Собрание для родителей учащихся начальной школы "Одарённый ребёнок"

 

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

 

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Чтобы помочь своему ребёнку стать способным, родителям необходимы определённые знания. На встрече родители получают ответы на такие вопросы как, кто такие одарённые дети, всем ли дана познавательная потребность от природы. Много внимания уделяется рассмотрению факторов, влияющих на развитие и поддержание познавательной потребности. На второй встрече родители имеют практическую возможность оценить склонности и способности своего ребёнка.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_odaryonnyy_rebyonok.rar690.6 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Одарённый ребёнок»

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

I. Кто же такие одарённые дети?

Представление о том, что одарённые дети должны поражать взрослых своими яркими, бьющими, что называется прямо  в глаза способностями, и прежде всего невероятным для их возраста объёмом знаний и умений – такое представление идёт из глубины веков и отражено в происхождении слова «одарённость». Одарённость – от слова «дар» (дар природы, Божий дар).

В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребёнка, от природы наделённого  особыми возможностями с семьёй готовой эти возможности развить. А потом с учителями, умеющими увидеть одарённость и создать условия для её проявления.

II. Возможности, данные ребёнку от природы, это задатки, из которых в процессе жизни формируются способности. Способности – это способы выполнения деятельности. Чьи способы лучше, у того и способности выше. Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись  с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы справится с ней, другие ищут совершенно новые решения. Из такого понимания способностей становится ясно, что от природы способностей нет,  и не может существовать, ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести.  

Итак, задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратится. Чаще всего большая часть их так и не становится способностями.  Чтобы была понятна эта непростая связь «задатки-способности» проведём аналогию: задатки – это семена будущего растения, которые сами по себе могут быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче:

«Вот, вышел сеятель сеять;

И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;

Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло  солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;

Иное упало в тернии, и выросло тернии и заглушило его;

Иное упало на добрую землю и принесло плод….

Подводя итог, скажем,  что же вкладывается в понятие «одарённость».  

Это высокий уровень развития каких либо способностей, а одарённые дети, соответственно дети с достаточно высоко развитыми способностями.

Вы можете сказать, что великие поэты, писатели и музыканты рождаются раз в столетие.  Куда нам до них. Я соглашусь с вами, что это редкая, особая  одарённость, которая встречается один  раз на тысячу, а то и на миллион случаев. Здесь не обойтись без особых генов, без особых условий.  Это дети с высокой одарённостью  и их очень немного. Эти дети особые даже на взгляд неспециалиста: они по-другому, иногда с большими трудностями общаются, по-другому живут, иногда очень однобоко – только интеллектуальными или творческими интересами.

Но есть и другие одарённые: это так называемая великолепная норма. Всё у такого ребёнка с самого начала было хорошо: мама нормально родила (и до родов у неё всё было хорошо); ему попались умные родители, обеспечившие разумное и в самом лучшем смысле нормальное воспитание; он попал в школу к хорошим, опять-таки, в смысле высокой нормы, учителям.  В результате этого обязательно вырастут одарённые дети. Не обязательно чрезвычайно одарённые, а своего рода сверхполноценная норма. Такие дети не только более одарены, чем обычные, которым не так повезло. Они, как правило, и более красивы, и, конечно более здоровы, чем большинство детей (чего, кстати, не скажешь об особо одарённых детях).

III. Какие же способности могут развиться у ребёнка? В каких видах человеческой деятельности он может себя проявить? (презентация)

По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках основных видов деятельности с учетом разных психических сфер и соответственно степени участия определенных уровней психической организации (принимая во внимание качественное своеобразие каждого из них).

К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой. В рамках каждой сферы могут быть выделены следующие уровни психической организации. Так, в рамках интеллектуальной сферы различают сенсомоторный, пространственно-визуальный и понятийно-логический уровни. В рамках эмоциональной сферы — уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В рамках мотивационно-волевой сферы — уровни побуждения, постановки целей и смыслопорождения.

Соответственно могут быть выделены следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности — хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности — лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

Каждый вид одаренности предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности. Например, музыкальная одаренность обеспечивается всеми уровнями психической организации, при этом на первый план могут выходить либо сенсомоторные качества (и тогда мы говорим о виртуозе), либо эмоционально-экспрессивные (и тогда мы говорим о редкой музыкальности, выразительности и т.д.). Каждый вид одаренности по своим проявлениям охватывает в той или иной мере все пять видов деятельности. Например, деятельность музыканта-исполнителя, будучи по определению художественно-эстетической, кроме того, формируется и проявляется в практическом плане (на уровне моторных навыков и исполнительской техники), познавательном плане (на уровне интерпретации музыкального произведения), в коммуникативном плане (на уровне коммуникации с автором исполняемого произведения и слушателями), духовно-ценностном плане (на уровне придания смысла своей деятельности в качестве музыканта). Классификация видов одаренности по критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» является наиболее важной в плане понимания качественного своеобразия природы одаренности. Данный критерий является исходным, тогда как остальные определяют особенные, в данный момент характерные для человека формы.

IV. Общие и индивидуальные способности.

Следующий момент, на котором хочется остановиться, это наличие общих способностей. В результате специальных экспериментов, выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Это значит, что ребёнок одарённый, проявивший себя в определённой сфере (музыкальной, математической), одарён «вообще». Нет, и не может быть выдающегося математика с низким уровнем способностей к языку, другое дело, что способность к языку у него может быть развита меньше, чем собственно математические. Мы можем утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, скажем тех же футболистов,  будет заведомо выше, чем футболистов бездарных. Подтверждениями этого факта являются и яркие исторические примеры.  Не случайны выдающиеся рисунки Пушкина, не случайно, что, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени.  Не случаен музыкальный и дипломатический талант  Грибоедова.  Не случайно, что выдающийся спортсмен Ю. Власов стал хорошим писателем.  

Говорить о том, что ребёнок талантлив в математике, а писать сочинения у него нет способностей,  нельзя. Просто эта способность у него не развита в силу других причин: отсутствие интереса, безразличия, отсутствие желания добиться успеха, ну и, по всей вероятности, вовремя не оказалось рядом взрослого (родителя, учителя).

V. Сенситивные периоды в развитии способностей.

 Было выяснено, что для развития  различных специальных способностей существуют определённые периоды, наиболее благоприятные для развития этих  способностей. Для разных способностей эти периоды различны. Скажем наиболее ранний сезитивный период, видимо,  у музыкальных способностей, до 3 лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, нужно, чтобы до трёх лет он жил в богатой музыкальной среде – вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (те же колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-нибудь. Есть даже данные, что развитие способностей начинается уже в утробе матери – серьёзные эксперименты и вполне заслуживающие  внимания результаты. После сензитивного периода, т. е. трёх лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по настоящему одарённые музыканты появляются в семьях музыкантов, или уж во всяком случае, там, где в семье любят музыку.  Мы так подробно останавливаемся на музыкальных способностях, потому что этот пример позволяет увидеть важность периода для начала  развития способностей.

Такие сензитивные периоды есть у всех способностей без исключения.

VI. Что же делает одарённого ребёнка именно одарённым, что же отличает его от обычных детей?  

Искали различия во всём. Часто считали, что основой повышенных способностей является память. Особая, чрезвычайно развитая память и позволяет одарённому ребёнку выделывать чудеса, она и делает его одарённым. Разумеется память у одарённого ребёнка практически всегда превосходная, но всё же дело не в ней. Точно так же не обнаружены сколько-нибудь принципиальные различия между обычными и одарёнными детьми в восприятии, мышлении, даже воображении.

Главное, что объединяет всех, таких разных «вундеркиндов» и что резко отличает их от обыкновенных детей – так называемая умственная активность.  Это потребность одарённых в умственной работе, независимо от возраста, характера, пола, здоровья. Иначе говоря, именно стремление к познанию – самая яркая характеристика любого одарённого ребёнка.

Познавательная потребность имеет непосредственное отношение к развитию способностей.

                                   

                                               Познавательная потребность

        

                                            Умственная активность

Оказывается, способности вырастают, развиваются из задатков при одном обязательном условии. Деятельность, которой занимается ребёнок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость – задатки развиваются, нет радости от умственной деятельности – способностей не будет. От длительных, безрадостных, по принуждению или самопринуждению, занятий будет что угодно – пятёрки, похвалы, даже знания, не будет только главного - способностей.

Отсюда вытекает следствие. Отметки, особенно в начальных классах, сами по себе никак способности не характеризуют. Старательная девочка, прилежно выполняющая уроки, получающая в первом, третьем или пятом классе сплошные пятёрки останется неспособной, если никакого удовольствия от чтения, решения задач не получала, а хорошо училась лишь из прилежания. А мальчишка-двоечник, которого не усадишь за уроки, тем не менее станет вполне способным школьником, потому что обожает чтение, сидит со сложным конструктором, решает головоломные шахматные задачи – и в этой деятельности счастливо развивает свои способности. А к старшим классам, где роль способностей в учении становится больше, как правило, «гордостью»  школы становятся те, кто получал удовольствие от умственной деятельности.

Это не значит, конечно, что учение должно быть только радостью. Чем старше ребёнок тем больше элементов обязательности, даже принуждения (лучше самопринуждения) надо вводить в учение. Но начало обучения должно обязательно быть приятным радостным для ребёнка.

VII.   Куда исчезает познавательная потребность?

Мы подошли к вопросу о том, почему у одних эта потребность есть, у других – нет. Может быть, от природы она дана не всем? Давайте разберёмся с этим вопросом.

Если способности от природы никому не даются, их, к сожалению, надо развивать, то познавательная потребность каждому ребёнку в полной         мере отпускается природой и очень ярко обнаруживается у каждого здорового ребёнка с самого начала. А вот что происходит потом? Почему у одного ребёнка эта потребность так и сохраняется и делает его ярко способным, одарённым, а у другого она  куда-то исчезает и никаких способностей, а ученье для такого ребёнка – сплошное уныние и безнадёга.

Есть вещи, которые не очень зависят от родителей и учителей, даже самых лучших. Скажем, сейчас трудно, а может и невозможно обеспечит будущей маме, а потом и ребёнку экологически чистое и полноценное питание,  медицинского обслуживания нужного качества и т.д. но чего пока нельзя, того нельзя. Что же зависит от родителей?

1. Начинается буквально с первых лет жизни, а то и дней. Например, ребёнок в первые годы жизни нуждается в огромном количестве любви: чем больше, тем лучше. Его надо брать на руки столько раз, сколько на это у мамы есть времени, целовать и гладить столько, столько опять-таки, есть на это сил и времени. Но почему-то у нас иногда считается, что часто брать на руки маленького ребёнка – это его баловать, Постоянно показывать ему свою любовь – опять-таки баловать. Надо с самого начала сказать, что ребёнок, которому не хватает любви, имеет не так много шансов вырасти полноценным, нормальным, а значит одарённым.

2.  Но дальше к этому серьёзному обстоятельству присоединяются другие. Ребёнка довольно рано начинают наказывать за сломанную игрушку: сначала журить, потом ругать, потом наказывать и грозить полным отлучением от всяких игр. Это – большая родительская ошибка: до 6 лет категорически нельзя упрекать, как - либо журить за сломанную игрушку.  Наоборот, надо посочувствовать, а то и подбодрить, если расстроен. Всё дело в том, что ребёнок познаёт мир в действии: любую вещь он пробует  разобрать, хотя бы потрясти, подёргать. Это не просто нормально, это крайне необходимо. Просто любоваться на игрушку ребёнок не может и ни в коем случае не должен – он должен с ней играть как можно более активно.

3.  Давайте вспомним возраст почемучек. Это возраст 5 лет, когда дети буквально заваливают взрослых вопросами. Начиная от  «что это такое» и «Почему у коровы рога», «почему луна не падает на землю», «откуда ветер прилетел» и т.д.  Ребёнок ждёт от нас ответов…. А если не дожидается, то перестаёт задавать вопросы. А мы порой отгораживаемся от этих вопросов, как нам кажется «уважительными причинами». Нет времени, очень устал, болен, расстроен, своих проблем хватает. А дети задают вопросы не только в 5 лет, но и в 7 и 8 лет. Зададут и в10, но только при условии, что вы отвечали на эти вопросы в 5 лет.  Это уже, конечно будут вопросы другого содержания. Таким образом, можно сделать вывод: всегда помогите ребёнку найти ответы на вопросы, даже если для этого вам придётся  обратиться литературе. Сейчас проблему нужной информации легко решает интернет.  Не оставляйте его интерес неудовлетворённым.

4.  Зона ближайшего развития ребёнка

В определённые моменты жизни ребёнку  нужна помощь взрослого. Ребёнок теряет интерес к  деятельности, к получению новых знаний, умений, когда у него «не получается», «не выходит», «не знает как». Давайте  обратимся к схеме (презентация)

В каждом возрасте для каждого ребёнка существует ограниченный круг дел, с которым он может справиться сам. За пределами этого круга – дела доступные для него только при участии взрослого или недоступные вообще.   Круг дел вместе с взрослыми – это зона ближайшего развития ребёнка. Это дела, когда ребёнок просит «Помогите».  По мере развития ребёнка круг дел, которые он начинает выполнять самостоятельно, увеличивается за счёт тех дел, которые он раньше выполнял вместе с взрослыми. Другими словами,  «завтра ребёнок будет делать сам то, что сегодня делал с мамой» и именно благодаря тому, что это было с мамой. Зона дел «вместе» - это золотой запас ребёнка, его потенциал на ближайшее будущее.таким образом, вы рядом, вы оказываете помощь и поддержку. Ребёнок переживает ситуации успеха, и, как следствие, дальнейшее стремление что-то узнать, чему-то научиться. Ещё один момент  (схема ближайшего развития 2).

Зона дел вместе – зона  ближайшего развития  у каждого ребёнка может быть разной.  У одного ребёнка эта зона широкая, т.е. родители с ним много занимаются, у другого – узкая, ребёнок чаще предоставлен самому себе. Первый ребёнок будет развиваться быстрее, чувствовать себя увереннее, успешнее, благополучнее.

5.  Климат в семье – принципиальная основа для развития познавательной потребности. Способные  дети, стремящиеся к знаниям,  вырастают, как правило,  в семьях интеллектуалов. В семьях, где независимо от политических, экономических факторов, есть и будут  присутствовать у родителей духовные интересы. Всё дело в том, что дети в этих семьях живут в атмосфере ярких познавательных интересов самих родителей, и это оказывается более весомым, чем любые воспитательные меры. Маловероятно, что ребёнок полюбит книгу и чтение, если в семье никто не читает.  

Заключение.

Мы с вами рассмотрели сегодня вопросы кто же такие одарённые дети, и чем они отличаются от обыкновенных детей.   Коснулись вопроса задатков и способностей. Пришли к выводу, что от природы нам даются только задатки, которые нужно превратить в способности.  Если ребёнок одарён в одной области, значит, он одарён «вообще».  Много внимания уделили рассмотрению факторов, влияющих на развитие и поддержание познавательной потребности.   Вы можете подумать сейчас не только о своих детях, но и проанализировать свою жизнь, какие способности вы смогли в себе развить.  Что помешало?  И что ещё можно сделать.  Есть понятие ранней одарённости и поздней одарённости. Поздняя одарённость может проявиться уже во взрослом возрасте и кардинально поменять вашу жизнь.