Метод социометрических измерений
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г.Альметьевск
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на базе Управления образования
на тему: «Исследования межличностных отношений учащихся. Метод социометрических измерений»
Выполнила:
педагог-психолог МАОУ-СОШ №7
Халметова А.Р.
9.02.2011
Исследования межличностных отношений учащихся. Метод социометрических измерений
Чем бы человек ни обладал на земле – прекрасным здоровьем, любыми благами жизни, он все-таки недоволен, если не пользуется почетом у людей. Имея все возможные преимущества, он не чувствует себя удовлетворенным, если не занимает выгодное место в умах. Ничто не может отвлечь его от этой цели. Даже презирающие род людской, третирующие людей, как скотов, и те хотят, чтобы люди поклонялись и верили им.
Б.Паскаль
Социальные потребности существуют в любом обществе – и не только у людей. Причем они не сводятся только к биологическим.
Например, на обезьянах провели такой эксперимент. Когда вожака стаи начали кормить в последнюю очередь, у него повысилось давление – он нервничал, но терпел. А вот когда к его самке (а их у него было достаточно) подселили «подчиненного» ему самца- у него произошел инфаркт.
Даже ребенок привязывается к тому, кто с ним агукает и улыбается, а не к тому, кто его кормит и меняет пеленки.
Социальные потребности можно выделить особо, поскольку они накладывают отпечаток на все остальные побуждения человека. Но в данном случае речь пойдет о социальных потребностях. Прежде всего это потребность принадлежать к социальной группе и занимать в ней окружающими.
Не секрет, что каждый хочет, чтобы его уважали и любили. Попытки свести все многообразие социальных потребностей к «жажде власти» безнадежно устарели. Потребность лидерства – лишь одна из многих в этом роде, и потребность быть ведомым подчас перекрывает ее.
Подчиняться проще, легче, чем брать на себя ответственность, поэтому многие выбирают позицию ведомого. Я не хочу сказать, что это плохо
- это выбор каждого из нас и он достоин уважения.
Но наша школа придерживается другой позиции – развитие лидерских качеств учащихся, поддержка их социальной активности, является приоритетным. Поэтому мы с большим энтузиазмом приняли новую программу «Основы лидерства» (в нашем городе только 2 школы обучаются по этой программе).
Ребята, проходящие курс «Основ лидерства» находятся постоянно в процессе тренинга, выполняя различные задания (вне школы) они развиваются свои лидерские качества, борются с комплексами и приобретают навыки личностного роста.
В нашей школе очень активные ребята, на них всегда можно положиться и даже сегодня в подтверждении моих слов они приехали со мной, чтобы самим рассказать о своей работе.
Я думаю легко можно воспитать лидеров (успешных людей), если следовать простому совету – «Никогда не делай сам того, что можно поручить детям»!!!
И я приглашаю наших выступающих, они сами вам все расскажут и покажут!
Человек связан с окружающими его людьми взаимными правами и обязанностями, что проявляется как потребность в справедливости. Наверное, нет двух людей, у которых представления о справедливости были бы одинаковы. Но общество распалось бы, если бы люди не находили чего-то общего в своих представлениях о справедливости. В то же время существуют социальные потребности «для себя» - отстаивание прав – «для других» - выполнение обязанностей. Обе потребности присущи всем людям. Сила той или другой контролируется нормами поведения в данном обществе – от соседей по квартире до всего человечества, - поскольку у каждого человека (в той или иной степени) есть потребность этим нормам соответствовать.
С конфликтами обычно связаны неприятные переживания, нарушение взаимоотношений, потеря психического равновесия. Поэтому и отношение к ним в группе, как правило, резко отрицательное. Оно выражается в том, что большинство лидеров – формальных или неформальных – либо стремятся подавлять их все без разбора («А ну, цыц, у меня!»), либо не хотят в них вмешиваться («А-а разбирайтесь сами!..». Обе эти позиции глубоко ошибочны, т.к. в первом случае конфликт может со временем усугубиться и при удобном случае конфликт может со временем усугубиться и при удобном случае вспыхнет с новой силой, а во втором – будет развиваться стихийно, со всеми отсюда вытекающими последствиями.
Конфликтную ситуацию надо вовремя распознать, выявить у устранить до того, как она перерастет в конфликт. Но если это все же случилось, инцидент произошел – развитием конфликта надо уметь управлять.
В принципе без конфликтов не обходится ни один коллектив (это его «болезни роста»). Поэтому лучше всего время от времени проверять положение в группе, привлекая специалистов.
СОЦИОМЕТРИЯ
Методика разработана Дж.Морено. В настоящее время имеет много модификаций.
Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы, и решения следующих задач.
А) измерение степени сплоченности-разобщенности в группе.
Б) выявление соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии и антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые).
В) обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез динамики внутригрупповых отношений, с тем, что бы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Социоматрица
№ | ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | итого |
1 | Иванов | Х | 1 | 1 | 3 | 1 | ||||||
2 | Петров | Х | 3 | 2 | 1 | |||||||
3 | Сидоров | 1 | Х | 2 | 1 | |||||||
4 | … | 2 | Х | 3 | 1 | |||||||
5 | … | 3 | Х | 1 | 1 | 2 | ||||||
6 | … | 1 | 1 | 2 | 3 | Х | ||||||
7 | … | 2 | Х | 1 | 1 | |||||||
8 | … | 3 | 2 | Х | ||||||||
9 | … | 2 | 1 | 3 | Х | 3 | ||||||
10 | … | 1 | 1 | 3 | 3 | Х | ||||||
Кол-во выборов | 79 | |||||||||||
Кол-во взаимных выборов | 4,5 |
Подготовка исследования.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, имеющая некоторый опыт взаимодействия. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование формируются критерии социометрического выбора. Критерий – это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными.
После выбора и формулировки критериев составляется опросник, содержащий инструкцию и перечень критериев.
Порядок исследования.
Перед началом опроса – инструктаж тестируемой группы. Следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задание, гарантировать сохранение тайны ответов.
После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы.
В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязанности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Количество выборов ограничивается тремя (5)
БЛАНК социометрического опроса
ФИО____________________________________________
Класс_________________________
Ответьте на поставленные вопросы, записав под каждым из них три фамилии членов вашей группы с учетом отсутствующих.
- Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе?
А)
Б)
В)
2. Кого бы ты из группы пригласил на свое день рождение?
А)
Б)
В)
3.С кем из твоей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?
А)
Б)
В)
ОБРАБОТКА ДАННЫХ и интерпритация результатов.
- Составление социоматрици.
Социоматрица – это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
Количество полученных выборов (79) – социометрический статус группы, который сравнивается с теоретически возможным числом (11х9)=99.
Существует и такой социометрический параметр, как «индекс групповой сплоченности»
Сгр= сумма взаимных выборов/общее число возможных выборов в группе=4,5/99=0.04
Показатель хорошей групповой сплоченности – 0,6-0,7
- На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы – «мишени».
Мальчики девочки
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
- Внутренний круг – это так называемая «зона звезд», в которую попадают лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
- Второй круг – зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие выборов в количестве выше среднего показателя.
- Третий руг – зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие выборов, в количестве ниже среднего.
- Четвертый круг – зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и взаимоотношения между ними.