Психологическая готовность выпускников к сдаче ЕГЭ
Для начинающих психологов. Описание результатов диагностики проведённой в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spravka_po_11_klassurossiyskoy_federaci1_2.doc | 226.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Начинающим психологам.
Описание результатов диагностики проведённой в 11 классе.
Цель диагностики: изучение психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов.
Применяемые методики:
1.Анкета «Готовность к ЕГЭ» Чибисова М.Ю.
2. Методика «Шкала самооценки и тревожности» Ч.Спилберга.
3. «Опросник Казанцевой Г.Н.» - изучение общей самооценки.
4. Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников (Рогов Е.И., Котова И.В. «Психологическая служба»).
В диагностике принял участие – 21 человек.
Анкета «Готовность к ЕГЭ».
1 таблица
Показатель информированности о процедуре ЕГЭ | Процент выбора |
Высокий | 93% |
низкий | 7% |
Результат тестирования. У учащихся 11 класса высокий показатель информированности о процедуре ЕГЭ.
2 таблица
Показатель владения навыками самоконтроля, самоорганизации | Процент выбора |
Высокий | 87% |
низкий | 13% |
Результат тестирования свидетельствует о том, что 87% учащихся 11 класса владеют навыками самоконтроля и самоорганизации. Уверены в своих силах и в том, что смогут выстроить стратегию деятельности на экзамене.
3 таблица
Показатель тревожности связанный с процедурой ЕГЭ | Процент выбора |
Высокий | 22% |
низкий | 77% |
Результат тестирования свидетельствует о том, что у 77% учащихся 11 класса низкий показатель тревожности связанный с процедурой ЕГЭ.
2. Методика «Шкала самооценки и тревожности» Ч.Спилберга.
Показатели тревожности | Количество выборов | % |
Показатель личностной тревожности |
Низкая | 1 | 5 |
Умеренная | 11 | 52 |
выраженная | 9 | 43 |
Показатель реактивной (ситуативной) тревожности |
Низкая | 9 | 43 |
Умеренная | 5 | 24 |
выраженная | 7 | 33 |
Результат тестирования показал, что в классе у 57 % учащихся умеренный и низкий уровни личностной тревожности. И у 67 % учащихся класса низкий и умеренный показатель ситуативной тревожности. Эти показатели соответствуют возрастным особенностям, у учащихся 11 класса нервная система становится более уравновешенной, как правило, они менее раздражительны, более оптимистичны и не слишком тревожны. Лучше управляют своим эмоциональным состоянием, их настроение более устойчиво.
3. «Опросник Казанцевой Г.Н.» - изучение общей самооценки.
Уровни самооценки | Количество выборов | % |
Высокий | 1 | 5 |
Средний | 3 | 14 |
низкий | 17 | 81 |
У 81 % учащихся класса – высокий уровень самооценки. Этот показатель свидетельствуют о том, что самооценка в классе соответствует возрастной норме. Она относительно устойчива, сравнительно бесконфликтна и адекватна. У ребят преобладает оптимистичный взгляд на себя и свои возможности, они редко сомневаются в своих силах.
4. Методика изучения типа школьной мотивации у старшеклассников.
Мотивы | Сумма выборов по классу |
Социального одобрения | 14 |
Познавательный | 33 |
Социальной необходимости | 55 |
Общения | 10 |
Достижения | 29 |
Престижность учёбы | 5 |
Страх наказания | 2 |
Согласно результатам у учащихся 11 класса преобладают следующие мотивы:
1. осознания социальной необходимости, 2. познавательный мотив и 3.мотив достижения.
Учащиеся с преобладанием мотива осознания социальной необходимости учатся, прежде всего, потому, что осознают необходимость хорошей учёбы в школе для собственного успешного будущего.
Высокий уровень познавательного мотива показывает выраженность у учащихся интереса к собственно новому знанию, новой информации. Учащиеся с выраженным познавательным интересом получают удовольствие от самого процесса открытия нового.
Высокий уровень мотива достижения – учащиеся с выраженной мотивацией достижения учатся прежде всего из желания доказать самому себе, что способны на многое у них преобладает желание быть лучшими, осознавать себя способными и умными.
Вывод: В психологической готовности выпускника к сдаче ЕГЭ выделяются три
структурных компонента: познавательный, личностный и процессуальный.
Процессуальный компонент включает в себя знакомство с процедурой ЕГЭ, навыки работы с тестами.
Личностный компонент характеризуется наличием у выпускника личностно-смысловой позиции, позволяющей выстроить стратегию деятельности на экзамене. Владение способами снижения тревоги, управления своим эмоциональным состоянием.
Познавательный компонент включает в себя не только знания, но в большей степени сформированность учебной деятельности и наличие познавательной мотивации.
Результаты проведённой диагностики в 11 классе свидетельствуют о сформированности всех перечисленных компонентов. У учащихся высокий показатель информированности о процедуре ЕГЭ, они уверены в своих силах, владеют навыками самоконтроля и самоорганизации, умеют управлять своими эмоциями. У выпускников высокий показатель познавательной мотивации.