Физиологические и психологические изменения детей в возрасте 10 - 11 лет
раскрыты физиологические изменения детей в возрасте 10 - 11 лет. показаны изменения в развитии психичестки процесов: новообразования данного возраста, кризис самооценки, особенности нервно - психической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fiziologicheskie_i_psihologicheskie.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Физиологические и психологические
изменения и детей в 10 – 11 лет
К концу младшего школьного возраста происходят важные изменения в физическом развитии. Завершено окостенение черепа головы, продолжается упрочение скелета, особенно конечностей, позвоночника, тазовых костей. В этом возрасте интенсивно развивается мускулатура, увеличивается масса мышц, дети в состоянии поднять правой рукой 16-19 кг. Дети в этот возрастной период обладают, как правило, хорошим здоровьем. Спят 9-10 часов, хорошо засыпают, легко просыпаются;
Продолжается развитие костно-мышечной структуры тела. Однако мышцы уже достаточно хорошо развиты. Движения становятся более координированными;
Продолжается формирование сердечно-сосудистой системы. Частота сердечных сокращений достаточно устойчива;
Увеличивается скорость образования условных рефлексов.
Развитие головного мозга младших школьников обусловливает совершенствование их нервно-психической деятельности, усиливается роль торможения, это требует бережного отношения к их психике, умелого переключения с одного вида деятельности на другой
Психическое развитие
К концу младшего школьного возраста у ребенка должны сформироваться такие новообразования, как умение рассуждать и делать выводы, умение организовать свою деятельность и доводить начатое дело до конца, осознанное принятие решения;
Период кризиса самооценки. Резко возрастает количество негативных самооценок;
Мотивационный кризис. Смена социальной ситуации ведет к изменению внутренней позиции ученика: недовольству собой, критичности в оценки результатов учебы, снижению интереса и мотивации к учебе.
Развитие нервно-психической деятельности младших школьников расширяет их познавательные возможности, создает условия для совершенствования восприятия, мышления, памяти.
К 10 – 11 годам постепенно развиваются элементы понятийного мышления и ребенок овладевает конкретно-операционной стадией когнитивного развития;
Появляется способность к логическим рассуждениям; Развитие теоретического мышления (мышление в понятиях); может свободно работать с понятиями, способность к простейшим обобщениям, ребенок начинает делать выводы.
Память еще остается механической (заучивание), но идет бурное развитие опосредованной памяти, когда дети начинают запоминать связи и зачастую им не требуется сидеть и заучивать, а достаточно прочитать один раз и осознать прочитанное.
Внимание становится более устойчивым, носит произвольный характер, увеличивается объем, ребенок может длительное время сидеть и выполнять одно задание.
Заметным своеобразием отличается нравственное развитие Оно происходит преимущественно под влиянием побуждения их к соблюдению установленных в школе и классе правил поведения и тех императивов, которые содержатся в повседневном общении со сверстниками. Причем при оценке поведения сверстников они чаще всего исходят из того, чего нельзя делать, и стремятся давать оценку поступков других детей, зачастую не замечая собственных недостатков, иногда свои поступки приписывают другим или положительные поступки других себе, поле чего ждут оценки со стороны взрослого. При этом их действия и поступки во многом имеют подражательный характер. Так как самосознание и самоанализ у них находятся на низком уровне.
Кризис самооценки, негативная Я-концепция зачастую влекут за собой плохую социальную адаптацию, негативно отражаются на взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками (конфликты, агрессивность);
Дружба воспринимается не в качестве источника взаимных удовольствий, а как серия взаимодействий, происходящих в течение длительного периода. Основой конфликтов представляются различия в личностных характеристиках.