"Жить здоровым здорово!"

План - конспект психологического занятия с элементами тренинга для подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_molchanova_anna_valerevna.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект занятия с элементами психологического тренинга

«Жить здоровым здорово!»

     Наиболее эффективным методом  профилактической работы  являются  тренинговые занятия.  Для подростков особенно актуально мнение   не   медицинских   экспертов,   а   их   возрастного   окружения, являющегося референтной группой в этот период.

Цель – помощь в принятие личной ответственности за свое поведение и выбор жизненного пути.

 Задачи:

1. Создание условий для личностного роста, предупреждение асоциального поведения   и дезадаптации среди подростков.

2. Формирование эмоциональной, когнитивной, и поведенческой установки на неприятие употребления ПАВ;

3. Развитие самосознания и индивидуальных способностей.

Форма работы: мероприятие с элементами тренинга.

Участники: состав группы – не более 15 подростков (оптимальный  10 - 12);

Возраст: 15-17 лет.

Условия проведения: проветренное помещение, стулья по количеству участников.

Время проведения: 40-60 минут

Перед проведением психологического мероприятия с элементами тренинга, необходимо, чтобы все участники группы приняли общие для всех правила обращения и поведения в группе:

Конфиденциальность – все, происходящее в группе, не выходит за пределы круга;

Правило времени – работа от начала да конца без опозданий и в одном составе;

«Здесь и теперь»  - обсуждая какую-либо информацию, мы говорим о ней «здесь и сейчас», не ссылаясь на события, участниками которых были другие люди;

Правило «Стоп» - члены группы могут быть искренними в своих суждениях, откровенны настолько, насколько они считают это возможным в данный момент, в атмосфере данной группы. Каждый участник группы имеет право в любой момент приостановить свою работу, если считает это необходимым;

«Я - высказывания» - каждый человек в группе говорит только от своего имени, так он берет ответственность за то, что в реальности думает, чувствует;

Необходимая активность – ответственность каждого за результаты группы, так как эффективность групповой работы зависит от вклада каждого члена. Необходимо сориентировать всех участников на совместную работу, подчеркнув, что нет готовых решений для каждого человека и для любого случая. Истину они должны найти сами.

 План мероприятия с элементами тренинга.

Часть

Время

Цель и содержание

1.

«Цвет»

5 мин

Определение эмоционального состояния участников.

2.

«Жизнь с болезнью»

15 мин

Продемонстрировать неизбежность потерь при пренебрежении своим здоровьем

3.

Практическая часть

15-30

Выполнение задания на ватмане, с использованием домашних заготовок

4.

«Конверт для добрых пожеланий»

10 минут

Эмоциональная разрядка, получение участниками эмоциональной  поддержки от группы

Описание упражнений:

«Цвет»

Продолжительность: 5 минут.

Цель: определение эмоционального состояния участников.

Необходимый материал: небольшие квадраты цветной бумаги основных цветов.

Процедура: каждый участник выбирает один из квадратов и говорит: «Этот цвет похож на меня, потому что...».  Эти квадратики участники сохраняют до конца мероприятия, а потом сдают ведущему.

«Жизнь с болезнью»

Продолжительность: 20 минут.

Цель: Продемонстрировать неизбежность потерь при пренебрежении своим здоровьем. Необходимый материал: ручки, по 8 листочков бумаги на каждого участника.

Процедура:

Ведущий выдает каждому по 8 листочков бумаги и просит написать по 4 названия любимых блюд, любимых занятий, увлечений.

Ведущий: «Давайте поставим себя на место человека, который попал в зависимость от лени,  от нежелания заботиться о своём здоровье для того, чтобы лучше понять, что может происходить в его жизни. Итак, человек выбрал удовольствие, которое получает от лени. За любое удовольствие надо платить… и не только деньгами. Поэтому я прошу отдать по 1 карточке с любимым блюдом, занятием».

Далее зависимость требует следующих жертв, и участники отдают еще 2 листочка. После этого ведущий сам проходит по кругу и забирает, не глядя, по 1 листку у каждого участника. Это символизирует то обстоятельство,  что человек потерявший здоровье не может контролировать ситуацию. Все, что осталось у участников, - это возможный вариант того, что пренебрежение здоровьем может сделать с жизнью человека.

Затем проводится обсуждение того, какие чувства испытывали участники при расставании с карточками, с чем было труднее расставаться, что они чувствуют после окончания упражнения.

После игры обязательно проводится эмоциональная разгрузка для того, чтобы вывести участников из игровой ситуации.

3. Выполнение практического задания с использованием домашних заготовок (высказывания известных людей о спорте и здоровье). На листе ватмана необходимо выполнить плакат на тему: «Жить здоровым – здорово!». Написать лозунг о здоровье и цитаты.

4. «Конверт для добрых пожеланий»

Продолжительность: 15 минут.

Цель: эмоциональная разрядка, получение участниками эмоциональной поддержки от группы.

Необходимый материал:  ручки, конверты, листы бумаги.

Процедура: для каждого участника надписываются конверты. Далее все участники пишут каждому члену группы добрые пожелания, благодарности и складывают в конверты по именам. Конверты раздаются участникам, они знакомятся с их содержимым и делятся своими впечатлениями.

Список использованной литературы:

1. Методическое пособие, информационная профилактическая программа «Сталкер», профилактика вовлечения в аддиктивное поведение детей и подростков. Н.А. Зубова, С.М. Тихомиров. Научно-производственная фирма «Алматея», Санкт-Петербург 2003.

Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами и формирования навыков здорового образа жизни в образовательных учреждениях, /Методическое пособие/ Составители: Н. Г. Гончарова, П.В. Гончарова, О. В. Ладыженская, Л. М. Козбева,  И. Б. Кушнаренко, Краснодар, 2006.