Куклотерапия
Предварительный просмотр:
Эссе
Артерапия (куклотерапия)
Куклы всегда мне казались загадочными существами. В детстве мы с сестрой верили, что ночью, когда все засыпают, их жизнь только начинает просыпаться, поэтому мы прятали им в укромных уголочках еду. Когда с мамой, папой, бабушкой приходили к друзьям семьи в гости, то среди множества тетенек, дяденек, вилок, тарелок, шкафов с разными интересными штучками и книгами неизменно привлекало внимание некрасивая, потертая, даже чем-то мрачная кукла висящая в проеме коридора на стене. Иногда мне давали ее потрогать и говорили, что это Петрушка. Мне было все равно, мог ее держать в руках несколько лет назад какой-то дядя Райкин (чье имя мне ничего тогда не говорило) или нет. Не смущало и то, что в моем представлении Петрушка был не таким безобразным и язвительным, а ярким, добродушным и веселым. Главное - эта кукла могла двигаться, кивать головой, хлопать в ладоши; лукавить, сердиться и обижаться. Она могла быть живой или висеть на стене подобно картине… и это было удивительно!
Проходит время. Я получаю новое образование. И вот во время коррекционно-развивающей работы с детьми случайно попавшаяся на глаза обезьянка заставила притихнуть самых расшалившихся малышей. А Крошка Енот смог рассказать «чего он боится», когда мы играли с шестилетней девочкой. И опять куклы начинают казаться существами наделенными необыкновенной волшебной силой.
Я начинаю осознавать, что посредством куклотерапии, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться больших результатов, нежели в простом разговоре.
О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с проблемами указывал Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности, как в развитии психических функций, так и в активизации творческих проявлений детей с проблемами в разных видах искусства (музыки, живописи, художественного слова, театра). Арт-терапия - это один из самых глубоких методов психотерапии, в результате которого снимается психическое напряжение, человек успокаивается и восстанавливает концентрацию. Арт-терапия не имеет ограничений и противопоказаний. Она помогает сломать психические стереотипы и позволяет безболезненно проникнуть в глубинные структуры психики, минуя критическое сопротивление сознания. В результате такой работы, помимо удовольствия, ребенок, либо взрослый человек приобретает веру в себя, повышает адаптивные способности психики, расширяет палитру своих чувств и переживаний и просто расслабляется, находит выход ситуации, закрепляет эффективные способы поведения.
Приходит на занятие мальчик, с очень сложной ситуацией в семье. Который день он не отвечает на мои вопросы, не выполняет предложенные задания. Иногда он что-то говорит, но при этом старательно пытается уйти от моей обратной реакции на его слова. Он сам по себе в своем мире. На одном из занятий в поисках «ключика к ребенку» я показываю ему набор пальчиковых игрушек и предлагаю создать свою куклу. Мы шьем с ним собаку! С большим показным не желанием это делать, ссылаясь на усталость, головную боль этот «немощный старичок» приступает к «тяжкой» работе. И происходит чудо вместо бледного, хилого существа, который сползает от бессилия с дивана передо мной появляется розовощекий со сверкающими от интереса глазами, постоянно выдающий какие-то идеи ребенок. Он смеется! Он создатель и уколы иголкой совсем не мешают ему творить волшебство! Вот собака высунула язычок, задорно задрала одно ухо, вильнула хвостиком и … побежала! Мы превратили перчатку в собачку, но главное превращение произошло не с ней, а с маленьким клиентом.