Своевременная профилактика
Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем хорошо наполненный. Мишель де Монтень.
Самый благоприятный возраст для развития интеллектуальных и творческих способностей человека от 3 до 10 лет, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.
Единство мозга определяется сочетанием двух свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием. Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную целостную систему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_meshochkam.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Мозг, хорошо устроенный,
стоит больше, чем мозг
хорошо наполненный.
Мишель де Монтень.
Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих способностей человека от 3 до 10 лет, когда кора больших полушарий окончательно не сформирована.
Единство мозга определяется сочетанием двух свойств: межполушарной специализацией и межполушарным взаимодействием. Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе. Один из способов развития межполушарного взаимодействия – это кинезиологическая коррекция. Кинезиологические упражнения – позволяют активизировать межполушарное взаимодействие.
Существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость интеллектуальной и моторной деятельности. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Регулярные занятия позволяют развивать комиссуры (мозолистое тело), как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий. Это обеспечивает целостность работы головного мозга. Работы В.М. Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.
Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушарий к интеграции. «Координационная неспособность к обучению может быть устранена путём овладения двигательными упражнениями. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями. Использование элементов кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения (девиантное поведение подростков), отклонения в развитии психических процессов и речи.
Кинезиологические упражнения «Живые мешочки», разработанные на основе рекомендаций А.Л.Сиротюк, Дудьева В.П. и педагога-психолога Котовой (из города Вилючинска, Камчатский край), применяются в нашей школе, начиная с подготовительного класса. Эта работа продолжается третий год. Учитель начальных классов И.В.Орехова применяет кинезиологические упражнения с мешочками на физминутках. Итогом занятий в первом классе стала 100% адаптация учащихся в школе. Результат проведённой диагностики во вторых классах: средний показатель уровня школьной мотивации (Методика Лускановой) в экспериментально группе – 23, а в контрольном группе – 22,6. Также отличаются и показатели по методике Социометрия. Уровни сплоченности классов: экспериментальный класс Ис. = 0,008(индекс сплочённости), контрольные классы: 1 - Ис. = 0,00543, 2 - Ис. = 0,002. Индексы экспансивности (потребности учащихся в общении с данной группой): экспериментальный класс: Иэ.= 0,23, контрольные классы: 1- Иэ. = 0,125, 2 - Иэ. = 0,04. В экспериментальном классе явно выделяется лидер, с высоким социометрическим статусом, что свидетельствует о более высокой степени сформированности классного коллектива. Работу по применению кинезиологических упражнений с «Живыми мешочками планируем продолжить и в следующем учебном году.
Упражнения с мешочками.
1.Мешочек кладём на тыльную сторону ладони и начинаем плавные движения влево и вправо, вверх и вниз. Круговые движения рук. Меняем руки и повторяем упражнение. Мешочек не должен падать.
2.Подбрасывание мешочка по очереди каждой рукой.
3.Подбрасывание мешочка с хлопком двумя руками – хлопаем в ладоши и ловим мешочек.
4.Жонглирование двумя мешочками.
5.Бросание мешочков друг другу одновременно, только так, чтобы мешочки не падали. Например: бросаем правой рукой – ловим левой, бросаем правой – ловим правой, бросаем левой – ловим левой. Действия проговариваем.
6.Подбрасываем мешочек в прыжке, поворачиваемся на 180 градусов и ловим мешочек.
7.Подбрасываем мешочек, хлопаем в ладоши под согнутой в колене ногой. Ловим мешочек.
8. Возьмите мешочек двумя руками, закройте глаза, перебирайте его пальцами, вспомните, что-то приятное.
Эти упражнения необходимо отрабатывать до автоматизма. Их можно изменять, усложнять, дополнять.
Схема изготовления мешочка.
Размер 5 х 5 сантиметров. Все швы тщательно
1 1 2 зашиваются (1,2,3,4). Оставить не зашитой
одну сторону. Мешочек рекомендуется
заполнять перловой (гречневой, рисовой)
крупой. Он не должен быть тугим, поэтому
заполнять его следует не очень плотно. После
3 4 заполнения зашить оставшиеся стороны (5).
5
Список литературы.
1. Дудьев В.П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи.// Дефектология. 1999, № 4
2. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. Т.Ц. Сфера – М., 2002.-
3. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001 – 128с.