Родительское собрание в 5 классе
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. В конце собрания раздаются памятки родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_5_klass.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ
Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам
Подростковый возраст (10—15 лет) — период бурного роста и развития организма. Начало его перестройки связано с активизацией деятельности гипофиза (нижний мозговой придаток), особенно его передней доли, гормоны которого стимулируют рост тканей и функционирование других желез внутренней секреции. Происходит интенсивный рост тела.
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: сердце значительно увеличивается в объеме, а диаметр кровеносных сосудов отстает в развитии. Это приводит к временным функциональным расстройствам кровообращения, проявляющимся в головокружении, головных болях, сравнительно быстрой утомляемости. Идет половое созревание. Вследствие неравномерного физического развития всего организма, и в частности нервной системы, у подростков наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность, вспыльчивость. Эти особенности физического развития подростка должны иметь в виду и педагоги, и родители.
Подростковый возраст иногда называют трудным. Это утверждение и верно, и не верно. Верно, что усложнение деятельности, поведения и сознания подростков создает дополнительные трудности в их воспитании. Труден сам процесс превращения ребенка во взрослого. Вместе с тем в этом возрасте множество замечательных составляющих. Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Некоторые психологи выделяют у детей подросткового возраста особое свойство личности, которое называют чувством взрослости. Это чувство может возникать в результате знания подростком сдвигов в своем физическом развитии. Во взаимоотношениях со взрослыми подросток уже не чувствует себя ребенком, он может и желает участвовать в настоящем труде, иметь серьезные обязанности и поручения. Н.К. Крупская, характеризуя этот возраст, говорила, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Подросток— это ребенок, становящийся взрослым.
В 5-м классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения Под адаптацией принято понимать — в широком смысле — приспособление к окружающим условиям. Адаптация имеет два спектра — биологический и психологический. Надо заметить, что с понятием «адаптация» тесно связано понятие «готовность к обучению в средней школе» Не все учащиеся начальной школы подготовлены к переходу в среднюю одинаково. Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Новообразования младшего школьного возраста — произвольность, рефлексия, мышление в понятиях.
3. Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Подростковый возраст — это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов, активного стремления к творческой деятельности. Подросток все больше стремится к самостоятельности во всем, его уже не устраивает простое заучивание наизусть учебного материала и его механическое воспроизведение.
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В 5 классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя – предметники, преподающие новые дисциплины.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Каковы же причины плохой адаптации в 5 классе?
1. Разные требования со стороны учителей – предметников, необходимость их учитывать и выполнять.
2. Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
3. Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а классному руководителю не удается уделить всем необходимое внимание.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их школьной жизни.
Игра «Корзина чувств».
Уважаемые мамы и папы! Представьте, что у меня в руках корзина, в которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того, как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите то чувство, которое вас переполняет более всего в тот период времени, когда ребенок находится в школе, и назовите это чувство.
Родители называют чувства, которые их переполняют, от которых они страдают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности семей, связанные со школьным обучением ребенка, и помогает обсудить эти проблемы в ходе собрания.
Рекомендации для родителей.
· Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
· Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
· Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
· Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие сарказм и жестокость.
· Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
· Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
· Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Известный педагог и психолог Симон Соловейчик в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников во время адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.
ПРАВИЛА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик)
· Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
· Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
· Не дерись без причины.
· Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
· Играй честно, не подводи своих товарищей.
· Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
Два раза ни у кого ничего не проси.
· Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
· Из-за отметок не плачь, будь гордым.
· С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся.
Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут.
· Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
· Старайся быть аккуратным.
· Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.
· Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!
Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в рабочем уголке ребенка на видном месте. Желательно обращать внимание ребенка на то, какие правила у него получается выполнять, а какие – нет, и почему.
Анкетирование родителей.
Уважаемые родители! Ваш ребенок учится в 5 классе уже месяц. Какие –то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю. Хотелось бы, чтобы ваши ответы на вопросы данной анкеты помогли вашему ребенку быстрее и успешнее адаптироваться к обучению в 5 классе.
1. Какие учебные предметы даются вашему ребенку легко?
2. По каким предметам подготовка домашнего задания вызывает у него затруднение?
3. С чем это, по вашему мнению, связано?
4. Какая помощь нужна вашему ребенку со стороны учителя по предмету, классного руководителя?
5. Что бы вы хотели посоветовать учителю – предметнику в организации общения с вашим ребенком на уроке?
ПРАВИЛА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик) * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. * Два раза ни у кого ничего не проси. * Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. * С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. * Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! | ПРАВИЛА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик) * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. * Два раза ни у кого ничего не проси. * Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. * С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. * Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! |
ПРАВИЛА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик) * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. * Два раза ни у кого ничего не проси. * Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. * С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. * Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! | ПРАВИЛА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик) * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. * Два раза ни у кого ничего не проси. * Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. * С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. * Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! |
ПРАВИЛА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик) * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. * Два раза ни у кого ничего не проси. * Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. * С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. * Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! | ПРАВИЛА ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ (Симон Соловейчик) * Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. * Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться. * Не дерись без причины. * Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. * Играй честно, не подводи своих товарищей. * Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. * Два раза ни у кого ничего не проси. * Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. * Из-за отметок не плачь, будь гордым. * С учителем из-за отметок не спорь и не обижайся. * Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они у тебя обязательно будут. * Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. * Старайся быть аккуратным. * Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. * Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей! |
Рекомендации для родителей
«Адаптация ребенка к новым условиям»
* Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, к каждому прожитому дню. Неформальное общение со своим ребенком после школьного дня.
* Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
·* Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей, лишение удовольствий, психические наказания.
·* Учет темперамента ребенка. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
* Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
* Поощрение ребенка, и не только за учебу. Моральное стимулирование достижений ребенка.
·* Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.
Легкой адаптации!