Школьная дезадаптация. Нейропсихологическая профилактика и коррекция

В последние годы резко возросло количество детей, которым уже с первых дней жизни необходима врачебная помощь (сосудистые и костно-мышечные проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз различных систем организма). Через некоторое время они перекочевывают к дефектологам, логопедам, психологам, потому что имеют явные признаки отставания в развитии - задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматические проблемы. Кроме того, дети не умеют общаться друг с другом и со взрослыми, им трудно учиться, их поведение вызывает беспокойство родителей и педагогов (агрессивность, девиантное поведение, токсикомания). Это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и социальному взаимодействию.

С точки зрения нейропсихологического подхода, данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга (в первую очередь стволовых). Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, СДВГ, эпиготовности и соответственно учебной и социальной неуспешности. 
К этому стоит добавить специфику социокультурной современной ситуации (отсутствие игровой деятельности, подмена живого общения компьютером), плюс экология, состояние роддомов и школ. Все это компоненты единой системной дезадаптации.

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: 

  • снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;
  •  нарушение мыслительной деятельности;
  •  снижение функции внимания и памяти;
  •  несформированность пространственных представлений;
  •  недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная дезадаптация. Нейропсихологическая профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников

Подготовил(а):

педагог-психолог
Челышева С.А.

1. Школьная дезадаптация

Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане. Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Под адаптацией ребёнка к школе следует понимать: физиологическую адаптацию, как процесс приспособления функций организма ребёнка к условиям обучения в школе; социально-психологическую, как процесс активного приспособления системы "ребёнок-взрослый", "ребёнок-ребёнок" к новым условиям взаимодействия. Социально-психологическая адаптация включает развитие познавательной сферы ребенка и его умение подчинять восприятие, память, мышление, воображение задачам, которые ставят перед ним в процессе учения.

Изменение уровня и темпа жизни, рост цивилизации, сопровождающиеся быстрым развитием науки, техники, компьютерных технологий, усложнение школьных программ, предъявляет к детям повышенные по сравнению с прошлым требования. В этих условиях затруднения психологической и социальной адаптации, увеличивается количество детей с проявлениями различных форм школьной дезадаптации.

Основные симптомы школьной дезадаптации следующие:

неуспеваемость в обучении по программам,

соответствующим возрасту и способностям ребенка,

недостаточность общеобразовательных знаний и навыков,

нарушение эмоционально-личностного отношения к обучению, к учителям, сверстникам, к жизненной перспективе,

школьная тревожность.

Также о школьной дезадаптации свидетельствуют нарушения поведения: отказные реакции, антидисциплинарное поведение.

Субъективные причины дезадаптации:

недостаточный уровень мотивации к обучению в школе;

несформированность элементов и навыков учебной деятельности, причиной которой могут быть как индивидуальные особенности развития интеллекта, так и педзапущенность;

неспособность произвольной регуляции поведения, внимания, учебной деятельности;

неспособность приспособиться к темпу школьной жизни.

Чаще это бывает у детей соматически ослабленных, с задержкой физического развития, нарушениями в работе анализаторов.

Причины школьной дезадаптации, имеющие объективный характер:

неправильное отношение учителя к ученику;

неправильная организация учебного процесса.

2. Нейропсихологическая профилактика и коррекция трудностей в обучении у младших школьников

В последние годы резко возросло количество детей, которым уже с первых дней жизни необходима врачебная помощь (сосудистые и костно-мышечные проблемы, снижение иммунитета, десинхроноз различных систем организма). Через некоторое время они перекочевывают к дефектологам, логопедам, психологам, потому что имеют явные признаки отставания в развитии - задержка и искажение психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, повышенная возбудимость, истощаемость, неврозы, психосоматические проблемы. Кроме того, дети не умеют общаться друг с другом и со взрослыми, им трудно учиться, их поведение вызывает беспокойство родителей и педагогов (агрессивность, девиантное поведение, токсикомания). Это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и социальному взаимодействию.

С точки зрения нейропсихологического подхода данные трудности связаны с внутриутробной и (или) возникшей в младенчестве дисфункцией определенных структур мозга (в первую очередь стволовых). Последствия этого для онтогенеза заключаются в нарушениях и искажениях подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. На психическом уровне это проявляется в дизонтогенезе речевой деятельности, СДВГ, эпиготовности и соответственно учебной и социальной неуспешности. 
К этому стоит добавить специфику социокультурной современной ситуации (отсутствие игровой деятельности, подмена живого общения компьютером), плюс экология, состояние роддомов и школ. Все это компоненты единой системной дизадаптации.

Нейропсихологическая коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: 

снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность;

 нарушение мыслительной деятельности;

 снижение функции внимания и памяти;

 несформированность пространственных представлений;

 недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии, а также наиболее эффективных приемов, заимствованных из смежных дисциплин (дефектология, логопедия, педагогика и т.д.). Каждое занятие включает в себя двигательные и когнитивные (игры и задания за столом на развитие высших психических функций ребенка) упражнения.

Основой нейропсихологической коррекции является метод "замещающего онтогенеза", созданный в 1990 – 1997гг. (Семенович, Умрихин, Цыганок, 1992; Семенович, Цыганок, 1995; Семенович, Архипов, 1995; Гатина, Сафронова, Серова, 1996; Архипов, Гатина, Семенович, 1997; Семенович, Воробьёва, Сафронова, Серова, 2001; Семенович, 2002, 2004, 2005, 2007) и доказавший свою валидность как эффективный инструмент и как язык описания при работе с различными вариантами развития.

Методологически коррекционная программа опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации психических функций в онтогенезе (прежде всего, в ракурсе теории о трёх блоках мозга), учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; принцип «замещающего онтогенеза».

Методически – на адаптированный вариант базовых нейропсихологических, телесно-ориентированных, этологических, театральных и иных психотехник применительно к детскому возрасту.

Нейропсихологическая коррекция представляет собой трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.

1-й уровень – «Уровень непроизвольной саморегуляции, энергоснабжения и статокинетического баланса нейропсихосоматических процессов».

Методы 1-го уровня направлены, прежде всего, на элиминацию дефекта и функциональную активацию подкорковых образований головного мозга.

На этом уровне происходит первичная закладка и формирование саморегуляции ребёнка посредством ритмологических, ритуализированных способов воздействия. Обнаружение и разрушение патологических, псевдокомпенсаторных механизмов, оптимизация естественного и истинного компенсаторного потенциала непроизвольной саморегуляции ребёнка. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные, натуропатические, этологические, арттерапевтические и т. п. методики. В нейропсихологическом контексте основная мишень – когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы, опосредуемые субкортикальными и глубинными отделами мозга; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных) систем мозга.

2-ой уровень – «Уровень операционального обеспечения взаимодействия с собой и внешним миром».

Методы 2-го уровня направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и специализации левого и правого полушарий.

Главной мишенью здесь является преодоление асинхронии и дизонтогенеза (нарушений/искажений) различных операциональных психологических (в первую очередь когнитивных навыков и автоматизмов) факторов. Их коррекция и абилитация, создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, соматогнозиса, пространственных представлений и т.д.) и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления и т.д.). В отличие от первого уровня на втором больший вес приобретают методы когнитивной коррекции, разработанные в нейропсихологии, дефектологии и психотерапии. Они организованы таким образом, чтобы направленно сформировать, автоматизировать, стабилизировать и повысить функциональные возможности подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий ребёнка.

3-й уровень – «Уровень произвольной саморегуляции, мышления и смыслообразующей функции психических процессов».

Методы 3-го уровня направлены на формирование оптимального функционального статуса передних (префронтальных) отделов мозга.

На данном уровне корригируются и формируются синтетические, интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия, закрепляются и стагнируются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания, Автоматизируются навыки произвольной саморегуляции в эмоциональном и когнитивном аспектах. Все методы (нейропсихологические, логопедические, психотерапевтические и т.д.), применявшиеся ранее, ассимилируются и модифицируются в новую систему, подчинённую и детерминированную групповыми (игровыми, социальными) правилами, ритуалами, канонами, расширением репертуара ролей и т.п. Коррекция и абилитация направлены на формирование оптимального функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно-тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребёнка.

В коррекционный процесс поэтапно включены упражнения 1-го, 2-го и 3-го уровней, однако удельный вес и время применения тех или иных методов варьируются в зависимости от исходного статуса ребёнка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени уделяется отработке 1-го уровня, с постепенным переходом к следующему уровню. Автоматизмы 2-го уровня ассимилируются в программы 2-го и 3-го уровней в качестве составляющей любого из упражнений.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ. Актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагают востребованность таких психических функций, как эмоции, память, восприятие, процессы саморегуляции и т.д. Следовательно, в результате коррекции, развития и формирования этих психических функций создается базовая предпосылка для полноценного их участия в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя дыхательные упражнения, растяжки, глазодвигательные, перекрестные (реципрокные) телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, развития коммуникативной и когнитивной сферы, упражнения с правилами.

В  программу нейропсихологической коррекции включены:

Ритуалы приветствия.

Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения

Упражнения для крупной и мелкой моторики.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.

Массаж и самомассаж.

Упражнения на формирование смыслообразующей функции психических процессов и произвольной саморегуляции.

Когнитивные игры и упражнения.

Релаксация.

Ритуалы прощания.

Нейропсихологическая коррекция может осуществляться в групповом, а также в индивидуальном порядке, может включать домашние задания.

Чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при нейропсихологической коррекции проводится нейропсихологическая диагностика. Чтобы определить сильные и слабые стороны ребенка.

Полная нейропсихологическая диагностика проводится в начале и по окончании цикла. В зависимости от исходного статуса ребенка это может быть достаточно кратковременное амбулаторное сопровождение, а может — многолетний процесс. Оптимальная (для индивидуального типа развития) актуализация операциональных и регуляторных уровней психической деятельности в их взаимодействии является критерием эффективности коррекционной работы.

В целом же нейропсихологическое сопровождение (коррекция, профилактика, абилитация) отклоняющегося развития как варианта индивидуальных онтогенетических различий — всегда пролонгированный, непрерывный диагностический процесс, поскольку именно для детского возраста специфична стремительная подчас динамика межфакторных и межфункциональных перестроек.

Исходная пластичность и восприимчивость мозговых систем ребенка (при адекватном подходе к его проблемам) неизбежно приведут к наращиванию его психического потенциала. В противном случае функционально «невостребованные» структуры мозга будут тормозить и искажать весь ход психогенеза. Причем неполноценно будут развиваться не только высшие когнитивные процессы, базис для которых закладывается в раннем детстве. Отставание в познавательной сфере неизбежно повлечет изменения в сфере интересов, потребностей и эмоционально-личностной структуре растущего ребенка, поскольку психическая жизнь, как и все в природе, стремится к заполнению пустоты.