1. Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
Скачать:
Предварительный просмотр:
- Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
Содержание | Формы и методы | Сроки проведения | Предполагаемый результат |
1. Наблюдение учащихся | Целевое посещение уроков в 4 классах. | В течение года | Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сферах, в межличностном общении путем наблюдения. |
2. Психолого-педагогическая диагностика | 1. Экспертный опрос педагогов 2. Диагностика интеллектуальной сферы 3. Диагностика мотивации учения 4. Диагностика школьной тревожности (по запросу) 5. Диагностика межличностных отношений в коллективе(по запросу) | Ноябрь Январь Февраль Март Март | Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путем диагностики. |
3. Коррекционно-развивающая работа | 1. Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия) 2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально, по мере отслеживания) | Октябрь, апрель В течение года | Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению. |
4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов | 1. Родительские собрания 2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом. | В течение года | Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определенной ответственности за ребенка, преодоление трудностей через педагогические средства. |
5. Экспертная работа | Пед.консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу» | Май | Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу. |
6. Методическая и аналитическая работа. | 1. Подготовка опросников и тестов 2. Подготовка к собраниям, тренингам, консилиумам… 3. Изготовление наглядных пособий для занятий 4. Обработка диагностики | Сентябрь В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведенной работы. |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в 4 классе на тему:
«Начало кризиса младшего подростка и готовность перехода в среднее звено».
Задачи:
1.Познакомить родителей с особенностями кризиса младшего подростка.
2.Подготовить ребенка к переходу в среднее звено.
3.Рассказать о запланированных работах.
4.Дать рекомендации родителям.
Начало кризиса младшего подростка.
Общая характеристика возраста (младший подросток)
Подростковый возраст- этап, находящийся между детством и юностью, охватывает период 11 лет до 13-14 лет.
Характеризуется рядом специфических черт, таких как:
-Появление чувства взрослости.
-Ведущее личностное новообразование-становление нового уровня самосознания. «Я-концепции» (образ себя)
-Стремление утвердить свою самостоятельность, независимость, потребность в освобождении от опеки и контроля.
-Постепенно происходит замена влияния семьи влиянием сверстников.
-Потребность в постоянной поддержке и принятии.
Симптомы, которые являются нормой для развития:
-Проявление симптомов кризиса зависит от ситуации, поведение достаточно гибко
-Относительно большой спектр форм поведения и эмоциональных состояний
-Симптомы кризиса наблюдаются, время от времени, в виде кратковременных «вспышек»
Успешно адаптируются те ребята, которые ко времени поступления в среднее звено:
-Имеют достаточный уровень интеллектуального развития
-Умеют работать самостоятельно
-Умеют планировать свои действия
-Умеют контролировать свои действия и оценивать результат своей работы
-Способны выдерживать эмоциональные нагрузки, обладают эмоциональной устойчивостью
-Кто не делает трагедии из школьной оценки
Основные задачи в период адаптации:
-Формирование представления о себе, как об умелом человеке с большими возможностями развития
-Формирование умения учиться в новых условиях
-Развитие учебной мотивации, познавательной активности и формирование интересов
-Формирование умения добиваться успехов и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе
-Развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно сравнивать свои результаты с другими
-Развитие ответственности и самостоятельности
-Развитие умения регулировать и контролировать свои эмоции и чувства
-Развитие эмпатии
Виды работ психологической службы
- Психологическая подготовка учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу
Содержание | Формы и методы | Сроки проведения | Предполагаемый результат |
1. Наблюдение учащихся | Целевое посещение уроков в 4 классах. | В течение года | Выявление учащихся, испытывающих проблемы в мотивационно-личностной сферах, в межличностном общении путем наблюдения. |
2. Психолого-педагогическая диагностика | 1. Экспертный опрос педагогов 2. Диагностика интеллектуальной сферы 3. Диагностика мотивации учения 4. Диагностика школьной тревожности (по запросу) 5. Диагностика межличностных отношений в коллективе(по запросу) | Ноябрь Январь Февраль Март Март | Выявление уровня готовности учащихся к переходу в среднюю школу путем диагностики. |
3. Коррекционно-развивающая работа | 1. Занятия с учащимися по подготовке к переходу в среднюю школу (тренинговые занятия) 2. Коррекционно-развивающие занятия (индивидуально, по мере отслеживания) | Октябрь, апрель В течение года | Формирование компонентов школьного статуса, относящихся к интеллектуальной, мотивационной сферам, системе отношений и социальному поведению. |
4.Консультационная и просветительская работа с родителями учащихся 4 классов | 1. Родительские собрания 2. Консультирование по актуальным запросам, касающихся проблем подготовки учащихся к переходу в среднюю школу конкретных детей или класса в целом. | В течение года | Повышение психологической компетентности в вопросах подготовки учащихся к переходу в среднюю школу, принятие родителями на себя определенной ответственности за ребенка, преодоление трудностей через педагогические средства. |
5. Экспертная работа | Пед.консилиум: «Итоги готовности учащихся 4 классов к переходу в среднюю школу» | Май | Подведение итогов готовности учащихся к переходу в среднюю школу. |
6. Методическая и аналитическая работа. | 1. Подготовка опросников и тестов 2. Подготовка к собраниям, тренингам, консилиумам… 3. Изготовление наглядных пособий для занятий 4. Обработка диагностики | Сентябрь В течение года Сентябрь-октябрь В течение года | Осуществление готовности к выполнению запланированных мероприятий. Осмысление результатов проведенной работы. |
Рекомендации родителям:
-Следить за здоровьем
-Проявлять искренний интерес к школьным делам ребенка
-Неформальное общение в доброжелательной обстановке
-Не требовать в первое время от ребенка прежних результатов
-Не наказывать и не унижать достоинства ребенка ни словесно, ни физически
-Не сравнивать и не ругать ребенка в присутствии посторонних людей, учителей и сверстников
-Учитывать особенности темперамента и генетически заложенных особенностей
-Учить самостоятельности и самоконтролю постепенно
-Поддерживать своего ребенка в сложных ситуациях и эмоциональных переживаниях
-Проявляйте терпение выдержку, принимайте безусловно своих детей, любите их не за отметки, а просто так!