепление детско-родительских отношений, их гармонизация.

           Темы встреч с родителями подобраны с учётом возрастных особенностей учащихся, кризисных моментов жизни (поступление в первый класс, переход в среднюю школу, выбор профессии, сдача экзаменов и т.д.), особенностей образовательного учреждения. Также был проанализирован  опыт общения с родителями, характер запросов от родителей и педагогов.  Данная программа позволяет осуществлять работу с родителями планомерно и последовательно, создавая целостное представление о развитии ребёнка и способах родительского участия в этом процессе.  Программа является хорошей основой, но не застывшим образованием.  В случае необходимости претерпевает изменения в зависимости от ситуации, каких-либо нестандартных случаев, требующих вмешательства в определённый момент.  

Формы работы в рамках программы самые разнообразные. Лекционный материал всегда дополнен проведением анкетирования детей или родителей, работой родителей в творческих группах. Так, чтобы лучше понять отличительные особенности темперамента человека и в дальнейшем учитывать эти особенности при воспитании своего ребёнка, родители сочиняют сказки, где  главный персонаж выступает, то в роли  холерика, то меланхолика, то флегматика. Также  на встречах с родителями я обращаюсь к их прошлому чувственному опыту. Например, воспоминания как их родители выражали свою любовь к ним, что они переживали в те или иные периоды своего детства, помогают лучше понять своего ребёнка, его переживания сейчас.  Такой творческий подход к организации встреч  помогает раскрепостить родителей, создать атмосферу доброжелательности и открытости, а значит  сделать их более восприимчивыми для воздействия.  

Но особой формой работы, на которой хочется остановиться подробнее, являются детско-родительские встречи, где присутствуют и дети, и родители. Причём присутствовали на таких встречах не только родители, но и другие родственники ребёнка (бабушки, дяди, тёти), что также имеет свою ценность.   Такие встречи дают абсолютно другие возможности коррекции детско-родительских отношений.

Уже несколько лет для родителей и детей 7-ых  классов  проходит детско-родительская встреча «Семейная гостиная».   Родители имеют возможность услышать мнение детей о том, чем для них является семья, родители, родной дом.  Это очень важно для установления доверительных отношений. Участие в мини-тренинге даёт возможность пополнить «эмоциональный резервуар» близкого человека, даря друг другу комплименты.  Во второй части встречи   семьи принимают участие в увлекательной игре.  Родитель и ребёнок имеют возможность понять, как хорошо они знают друг друга, отвечая на вопросы с помощью сигнальных карточек, а также выбирая вариант ответа.  Заканчивается встреча творческой работой в группах. Семейные пары создают «дома счастья» из обычной серой картонной коробки с помощью материалов для творчества и своего воображения. Выполняют эту работу они с большим увлечением.  Ребята тут же сочиняют стихи о созданных домах, о том кто будет в них жить.

Для 8-ых классов проходит детско-родительская встреча «Границы: зачем они нужны подростку и его родителям».  Обсуждается необходимость семейных правил для всех членов семьи. Работая в диаде  родитель-ребёнок, семья  анализирует, есть ли в семье правила, как часто они нарушаются, кого эти правила касаются, и кто их ввёл. Как часто приходится слышать, что вот так вместе  что-то обсудить у семьи случается впервые. А ведь это первая ступенька навстречу друг другу родителей и уже повзрослевших, стремящихся к самостоятельности детей.

 Воспитание вообще не может осуществляться вне системы личностных, неформальных, доверительных отношений. Именно эти отношения поддерживают человека, воспитывают его и перевоспитывают, адаптируют к тем или иным условиям, формируют в нем установки и ценности. Для детей эти отношения необычайно важны и даже судьбоносны.

     

Библиографический список

1.    Маклаков А.Г. Общая психология. – Питер, 2000

2.    Сенгеева Т.Н. Развитие личности на различных этапах. – Улан-Удэ, 2001    

3.   Чеснокова В., Абрамкин В.   Некоторые причины девиантного  поведения детей и подростков.  http://www.narkom.ru/publ/info/523

4.  Белоглазова О.Г.  Роль семьи в обеспечении психологического здоровья ребёнка.  http://opmpk55.ru